Демиденко А.Г. НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В ОБЛАСТИ ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА И МЕТРОПОЛИТЕНА (КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 17 ИЮЛЯ 2023 Г. № 297-З ”ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ”О ГОРОДСКОМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ТРАНСПОРТЕ И МЕТРОПОЛИТЕНЕ“)

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 297-З ”Об изменении Закона Республики Беларусь ”О городском электрическом транспорте и метрополитене“ (далее – Закон) разработан во исполнение пункта 18 плана подготовки проектов законодательных актов на 2022 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2021 г. № 508 .

Целями подготовки Закона явились совершенствование правового регулирования отношений по организации и выполнению перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном с учетом практики применения Закона Республики Беларусь от 5 мая 2014 г. № 141-З ”О городском электрическом транспорте и метрополитене“ (далее – Закон № 141-З), приведение норм Закона № 141-З в соответствие с иными законами Республики Беларусь, обеспечение единых подходов к правовому регулированию отношений по организации и выполнению перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном и автомобильных перевозок пассажиров.

Законом предусмотрены следующие изменения:

уточнение терминологии Закона № 141-З;

регламентация контрольной деятельности в области городского электрического транспорта;

определение момента заключения договора перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении  и момента заключения договора перевозки пассажира метрополитеном;

конкретизация полномочий заказчиков перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении;

уточнение норм, регламентирующих порядок досмотра ручной клади пассажиров метрополитена;

изменение подходов к способу регулирования создания и деятельности контрольно-ревизорских служб на городском электрическом транспорте и метрополитене;

приведение Закона № 141-З в соответствие с иными законами Республики Беларусь  и требованиями нормотворческой техники.

Полагаем возможным остановиться на следующих новеллах и корректировках Закона № 141-З.

  1. Уточнение терминологии Закона № 141-З, дополнение его новыми терминами.

1.1. Определение термина ”городской электрический транспорт“ дополнено указанием на основную характеристику такого транспорта – ”приводимый в движение тяговым электродвигателем“. Кроме того, уточнено, что к городскому электрического транспорту наряду с троллейбусами относятся также троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Такие троллейбусы могут пройти до 15-20 км маршрута перевозки пассажиров городским электрическим транспортом без подключения к контактной сети.

В связи с этим соответствующие корректировки также внесены в нормы, определяющие маршрут перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении (часть первая статьи 25 Закона № 141-З). Он будет определяться не как путь следования транспортного средства городского электрического транспорта по соответствующим линиям городского электрического транспорта, а как путь следования между остановочными пунктами.

1.2. По предложению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в целях исключения необоснованных претензий к работникам контрольно-ревизорских служб на городском электрическом транспорте, должностным лицам, осуществляющим контрольную деятельность, абзац двенадцатый статьи 1 Закона № 141-З дополнен положениями о том, что пассажирами не являются при исполнении своих служебных обязанностей работники контрольно-ревизорских служб на городском электрическом транспорте, должностные лица при осуществлении контроля за соблюдением законодательства в области транспортной деятельности при организации и выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом.

1.3. Учитывая расширение возможностей оплаты проезда посредством информационной системы продажи билетов, а также другими способами (через мобильные приложения, бесконтактной банковской картой и т.д.), внесены корректировки в определение термина ”электронный билет“ (абзац семнадцатый статьи 1 Закона № 141-З).

Следует отметить, что Правила перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и Правила перевозок пассажиров метрополитеном, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 г. № 1088, ранее были дополнены определением термина ”информационная система продажи билетов“, согласно которому данная  система позволяет произвести оплату проезда пассажира.

В связи с этим Законом предусмотрено, что к электронному билету будет приравниваться электронная запись, сформированная в системах продажи билетов или автоматизированных системах оплаты и контроля оплаты проезда.

1.4. Согласно абзацам десятому и одиннадцатому статьи 1 Закона № 141-З оператором перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, оператором перевозок пассажиров метрополитеном может выступать только государственное юридическое лицо. Законом  исключается ограничение субъектов, которым предоставлено право выступать в качестве операторов перевозок пассажиров. Учитывая, что операторами автомобильных перевозок пассажиров могут быть как государственные, так и негосударственные юридические лица, предлагаемый подход позволит обеспечить комплексную организацию перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и автомобильным транспортом.

1.5. Для обеспечения полноты правового регулирования и исключения различного толкования правовых норм статья 1 Закона № 141-З дополнена определением термина ”организация перевозок пассажиров городским электрическим транспортом“. Так, под  организацией перевозок пассажиров городским электрическим транспортом будет пониматься совокупность организационных действий и технологических операций по обеспечению выполнения перевозок пассажиров городским электрическим транспортом.

  1. Регламентация контрольной деятельности в области городского электрического транспорта.

Закон № 141-З не содержит положений, регулирующих вопросы контроля за осуществлением транспортной деятельности при организации и выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном. При этом в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 ”О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь“ перевозки пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном не отнесены к сферам контрольной (надзорной) деятельности, в которых могут проводиться проверки.

Вопросы организации и выполнения перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном регулируются Законом и принятыми в его развитие Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и Правилами перевозок пассажиров метрополитеном.

Указанные нормативные правовые акты содержат:

требования, предъявляемые к транспортным средствам;

требования, предъявляемые к водителям и машинистам;

требования, предъявляемые к перевозчикам по организации и обеспечению безопасного выполнения перевозок.

В связи с этим необходимость создания оптимальных условий осуществления транспортной деятельности перевозчиками, обеспечения  безопасности пассажиров, в том числе путем контроля соблюдения указанных требований, повлекла дополнение Закона № 141-З положениями о контроле за соблюдением законодательства в области транспортной деятельности при организации и выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом.

Учитывая специфику работы государственного предприятия  ”Минский метрополитен“, а также принимаемые меры по обеспечению безопасности перевозок пассажиров метрополитеном, закрепление контрольных полномочий в отношении транспортной деятельности при организации и выполнении перевозок пассажиров метрополитеном было признано нецелесообразным.

Таким образом, государственное учреждение ”Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь“ наделена полномочиями:

по контролю за соблюдением законодательства в области транспортной деятельности при организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, который будет осуществляться в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности в формах выборочных и внеплановых проверок, мониторингов, иных мер профилактического и предупредительного характера;

по контролю за соблюдением законодательства в области транспортной деятельности при выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, который будет осуществляться в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности в формах мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, мер профилактического и предупредительного характера.

  1. Определение момента заключения договора перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и момента заключения договора перевозки пассажира метрополитеном.

С целью исключения пробела в правовом регулировании и унификации с нормами Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З ”Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках“ (далее – Закон № 278-З) статья 14 Закона № 141-З дополнена нормами, определяющими момент заключения договора перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении – с момента посадки пассажира в транспортное средство городского электрического транспорта.

Также закреплен момент заключения договора перевозки пассажира метрополитеном – с момента прохождения пассажиром контрольного турникета (линии контроля).

  1. Конкретизация полномочий заказчиков перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении.

Заказчиками перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении выступают местные исполнительные и распорядительные органы, которые занимаются организацией перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении. При этом статьей 12 Закона № 141-З предусмотрено право заказчика перевозок пассажиров определить юридическое лицо в качестве оператора перевозок пассажиров городским электрическим транспортом. Такой оператор должен оказывать услуги на основании заключенного с заказчиком перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении договора об оказании услуг оператора, при этом не имеет права сам выполнять такие перевозки.

С целью разграничения полномочий оператора перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и заказчика таких перевозок часть вторая статьи 11 Закона № 141-З дополнена следующими полномочиями заказчиков перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении:

обеспечивать формирование схемы маршрутной сети;

обеспечивать наличие паспорта маршрута перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении на каждый маршрут перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении;

обеспечивать обустройство, оформление и содержание диспетчерских пунктов на маршрутах перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении, в том числе наличие на диспетчерских и остановочных пунктах расписания движения транспортных средств городского электрического транспорта в регулярном сообщении.

  1. Уточнение норм, регламентирующих порядок досмотра ручной клади пассажиров метрополитена.

Статьей 27 Закона № 141-З определено, что защита пассажиров и работников перевозчика пассажиров метрополитеном от актов терроризма и иных противоправных действий обеспечивается посредством осуществления досмотров ручной клади пассажиров для предотвращения незаконного провоза в транспортных средствах метрополитена предметов или веществ, запрещенных к перевозке в метрополитене Правилами перевозок пассажиров метрополитеном и (или) которые могут быть использованы для совершения акта терроризма или иного противоправного действия. Досмотр ручной клади пассажиров метрополитена, в том числе с помощью технических средств, осуществляется должностными лицами метрополитена, имеющими в соответствии с законодательными актами право осуществлять досмотр.

Согласно абзацу двенадцатому статьи 1 Закона № 141-З пассажиром в отношении перевозок метрополитеном является физическое лицо, не причастное к управлению транспортным средством метрополитена и перевозимое в нем на основании договора перевозки пассажира метрополитеном.

То есть, согласно действующим до принятия Закона нормам проведение досмотра возможно только в отношении физических лиц, прошедших через турникет (линию контроля).

Вместе с тем в настоящее время досмотры ручной клади на метрополитене проводятся в специально оборудованных зонах, расположенных в вестибюлях станций либо непосредственно при входе на станцию. В данных местах на основании действующего законодательства физическое лицо не может рассматриваться в качестве пассажира метрополитена.

Для неукоснительного обеспечения защиты пассажиров и работников перевозчика пассажиров метрополитеном от актов терроризма или иных противоправных действий  статьи 27 и 28 Закона № 141-З дополнены обязанностью физических лиц, находящихся на станции метрополитена и намеревающихся заключить договор перевозки пассажира метрополитеном, предоставлять по требованию работников метрополитена ручную кладь для досмотра.

Для исключения расширительного токования положений статей 27 и 28 Закона № 141-З в части определения целей проведения досмотра и исключения субъективности при оценке работниками метрополитена, осуществляющими досмотр ручной клади, предметов и веществ в части отнесения их к опасным, пригодным для совершения противоправных действий, определено, что запрещаться к перевозке метрополитеном будут только предметы и вещества, содержащиеся  в Правилах перевозок пассажиров метрополитеном.

Кроме того, на практике досмотры ручной клади пассажиров метрополитена, в том числе с помощью технических средств, осуществляют инспекторы и операторы ЭВМ службы безопасности, которые в соответствии с законодательством не являются должностными лицами. Так, согласно пункту 88 Правил перевозок пассажиров метрополитеном досмотр ручной клади пассажиров метрополитена осуществляется работниками службы безопасности перевозчика, имеющими в соответствии с законодательными актами право на осуществление досмотра.

В связи с этим, учитывая предложение Минского городского исполнительного комитета, в Закон № 141-З (абзац шестой части первой статьи 16, часть вторая статьи 28) внесены изменения по замене слов ”должностные лица“ словом ”работники“.

  1. Изменение подходов к способу регулирования создания и деятельности контрольно-ревизорских служб на городском электрическом транспорте и метрополитене.

Для обеспечения единых подходов к регулированию автомобильных перевозок пассажиров и перевозок пассажиров городским электрическим транспортом изменен правовой подход к способу регулирования создания и деятельности контрольно-ревизорских служб на городском электрическом транспорте и метрополитене.

Согласно абзацу седьмому статьи 7 Закона № 141-З к компетенции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь отнесено утверждение типовых положений о контрольно-ревизорской службе на городском электрическом транспорте и метрополитене. Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 14 октября 2014 г. № 37 утверждено Типовое положение о контрольно-ревизорской службе на городском электрическом транспорте. Согласно указанному Типовому положению контрольно-ревизорская служба является структурным подразделением организации, ее создающей. Основной задачей контрольно-ревизорской службы является обеспечение контроля за соблюдением пассажирами, водителями транспортных средств городского электрического транспорта и кондукторами актов законодательства в области перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении.

По предложению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь по аналогии с предписаниями Закона № 278-З Закон № 141-З дополнен статьей 29¹, определяющей, что порядок создания и деятельности контрольно-ревизорской службы на городском электрическом транспорте будет устанавливаться Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом. При этом из статьи 7 Закона № 141-З исключается соответствующая компетенция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

В силу специфики организации контроля за оплатой проезда в метрополитене в создании контрольно-ревизорской службы на метрополитене отсутствует объективная необходимость. При этом будут сохранены существующие подходы к созданию контрольно-ревизорской службы на городском электрическом транспорте, предусмотренные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 14 октября 2014 г. № 37.

  1. Закон № 141-З также приводится в соответствие с законами Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. № 2403-XII ”О пожарной безопасности“, от 5 мая 1998 г. № 141-З ”О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, от 14 июня 2007 г. № 239-З ”О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан“, от 17 июля 2018 г. № 130-З ”О нормативных правовых актах“.

Закон № 141-З  вступает в силу с 22 января 2024 г.