28 июня 2016 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят в первом чтении проект Закона Республики Беларусь ”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“.

28 июня 2016 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят в первом чтении проект Закона Республики Беларусь ”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“.

 

Законопроект разработан Центром в соответствии с пунктом 28 плана подготовки законопроектов на 2015 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13 февраля 2015 г. № 55, на основе систематизации положений Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года ”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“ и Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 ”О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности“. Со вступлением в силу Закона указанные законодательные акты будут признаны утратившими силу.

Закон Республики Беларусь ”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“ является одним из самых значимых для национальной правовой системы, своего рода ”Законом о законах“.

Подготовка проекта нового Закона Республики Беларусь ”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“ обусловлена необходимостью системной корректировки действующего Закона с учетом практики правоприменения (он не подвергался изменениям с 2009 года), а также принятыми в данной сфере актами Главы государства и решениями Конституционного Суда Республики Беларусь. За период действия Закона Республики Беларусь ”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“ возникла необходимость введения в нормотворческую деятельность новых подходов, обеспечивающих создание более качественного и эффективного законодательства, в том числе с учетом опыта правового регулирования аналогичных вопросов в законодательстве иностранных государств. Главой государства также поставлена задача упростить правила нормотворческой техники, применяемые при подготовке проектов нормативных правовых актов.

В числе основных нововведений, предлагаемых законопроектом, можно выделить следующие.

На уровне Закона определяются единые обязательные требования к подготовке проектов нормативных правовых актов всех нормотворческих органов.

Положения, поясняющие основные требования нормотворческой техники и имеющие важное значение для их единообразного применения, изложены в приложении к законопроекту. При этом в данном приложении требования нормотворческой техники детализированы и проиллюстрированы примерами в целях обеспечения ясности и доступности их для понимания разработчиками проектов актов, упрощения порядка подготовки, процедуры снятия разногласий при подготовке и проведении обязательной юридической экспертизы проектов актов.

Обновлена терминология действующего Закона Республики Беларусь ”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“ с учетом практики его применения.

Установлены требования к локальным актам. В законопроекте нашли отражение основные признаки локальных актов. Закреплены требования о том, что локальные акты должны соответствовать законодательству, а также локальным актам вышестоящих государственных органов (должностных лиц).

Кроме того, в законопроекте введен запрет на включение в локальные акты положений, ухудшающих по сравнению с законодательством правовое положение граждан и юридических лиц, на которых распространяется действие локального акта.

Отдельная глава законопроекта посвящена техническим нормативным правовым актам, нормативные предписания которой направлены на устранение существующих в настоящее время пробелов в правовом регулировании порядка подготовки, проведения экспертизы, согласования, принятия (утверждения), юридической силы технических нормативных правовых актов, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации.

Также в законопроекте предусмотрены положения о публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов, регламентируется порядок принятия (издания) нормативных правовых актов в порядке эксперимента, исчисления сроков в нормотворческом процессе.

В законопроекте определены четкие критерии и способы оценки при прогнозировании предполагаемых последствий принятия (издания) нормативных правовых актов. В качестве отдельного элемента прогнозирования последствий принятия (издания) нормативного правового акта предусмотрена оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на условия осуществления предпринимательской деятельности.

Урегулирован порядок реализации пакетного принципа подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечения системности и комплексности, стабильности правового регулирования общественных отношений.

Унифицированы подходы по согласованию проектов всех видов нормативных правовых актов, в том числе сроки согласования, а также подходы по проведению обязательной юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов и локальных актов.

В целях создания эффективного механизма реализации международных обязательств Республики Беларусь в законопроекте закрепляется обязательность изучения при подготовке проектов нормативных правовых актов относящихся к предмету правового регулирования международных договоров и иных международно-правовых актов. Также должна даваться оценка, в какой мере проект нормативного правового акта направлен на реализацию международных обязательств Республики Беларусь. В обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта должна быть включена информация о соответствии проекта нормативного правового акта международным обязательствам Республики Беларусь, относящимся к сфере правового регулирования проекта нормативного правового акта.

Кроме того, согласно положениям законопроекта при проведении обязательной юридической экспертизы проект нормативного правового акта подлежит оценке на предмет соответствия международным обязательствам Республики Беларусь (т.е. принятым как в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, так и актами международных организаций и межгосударственных образований).

Законопроект закрепляет четкий, прозрачный механизм контроля за реализацией заключительных положений законов. Кроме того, предусмотрены основные положения о проведении правового мониторинга.

В законопроекте реализованы требования Главы государства о необходимости упрощения нормотворческой техники, в том числе по обеспечению ясности и доступности нормативных правовых актов для граждан и юридических лиц. В соответствии с положениями законопроекта при применении ссылок на акты не требуется указание источников их официального опубликования, под внесением изменений в акт понимается также дополнение акта утвержденными актами, приложениями, структурными элементами, предложениями, словами, цифрами и знаками, не предусматривается техника формулирования оговорок об изменении нумерации частей или абзацев, закрепляются требования, направленные на обеспечение лаконичности изложения названий актов. Такие нововведения позволят упростить процедуру разработки нормативных правовых актов и проведения по ним обязательной юридической экспертизы.

Также в законопроекте закреплен ряд иных требований в целях реализации предложений, направленных на повышение качества нормативных правовых актов.