Сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и положений Конвенции о защите прав инвалидов 2006 г.“ (руководитель – Михалева Т.Н.).
Сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и положений Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года подготовлен Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь на основании договора с Представительством ООН/ПРООН в Республике Беларусь № 09-17/2 от 18 августа 2009 года.
Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года была разработана в рамках Организации Объединенных Наций и вступила в силу 3 мая 2008 года. Несмотря на то, что Конвенция не предлагает принципиально нового перечня прав человека в отношении инвалидов, она является первым всеобъемлющим международно-правовым документом, систематизирующим и уточняющим применение и гарантии существующих прав человека в конкретных обстоятельствах, в которых находятся инвалиды. Именно поэтому в качестве основной цели Конвенции провозглашается поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также уважение достоинства инвалидов.
При проведении научно-исследовательской работы «Сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и положений Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года» были учтены рекомендации по проведению на национальном уровне такого рода исследований с целью изучения возможности присоединения к Конвенции, изложенные в Тематическом исследовании Управления Верховного комиссара по правам человека Организации Объединенных Наций в целях повышения уровня информированности о Конвенции о правах инвалидов. С учетом таких рекомендаций и позиционируемого в Конвенции широкого и гибкого подхода к ее реализации, принимая во внимание общую направленность Конвенции на обеспечение равенства и предотвращение дискриминации, структура настоящего исследования обусловлена не стремлением постатейного комментария Конвенции, но системным, комплексным и целостным подходом к проводимому сравнительно-правовому анализу. Воспринимая права инвалидов как неотъемлемую часть права прав человека, в настоящем исследовании заложены элементы компаративного межотраслевого анализа реализации основных прав и свобод человека.
В Республике Беларусь вопросы статуса и правового положения инвалидов регулируются Конституцией Республики Беларусь, рядом общих и специальных актов законодательства. Инвалиды обладают всей полнотой политических, социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных в Конституции Республики Беларусь и иных актах законодательства. Статья 22 Конституции Республики Беларусь закрепляет равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Не допуская какую-либо дискриминацию по признаку инвалидности, законодательство Республики Беларусь в равной мере распространяется и на инвалидов.
Республика Беларусь является участником таких международных договоров, как Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 года. Ряд документов в области защиты прав и свобод инвалидов разработан в рамках интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Так, в рамках Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) действует Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года, Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в решении проблем инвалидности и инвалидов от 12 апреля 1996 года. 19 апреля 2001 года Межпарламентским Комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан принят Модельный закон «Об основах социальной политики». Кроме того, постановлением Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС) от 26 мая 2006 года № 7-19 приняты Рекомендации по гармонизации законодательства государств — членов ЕврАзЭС в сфере оказания образовательных услуг лицам с ограниченными возможностями, а также Модельный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 23 ноября 2001 года № 1-16. В рамках Союзного государства Беларуси и России Советом Министров Союзного государства 24 августа 2006 года принято постановление «О Предложении по разработке проекта Программы совместной деятельности по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России на 2006-2009 годы». Следует также отметить наличие двусторонних соглашений, заключенных Республикой Беларусь в области защиты и обеспечения прав человека и социального обеспечения.
Обширный перечень нормативных правовых актов, объем и содержание закрепленных в них гарантий и мер поддержки инвалидов свидетельствует не только о социальной ориентированности общего и специального законодательства Республики Беларусь, касающегося инвалидов, но и об устойчивой тенденции на законодательном уровне формирования подхода и принятия мер по интеграции инвалидов в общую и нормальную жизнь, их полного участия во всех сферах жизнедеятельности, а также подготовки общества к взаимной адаптации.
Необходимо отметить, что настоящий анализ подготовлен в период вступления в силу ряда изменений и дополнений в нормативные правовые акты, затрагивающие интересы инвалидов. Они предусматривают как концептуальные основы, так и дальнейшие конкретные меры (их принятие) для реализации равных возможностей и социальной адаптации инвалидов. Прежде всего, изменения коснутся используемой терминологии – речь идет о столь необходимой внутренней унификации и согласованности, а также постепенной гармонизации с терминами, понятиями и определениями, используемыми в международно-правовых актах, в том числе в Конвенции о правах инвалидов.
В настоящее время Республика Беларусь не является участницей данной Конвенции. Проведенный сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года позволяет оценить степень реализации ее норм в белорусском законодательстве и на этой основе сделать выводы относительно перспектив участия Республики Беларусь в Конвенции и необходимости внесения изменений и дополнений в соответствующие акты законодательства Республики Беларусь.
Содержание
принятые сокращения | 5 |
РЕЗЮМЕ | 6 |
Сравнительно-правовой анализ законодательства Республики БелаРусь и Конвенции о ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ ОТ 13 ДЕКАБРЯ 2006 года | 9 |
Общие принципы и определения | 9 |
Недискриминация по признаку инвалидности | 10 |
Равенство | 11 |
Необходимые приспособления | 11 |
Доступность | 12 |
Самостоятельный образ жизни | 13 |
Полное и эффективное вовлечение и включение инвалидов в общество |
14 |
Право на жизнь | 15 |
Право на гражданство | 17 |
Гражданские и политические права | 20 |
Право на здоровье | 23 |
Медицинское страхование и страхование жизни | 43 |
Право на образование | 46 |
Право на достаточный жизненный уровень | 50 |
Социальная защита инвалидов | 52 |
Особая социальная защита некоторых категорий лиц | 54 |
Доступ к надлежащим и недорогим услугам, устройствам и социальной помощи |
57 |
Доступ к помощи со стороны государства с целью покрытия связанных с инвалидностью расходов | 63 |
Доступ к программам жилья | 66 |
Доступ к пенсионным пособиям и программам | 70 |
Пособия | 73 |
Равенство и недискриминация в отношении детей-инвалидов, женщин-инвалидов, а также в области брачно-семейных отношений инвалидов |
74 |
Недискриминация в отношении женщин | 74 |
Вступление в брак и создание семьи | 78 |
Дети | 80 |
Уважение дома и семьи | 84 |
Опекунство и усыновление | 86 |
Труд и занятость | 91 |
Общие положения о праве на труд | 91 |
Доступ к бесплатному профессиональному образованию | 92 |
Трудоустройство. Занятость | 93 |
Бронь | 94 |
Дополнительные рабочие места | 95 |
Особенности ведения предпринимательской деятельности инвалидами |
96 |
Особенности условий труда и отдыха инвалидов | 97 |
Адаптация инвалидов к трудовой деятельности | 98 |
Абилитация и реабилитация инвалидов | 101 |
Профессиональная и трудовая реабилитация | 102 |
Медицинская реабилитация | 104 |
Социальная реабилитация | 105 |
Культура и спорт | 108 |
Доступ к правосудию | 112 |
Уголовно-правовая защита, уголовная ответственность | 115 |
Исполнение наказания | 118 |
Материально-бытовое обеспечение инвалидов, отбывающих наказание |
120 |
Медико-санитарное обеспечение осужденных инвалидов | 122 |
Труд осужденных инвалидов | 126 |
Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства | 131 |
Обеспечение защиты и безопасности инвалидов в ситуациях риска, включая вооруженные конфликты, чрезвычайные гуманитарные ситуации и стихийные бедствия | 136 |
Заключительные положения Конвенции и внутригосударственные механизмы |
138 |
ВЫВОДЫ и рекомендации | 146 |
Список использованных источников | 155 |
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: