Сивец С.М., заместитель директора – руководитель Института правовых исследований
Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент
В статье предпринята попытка проведения научно-практического анализа системы принципов государственной социальной политики Республики Беларусь в сфере образования. Посредством раскрытия содержания каждого из принципов, закрепленных в Кодексе Республике Беларусь «Об образовании, выделены их характерные сущностные черты, а также разработаны рекомендации и предложения по их дополнению, основанные на Конституции и социальной природе образовательной сферы государства.
Введение
Образование является двигателем социально-экономического развития общества, что находит свое выражение в его самых многообразных аспектах: интенсивном обновлении технологий, ускорении темпов развития экономического, общественно-политического и социального развития государства, переходе к информационному обществу, демократизации жизни, становлении и развитии гражданского общества, возрастании значимости человеческого капитала. В конечном итоге, роль образования выражается и в решении важнейших проблем всего общества и отдельных индивидов, являясь социальным базисом их благополучия. Образование, таким образом, становится важнейшим условием и фактором жизнедеятельности общества и его членов и одной из основных целей проведения социальной политики государства. Как справедливо отмечает С.А. Авакьян «в современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека»[1, 317]. Однако отсутствие достаточно серьезной и научно-обоснованной программы действий государства по данной проблеме, поспешное и не до конца продуманное реформирование системы образования может губительно сказаться на будущем нашей страны. В обществе сегодня достаточно активно дискутируется вопрос о направленности социальной политики государства, о возможностях разработки нового подхода к содержательному наполнению понятия социального государства, основной задачей и целью деятельности которого должно стать последовательное повышение уровня жизни населения на основе создания благоприятных условий для самореализации каждого гражданина страны. И определяющее значение на этом пути будет иметь задача по сохранению и приумножению высокого качества образования. В числе ключевых проблем, требующих своего скорейшего разрешения, можно выделить: обеспечение прав и свобод человека и гражданина в образовательной сфере; расширение доступности образования; кардинальное улучшение качества образования на всех его ступенях; коренное повышение эффективности государственно-общественного управления сферой образования; диверсификация направлений бюджетного финансирования и совершенствование организационно-управленческого механизма образования.
Необходимо отметить, что учеными – конституционалистами уделялось ранее и уделяется в настоящее время большое внимание исследованию социальных прав человека (в том числе права на образование). Данной проблематике посвящены теоретические исследования таких ученых, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Г.А. Василевич, А.А. Головко, С.Г. Дробязко, М.В., А.Ю Кабалкин, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, Е.А. Лукашева, Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин, Ю.С. Шемшученко, Д.В. Шабайлов и др. В то же время, на наш взгляд, назрела необходимость пересмотра ключевых (базовых) принципов государственной социальной политики в сфере образования (в том числе закрепленных на законодательном уровне) с целью научно-теоретического и практического обеспечения процесса модернизации указанной сферы, к чему нас неизбежно подталкивают объективные закономерности общественного развития.
Основная часть
В современной научной литературе в широком смысле социальная политика определяется как интеграция механизмов и способов, посредством которых исполнительная власть, Правительство, а также органы местной власти влияют на жизнь населения, стремятся способствовать социальному равновесию и стабильности в обществе. В узком же смысле социальная политика сводится к контексту социального администрирования и относится к институциализированному комплексу мер, предоставляемых социальным государством населению в аспектах занятости и социальной защиты, здравоохранения, образования [2, с. 16].
Право на образование – одно из основных и неотъемлемых прав граждан Республики Беларусь (ст. 49 Конституции Республики Беларусь). Республика Беларусь провозглашает область образования в качестве одной из приоритетных социальных целей [3]. В этой связи важное значение приобретает нормативное закрепление основополагающих принципов построения образовательного пространства нашей страны как руководящих базовых начал, на которые должны опираться уполномоченные государственные органы, а также общественные организации при осуществлении государственной социальной политики в сфере образования.
Основные принципы образовательной политики определены в Кодексе Республики Беларусь «Об образовании» от 13.01.2011[4]. Принципиальное значение для формирования социальной политики в сфере образования и всесторонней реализации соответствующего конституционного права граждан имеют Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг., а также принятая в 2004 году Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.
Под образованием в Кодексе Республики Беларусь «Об образовании» понимается обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося. Согласно этого же нормативного правового акта государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах:
– приоритета образования. Образование как социальный процесс прямо способствует фиксации, закреплению, развитию универсальных познавательных, а также практических свойств человека, способствует удовлетворению его непрерывно возвышающихся социальных потребностей. По М. Фуко, образование связано с заботой о самом себе, приводящей с помощью наставника к самореализации. «Образование представляет собой остов индивида перед лицом событий» [5, с. 293].
– приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования. Сфера образования имеет глубоко гуманистический характер по своей природе. Принцип гуманизма заключается в признании неотъемлемых фундаментальных прав граждан на человеческое достоинство и свободное развитие личности, самоопределение, личную и общественную (солидарную) ответственность граждан за свое нравственное и материальное благополучие. В этой связи представляется целесообразным поддержать предложение Д.В. Шабайлова о закреплении принципа гуманизма не только в Кодексе Республики Беларусь «Об образовании», но и в других нормативных правовых актах, регламентирующих правоотношения в указанной сфере [6, с. 18].
Кроме того, совершенно справедливо отмечает профессор Н.Л. Гранат о необходимости отказаться от установки на преимущественно просветительную деятельность, а направить все усилия на формирование соответствующего отношения к праву, на принятие и признание его на уровне общечеловеческих ценностей и естественно-правовой концепции [7, с. 8].
– гарантии конституционного права каждого на образование. Данный принцип охватывает различные стороны образовательной сферы, но, в первую очередь, связан с гарантиями получения образования в соответствии с установленными государственными стандартами, обеспечивающими приемлемое для общества качество образовательных программ, а также защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность. С.С. Алексеев, изучая природу прав и свобод человека и гражданина, отметил, что «реализация прав и свобод может выражаться в форме фактического правообладания, пользования, распоряжения ими, или в защите, восстановлении прав в случае их нарушения» [8, с. 93–94].
– обеспечения равного доступа к получению образования. Данный принцип в своем содержательном значении означает наличие равного доступа всех граждан Республики Беларусь к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов, возможность бесплатного пользования обучающимися фондами государственных библиотек, музейных и прочих экспозиций государственных учреждений культуры, наличие разветвленной сети образовательных учреждений, в том числе и в сельской местности.
– обязательности общего базового образования. Получение общего базового образования является необходимым условием для завершения общего среднего образования. По своей сути это конституционная обязанность государства по всеобщему бесплатному предоставлению общего среднего и профессионально-технического образования. Данный принцип, помимо обеспечения реализации социальной функции государства, направлен также на неуклонное повышение образовательного уровня населения страны и, соответственно, укрепления его экономического потенциала.
– интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования. Одним из принципов государственной политики в сфере образования является интеграция в мировую образовательную систему при сохранении и развитии достижений и традиций отечественной школы. Накопленный потенциал, который имеет наша страна в системе образования (кадры, программы, технологии обучения), объективно способствует включению в международные интеграционные процессы. Анализируя современное развитие системы образования, можно констатировать динамику международного обмена образовательными услугами, усиление взаимосвязи между странами, в первую очередь, связанные с обеспечением международной интеграции. Будущее присоединение Республики Беларусь к Болонскому процессу, безусловно, придаст новый импульс модернизации отечественного образования.
– экологической направленности образования. Роль экологического образования и воспитания детей и молодёжи в формировании экологического мышления как основы природоохранной деятельности чрезвычайно важна. Большую роль в воспитании экологической культуры обучающихся наряду с образовательными учреждениями должны играть общественные объединения и организации, которые могут способствовать консолидации молодежи посредством участия в различных экологических акциях, направленных на сохранение природных объектов, повышению общего уровня экологической грамотности.
– поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства. Как образно выразился А.С. Пиголкин, реализация нормы права есть процесс превращения юридических идеальных моделей в практическую реальность, в действующую систему общественных отношений [9, с. 9]. Основные направления поддержки и развития белорусского образования со стороны государства неразрывно связаны с уровнем социально-экономического развития страны и, соответственно, ее финансовыми возможностями в части обновления содержания образования, учебного, учебно-методического обеспечения и материально-технической базы учреждений образования, интеграции образования, науки и производства, совершенствования технического, кадрового обеспечения системы образования, а также повышением социального статуса педагогических работников, дальнейшего обновления законодательной и иной нормативной правовой базы.
– государственно-общественного характера управления образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, уровней образования.
– светского характера образования. Данный принцип предполагает запрет на преподавание и пропаганду религии в государственных образовательных учреждениях.
Заключение
Признавая ценность закрепленных в законодательстве принципов государственной политики в области образования, в то же время полагаем целесообразным их значительное расширение, руководствуясь необходимостью дальнейшего развития сферы образования, перехода на новые инновационные формы передачи знаний, последовательной интеграции в мировое образовательное пространство.
Прежде всего, в качестве основополагающего универсального принципа построения системы образования в Республике Беларусь необходимо закрепить на специальном законодательном уровне принцип демократизма. При закреплении данного принципа на уровне Основного закона страны, логичным является и его фиксация в специальном нормативном правовом акте (Кодексе об образовании), системно регулирующем такую важнейшую социальную сферу как образование. Как справедливо отмечает В.О. Лучин, любая сфера общества должна содержать такие обязательные элементы как «разнообразные социальные и юридические факторы, формы, способы, условия и гарантии осуществления конституционных норм в соответствии с демократическими процедурами, принципами законности и социальной справедливости» [10, с. 5].
Следующий принцип, который должен, на наш взгляд, в обязательном порядке быть закреплен в законодательстве – это принцип разумного (рационального) сочетания централизации и децентрализации управления в сфере образования. Административный характер управления должен проявляться исключительно в части контроля за соблюдением субъектами образовательного процесса установленных государственных стандартов и норм действующего законодательства. Формирование же и реализация образовательной политики, направленной на совершенствование учебного процесса, повышения качества образовательных услуг, расширения круга компетенций обучающихся, диверсификации направлений образовательного сотрудничества и т.п., должна стать исключительной прерогативой учреждений образования. Только при наличии реальной, а не декларируемой автономности и самостоятельности субъектов образовательного процесса, можно рассчитывать на проявление инициативы и заинтересованности в его качественном улучшении, разработке новых инновационных форм в образовании и, как следствие, постепенном улучшении материально-технического обеспечения учреждений образования, а также повышения престижа педагогической профессии в глазах населения.
Воспитание и развитие молодого поколения страны должно проходить, основываясь исключительно на патриотических началах. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотическое самосознание, гражданская ответственность и мужество, общественная инициативность и активность, готовность трудиться для расцвета своей страны, защищать ее, поднимать и укреплять ее международный авторитет в совокупности составляют содержание принципа патриотизма и, одновременно, являются ключевой гарантией независимости и самостоятельности страны.
И наконец, хотелось бы также отметить, что прогресс в развитии любой социальной сферы (и сфера образования не является исключением из этого правила) возможен лишь при наличии научного подхода, а также использования научного инструментария в его проведении. Познание окружающей действительности должно опираться на современные достижения и результаты научно-технического прогресса. Только в этом случае можно будет говорить о высоком качестве полученных знаний и, соответственно, эффективности образовательного процесса. В этой связи представляется необходимым нормативно закрепить принцип научности в качестве базового при осуществлении государственной социальной политики в области образования.
Список использованных источников
1. Авакьян, С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С.А. Авакьян. – М.: Сашко, 2000. – 528 с.
2. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. – М.: ИНИОН, 2002. – 456 с.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2013.
4. Кодекс Республики Беларусь об образовании: Кодекс Респ. Беларусь, 13 янв. 2011 г. //Консультант Плюс: Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2013.
5. Фуко, М. Герменевтика субъекта / М. Фуко; пер.с англ. – М.: Прогресс. – 2001. – С.284–311.
6. Шабайлов, Д.В. Сущность социально-экономических прав и гарантии их реализации в Республике Беларусь: автореф. …дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 / Д.В. Шабайлов. – Минск, 2011. – 24с.
7. Гранат, Н.Л. Правосознание и правовая культура / Н.Л. Гранат // Юрист. – 1998. – № 11. – С. 7–10.
8. Алексеев, С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С.С. Алексеев. –М.: Юрид. лит., 1966. – 188 с.
9. Лучин, В.О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм / В.О. Лучин. – М.: Юрид. лит., 1993. –185 с.
10. Пиголкин, А.С. Понятие правоприменения и его место в механизме социального регулирования /А.С. Пиголкин. – М.: Юрид. лит., 1985. – 249 с.