Экономика и общество 4.01

Национальная правовая система: современное состояние, проблемы и перспективы развития (теоретико-правовые аспекты)“, шифр ”Экономика и общество 4.01“, научный руководитель – кандидат юридических наук, доцент Павлов В.И.

Отчет 173 с., 3 раздела, 2 рисунка, 186 источников.

Объектом исследования является правовая система Республики Беларусь как комплексное (правовое и цивилизационно-культурное) образование и совокупность составляющих ее элементов в рамках единой системы общественных отношений, представленная через проявление актуальных аспектов ее функционирования с учетом современного этапа развития белорусского общества.

В процессе исследования за основу был взят комплексный научный подход с доминированием элементов диалектической парадигмы при использовании постнеклассического методологического инструментария для исследования отдельных проблем темы (1.3). Использовались также такие общие методы научного познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, системно-структурный, логический, социологический, исторический, моделирования, аналогии. В работе был применен и ряд частнонаучных методов познания, таких как сравнительно-правовой, юридико-догматический, толкования права (методологическая основа исследования).

В соответствии со структурой работы в процессе исследования предполагалось проанализировать национальную правовую систему сквозь три выделенных познавательных аспекта: во-первых, правовая система рассматривалась с доктринальной точки зрения – как фундаментальная категория юридической науки и целостный цивилизационно-культурный феномен (1). Данный этап исследования представляет теоретико-методологический блок научной работы. Во-вторых, предполагалось исследовать национальную правовую систему в контексте теории «среднего уровня», связав функционирования национальной правовой системы с системой белорусского права и законодательства. Данному аспекту исследования исключительно в контексте национального правового регулирования посвящена вторая часть работы, которая представляет теоретический уровень исследования (2). Наконец, в-третьих, в качестве практического среза функционирования национальной правовой системы была рассмотрена национальная система конституционного правосудия, которая во многом является показателем качества национального правового регулирования. Третий раздел работы посвящен этому аспекту исследования, он представляет практический (прикладной) уровень познания национальной правовой системы.

В результате проведенного научного исследования в каждом из трех разделов работы получены определенные научные результаты.

В первом разделе, посвященном рассмотрению правовой системы как фундаментальной юридической категории и цивилизационно-культурного образования, проанализирован процесс становления национальной правовой системы и ее теоретико-правового описания, дано определение правовой системы, охарактеризованы принципы, на которых базируется правовая система. Особое значение уделено рассмотрению интегративной функции правовой системы, которая на современном этапе развития общества представляется едва ли не главной функцией в контексте усиливающихся процессов социальной дифференциации и дезинтеграции. В отдельном параграфе, посвященном принципам правовой системы, дано определение понятия «принципы права», осуществлено сравнение принципов права, принципов системы права и принципов законодательства, предложено авторское понимание данных принципов, особенности их нормативно-правового закрепления в национальном законодательстве. Большая часть первого раздела исследования посвящена феномену правового сознания как конститутивному элементу национальной правовой системы. Рассмотрены методологические, теоретические и практические аспекты формирования правового сознания белорусского общества, влияющие на эффективность функционирования национальной правовой системы, в частности: сформулирован новый методологический подход к исследованию правового сознания на базе контекстуального цивилизационно-культурного описания данного правового феномена с использованием концепта «духовная традиция»; исследовано влияние современной мировой геополитической ситуации на формирование национального правосознания; выявлены механизмы фиксации национального правосознания при его формировании в общественных и государственных интересах с учетом условий современности; выработаны предложения по совершенствованию национального законодательства в области формирования и защиты правосознания белорусского общества.

Во втором разделе исследования, посвященном функционированию правовой системы на уровне системы права и системы законодательства, в отдельном параграфе обоснована необходимость новой постановки проблемы доступности и смысловой восприимчивости законодательства с учетом современной социокультурной ситуации. Определено, что методологическая постановка проблемы доступности законодательства, основывающаяся на парадигме «доступность – знание», не вполне удовлетворяет современным задачам правового регулирования общественных отношений. Осмысление доступности законодательства просто как знания права пригодно лишь в ограниченном круге исследований, в частности, когда речь идет, прежде всего, о юридико-технической стороне обеспечения доступности законодательства. При исследовании же вопросов, касающихся внутренних, содержательных аспектов доступности законодательства (например, вопросов достижения осмысленно-мотивированного правомерного поведения, обнаружения причин игнорирования гражданами нормы права при условии ее достаточной юридико-технической доступности, взаимосвязи доступности закона и эффективности функционирования права) использование такого подхода может привести к серьезным ошибкам.
Доступность законодательства, которая традиционно рассматривается через юридико-технический, интеллектуальный и смысловой моменты ее проявления, предложено исследовать также через нравственно-психологический момент. Включение последнего в структурный анализ доступности законодательства позволило получить ряд новых исследовательских возможностей, которые подробно раскрываются в работе.

В части исследования, касающейся совершенствования национальной системы законодательства, проанализировано значение кодификации в правовой системе, а также случаи, когда существует необходимость принятия кодекса: во-первых, когда в процессе правотворчества «вырисовываются» специфические отраслевые или межотраслевые принципы; во-вторых, когда накапливаются взаимосвязанные отраслевые институты; в-третьих, когда появляется большое количество правовых норм в определенной регулируемой области; в-четвертых, когда формируется устойчивая специфическая сфера общественных отношений, нуждающихся в правовой регламентации, в-пятых, когда имеется положительный опыт иностранных государств в урегулировании кодексом какой-то отрасли (подотрасли) права или отрасли (подотрасли) законодательства; в-шестых, когда существует международный опыт кодификации в какой-либо области публичноправовых или частноправовых отношений.

В параграфе, посвященном проблемам совершенствования системы источников национального права, установлено, что национальная система источников права в целом представляет собой достаточно четкое и иерархически определенное образование. Статья 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативно закрепляет систему действующих в Республике Беларусь нормативных правовых актов как источников права. Вместе с тем установлено, что помимо нормативно закрепленных источников права на эффективное функционирования национальной правовой системы существенное внимание оказывают и так называемые нетипичные источники права, среди которых подробно анализируются послания, директивы, протоколы-поручения Главы государства – Президента Республики Беларусь, преамбулы Конституции Республики Беларусь и законов Республики Беларусь, нормативно закрепленные различными нормативными правовыми актами концепции (Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и иные акты), послания Конституционного Суда Республики Беларусь. На основания догматического анализа и рассмотрения практического действия нетипичных источников права в национальной правовой системе предложены направления совершенствования законодательства по регламентации их нормативно-правового статуса.

В третьем, заключительном разделе исследования, где рассматриваются проблемы осуществления конституционного судопроизводства в контексте развития национального права, системному анализу подвергнуто понятие «конституционность»; изучены критерии конституционности нормативных правовых актов в законодательстве Республики Беларусь; проанализирован принцип правовой определенности в качестве критерия конституционности положений нормативных правовых актов; обоснованы некоторые изменения юридического действия принципа правовой определенности; сформулированы предложения по совершенствованию законодательства (Кодекс о судоустройстве и статусе судей Республики Беларусь) относительно принципов конституционности и правовой определенности; предложено наиболее широкое и приемлемое понятие для определения объектаспециализированного судебного конституционного контроля – «юридическая действительность»; выделены конкретные формы проявления юридической действительности, в частности: юридическая действительность пробелов в нормативном регулировании общественных отношений, определенных действий палат Парламента, высших должностных лиц государства и иные.

Полученные в процессе исследования научные результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, посвященных рассмотренным в отчете проблемам. Научные результаты по всем рассмотренным проблемам могут найти применение не только в правовой догматике, но и при совершенствовании законодательства, регламентирующего прикладные вопросы функционирования правовой системы на уровне системы права и системы законодательства, при совершенствовании законодательства, регламентирующего формирование системы источников национального права, при определении правовой политики, связанной с формированием правового сознания белорусского общества, при совершенствовании нормативных положений, касающихся вопросов деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь по проверке конституционности нормативных правовых актов государственных органов, а также по осуществлению специализированного конституционного контроля.

Научные результаты по представленной теме внедрены в деятельность управления систематизации законодательства Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь по совершенствованию законодательства, регламентирующего вопросы функционирования национальной правовой системы (см. в приложении акты о внедрении результатов научных исследований).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

11

1 ПРАВОВАЯ СИСТЕМА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЦИВИЛИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

13

1.1 Категория «правовая система»: понятие, свойства и эпистемологический статус в контексте реализации функции социальной интеграции

13

1.2 Правовые принципы в структуре национальной правовой системы

  25

1.3 Правосознание как конститутивный элемент правовой системы. Формирование правосознания как приоритетное направление совершенствования национальной правовой системы

25

1.3.1 Методологические задачи современной теории правового сознания (постановка проблемы)

25

1.3.2 Духовность – правосознание – национальная правовая система: проблемы взаимодействия в контексте вызовов современности

38

1.3.2.1 Национальные правовые системы и проблема их идентичности в современном мире. Формирование и защита правового сознания как условие обеспечения государственно-правовой безопасности и сохранения идентичности национальной правовой системы

38

1.3.2.2 Методологическая стратегия и правовая политика Республики Беларусь в сфере формирования национального правосознания

46

1.3.2.3 Правовое сознание и религиозное мировоззрение. Концепт «духовность» и его взаимосвязь с процессом осознания государственно-правовой действительности. «Правовая духовность» как способ обогащения национального права метаправовыми содержаниями. Предложения по совершенствованию правовой системы Беларуси в части формирования национального правосознания

52

2 ПРАВОВАЯ СИСТЕМА – СИСТЕМА ПРАВА – СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

63

2.1 Проблема доступности и смысловой восприимчивости законодательства в контексте развития национальной правовой системы

63

2.2 Отрасли права и отрасли законодательства в правовой системе Республики Беларусь и их совершенствование

  87

2.2.1 Теория правовой системы общества и проблемы ее совершенствования. Национальные правовые системы и правовая система Беларуси

  87

2.2.2 Теоретические и практические проблемы систематизации отраслей белорусского права и законодательства. Проблемы кодификации в системе права Республики Беларусь

   92

2.3 Система источников национального права Беларуси: современное состояние и пути совершенствования

 106

3 СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ КАК ГАРАНТ СТАБИЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

 117

3.1 Принцип конституционности и проблемы его реализации в национальном законодательстве и деятельности государственных органов Республики Беларусь

 117

3.2 Институт специализированного конституционного контроля как фактор совершенствования национальной правовой системы

 129

Заключение

144

Список использованных источников

158