Русский | Беларуская | English | Deutsch   
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О ЦЕНТРЕ
       Правовой статус
       Руководство и структурные подразделения
       История
       Итоги работы Центра
НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЛАНИРОВАНИЕ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОДГОТОВКА ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
       Автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов
       Методическое руководство
ЭКСПЕРТИЗА В НОРМОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
       Общие положения
       Юридическая экспертиза
       Особенности проведения обязательной юридической экспертизы Центром
       Криминологическая экспертиза
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СВОД ЗАКОНОВ
       Систематизация законодательства
       Свод законов
НАУЧНАЯ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА
       Научно-исследовательская работа Института правовых исследований
       Публикации работников Центра
       В помощь юристу
       Наши издания
КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ, КОНКУРСЫ
УЧЕНЫЙ СОВЕТ
       Основные направления деятельности
       Состав ученого совета
СОВЕТ ПО ЗАЩИТЕ ДИССЕРТАЦИЙ
Д 07.02.01
       Правовые акты, регулирующие деятельность совета по защите диссертаций
       Состав совета по защите диссертаций Д 07.02.01
АСПИРАНТУРА
       Правовые акты, регулирующие подготовку научных работников высшей квалификации
       Перечень актуальных направлений диссертационных исследований в области права
       Перечень тем кандидатских диссертаций в области права, утвержденных ученым советом
       Обучение в аспирантуре
       Объявления
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ПРОФСОЮЗ
 
       О нас
       Мероприятия
       Спортивные достижения


 Рекомендации по применению отдельных положений Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года "Об обращениях граждан и юридических лиц" по итогам республиканского семинара, состоявшегося в г. Минске 17.02.2012

Обращения иностранных граждан и юридических лиц.

1. Разъясните порядок рассмотрения обращений, поступающих от физических лиц, не являющихся гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающих за границей, если они оформлены и поданы в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь ”Об обращениях граждан и юридических лиц“.

Действие Закона распространяется на находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства. Эти субъекты пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь. Предоставление им права на обращение объясняется тем, что вне территории государства гражданской принадлежности они не всегда в состоянии прибегнуть к оперативной защите своих прав с помощью государства гражданской принадлежности.

По смыслу Закона на электронные и письменные обращения, в которых в качестве адреса места жительства указана не Республика Беларусь, и при отсутствии у нас информации о наличии у заявителя гражданства Республики Беларусь, действие Закона не распространяется. Такие обращения не требуют ответа. Вместе с тем это не препятствует в отдельных случаях по усмотрению государственного органа или иной организации с учетом содержания обращений рассматривать такие обращения.

2. Могут ли обращения иностранных организаций (не их представительств) рассматриваться в соответствии с Законом?

Пункт 2 статьи 3 Закона предусматривает, что представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Республики Беларусь, пользуются правом на обращение наравне с юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь.

Таким образом, действие Закона в части обязательности рассмотрения и направления ответа не распространяется на обращения иностранных организаций, не имеющих представительств на территории Беларуси. Вместе с тем это не препятствует в отдельных случаях по усмотрению государственного органа или иной организации с учетом содержания обращений рассматривать такие обращения.

Личный прием.

3. Какова должна быть продолжительность личного приема руководителем организации, заместителем руководителя организации (госоргана)? Каким нормативным документом это определено?

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона руководители организаций и уполномоченные ими должностные лица обязаны проводить личный прием не реже одного раза в месяц в установленные дни и часы. Закон не устанавливает конкретной продолжительности личного приема. На практике продолжительность приема устанавливается по-разному: от 2 до 8 часов. Полагаем, что время такого приема должно быть достаточно продолжительным (как правило, не менее 4 часов), что станет гарантией возможности быть принятым на личном приеме и решить свой вопрос.
Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 N 498 ”О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц“ установлены определенные особенности в проведении личного приема председателями местных исполнительных и распорядительных органов, главами местных администраций районов в городах. Пунктом 7 данного Указа предусматривается, что председатели местных исполнительных комитетов, главы местных администраций районов в городах обязаны осуществлять личный прием в том числе по следующим единым дням:

  • председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов - в первую среду месяца;
  • председатели городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов - во вторую и четвертую среду месяца;
  • председатели городских (городов районного подчинения), сельских, поселковых исполнительных комитетов, главы местных администраций районов в городах - в каждую среду месяца.

Продолжительность личного приема в указанные единые дни должна составлять не менее 6 часов. Личный прием в эти дни должен начинаться не позднее 8 часов или завершаться не ранее 20 часов.

4. Насколько правомерно, когда руководитель в ходе личного приема дает поручения соответствующим органам (службам) без наличия письменного обращения заявителя и по результатам рассмотрения дается письменный ответ заявителю?

Закон не регламентирует вопросы направления письменного ответа на устное обращение. Пункт 4 статьи 10 Закона предусматривает, что если для решения вопроса, изложенного в устном обращении и относящегося к компетенции организации, в которой проводится личный прием, требуются дополнительное изучение и проверка, обращение излагается заявителем в письменной форме и подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом для письменных обращений.

Вместе с тем представляется, что направление письменного ответа на устное обращение не противоречит положениям Закона. В данном случае государственный орган или иная организация принимает на себя дополнительные обязанности, связанные с рассмотрением обращения.
Однако следует обратить внимание, что подобная практика должна применяться в качестве исключения, и в зависимости от того, насколько лицу, проводящему прием, ясна поднимаемая проблема, аргументация заявителя и другие обстоятельства, связанные с рассмотрением обращения. Изложение вопроса в письменном виде имеет существенные преимущества, заключающиеся в том, что заявитель самостоятельно излагает аргументы, обосновывает свою позицию и в последующем исключаются ссылки на то, что его вопрос был неверно истолкован.
В этой связи основной формой работы с устными обращениями, которые не рассмотрены в ходе личного приема по существу, должно быть изложение такого обращения заявителем в письменной форме.

5. Могут ли при проведении личного приема применяться технические средства (аудио- и видеозапись) по инициативе заявителя?

Закон не возлагает безусловной обязанности на работников государственных органов или иных организаций по проведению личного приема при использовании заявителями технических средств (ни в статье 7, регламентирующей права заявителя, ни в статье 9, закрепляющей обязанности организаций, соответствующих норм нет).

С учетом изложенного полагаем, что применение соответствующих технических средств по инициативе заявителя может осуществляться с согласия лица, проводящего прием.

6. В соответствии с частью первой пункта 3 статьи 6 Закона руководители организаций и уполномоченные ими должностные лица обязаны проводить личный прием не реже одного раза в месяц в установленные дни и часы. Может ли личный прием граждан проводиться только руководителем организации или необходимо также привлекать и иных уполномоченных им должностных лиц?

Руководитель самостоятельно определяет целесообразность проведения иными работниками личного приема, в том числе и в связи с наличием у них компетенции и полномочий на решение поднимаемых заявителями вопросов. В этой связи руководитель организации может предусмотреть, что личный прием в организации проводит только он и не уполномочивать иных работников организации на проведение личного приема.

7. В соответствии со статьей 6 Закона в организациях должен проводиться личный прием граждан, их представителей, представителей юридических лиц. В организации ведется книга учета личного приема граждан. Надо ли дополнительно регистрировать поступившие на личном приеме обращения в регистрационно-контрольных карточках?

В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 г. № 1786, регистрация обращений заявителей, за исключением замечаний и (или) предложений, внесенных в книгу замечаний и предложений, осуществляется с использованием одной из регистрационно-контрольных форм: автоматизированной (электронной), карточной (в регистрационно-контрольных карточках), журнальной.

Таким образом, если в организации избрана журнальная форма регистрации устных обращений, то дополнительной регистрации таких обращений в регистрационно-контрольных карточках не требуется.

8Все ли устные обращения подлежат регистрации и какова процедура регистрации? Нужно ли регистрировать устное обращение, если гражданин на личном приеме подал и письменное обращение?

В соответствии со статьей 1 Закона устное обращение - обращение заявителя, изложенное в ходе личного приема. При этом согласно пункту 1 статьи 13 Закона обращения, поданные в порядке, установленном этим Законом, подлежат обязательному приему и регистрации. Отказ в приеме обращений не допускается.

Таким образом, все устные обращения, поданные в ходе личного приема, подлежат регистрации. Регистрация устных обращений осуществляется с использованием одной из регистрационно-контрольных форм: автоматизированной (электронной), карточной (в регистрационно-контрольных карточках), журнальной.

При этом, если в ходе устного приема заявитель излагает свое устное обращение, но в связи с невозможностью разрешить поставленный вопрос на этом приеме оставляет письменное заявление, то регистрации подлежат как само устное обращение, так и письменное заявление или жалоба.

Если же заявитель в ходе личного приема не излагает свой вопрос по существу, а лишь передает свое письменное обращение лицу, проводящему прием, то в таком случае подлежит регистрации лишь письменное обращение.

9. Можно ли отказать в личном приеме, если заявитель обращается по вопросу, который не относится к компетенции государственного органа или иной организации?

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона должностные лица организаций, проводящие личный прием, не вправе отказать в личном приеме при обращении по вопросам, относящимся к компетенции этих организаций, в порядке, установленном Законом, за исключением случаев, когда заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо когда переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена.

Таким образом, по смыслу Закона у должностного лица, проводящего личный прием, есть право отказать в личном приеме в следующих случаях:

заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы;

переписка с заявителем по интересующим его вопросам была прекращена;

вопрос, с которым заявитель обращается на личный прием, не относится к компетенции организации (соответствующие сведения могут быть получены, например, в ходе предварительной записи на личный прием);

заявитель обращается на личный прием в нарушение установленного порядка (например, не в приемные дни и часы).

Подача обращений.

10. Как быть с обращениями, которые излагаются на иностранных языках?

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона обращения излагаются на белорусском или русском языке.

В случае несоблюдения данного требования обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу на основании абзаца второго пункта 1 статьи 15 Закона.

Вместе с тем учитывая, что оставление без рассмотрения по существу в данном случае это право, а не обязанность организации, такое обращение может быть рассмотрено по существу при наличии у организации возможности перевода текста обращения на белорусский или русский язык. При этом ответ направляется на одном из государственных языков Республики Беларусь.

11. Как поступать с обращениями, отправленными гражданами по факсимильной связи?

Закон определяет способы подачи каждого вида обращений (письменных, устных и электронных), что фактически предопределяет сферу применения Закона. В случае подачи обращения способом, не указанным в Законе, действие Закона на такие обращения не распространяется. Таким образом, при подаче обращений посредством факса такие сообщения по общему правилу не подлежат регистрации в качестве обращений и не требуют ответа.

Вместе с тем это не препятствует государственному органу или иной организации по своей инициативе регистрировать входящие факсимильные обращения как обращения граждан и юридических лиц, рассматривать такие обращения и направлять на такие обращения ответы по существу.

12. Разъясните порядок регистрации и рассмотрения обращений, поступающих от физических лиц (юридических лиц), если они написаны латинскими символами, поданы:
в письменной форме;
в электронной форме;
по факсу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона обращения излагаются на белорусском или русском языке. Если обращение не соответствует указанным требованиям, оно может быть оставлено без рассмотрения по существу. Таким образом, Закон не предусматривает обязательного автоматического оставления без рассмотрения по существу обращений, которые написаны не на белорусском или русском языке. В этой связи, если обращение написано латинскими символами, но при этом смысл написанного абсолютно ясен и не искажен, такие обращения могут рассматриваться и в таком случае заявителям направляются ответы на белорусском или русском языке.

13. Необходимо ли все поступающие обращения после регистрации передавать на рассмотрение руководителю государственного органа для соответствующего поручения (резолюции) о дальнейшем их рассмотрении или достаточно распоряжением (приказом) уполномочить другое должностное лицо принимать решения рассматривать и давать ответы на поступающие обращения? Какое должностное лицо может быть уполномочено?

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона письменные ответы на письменные обращения подписываются руководителем организации, индивидуальным предпринимателем или уполномоченными ими должностными лицами. В этой связи не является нарушением практика уполномочивания руководителем иных должностных лиц организации на рассмотрение обращений и подписание на них ответов. Подобная практика во многих случаях является объективной необходимостью, вызванной большим потоком поступающих обращений, значительным объемом параллельно решаемых руководителем задач, необходимостью соблюдения жестких процессуальных сроков, связанных с рассмотрением обращений, и т.д.

Вместе с тем данный вопрос должен решаться в каждой организации индивидуально. При этом следует учитывать, что пункт 3 статьи 5 Закона предусматривает персональную ответственность руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей за ненадлежащую работу с обращениями. Кроме того, следует учитывать, что в случае подписания ответа на обращение, например, руководителем структурного подразделения, в последующем может возникнуть ситуация с судебным обжалованием такого ответа, о котором руководитель ничего не знал.

14. Подпадают ли под действие Закона обращения об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи (например, оказание материальной помощи на лечение и т.д.)?

Согласно статье 2 Закона действие Закона не распространяется на обращения, подлежащие рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, а также иные обращения, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.

Порядок оказания безвозмездной (спонсорской) помощи регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 ”О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи“. Безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется безвозвратно на основе добровольности и свободы выбора ее целей и на основании соответствующего гражданско-правового договора. Учитывая правовую природу заявлений об оказании спонсорской помощи (гражданско-правовая оферта), на такие ходатайства действие Закона не распространяется.

Включение подобных заявлений в сферу действия Закона повлечет необходимость по правилам Закона рассматривать и другие заявления, которые в последующем также требуют заключения гражданско-правовых договоров (предложения о приобретении канцелярских и офисных товаров и т.д.).

15. В обращении указано сразу несколько адресатов (различных государственных органов или организаций). Если обращение не относится к компетенции организации, в которую оно поступило, надо ли перенаправлять в компетентную организацию, если в списке адресатов данная организация уже указана (возвращать обращение заявителю и разъяснять, куда он должен обратиться за решением своего вопроса)?

Да. Это обязательное требование Закона, независимо от того, направлял в эту организацию заявитель свое обращение или нет. Кроме того, возможна ситуация, когда заявитель в списке рассылки указал сразу несколько адресов, но обращение по этим адресам в действительности не направлял.

Сроки рассмотрения обращений.

16. Разъясните часть вторую пункта 3 статьи 17 Закона.

В соответствии с частью второй пункта 3 статьи 17 Закона в случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимо совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявители в пятидневный срок со дня продления срока рассмотрения обращений уведомляются о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.

Для четкого определения срока, в течение которого должно быть направлено уведомление заявителю, следует учитывать, что в данном случае применяются положения части первой пункта 3 статьи 17 Закона. Если вывод о том, что соответствующие действия (выполнение работ, оказание услуг) не могут быть выполнены в месячный срок, а также определение того, когда такие действия будут выполнены, не требует дополнительной проверки, то заявитель уведомляется о принятом решении в 15-дневный срок. Если в аналогичной ситуации для подготовки ответа (например, об уточнении предполагаемых сроков выполнения работ (оказания услуг) требуются дополнительные проверочные мероприятия (выезд на место, запрос информации и т.д.), то заявитель уведомляется о принятом решении в месячный срок.

17. В какие сроки следует перенаправить обращение, если только часть заданных вопросов относится к компетенции организации?

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение пяти дней направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок либо в тот же срок в порядке, установленном Законом, оставляют обращения без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.

Таким образом, в рассматриваемом случае подобное обращение в пятидневный срок должно быть направлено по компетенции в части вопросов, относящихся к компетенции иной организации (организаций), с уведомлением об этом заявителя.

Вопросы (вопросы), относящиеся к компетенции организации, в которую первоначально поступило обращение, должны быть рассмотрены по существу и о результатах их рассмотрения должен быть проинформирован заявитель в сроки, указанные в статье 17 Закона.

18. Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами. Надо ли уведомлять заявителя о превышении 15-дневного срока?

Нет. Закон предусматривает необходимость уведомления заявителя только при превышении месячного срока. В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона в случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявители в пятидневный срок со дня продления срока рассмотрения обращений уведомляются о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.

19. По обращению дано обещание о выполнении требуемых работ через определенный отрезок времени (например, год). Требуется ли направлять промежуточные ответы заявителю и если да, то с какой периодичностью?

В соответствии с частью второй пункта 3 статьи 17 Закона в случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявители в пятидневный срок со дня продления срока рассмотрения обращений уведомляются о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.

При этом согласно пункту 17 Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1786, контроль за рассмотрением обращений заявителей завершается, если все поставленные в них вопросы рассмотрены, приняты необходимые меры и заявителям даны ответы в письменной, устной или электронной форме.
Решение о снятии с контроля обращений принимают руководители государственных органов, иных организаций, индивидуальные предприниматели или уполномоченные ими должностные лица.
Таким образом, обращения, по которым даны обещания, должны приниматься на контроль с целью обеспечения выполнения обещаний в оговоренные сроки. Вместе с тем законодательством не предусматривается обязательных промежуточных ответов по находящимся на контроле обращениям, а также не регламентирована их периодичность. Подобные дополнительные формы контроля могут вводиться по решению руководителя организации, осуществляющей контроль за исполнением обращений.

Оставление обращения без рассмотрения
по существу, прекращение переписки.

20. Как оформляется прекращение переписки с заявителем (распоряжением (приказом) или обычным письмом)? Форма решения об оставлении обращения без рассмотрения?

Закон не предусматривает в качестве обязательного условия прекращения переписки или оставления обращения без рассмотрения по существу издание отдельного приказа.

21. В организации имеются справки о психических заболеваниях некоторых граждан, которые регулярно обращаются в райисполком с различными вопросами, иногда абсурдными. Есть ли основание прекратить с ними переписку? Каким образом регулируется работа с обращениями граждан, если документально установлено, что гражданин лишен дееспособности?

Закон не предусматривает такого основания для прекращения переписки, как наличие психических заболеваний.

При этом Закон устанавливает, что письменные и электронные обращения от имени недееспособных граждан подаются их законными представителями (часть вторая пункта 1 статьи 4). Вместе с тем сам по себе факт психического заболевания не означает недееспособности гражданина. В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Гражданского кодекса гражданин, который вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Таким образом, для признания гражданина недееспособным необходимо принятие соответствующего решения суда.

При поступлении обращений от лиц, которые признаны недееспособными, полагаем возможным направление им разъяснения о порядке реализации ими права на обращение (через опекуна).

22. В министерство часто поступают обращения заявителей, в которых обжалуются судебные постановления и одновременно содержится просьба дать оценку действиям сотрудников, подчиненных министерству организаций. Как быть в таких случаях? Ведь по Закону такие обращения должны быть в пятидневный срок возвращены заявителю.

В данном случае в одном обращении объединены вопросы, рассмотрение которых осуществляется в различном порядке. В этом случае представляется целесообразным в течение пяти дней подготовить ответ заявителю о возврате обращения в части жалобы на судебное постановление и направить его заявителю, а также отметить, что ответ на второй вопрос будет дан в установленные Законом сроки.

23. В организацию неоднократно поступают жалобы на судебное постановление от одного и того же заявителя, которые возвращаются такому заявителю. Кроме того, в ряде случаев один и тот же заявитель неоднократно обращается с идентичным обращением, которое не относится к компетенции организации. Можно ли прекратить переписку по таким обращениям при том, что по существу данные обращения не рассматривались?

Прекращение переписки осуществляется при оставлении в соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 15 Закона повторного обращения без рассмотрения по существу (если заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу). В этом случае заявителю письменно сообщается, что повторное обращение необоснованно и переписка с ним по этому вопросу прекращается.

При поступлении обращения государственный орган или иная организация имеют следующие альтернативы:

  • перенаправление по компетенции;
  • ответ по существу;
  • оставление без рассмотрения по существу и возвращение обращения заявителю с разъяснением порядка обжалования судебного постановления.

Таким образом, по обращению может быть принято решение о прекращении переписки только в том случае, если обращение рассматривалось организацией по существу.

В этой связи по каждому обращению, содержащему жалобу на судебное постановление, должно приниматься решение о возвращении обращения и разъясняться порядок обжалования такого постановления.

Каждое обращение, не относящееся к компетенции организации, должно либо направляться по компетенции, либо оставляться без рассмотрения по существу в порядке, предусмотренном статьей 15 Закона.

24. Исполкомом прекращена переписка с заявителем. Он обращается с тем же вопросом в вышестоящий орган, который перенаправляет обращение в тот же исполком, который прекратил с заявителем переписку, для рассмотрения и ответа заявителю. Как в данном случае правильно поступать исполкому? Надо ли давать ответ заявителю, хотя с ним прекращена переписка?

В соответствии с Законом повторное обращение – обращение, поступившее в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу два и более раза.

Буквальное прочтение рассматриваемого положения оставляет открытым вопрос о возможности признания обращения повторным, если оно переадресовано из одного органа в другой. Представляется, что такое обращение является повторным. При этом не имеет значения, было ли оно непосредственно направлено заявителем или перенаправлено по компетенции иным субъектом. Важно, что обращение поступило в один и тот же орган, по одному и тому же вопросу.

С учетом изложенного полагаем, что при получении такого обращения исполком должен проинформировать организацию, перенаправившую обращение, о том, что с заявителем прекращена переписка и приложить копию ответа на обращение по существу.

В этом случае заявитель должен быть проинформирован о том, что ранее с ним была уже прекращена переписка. Данное уведомление обусловлено тем, что вышестоящий орган при перенаправлении обращения проинформировал заявителя о направлении обращения по компетенции с поручением дать заявителю ответ по существу.

Отдельные виды обращений
(повторные, анонимные, коллективные, замечания и предложения,
вносимые в книгу замечаний и предложений, благодарности).

25. За какой период обращения можно считать повторными (в течение календарного года или больше)?

Закон не предусматривает какого-либо срока со дня подачи первичного обращения, по истечении которого аналогичное обращение от того же заявителя в тот же орган перестает считаться повторным. В этой связи повторным, например, будет считаться обращение, поступившее от одного и того же заявителя по тому же вопросу в 2012 году, если этот же заявитель обращался с аналогичным обращением в тот же орган в 2008 году.

26. Считается ли повторным обращение, направленное для рассмотрения из вышестоящей или иной организации?

В соответствии с Законом повторное обращение - обращение, поступившее в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу два и более раза.

Полагаем, что обращение, переадресованное из одного органа в другой, также может быть признано повторным. При этом не имеет значения, было ли оно непосредственно направлено заявителем или перенаправлено по компетенции иным субъектом. Важно, что обращение поступило в один и тот же орган, по одному и тому же вопросу, от одного и того же заявителя.

27. В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона коллективные обращения тридцати и более заявителей подлежат рассмотрению с выездом на место. В данном случае речь идет о месте нахождения объекта или месте жительства заявителей или др.?

По смыслу данной нормы речь идет о рассмотрении обращения с выездом на место возникновения проблемы, породившей коллективное обращение. Смысл данной нормы заключается в том, что должностное лицо непосредственно, а не только по документам, знакомится с обстоятельствами, породившими проблемную ситуацию.

При этом согласно пункту 2 статьи 22 Закона коллективные обращения тридцати и более заявителей в организации по вопросам, входящим в их компетенцию, подлежат рассмотрению с выездом на место, если иное не вытекает из этих обращений. В данном случае речь идет о ситуациях, при которых фактически отсутствует конкретное место возникновения проблемной ситуации (коллективное предложение об отмене нормативного правового акта, несогласие со сложившейся практикой применения законодательства и т.д.). В этом случае коллективное обращение будет рассматриваться без выезда на место.

28. Как часто должны проводить ”прямые телефонные линии“ руководители организаций коммунальной формы собственности (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2011 №854)? Должны ли проводить ”прямые телефонные линии“ председатели сельских исполкомов?

Обязанность проведения ”прямых“ и ”горячих телефонных линий“ предусмотрена Указом  Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 N 498 ”О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц“. В соответствии с пунктом 81 данного Указа в организациях на систематической основе должно осуществляться проведение руководителями и иными должностными лицами встреч в трудовых коллективах, пресс-конференций, ”горячих линий“, ”прямых телефонных линий“ по актуальным для граждан и юридических лиц вопросам, в том числе с привлечением депутатов, представителей средств массовой информации и общественных объединений.

С учетом принятого в Указе сокращения термин ”организация“ охватывает все государственные органы и иные организации. Таким образом, обязанность по проведению ”прямых телефонных линий“ распространяется на все государственные органы и иные организации, в том числе и сельские исполнительные комитеты.

Что касается периодичности проведения ”прямых телефонных линий“, то это определяется руководителем организации, в том числе исходя из количества поступающих в организацию обращений.

При этом в отношении ряда руководителей периодичность ”прямых телефонных линий“ установлена законодательно. Согласно подпункту 12.2 пункта 12 Указа Президента Республики Беларусь от 16.06.2003 N 254 ”О деятельности информационно-пропагандистских групп и об участии руководителей республиканских и местных государственных органов и иных государственных организаций в идеологической работе“ руководители государственных органов, а также государственных организаций, подчиненных Президенту Республики Беларусь или Правительству Республики Беларусь, обязаны проводить ”прямые телефонные линии“ с населением не реже одного раза в квартал.

29. Если в электронном обращении не указан адрес места жительства, как поступать с таким обращением?

В соответствии со статьей 23 Закона анонимными обращениями являются обращения заявителей, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения. С учетом изложенного, а также принимая во внимание положения части первой пункта 1 статьи 25 Закона, электронные обращения, в которых отсутствуют фамилия, имя, отчество или адрес места жительства, являются анонимными. Такие обращения не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

30. В электронном обращении указан несуществующий адрес места жительства (места пребывания) гражданина и нет информации о его месте работы (учебы). Как расценивать такое обращение?

Данное обращение является анонимным. Фактически в нем отсутствует адрес места жительства (места пребывания) заявителя. Такие обращения не рассматриваются и ответы на них не направляются.

31. Являются ли устными обращениями звонки по телефону?

В соответствии с Законом устные обращения подаются в ходе личного приема. Таким образом, действие Закона не распространяется на телефонные звонки, в том числе и на телефонные звонки в ходе проведения ”прямых телефонных линий“ и ”горячих линий“. Порядок рассмотрения сообщений, поступающих в ходе проведения ”прямых телефонных линий“ и ”горячих линий“, регламентирован отдельно постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2011 г. № 854 ”О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц“. Данным постановлением определены понятия ”прямые телефонные линии“ и ”горячие линии“, установлен порядок регистрации и рассмотрения поступающих звонков, в том числе форма регистрационно-контрольной карточки, в которой фиксируются соответствующие сообщения и т.д.

32. Можно ли считать обращение повторным, если первоначально оно было направлено в электронном виде, а впоследствии в письменном, и наоборот?

Повторное обращение – обращение, поступившее в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу два и более раза. Принимая во внимание, что электронные обращения, поступившие в государственные органы и иные государственные организации, подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом особенностей, предусмотренных Законом, полагаем, что такие обращения могут признаваться повторными.

В данном случае можно провести аналогию с личным приемом. Закон предусматривает возможность отказа в личном приеме, если с заявителем уже прекращена переписка по интересующему его вопросу. То есть правовые последствия одного вида обращений (письменное обращение) переносятся на другой вид обращения (устное обращение).

Обращения юридических лиц.

33. В основном поступают письма от организаций с просьбой дать разъяснение по различным вопросам. Как их классифицировать:
а) обращения юридических лиц;
б) служебная переписка.

Разъяснение законодательства по своей правовой природе является разновидностью такого вида обращений, как заявление, в связи с реализацией, посредством направления соответствующего запроса, права на получение информации. В этой связи поступающие запросы о разъяснении законодательства подлежат отнесению к обращениям юридических лиц.

34. Подпадают ли под Закон и нужно ли рассматривать обращения юридических лиц, которые являются государственными организациями (КУП, РУП и т.п.).

Заявителями в соответствии с Законом являются любые юридические лица, независимо от организационно-правовой формы.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона действие Закона не распространяется на переписку государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами. Речь идет о реализации управленческих полномочий (согласование планов, иных вопросов, предоставление отчетов, информирование о выполнении поручений и т.д.). Подобная схема взаимоотношений наиболее характерна для вышестоящих и нижестоящих организаций. В подобных случаях нет признаков ни одного из перечисленных в Законе видов обращений (заявлений, предложений, жалоб) и, соответственно, действие Закона на такие сообщения не распространяется.

35. Как отграничить деловую переписку от обращений юридических лиц в местные исполнительные и распорядительные органы?

В настоящее время в местные исполнительные и распорядительные органы поступает большое количество писем от юридических лиц. При этом можно выделить основные группы вопросов:

  • о выделении земельных участков;
  • согласование проектно-сметной документации;
  • согласование режима работы;
  • заключение, изменение и прекращение инвестиционных договоров;
  • проведение массовых мероприятий;
  • согласование размещения рекламы;
  • закупка канцелярских и других офисных принадлежностей;
  • переписка по поводу исполнения различных гражданско-правовых договоров (уточнение сроков и порядка их исполнения и т.д.).

Отнесение или не отнесение соответствующих вопросов к обращениям происходит с учетом сферы действия Закона.

Действие Закона не распространяется на обращения юридических лиц, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, а также иные обращения, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения. Действие Закона также не распространяется на переписку государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами.

Порядок выделения земельных участков детально урегулирован Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 ”Об изъятии и предоставлении земельных участков“. Выделение земельного участка по своей природе является административной процедурой и действие Закона на эти отношения не распространяется. Также под определение административной процедуры и соответственно под регулирующее воздействие законодательства об административных процедурах подпадает согласование режима работы, а также согласование размещения рекламы. Данные действия осуществляются на основании заявления заинтересованного лица с приложением определенного пакета документов и заканчиваются вынесением решения, влияющего на права или обязанности обратившегося.

Согласование проектно-сметной документации осуществляется в рамках заключения и исполнения договора строительного подряда. Соответственно, данные отношения также не подпадают под действие Закона, а регулируются гражданским законодательством. Так, в частности, статьей 698 Гражданского кодекса предусмотрено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с проектной документацией, устанавливающей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, в том числе со сметной документацией (сметой), определяющей цену работы. Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства неучтенные в проектно-сметной документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законодательством или договором не предусмотрен иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика.

Согласно статье 699 Гражданского кодекса изменения проектно-сметной документации, требующие дополнительных расходов для подрядчика, осуществляются за счет заказчика на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.

Действие Закона также не распространяется на заключение инвестиционных договоров. Порядок их заключения и изменения урегулирован Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 ”О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь“ и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами.

Аналогичным образом Закон не применяется к отношениям по подаче и рассмотрению заявлений о проведении массовых мероприятий. Данные вопросы урегулированы детально в Законе Республики Беларусь от 30 декабря 1997 года ”О массовых мероприятиях в Республике Беларусь“.
Заявления с предложениями закупки канцелярских и других офисных принадлежностей по своей правовой природе являются гражданско-правовой офертой к заключению договора и регулируются гражданским законодательством. Действие Закона на эти отношения не распространяется.

Переписка по поводу исполнения различных гражданско-правовых договоров также является частью договорной работы организации и по своей природе не может рассматриваться в качестве обращений юридических лиц.

Вместе с тем следует учитывать, что если поступившее в местный исполнительный и распорядительный орган заявление или иное письмо касается разъяснения законодательства по рассмотренным вопросам, то оно подпадает под действие Закона, подлежит регистрации и рассмотрению в соответствии с Законом. Данный подход объясняется тем, что названные выше специальные законодательные акты данный вопрос не регламентируют.

Для лучшей организации работы и четкого выделения из деловой переписки обращений юридических лиц представляется целесообразным обобщение поступающих писем от юридических лиц и разделение их на определенные блоки, применительно к которым и будет решаться вопрос об отнесении соответствующих писем к обращениям юридических лиц. При этом наиболее типичными примерами обращений юридических лиц могут быть обращения:

о разъяснении законодательства;

о получении информации (о планах строительства, перспективах государственного регулирования и т.д.);

с предложениями о разработке или об изменении нормативных правовых актов;

с жалобами на несоблюдение или неправильное применение законодательства со стороны конкретных организаций.

Электронные обращения.

36. Подлежат ли регистрации как обращения электронные сообщения, содержащие вопросы, не являющиеся заявлениями, предложениями, жалобами (например, информирование о проведении семинаров, закупке канцелярских принадлежностей, подписке на периодические издания и т.д.)?

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона обращения, поданные в порядке, установленном данным Законом, подлежат обязательному приему и регистрации. Отказ в приеме обращений не допускается.
Вместе с тем данная норма распространяется только на те входящие документы, которые обладают признаки одного из предусмотренных Законом видов обращений. Если документ не обладает такими признаками, он не подлежит регистрации и рассмотрению как обращение.

37. Должен ли департамент министерства, являющийся юридическим лицом, отдельно принимать и рассматривать электронные обращения, либо они должны направляться только на адрес министерства?

Закон возлагает обязанность по рассмотрению электронных обращений только на государственные органы и государственные организации. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26.07.2007 N 350 ”Об утверждении Положения о департаментах министерств (государственных комитетов)“ департаменты - создаваемые по решению Президента Республики Беларусь в центральных аппаратах министерств (государственных комитетов) структурные подразделения с правами юридического лица, наделенные государственно-властными полномочиями и осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующих министерств (государственных комитетов).

Таким образом, законодательством не предусмотрено обязанности по созданию условий для отдельного принятия и рассмотрения электронных обращений в департаментах государственных органов. Это не препятствует налаживанию системы подачи электронных обращений в департамент не только через сайт министерства, но и параллельно через сайт (страничку) департамента.

38. Электронные обращения поступают с приложениями, в которых содержится объемная информация:
видеозапись;
аудиозапись;
текст в виде книг.
Как поступать в данном случае? Записывать информацию на компакт-диск?

В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона в обращениях должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов. Таким образом, по общему правилу к обращению могут прилагаться документы (копии ответов государственных органов, документы, подтверждающие права на определенное имущество, фотографии и т.д.).

В этой связи при направлении электронных обращений через специальную рубрику на сайте организации допустимо установление ограничения на форматы представляемой информации, что позволит исключить случаи предоставления информации в нечитаемом виде. Аналогичные ограничения могут быть установлены и при направлении электронных обращений на адрес организации в сети Интернет.

Вместе с тем при поступлении соответствующей информации (аудиозапись, видеозапись) на сайт организации в сети Интернет Закон не предусматривает необходимости ее отдельного копирования, записи на диск и т.д. Полагаем, что такая информация может сохраняться в электронном виде вместе с электронным обращением, а распечатываться может только сам текст обращения.

39. Подлежат ли регистрации электронные обращения, содержащие информационно-справочный характер (телефон, адрес организации, к  чьей компетенции относится вопрос и т.д.), на которые в течение 5-10 минут дается ответ на электронный адрес заявителя?

Закон не проводит различий в порядке регистрации и рассмотрения электронных обращений в зависимости от сложности вопроса, изложенного в электронном обращении. Таким образом, все обращения независимо от лаконичности их содержания, в том числе запросы о времени подхода очереди на жилье и т.д., подлежат регистрации и рассмотрению.

При этом организация может регистрировать и учитывать подобные электронные обращения отдельно от иных электронных обращений (например, электронные обращения справочно-разъяснительного характера).

40. Заявитель ежедневно направляет одно и то же электронное обращение в госорган. Как его регистрировать и рассматривать?

Если по обращению заявителю уже направлен ответ, но от него продолжают поступать аналогичные обращения, то подлежат применению нормы Закона о повторных обращениях, в том числе о возможности прекращения переписки с таким заявителем.

Если по обращению ответ еще не направлен, но от заявителя продолжают поступать идентичные электронные обращения, такие обращения могут регистрироваться под общим номером первого поступившего обращения и на них направляется общий ответ в установленные Законом сроки, исчисляемые со дня поступления первого обращения.

41. Может ли ответ заявителю без подписи руководителя (полученный в электронном виде) в дальнейшем использоваться для обращения в суд, другие высшие инстанции? Если нет, то как их заверять?

Полученный ответ может использоваться при подаче жалобы в вышестоящий орган. При наличии сомнений в точности приложенного ответа у органа, направившего ответ, может быть запрошена информация для подтверждения.

Что касается обращения в суд, то следует учитывать, что, например, в соответствии со статьей 192 ГПК письменными доказательствами являются официальные и частные документы, а также переписка и записи делового или личного характера, содержащие сведения о фактах, имеющих значение для дела. Документы, полученные с помощью электронной, вычислительной и другой техники, являются доказательствами при условии их надлежащего оформления.

При этом статья 193 ГПК устанавливает, что официальные документы выдают государственные органы в пределах их компетенции с соблюдением установленных правил. Если официальный документ оспаривается стороной или иным юридически заинтересованным в исходе дела лицом, должностные лица государственных органов представляют суду имеющиеся у них доказательства правомерности выдачи документа и истинности его содержания.

Статья 339 ГПК регламентирует вопросы представления доказательств по делам, возникающим из административно-правовых отношений. В ней предусмотрено, что государственные органы, организации и должностные лица обязаны представить суду материалы, послужившие основанием для соответствующих действий (бездействия). Заявители, государственные органы, организации и должностные лица, а также иные заинтересованные в исходе дела лица вправе представлять суду доказательства и иные материалы.

Таким образом, полагаем, что в случае несогласия с полученным в электронном виде на свое обращение ответом заявитель может обратиться в установленном порядке с жалобой в суд, в том числе приложить к своей жалобе ответ, полученный в электронном виде. В рамках подготовки дела к рассмотрению суд может запросить у органа, направившего такой ответ, подтверждение содержания этого ответа.

42. Электронные обращения без обязательных реквизитов не подлежат рассмотрению. Считается ли, что заявитель (который прислал анонимное обращение) об этом уведомлен или необходимо его информировать дополнительно?

Если в электронном обращении не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения, то такие обращения являются анонимными и рассмотрению не подлежат. В такой ситуации какого-либо дополнительного уведомления заявителя не требуется.

43. Допускается ли установление государственными органами требования о необходимости пройти определенную процедуру регистрации для получения возможности подать обращение в электронной форме на сайте организации? То есть заявитель должен заполнить форму электронного обращения с указанием всех необходимых сведений, в том числе адреса электронной почты, на который впоследствии будет выслана ссылка для активации учетной записи заявителя. И только пройдя данную процедуру, гражданин получает возможность подать обращение в электронной форме.

Представляется, что требование пройти процедуру регистрации для получения возможности направить электронное обращение не противоречит требованиям Закона, если при этом от заявителя не требуется указания каких-либо дополнительных сведений по сравнению с установленными Законом требованиями (например, указать личный номер и т.д.).

При этом обращаем внимание, что Закон предусматривает возможность направления электронного обращения на адрес электронной почты государственного органа или государственной организации. В этом случае прохождения какой-либо дополнительной процедуры регистрации не требуется.

44. Заявитель на электронное обращение просит ответить письменно и одновременно направить ответ на электронную почту. Как правильно поступить в такой ситуации?

В соответствии с пунктом 5 статьи 25 Закона ответы на электронные обращения, а также уведомления заявителей об оставлении их электронных обращений без рассмотрения по существу, о направлении электронных обращений для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией, прекращении переписки, продлении срока рассмотрения обращений направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях, за исключением случаев, предусмотренных частью второй данного пункта.

В части второй указанного пункта закреплены случаи, когда на электронное обращение должен направляться письменный ответ.

В такой ситуации в целях упорядочения рассмотрения электронных обращений (уменьшения числа случаев, когда по незначительному вопросу заявители ”на всякий случай“ просят направить письменный ответ), сокращения затрат времени на перенаправление электронных обращений, полагаем, что если заявитель выразил желание на получение письменного ответа на свое электронное обращение, государственный орган или организация не обязаны дополнительно направлять ему данный ответ в электронном виде, независимо от просьбы заявителя. Тем не менее, это не препятствует направлению заявителю по его просьбе ответа не только в письменном, но и в электронном виде.

45. При поступлении обращения на электронную почту гражданин указывает неполный или несуществующий адрес. Правомочно ли сразу оставить обращение без рассмотрения и проинформировать заявителя о необходимости представления всех недостающих реквизитов? Либо необходимо принять обращение, зарегистрировать и только после этого разъяснять порядок подачи обращения в электронном виде?

Если в обращении указан несуществующий адрес (несуществующая улица, дом, квартира), то данное обращение является анонимным. Такие обращения не рассматриваются и ответы на них не направляются. Аналогичная ситуация складывается и при указании неполного адреса (например, только наименование города, в котором заявитель проживает). Поскольку по такому адресу невозможно идентифицировать заявителя, то такое обращение является анонимным, не рассматривается и ответ на него не направляется.

46. В случае, когда получено электронное обращение по вопросам, не входящим в компетенцию государственного органа, возможно ли, не регистрируя данное обращение, перенаправить его на электронный адрес государственного органа, в компетенцию которого входит решение поднятого в обращении вопроса?

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона обращения, поданные в порядке, установленном данным Законом, подлежат обязательному приему и регистрации. Отказ в приеме обращений не допускается.

47. Необходимо ли требовать от заявителей при направлении ими электронных обращений документы, подтверждающие их полномочия, или хотя бы указания в обращениях номеров и дат таких документов?

Пункт 6 статьи 12 Закона устанавливает, что к письменным обращениям, подаваемым представителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание положения части первой пункта 1 статьи 25 Закона, можно сделать вывод, что норма о необходимости прилагать к обращению документы, подтверждающие полномочия представителей, распространяется также и на случаи подачи электронных обращений.

При ее несоблюдении в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 15 Закона обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу.

48. При поступлении в организацию электронного обращения по вопросам, не относящимся к ее компетенции, как такое обращение должно быть перенаправлено по принадлежности в другую организацию – письменно или в электронном виде?

Пункт 5 статьи 25 Закона регламентирует порядок направления ответов (уведомлений) заявителям. Предусмотрено, что ответы на электронные обращения, а также уведомления заявителей об оставлении их электронных обращений без рассмотрения по существу, о направлении электронных обращений для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией, прекращении переписки, продлении срока рассмотрения обращений направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях.

На электронные обращения даются письменные ответы (письменные уведомления) в случаях, если заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ (письменное уведомление) либо в электронном обращении отсутствует адрес электронной почты, а также в случае, когда решение о направлении письменного ответа (письменного уведомления) принято руководителем государственного органа или иной государственной организации, рассматривающих электронные обращения, или уполномоченным им лицом.

Законом не урегулирован порядок перенаправления электронных обращений в другие организации в соответствии с их компетенцией. В этой связи полагаем допустимым как перенаправление таких обращений в электронном, так и в письменном виде.

Вместе с тем, учитывая, что по общему правилу уведомления заявителям направляются в электронном виде, то в целях упрощения взаимодействия между государственными органами, сокращения затрат на почтовые расходы более предпочтительным является перенаправление соответствующих электронных обращений по компетенции с использованием сети Интернет, особенно при пересылке обращений в рамках закрытых систем обмена информацией между государственными органами.

49. Должен ли иметь свой сайт каждый государственный орган или организация (поселковый исполком, школа, детский сад, коммунальное предприятие, в т.ч. сельскохозяйственное)? Можно ли использовать сайт райисполкома для направления электронного обращения в поселковый исполком?

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 ”О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет“ республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы и государственные организации, а также хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, обязаны размещать информацию о своей деятельности в глобальной компьютерной сети Интернет на официальных сайтах этих государственных органов и организаций либо на соответствующих страницах официальных сайтов вышестоящих государственных органов и организаций.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает обязательного создания всеми государственными органами и организациями отдельных сайтов. В качестве альтернативы может использоваться создание соответствующих страниц на сайтах вышестоящих органов (в рассматриваемом случае на сайтах рай(гор)исполкомов).

В этом случае вся работа с электронными обращениями может осуществляться через указанную страничку организации на сайте вышестоящей организации.

50. Можно ли на основании электронного обращения заявителя предоставлять документы, в которых содержатся персональные данные этого же заявителя (фамилия, паспортные данные и т.д.)? Например, копию таможенной декларации.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года ”Об информации, информатизации и защите информации“ к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится, в частности, информация о частной жизни физического лица и персональные данные (статья 17).

При этом сбор, обработка, хранение информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользование ими осуществляются с согласия данного физического лица, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (статья 18).

Представляется, что электронное обращение от лица, чьи персональные данные содержатся в запрашиваемых документах, не может являться достаточным подтверждением получения согласия лица на направление по электронной почте таких данных.

51. По общему правилу ответы на электронные обращения должны направляться на адрес электронной почты заявителя. Должны ли такие ответы направляться на сканированном бланке со сканированной подписью или допустимо направление таких ответов без сканирования бланка и подписи?

В соответствии с пунктом 220 Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4, документ в электронном виде должен иметь все реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе, за исключением оттисков печатей и штампов. Расположение и оформление реквизитов в формуляре документа в электронном виде при его внешнем представлении должно соответствовать требованиям, установленным пунктом 35 Инструкции.
Вместе с тем часть вторая пункта 3 Инструкции предусматривает, что особенности оформления, обработки и хранения организационно-распорядительных документов, относящихся к нормативным правовым актам Республики Беларусь, содержащих государственные секреты и иную охраняемую законодательством информацию, обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц и документов, связанных с их рассмотрением, заявлений заинтересованных лиц, обращающихся за осуществлением административных процедур, и иных документов, связанных с осуществлением административных процедур, регулируются актами законодательства Республики Беларусь.

В этой связи следует учитывать, что пунктом 6 статьи 25 Закона предусмотрены упрощенные требования к содержанию ответа на электронное обращение, среди которых отсутствует такой реквизит, как подпись, что исключает необходимость сканирования текста ответа. Таким образом, при направлении ответа на электронное обращение не требуется сканирования бланка или подписи.

52. Можно ли завести для получения электронных обращений отдельный адрес электронной почты при том, что в соответствии с Законом электронные обращения направляются на адрес электронной почты организации в сети Интернет?

Да. Но если электронное обращение поступит на общий адрес электронной почты организации, оно также должно быть зарегистрировано и рассмотрено как электронное обращение.

53. В Законе предусмотрено, что электронные обращения направляются в государственные органы и иные государственные организации посредством глобальной компьютерной сети Интернет на адрес их электронной почты либо размещаются в специальной рубрике на их официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет в соответствии с установленными законодательством требованиями к содержанию соответствующих сайтов. Может ли государственный орган использовать для приема электронных обращений лишь один из указанных способов?

Согласно пункту 2 статьи 25 Закона электронные обращения направляются в государственные органы и иные государственные организации посредством глобальной компьютерной сети Интернет на адрес их электронной почты либо размещаются в специальной рубрике на их официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет в соответствии с установленными законодательством требованиями к содержанию соответствующих сайтов.

При этом в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 ”О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц“ (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2012 г. № 157 ”О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам работы с обращениями граждан и юридических лиц“) на официальном сайте государственного органа, иной государственной организации в глобальной компьютерной сети Интернет должна быть размещена информация о способе либо способах подачи электронных обращений в этот государственный орган, иную государственную организацию (направление на адрес электронной почты и (или) размещение в специальной рубрике на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет).

Таким образом, государственный орган или иная организация могут предусмотреть на своем сайте в глобальной компьютерной сети Интернет  либо оба названных в Законе способа подачи электронных обращений, либо только один из них. В последнем случае, по смыслу указанных нормативных предписаний, обязательному рассмотрению подлежат только те электронные обращения, которые направлены в государственный орган или иную организацию посредством способа, информация о котором размещена на сайте таких органа или организации.

Порядок обжалования ответов на обращения.

54. Есть ли необходимость разъяснения порядка обжалования ответов на обращения (в том числе электронные), не относящиеся к компетенции организации, в которую они поступили?

В соответствии с частью третьей пункта 1 статьи 18 Закона в случае, если в письменных ответах на письменные обращения содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений либо об оставлении обращений без рассмотрения по существу, в таких ответах указывается порядок их обжалования.

При этом согласно части первой пункта 3 статьи 10 Закона организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение пяти дней направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок либо в тот же срок в порядке, установленном Законом, оставляют обращения без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.

Таким образом, при поступлении в организацию обращения (в том числе электронного) по вопросу, не относящемуся к компетенции такой организации, обращение либо направляется в соответствии с компетенцией (в этом случае не требуется разъяснение порядка обжалования ответа на обращение), либо оставляется без рассмотрения по существу с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения его вопросов (в этом случае в ответе должен быть указан порядок обжалования данного решения и возвращены оригиналы приложенных документов).

55. Какую организацию следует указывать для обжалования ответа структурным подразделениям облисполкома, рай(гор)исполкома, не имеющим вышестоящей организации (комитет экономики облисполкома, отдел транспорта и коммуникаций облисполкома и т.д.). Правомерно ли разъяснять в таких случаях об обжаловании в суд (пункт 6 статьи 20 Закона).

В соответствии с пунктом 17 перечня государственных органов, иных государственных организаций, ответственных за рассмотрение обращений  по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 г. № 498, вышестоящим органом по рассмотрению обращений в сфере экономики является Министерство экономики. Кроме того, в Положении о Министерстве экономики Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967 (часть вторая пункта 7), предусмотрено, что в систему Минэкономики входят территориальные органы по вопросам санации и банкротства, структурные подразделения облисполкомов и Минского горисполкома, а также государственные организации, подчиненные Минэкономики. Таким образом, для комитета экономики облисполкома вышестоящим органом будет являться Министерство экономики.

Вышестоящие органы при рассмотрении обращений по вопросам транспорта и коммуникаций названы в пункте 14 перечня государственных органов, иных государственных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 г. № 498. Это Министерство транспорта и коммуникаций.

56. В случае, если вышестоящей организацией не принимается нового решения, надо ли в ответе разъяснять порядок обжалования (пункт 4 статьи 20 Закона)?

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона в случае, если в письменных ответах на письменные обращения содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений либо об оставлении обращений без рассмотрения по существу, в таких ответах указывается порядок их обжалования. Если вышестоящая организация не удовлетворяет жалобу заявителя, фактически речь идет об отказе в удовлетворении требования заявителя и в таком ответе должно содержаться разъяснение порядка обжалования такого ответа в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона.

57. В случае выдачи в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона нижестоящей организации обязательного предписания о надлежащем решении вопросов, нужно ли в сообщении об этом заявителю разъяснять порядок обжалования?

Нет. В соответствии с частью третьей пункта 1 статьи 18 Закона в случае, если в письменных ответах на письменные обращения содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений либо об оставлении обращений без рассмотрения по существу, в таких ответах указывается порядок их обжалования.

Таким образом, Законом предусмотрено лишь два случая, когда в ответе на обращение необходимо разъяснять порядок обжалования.

58. Обращение гражданина рассмотрено, дан промежуточный ответ, обращение поставлено на контроль. Надо ли в промежуточном ответе разъяснять порядок обжалования? Указывается ли порядок обжалования в ответах разъяснительного характера?

В соответствии с частью третьей пункта 1 статьи 18 Закона в случае, если в письменных ответах на письменные обращения содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений либо об оставлении обращений без рассмотрения по существу, в таких ответах указывается порядок их обжалования.

Таким образом, Законом предусмотрено лишь два случая, когда в ответе на обращение необходимо разъяснять порядок обжалования.

При направлении промежуточных ответов, если в них содержится информация об удовлетворении требования заявителя в будущем, при том что заявитель не настаивал на оперативном решении вопроса, в таком ответе может не содержаться разъяснения порядка обжалования.
В ответах на обращения по вопросам разъяснения определенных вопросов также может не содержаться разъяснения порядка обжалования ответа, если эти ответы не содержат полного или частичного отказа в удовлетворении требования заявителя.

59. Как долго обращение может находиться на контроле (если не хватает бюджетных средств на исполнение)?

Законодательством не предусмотрено предельных сроков нахождения обращения на контроле.

В соответствии с пунктом 17 Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 г. № 1786, контроль за рассмотрением обращений заявителей завершается, если все поставленные в них вопросы рассмотрены, приняты необходимые меры и заявителям даны ответы в письменной, устной или электронной форме. Решение о снятии с контроля обращений принимают руководители государственных органов, иных организаций, индивидуальные предприниматели или уполномоченные ими должностные лица.

60. Будет ли нарушением законодательства об обращениях разъяснение гражданам порядка обжалования не только в вышестоящий государственный орган, но и в суд одновременно.

В соответствии со статьей 20 Закона ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы в вышестоящую организацию.

Ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу после обжалования в вышестоящую организацию могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством.

Ответ на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу организации, не имеющей вышестоящей организации, а также индивидуального предпринимателя могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, Закон предусматривает, что лишь в одном случае, а именно при отсутствии вышестоящей организации ответ может быть обжалован непосредственно в суд.

С учетом изложенного при наличии у организации вышестоящей организации разъяснение возможности обратиться в вышестоящую организацию и (или) в суд не согласуется  с названными предписаниями Закона. Вместе с тем допустимым является указание на возможность обжалования ответа в вышестоящую организацию, после чего – в суд.

Иные вопросы.

61. Обращения граждан по земельным вопросам (Указ Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667) рассматриваются в рамках деятельности по осуществлению административных процедур. При составлении отчетов эти обращения учитываются как административные процедуры?

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона действие Закона распространяется на обращения граждан и юридических лиц, в том числе поступившие от юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.

Принимая во внимание то, что совершение действий по изъятию и предоставлению земельных участков подпадает под определение административных процедур (осуществляются на основании заявления заинтересованного лица с приложением четко определенного пакета документов и завершаются принятием административного решения), заявления об осуществлении таких действий учитываются как административные процедуры.

Вместе с тем в сфере землепользования могут поступать не только заявления об осуществлении административных процедур, но и обращения граждан и юридических лиц. В последнем случае речь идет о обращениях, не связанных с принятием по ним административного решения, которое порождает права или обязанности лица (предоставление информации о наличии свободных земельных участков, порядке обращения за их выделением, разъяснении отдельных положений земельного законодательства, жалобы на действия работников землеустроительных служб и т.д.). Такие обращения подлежат регистрации и рассмотрению в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.

62. Ежегодно поселковым исполкомам выделяется древесина для проведения ремонтных работ, строительства жилья. Считается ли обращением заявление гражданина на выделение древесины?

Данные отношения регулируются законодательством об административных процедурах. Принятие соответствующего решения предусмотрено в пункте 16.16 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2010 г. № 200.

63. Если обращение носит сугубо разъяснительный характер, можно ли при статистическом учете считать их отдельно от общего количества обращений?

В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 г. № 1786, делопроизводство по обращениям заявителей осуществляется уполномоченными должностными лицами отдельно от других видов делопроизводства.

Это не препятствует регистрации и учету отдельных видов обращений отдельно от иных (анонимных, от иностранных граждан, разъяснительного характера). Вместе с тем в статистическом учете должно быть отражено общее количество поступивших обращений.

64. Распространяются ли нормы Закона на обращения граждан к государственным органам и организациям (в том числе в нотариальную контору) с запросом о предоставлении какой-либо информации?

Запрос о предоставлении информации является разновидностью заявления в связи с реализацией гражданином конституционного права на получение информации и соответственно на него распространяется действие законодательства об обращениях граждан и юридических лиц.

65. Действие Закона не распространяется на переписку государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами. Что понимается под этой формулировкой?

Взаимоотношения государственных органов с иными субъектами при реализации возложенных на них функций зачастую осуществляются в рамках особого правового режима, нередко связанного с наличием властных полномочий у одной из сторон. Сроки исполнения документов, форма и содержание ответа устанавливаются тем органом, который направляет соответствующий документ, у органа, готовящего ответ, нет возможности перенаправить полученное поручение в другой орган и т.д. В подобных случаях речь идет не о взаимоотношениях власти и населения, а о реализации управленческих полномочий государственных органов.

Типичными примерами рассматриваемых ситуаций являются:

  • направление поручений государственными органами нижестоящим органам или иным организациям, в том числе доведение прогнозных показателей;
  • направление в государственный орган отчетов об исполнении поручений или о соблюдении требований актов законодательства;
  • запрос одним государственным органом позиции другого органа или иной организации по какому-либо вопросу;
  • запрос государственным органом информации у субъекта хозяйствования о проблемах правоприменения, о вопросах, поднятых в поступившей в государственный орган жалобе, и т.д.

При этом термин ”переписка государственного органа“ в равной степени охватывает как письма, исходящие из государственного органа, так и, наоборот, письма, адресованные такому органу, независимо от того, осуществляется такая переписка в письменном или электронном виде.

66. В организацию поступает обращение, в котором содержится информация, затрагивающая права другого лица. Имеет ли право на ознакомление с обращением лицо, чьи права затрагиваются поданным обращением?

Решение данного вопроса зависит от содержания обращения. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона должностные лица и иные работники организаций, индивидуальные предприниматели и их работники не имеют права разглашать сведения о личной жизни граждан без их согласия, а также сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными в связи с рассмотрением обращений.

К данным о личной жизни относятся сведения о семейных, бытовых, личных отношениях, не подлежащих контролю со стороны государства и являющихся исключительно личным делом человека. Эта информация может выдаваться и использоваться только в целях борьбы с преступностью, защиты здоровья граждан и др.

В частности, к тайне личной жизни граждан могут быть отнесены сведения, использование которых без согласия заинтересованных лиц может нанести ущерб моральным и имущественным интересам граждан (Инструкция о режиме доступа к документам, содержащим сведения, относящиеся к тайне личной жизни граждан, утвержденная приказом Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 3 июля 1996 г. № 21).

Таким образом, если обращение содержит подобные сведения, ознакомление с ним возможно с согласия лица, сведения о котором указаны в данном обращении.

67. Нужно ли давать ответ заявителю на благодарность, в том числе оставленную в книге замечаний и предложений, если, например, она содержит просьбу о материальном поощрении?

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона при отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо при наличии в них только благодарности такие обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются. По смыслу Закона предложения о способах поощрения (например, материальном поощрении конкретного работника) или выражении благодарности являются содержанием благодарности. Такие благодарности принимаются к сведению и ответы на них не направляются.

 

 

Обсуждение проблем административных барьеров

Контакты

Республика Беларусь
220050 г. Минск, 
ул. Берсона 1а
Телефон: 
(017) 200-12-25
Факс: 
(017) 222-40-96
E-mail: center@pmrb.gov.by
Режим работы: 9.00–18.00,
перерыв: 13.00–14.00

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЦЕНТРА

 

 

Информация


Свод законов Республики Беларусь

Locations of visitors to this page

Свод законов Республики Беларусь

Объявления



Баннеры

Сайт Президента РБ

Правовой форум Беларуси


(С) Национальный центр законодательства
и правовых исследований Республики Беларусь