3 апреля 2017 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят в первом чтении проект Закона Республики Беларусь ”О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь ”О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции“.

Проект Закона направлен на совершенствование положений Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 года ”О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции“ с учетом результатов практической реализации, а также на приведение его норм в соответствие с международными правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Проект Закона предусматривает расширение понятийного аппарата, закрепление дополнительных мер по противодействию монополистической деятельности, обеспечению развития института защиты от недобросовестной конкуренции. Уточняются основания и порядок контроля за экономической концентрацией, выработан особый порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, закрепляется ряд иных мер, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства.

В частности, впервые вводится понятие ”признаки ограничения конкуренции“. Уточняется понятие ”доминирующее положение“, что предоставляет антимонопольному органу возможность доказать необоснованное повышение цен, навязывание невыгодных условий договоров со стороны хозяйствующих субъектов, обладающих рыночной властью и возможностью в одностороннем порядке влиять на общие условия обращения товара.

Уточняется сфера действия Закона Республики Беларусь ”О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции“. Устанавливается, что положения названного Закона распространяются и на юридических лиц, не являющихся хозяйствующими субъектами (например, ассоциации).

В проекте Закона предлагается закрепить ряд норм предупредительного характера, позволяющих заранее предотвратить создание дискриминационных условий. В частности, Совет Министров Республики Беларусь наделяется правом устанавливать правила недискриминационного доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет более 75 %. Антимонопольному органу в рамках предупреждения злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением предоставляется право выдавать предписания об утверждении и опубликовании правил торговой практики.

Проект Закона конкретизирует запреты на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия государственных органов. При этом дополнительно вводятся запреты на установление для потребителей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, дачу хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара.

Обеспечена детальная регламентация форм недобросовестной конкуренции, что позволит более эффективно защищать свои права лицам, пострадавшим от недобросовестных действий хозяйствующих субъектов. К примеру, проект Закона предлагает рассматривать в качестве недобросовестной конкуренции действия хозяйствующего субъекта, направленные на дискредитацию конкурента, выражающуюся в распространении ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Также проектом Закона предлагается определить общие антимонопольные требования к закупкам товаров, что позволит обеспечить развитие и соблюдение основополагающего принципа закупок – добросовестной конкуренции.