26 октября 2012 г. Белорусским государственным экономическим университетом, Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь была проведена Международная научно-практическая конференция ”Актуальные проблемы развития правовой системы Республики Беларусь“.
По результатам конференции, заслушав пленарные доклады и доклады, представленные на тематических секциях ”Актуальные проблемы конституционного, административного и международного права“, ”Актуальные проблемы гражданского, предпринимательского и других отраслей частного права“, ”Актуальные проблемы гражданского и хозяйственного процесса, трудового и экологического права“, были выработаны следующие рекомендации.
Правовая система Республики Беларусь динамично развивается, чему способствует закрепление концептуальных направлений ее развития на законодательном уровне, плановый характер законотворческой деятельности, наличие эффективно действующего законодательства, регулирующего нормотворческую деятельность, учет правоприменительной практики при разработке новых правовых норм, а также активное применение достижений правовой науки.
В то же время, в развитии отдельных отраслей законодательства следует выделить наиболее актуальные проблемы, требующие решения.
В сфере конституционного и административного законодательства:
- реализация конституционных норм должна быть нацелена на обеспечение достоинства личности;
- совершенствование контрольной деятельности в Республике Беларусь связано с необходимостью систематизации имеющегося массива нормативных правовых актов, устанавливающих правовые требования к организации и проведению отдельных видов контроля и надзора, при этом одним из необходимых условий деятельности различных органов государства является установление (закрепление) единых принципов ее осуществления, что обуславливает необходимость разработки и принятия Закона Республики Беларусь ”О государственной контрольной деятельности в Республике Беларусь“;
- представляется целесообразным развитие системы правового мониторинга, в рамках которого каждый государственный орган (Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, органы судебной системы, органы местного управления и самоуправления) в пределах своей компетенции будут анализировать эффективность принятых (изданных) ими нормативных правовых актов;
- целесообразным и закономерным шагом при совершенствовании налоговой системы и проведении сбалансированной налоговой политики является налоговая амнистия.
В сфере гражданского и предпринимательского законодательства:
- представляется необходимым разработка научно-обоснованных предложений по внесению изменений в ст. 9 Гражданского кодекса Республики Беларусь, более полно регламентирующих понятие, формы и виды злоупотребления гражданским правом, а также основания и порядок применения правовых норм о их недопустимости и защите прав потерпевшей стороны;
- необходимо дальнейшее совершенствование законодательства о некоммерческих организациях, при этом в целях формирования системы некоммерческих юридических лиц, основанной на принципах единства и дифференциации, необходимо четко сформулировать организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц в Гражданском кодексе Республики Беларусь, отразив в соответствующих нормах все их необходимые признаки;
- необходима разработка и принятие закона Республики Беларусь ”О персональных данных“, который должен комплексно урегулировать вопросы охраны персональных данных, в том числе дать определение этого понятия, выделить категории общедоступных персональных данных и конфиденциальных персональных данных, определить условия и порядок получения, передачи, сбора, хранения, обработки и предоставления персональных данных;
- требуют дальнейшего развития нормы законодательства о государственной инновационной политике в части создания механизма государственно-частного партнерства в инновационной сфере;
- требуется развитие правовых норм, регулирующих концессионные отношения, в том числе законодательное закрепление концессионного договора в качестве разновидности инвестиционного договора, включение в концессионное законодательство расширенного перечня объектов, подлежащих передаче в концессию, включение в концессионный договор в качестве его существенного условия обязанности по осуществлению инвестиционного проекта;
- необходимо дальнейшее развитие системы объектов права интеллектуальной собственности, в том числе распространение патентной охраны на новые породы животных, полученные путем генной инженерии;
- требуется совершенствование правового регулирования договорных отношений по поводу объектов права интеллектуальной собственности, в том числе четкое законодательное отграничение договоров уступки исключительного права и лицензионного договора, определение предмета лицензионного договора как передаваемого права, а также включение в законодательство норм о ”свободных лицензиях“.
В сфере экологического и земельного законодательства:
- требует дальнейшего развития правовой механизм регулирования отношений в области обращения с отходами, для представляется необходимым законодательное закрепление мер экономического стимулирования организаций, занимающихся утилизацией и переработкой отходов, ужесточение ответственности за нарушение правил сбора бытовых отходов, создание комплексных систем управления отходами на национальном, региональном и местном уровне.
В сфере трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении:
- представляется целесообразным дополнение Трудового кодекса Республики Беларусь главой, закрепляющей основные принципы трудового права, что позволит не только обозначить перечень основных принципов трудового права, но и сформулировать нормы, отражающие содержание соответствующих принципов;
- повышение пенсионного возраста на данном этапе реформирования пенсионной системы представляется преждевременным;
- необходима концептуально новая проработка институтов социальной зашиты, которые призваны обеспечить адресный характер социальной помощи, для чего требуется строгий учет уровня материальной обеспеченности каждого гражданина, переход к адресной помощи, как отдельному гражданину, так и семье, четкая дифференциация причин нуждаемости, отказ от государственной помощи трудоспособным гражданам, имеющим возможность работать, но не желающим делать это, а также перенос центра тяжести по оказанию адресной помощи на уровень органов местного управления и самоуправления при передаче последним соответствующих функций и средств на их реализацию.
В сфере гражданского и хозяйственного процессуального законодательства:
- успешная практика использования процедур посредничества в хозяйственном судопроизводстве позволяет говорить о целесообразности внедрения аналогичных процедур внесудебного примирения в гражданском процессе;
- необходимо распространение процедуры посредничества в хозяйственном процессе на все стадии судопроизводства;
- необходимо дальнейшее совершенствование правовых норм, регулирующих приказное производство в хозяйственном и гражданском судопроизводстве с целью максимального расширения сферы его применения для ускорения судебной защиты;
- требуется активизировать работу по совершенствованию форм пересмотра судебных решений вышестоящими судами в гражданском судопроизводстве, ориентируясь на унификацию с Хозяйственным процессуальным кодексом и на классические формы (апелляция – для пересмотра судебных постановлений, не вступивших в законную силу, и классическая кассация – для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу);
- необходимо совершенствование правовых норм, определяющих условия и порядок оказания юридической помощи для обеспечения доступности правосудия и реализации конституционного принципа о праве на квалифицированную юридическую помощь, в том числе малообеспеченных граждан.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: