181

Международно-правовые аспекты экологической безопасности Республики Беларусь“ (руководитель – Довгань Е.Ф.)

Отчет 181 с., 6 разделов, 379 источников.

Объектом исследования являются правоотношения между государствами в связи с предотвращением причинения трансграничного ущерба при осуществлении опасной деятельности или в случае аварии, минимизацией его последствий, разрешением споров в области охраны окружающей среды, эксплуатацией ядерной энергии.

Целью исследования является разработка международно-правовых аспектов обеспечения экологической безопасности Республики Беларусь, включая проблему размещения на территории и вблизи границ Республики Беларусь объектов, представляющих повышенную опасность.

В процессе работы были решены следующие задачи:

  • разработаны теоретические аспекты концепции экологической безопасности;
  • раскрыты понятие и элементы трансграничного ущерба;
  • определена специфика и схемы ответственности за причинение трансграничного ущерба;
  • выявлены механизмы взаимодействия государств, в случае возникновения опасности экологического ущерба, а также в случае аварии, влекущей экологические последствия;
  • исследованы средства мирного разрешения международных споров в области охраны окружающей среды и сформулированы рекомендации относительно их использования для защиты национальных интересов Республики Беларусь;
  • осуществлена правовая квалификация актуальных для Республики Беларусь видов деятельности, связанных с эксплуатацией ядерной энергии.

Методологической основой исследования является диалектический метод. Кроме того, использовались исторический, формально-логический, системно-структурный методы, методы системного анализа, научного обобщения и научного моделирования.

По итогам исследования получены следующие результаты:

  • экологическая безопасность является неотъемлемой составляющей национальной безопасности каждого государства и международной безопасности. В Республике Беларусь различные аспекты экологической безопасности достаточно подробно регулируются во внутригосударственном праве. В то же время для более эффективного обеспечения экологической безопасности необходимо усиление международного сотрудничества в этой области и детализация национального права по вопросам предотвращения причинения ущерба, разработки и уточнения механизмов его возмещения;
  • несмотря на значительное число международных договоров в области международного экологического права, отдельные вопросы экологической безопасности до настоящего момента находятся в процессе кодификации (в том числе вопросы предотвращения и ответственности за причинение трансграничного ущерба). Международные договоры, регулирующие вопросы ответственности за причинение трансграничного ущерба, носят секторальный характер и касаются ущерба, причиненного либо при осуществлении конкретного вида опасной деятельности, либо в отношении конкретной территории;
  • для целей призвания к ответственности под трансграничным ущербом понимается серьезный долгосрочный ущерб, причиненный деятельностью, осуществляемой под юрисдикцией или контролем государства, лицам, имуществу или окружающей среде на территории или в других местах, находящихся под юрисдикцией или контролем иного государства. На государствах лежит обязанность обеспечить, чтобы деятельность, осуществляемая под их юрисдикцией и контролем, не причиняла ущерба лицам, имуществу, окружающей среде других государств, а также (широкий подход) вне государственных границ;
  • основным принципом ответственности за ущерб, причиненный в результате правомерной деятельности, является принцип объективной (абсолютной) ответственности, в соответствии с которым ответственность за ущерб, причиненный некоторыми наиболее опасными видами деятельности, возникает уже в силу наличия ущерба. Ответственность несет оператор опасной деятельности;
  • государство несет ответственность за причиненный трансграничный ущерб в случае, если оно само является оператором, либо в случае нарушения им своих международных обязательств, включая обязанность принять «все необходимые меры» для обеспечения того, чтобы деятельность, осуществляемая под его юрисдикцией и/или контролем, не причиняла ущерба лицам, имуществу, окружающей среде других государств;
  • государства обязаны взаимодействовать для предотвращения причинения трансграничного ущерба и минимизации его последствий как до начала опасной деятельности, так и в ходе ее осуществления, в период и после аварии, влекущей экологические последствия;
  • для разрешения международных экологических споров применимы все существующие в международном праве средства разрешения международных споров. Международных договоры в области охраны окружающей среды преимущественно предусматривают обязательность проведения переговоров и консультаций, а также предоставляют возможность признания юрисдикции арбиражей (преимущественно ad hoc) и международных судебных органов;
  • в связи со множественностью существующих институциональных и ad hoc механизмов мирного разрешения международных споров в области охраны окружающей среды, их невысокой популярностью, часто возникающей коллизией юрисдикции, применимого права и выносимых решений, создание Международного экологического суда для разрешения международных экологических споров не целесообразно.

Степень внедрения – результаты, полученные в ходе исследования внедрены в учебный процесс при преподавании курса «Международное экологическое право» и «Международное публичное право: особенная часть» для студентов 4 курса специальностии 1-240101 «Международное право» факультета международных отношений БГУ, а также в рамках преподавания курса «Международное публичное право» для студентов 4 курса специальности «Правоведение» юридического факультета Белорусского государственного университета.

Рекомендации по внедрению и область применения – результаты исследования могут использоваться государственными органами Республики Беларусь, в том числе, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерством иностраных дел Республики Беларусь при формировании политики Республики Беларусь по обеспечению ее экологической безопасности, при разработке и заключении международных договоров в области охраны окружающей среды на универсальном, региональном, двустороннем уровнях, принятии решений о признании для себя обязательными отдельных средств мирного разрешения международных споров, либо выборе таких механизмов в случае возникновения указанных споров.

Прогнозные предложения о развитии объекта исследования – представляется, что в ближайшее время в сфере обеспечения экологической безопасности на первый план выйдут вопросы ответственности за экологический ущерб. Вначале на двустороннем и региональном, а потом и на универсальном уровне будут заключаться международные договоры, регулирующие вопросы ответственности за причинение трансграничного ущерба в целом, а не только в отношении отдельных видов загрязнения или отдельных объектов. Более подробно будут урегулированы вопросы взаимодействия в целях предотвращения трансграничного ущерба (включая механизмы мониторинга и контроля), а также минимизации его последствий.

Экономическая эффективность или значимость работы – результаты НИР имеют достаточно высокий опосредованный экономический эффект. Совершенствование механизмов предотвращения или минимизации трансграничного ущерба и активное использование их Республикой Беларусь позволят уменьшить размер ущерба в случае причинения его Республикой Беларусь, и, соответственно, снизить размер подлежащей выплате компенсации. Использование выявленных и разработанных механизмов ответственности за причиненный ущерб позволит в большей мере возместить ущерб в случае причинения его физическим и юридическим лицам, а также окружающей среде Республики Беларусь.

Совершенствование национального законодательства Республики Беларусь по вопросам, связанным с обеспечением ее экологической безопасности (оценка воздействия планируемой или текущей деятельности на окружающую среду, создание компенсационных фондов в отношении особо опасной деятельности, закрепление механизма компенсации трансграничного ущерба, причиненного Республикой Беларусь), сыграет важную роль в предотвращении причинения экологического ущерба, что поможет предотвратить расходы, связанные с ликвидацией последствий ущерба или его компенсацией, а также (в случае причинения ущерба) позволит избежать дополнительных расходов, которые неизбежно повлечет рассмотрение требований о возмещении по дипломатическим каналам по сравнению с рассмотрением исков судами Республики Беларусь. Правильный выбор средств мирного урегулирования международных экологических споров также позволит оптимизировать связанные с урегулированием конкретного спора расходы. Использование результатов НИР государственными органами Республики Беларусь в значительной мере сократит время, затрачиваемое сотрудниками таких органов на проработку рассмотренных в НИР вопросов.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………….

1  12

1 Теоретические аспекты концепции экологической безопасности ……………………. 15
1.1 Концепция нациальной экологической безопасности ………………………………. 15
1.2 Понятийный аппарат и элементы экологической безопасности …………………… 19
1.3 Экологические риски ………………………………………………………………….. 23
2 Ответственность за деяния, способные привести к причинению экологического ущерба. Понятие и характеристики трансграничного ущерба …………………………..  

28

2.1 Кодификация ответственности за причинение трансграничного ущерба ………….. 28
2.2 Основания и механизмы ответственности за причинение трансграничного ущерба…………………………………………………………………………………………  

30

2.2.1 Ответственность государств ………………………………………………………….. 30
2.2.2 Ответственность оператора ………………………………………………………….. 31
2.3 Ответственность за экологический ущерб. Объем и элементы ……………………… 33
3 Механизмы взаимодействия государств в случае возникновения опасности экологического ущерба, в случае аварии, влекущей экологические последствия ………  

42

3.1 Принцип предосторожности. Классификация механизмов сотрудничества государств по обеспечению экологической безопасности. Предупредительные меры в контексте трансграничного ущерба …………………………………………………………  

42

3.2 Механизмы взаимодействия государств, направленные на предотвращение реальной опасности экологического ущерба либо аварии, влекущей экологические последствия …………………………………………………………………………………..  

48

3.2.1 Превентивные механизмы ……………………………………………………………. 49
3.2.2 Механизмы взаимодействия государств, направленные непосредственно на устранение реальной опасности экологического ущерба, либо последствий аварии, повлекшей экологические последствия ……………………………………………………  

62

3.2.3 Реализация экологических прав человека как элемент предотвращения трансграничного ущерба на этапе планирования и осуществления опасной деятельности …………………………………………………………………………………  

65

4. Разрешение международных споров в области охраны окружающей среды ………… 69
4.1 Специфика международных экологических споров …………………………………. 69
4.2 Обзор и характеристика механизмов, предусмотренных международными договорами, участником которых является Республика Беларусь ……………………….  

70

4.2.1 Переговоры ……………………………………………………………………………. 70
4.2.2 Консультации ………………………………………………………………………….. 73
4.2.3 Посредничество и добрые услуги ……………………………………………………. 75
4.2.4 Обследование и примирение (следственные и согласительные комиссии) ……… 78
4.3 Межинституциональная природа средств мирного разрешения споров в области охраны окружающей среды …………………………………………………………………  

81

4.3.1 Консультации …………………………………………………………………………. 82
4.3.2 Инспекции на местах ………………………………………………………… 85
4.4 Арбитражи ad hoc……………………………………………………………………….. 88
4.5 Разрешение международных экологических споров на пространстве Содружества Независимых Государств ……………………………………………………………………  

91

4.6 Институциональные механизмы мирного разрешения международных экологических споров ……………………………………………………………………….  

93

4.6.1 Примирение и арбитраж ……………………………………………………………… 94
4.6.2 Международные судебные органы …………………………………………………. 97
4.6.3 Характеристика использования институциональных механизмов разрешения экологических споров ……………………………………………………………………….  

99

4.7. Перспективы создания Международного экологического суда ……………………. 103
5. Имплементация Республикой Беларусь международных обязательств в области обеспечения экологической безопасности …………………………………………………  

109

5.1 Место Республики Беларусь в системе международных договоров по вопросам, связанным с обеспечением экологической безопасности …………………………………  

109

5.1.1 Международные обязательства Республики Беларусь …………………………….. 109
5.1.2 Имплементация обязательств по вопросам сотрудничества в случае возникновения опасности причинения трансграничного ущерба, в случае аварии …….  

112

5.2 Правовое регулирование компенсации трансграничного ущерба в законодательстве Республики Беларусь ……………………………………………………  

117

5.2.1 Возмещение экологического ущерба ……………………………………………….. 117
5.2.2 Правовое регулирование возмещения трансграничного ущерба ………………… 122
5.3 Имплементация Республикой Беларусь международных обязательств, связанных с эксплуатацией ядерной энергии …………………………………………………………….  

124

6 Перспективы дальнейшего развития и практического использования полученных результатов ……………………………………………………………………………………  

134

Заключение ………………………………………………………………………………….. 138
Список использованных источников ………………………………………………………. 145

Обсуждение проблем административных барьеров

Контакты
Республика Беларусь
220050 г. Минск,
ул. Берсона 1а
Телефон:
(017) 200-12-25
Факс:
(017) 222-40-96
E-mail: center@pmrb.gov.by
Режим работы: 9.00–18.00,
перерыв: 13.00–14.00
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЦЕНТРА
 

Информация
Свод законов Республики Беларусь

Locations of visitors to this page

Свод законов Республики Беларусь

Объявления

Баннеры
Сайт Президента РБ

Правовой форум Беларуси(С) Национальный центр законодательства

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяБ
Следующая статья118