В каких случаях следует применять сокращения
в текстах актов?
Согласно пункту 35 требований нормотворческой техники, изложенных в приложении к Закону Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З ”О нормативных правовых актах“ (далее – Требования нормотворческой техники), если в тексте нормативного правового акта (далее – акт), утверждаемого акта, приложения требуется неоднократно употребить наименование государственного органа (организации) либо иное словосочетание, то может быть введено сокращение. В этих случаях, как правило, при первом употреблении в тексте акта, утверждаемого акта, приложения наименования государственного органа (организации) либо иного словосочетания вводится в скобках в именительном падеже сокращение для использования его в последующих положениях акта. Это же правило применяется и к названию акта, ссылку на который необходимо применить неоднократно.
На практике разработчиками проектов актов это правило иногда понимается так, что если наименование государственного органа (организации) или понятие, выражаемое группой слов, требуется употребить два раза (то есть неоднократно), то необходимо вводить сокращение.
Указанный подход представляется упрощенным. При принятии решения о введении сокращения следует исходить из реальной необходимости, а не просто из формального соответствия указанной норме Закона (если больше одного раза – значит неоднократно). Так, не представляется оправданным введение сокращения, если оно используется в тексте акта два – три раза.
Встречаются случаи, когда введение сокращения вовсе ничем не обосновано: например, когда в тексте акта сокращение ни разу не используется.
В каких случаях может осуществляться подготовка нового акта или новой редакции акта?
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 33 Закона Республики Беларусь ”О нормативных правовых актах“ определены случаи подготовки проекта нового акта и новой редакции акта.
Подготовка проекта нового акта осуществляется, если:
требуется правовое регулирование общественных отношений, ранее не урегулированных, и имеющиеся проблемы не могут быть разрешены без принятия (издания) акта;
акт, регулирующий соответствующие общественные отношения, устарел и необходимо существенно изменить правовое регулирование этих общественных отношений;
необходимо принять (издать) акт, направленный на реализацию международных договоров и иных международно-правовых актов;
требуется изменить уровень правового регулирования общественных отношений (вид акта);
имеется несколько актов, направленных на правовое регулирование определенной области общественных отношений, которые целесообразно кодифицировать либо консолидировать.
Подготовка и принятие (издание) акта о внесении изменений в акт путем изложения его в новой редакции осуществляются, как правило, в отношении законов, утвержденных актов, приложений к актам, если:
вносимые изменения составляют более половины текста закона, утвержденного акта, приложения к акту;
внесение отдельных изменений технически сложно для изложения или восприятия текста.
Определяющим для принятия решения о подготовке нового акта или новой редакции акта является уяснение вопроса о том, существенно ли меняется правовое регулирование с учетом вносимых изменений.
Существенное изменение существующего правового регулирования является основанием для подготовки нового акта.
Если необходимо внести существенные изменения, затрагивающие большинство структурных элементов акта, или вносимые изменения затрагивают большинство структурных элементов акта, ранее изложенного в новой редакции, следует осуществлять подготовку новых актов.
При внесении значительных изменений в акты (их структурные элементы), касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, следует преимущественно использовать технику подготовки новых актов (изложения в новой редакции структурных элементов актов).
Подготовку новой редакции акта (закона, утвержденного акта, приложения) следует осуществлять в исключительных случаях, если вносимые изменения составляют более половины его текста и не влекут существенного изменения правового регулирования общественных отношений.
На каком языке указывается название акта при применении ссылки на него в акте, изложенном на другом государственном языке?
В соответствии с частью девятой пункта 37 Требований нормотворческой техники при применении ссылки на акт, за исключением ссылки на утвержденный акт (его структурные элементы), название этого акта указывается на том государственном языке, на котором данный акт был принят (издан), с учетом внесенных в название акта изменений. Название акта, заключенное в кавычки, не переводится на другой язык. Название утвержденного акта указывается на том государственном языке, на котором излагается проект акта.
С учетом сложившейся практики оформления нормативных предписаний, а также схожих подходов к оформлению названий кодексов и утверждаемых актов (без заключения в кавычки) полагаем оправданным название кодекса также указывать на том государственном языке, на котором излагается проект акта.
Например:
В соответствии с абзацем четвертым статьи 4 Закона Республики Беларусь от 9 января 2006 года ”Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь“ Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
На падставе пункта 2 Палажэння аб нагрудным знаку Міністэрства культуры ”За ўклад у развіццё культуры Беларусі“, зацверджанага Указам Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь ад 25 ліпеня 2002 г. № 407 ”Об учреждении нагрудного знака Министерства культуры ”За ўклад у развіццё культуры Беларусі“, Мiнiстэрства культуры Рэспублiкi Беларусь ПАСТАНАЎЛЯЕ:
На падставе часткi другой пункта 3 артыкула 201 Кодэкса Рэспублiкi Беларусь аб адукацыi Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь ПАСТАНАЎЛЯЕ:
Какая техника применяется при приостановлении действия акта
(его структурного элемента)?
В соответствии с пунктами 40 и 42 Требований нормотворческой техники в таком случае следует применять технику, используемую при внесении в акт изменений: т.е. при указании акта (его структурного элемента), действие которого требуется приостановить, указываются точная до абзаца норма (при необходимости приостановления ее действия) и обязательные реквизиты акта. При этом действие актов, которыми вносились изменения в данный акт (его структурный элемент), отдельно не приостанавливается.
Как правильно оформляется норма о внесении в акт
одного изменения?
Согласно сложившейся практике норма о внесении одного изменения в акт формулируется одним абзацем.
На практике при подготовке проектов актов иногда имеют место случаи неоправданного дробления норм о внесении одного изменения.
Например:
”1. Внести в Инструкцию (Положение и т.д.) … следующее изменение:
в части второй пункта 4 слова ”предприятий, учреждений, организаций“ заменить словом ”организаций“.“.
В подобных случаях необходимо формулировать норму следующим образом:
”1. В части второй пункта 4 Инструкции (Положения и т.д.) … слова ”предприятий, учреждений, организаций“ заменить словом ”организаций“.“.
Является ли изложение в новой редакции акта, утвержденного акта, приложения к акту основанием для признания утратившими силу актов (их структурных элементов), которыми в текст акта, утвержденного акта, приложения к акту были внесены изменения, дано официальное толкование, приостановлено, возобновлено, продлено действие этого акта (его структурных элементов), отменены, признаны утратившими силу его структурные элементы?
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Закона Республики Беларусь ”О нормативных правовых актах“ изложение в новой редакции акта, утвержденного акта, приложения к акту не является основанием для признания утратившими силу актов (их структурных элементов), которыми в текст акта, утвержденного акта, приложения к акту были внесены изменения, дано официальное толкование, приостановлено, возобновлено, продлено действие этого акта (его структурных элементов), отменены, признаны утратившими силу его структурные элементы.
Возможно ли включение взамен исключенных из акта пронумерованных структурных элементов, приложений новых структурных элементов с присвоением нумерации ранее исключенных структурных элементов, приложений?
Согласно пункту 51 Требований нормотворческой техники при исключении из акта структурных элементов, приложений, имеющих цифровое обозначение, в последующем возможно дополнение акта взамен их новыми структурными элементами, приложениями с присвоением им нумерации ранее исключенных структурных элементов, приложений.
При внесении изменений в акт надо ли делать оговорку об изменении нумерации частей или абзацев с учетом дополненных (исключенных) частей или абзацев?
В соответствии с пунктом 59 Требований нормотворческой техники дополнение акта (его структурных элементов) частями (за исключением имеющих цифровое обозначение), абзацами либо их исключение производятся согласно последовательности и нумерации этих частей, абзацев в действующей редакции акта без формулирования оговорок об изменении нумерации с учетом дополненных (исключенных) частей, абзацев. В этом случае указывается порядковый номер части (за исключением имеющей цифровое обозначение), абзаца, после которых акт (его структурный элемент) дополняется частью, абзацем.
Например:
В части первой статьи 22:
после абзаца пятого дополнить часть абзацем следующего содержания:
”принимать…“;
абзац шестой изложить в следующей редакции:
”предъявлять претензии…“;
после абзаца шестого дополнить часть абзацем следующего содержания:
”предъявлять иски…“.
При исключении абзацев, являющихся последними в тексте акта (статьи, пункта, части), вносятся ли изменения, касающиеся замены в предыдущем абзаце точки с запятой на точку?
При исключении абзацев, являющихся последними в тексте акта (статьи, пункта, части), изменения, касающиеся замены в предыдущем абзаце точки с запятой на точку, не вносятся.
Можно ли в тексте акта использовать формулировку ”Утвердить … согласно приложению“?
Нет. Согласно пунктам 3 и 4 Требований нормотворческой техники слово ”утвердить“ может использоваться только в отношении утверждаемых актов, но не приложений. Приложения не могут утверждаться, так как являются частью акта, вынесенной для удобства пользования на отдельные листы. Они не имеют силу относительно самостоятельного утвержденного акта.
Не допускается оформление утверждаемого акта в виде приложения к утверждающему акту, ссылка на которое формулируется с использованием слов ”утвердить… согласно приложению“.
При наличии в акте приложений соответствующие структурные элементы акта должны иметь ссылки на приложения, которые при ссылке на приложение в целом, как правило, формулируются с использованием слов ”согласно приложению“ без указания на акт либо использована формулировка ”установить … согласно приложению“.
О технике оформления возражений Президента Республики Беларусь на отдельные положения закона
Отдельные положения закона, возвращенные для повторного голосования в связи с наличием по ним возражений Президента Республики Беларусь, не вступают в силу и поэтому считаются не включенными в текст закона. Согласно части второй пункта 54 Требований нормотворческой техники такие положения закона после преодоления возражений Президента Республики Беларусь либо после их доработки с учетом возражений Президента Республики Беларусь включаются в текст ранее принятого закона путем внесения в него изменений.
Например:
Статья 12. Собственность на землю, земельные участки
Собственность на землю, земельные участки может быть государственной и частной. (Второе предложение части первой не приводится как не вступившее в силу.)
Земельный участок может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам.
Земельные участки могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, собственности иностранных государств, международных организаций.
(Часть четвертая не приводится как не вступившая в силу.)
В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться …
Негосударственным юридическим лицам ….
Для размещения дипломатического представительства….
Статья 1. Внести в Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. следующие изменения:
- В статье 12:
часть первую дополнить вторым предложением следующего содержания: ”Земли, земельные участки, не находящиеся в частной собственности граждан ….“;
после части третьей дополнить статью частью следующего содержания:
”Земельные участки могут находиться в частной собственности ….“.
Можно ли в заключительных положениях новых законов корректировать нормы других законов?
В последнее время стала принятой практика корректировки в заключительных положениях новых законов норм других законов, направленных на обеспечение действия нового закона или вступающих в противоречие с ним.
К примеру, подобная техника внесения изменений использовалась при подготовке Закона Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 198-З ”О радиационной безопасности“, Закона Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 272-З ”Об охране и использовании торфяников“, Закона Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 281-З ”О судебно-экспертной деятельности“ и др.
Согласно статье 44 Закона Республики Беларусь ”О нормативных правовых актах“ перечень актов, подлежащих изменению, признанию утратившими силу в связи с принятием (изданием) акта того же вида, что и принимаемый (издаваемый) акт, должен содержаться в заключительных положениях этого акта либо в приложении к нему.
Если имеется значительное число (более десяти) законов (их структурных элементов), подлежащих изменению, признанию утратившими силу в связи с принятием закона, их перечни могут оформляться в виде самостоятельного проекта и представляться одновременно с проектом основного закона. Подготовка таких перечней после принятия (издания) закона допускается как исключение в случаях, если эти перечни законов значительные по объему, сложные по содержанию и их подготовка требует длительного времени, а закон вступает в силу через длительный промежуток времени. В этом случае в заключительных положениях проекта закона предусматривается поручение государственным органам (организациям) о принятии мер по приведению законодательства в соответствие с этим законом с указанием срока выполнения этого поручения.
С учетом указанных положений Закона Республики Беларусь ”О нормативных правовых актах“ полагаем обоснованной практику внесения изменений, связанных общим предметом правового регулирования с основным законом, в заключительных положениях этого закона.
Как формулируются нормативные предписания
о порядке вступления в силу акта?
Техника изложения нормативных предписаний о порядке вступления в силу акта изменилась: конструкция ”вступает в силу …, за исключением …, которые вступают в силу …“ теперь не используется.
Например:
Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:
пункт 2 – с 1 июля 2020 г.;
пункт 3 – с 1 декабря 2020 г.;
пункт 14 – через три месяца после официального опубликования настоящего Указа;
иные положения этого Указа – после его официального опубликования.