Капыльский М.П.
Начальник отделения социального законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, кандидат юридических наук
Как известно, действующая в нашей стране пенсионная модель является распределительной. Суть ее состоит в том, что страховые взносы собирают с одних, а полученные средства распределяют среди другого, более старшего поколения. По этой причине данную модель часто называют солидарной. Такая система имеет свои преимущества. Среди них – возможность начать выплату пенсий незамедлительно, поскольку не требуется времени для накоплений. Размеры пенсий не зависят от результатов функционирования финансовых рынков. Она гарантирует определенную степень социальной защиты всем пожилым гражданам, обеспечивает более высокую норму замещения (отношение пенсии к заработной плате) для лиц с невысокой зарплатой, т. е. внутрипоколенческое перераспределение доходов от высокооплачиваемых к низкооплачиваемым. Распределительные пенсионные системы существуют в большинстве развитых стран. Правда, они не являются там единственными и функционируют наряду с другими, например, накопительными.
В настоящее время пенсионная система Республики Беларусь функционирует достаточно стабильно. Регулярно и вовремя выплачиваются пенсии, их размер постоянно перерасчитывается в сторону увеличения. В настоящее время среднемесячная трудовая пенсия составляет 213 тысяч рублей или 135 процентов к бюджету прожиточного минимума и 42 процента по отношению к средней зарплате в стране. Такого соотношения нет ни в одном из государств СНГ.
Сказанное выше, однако, не означает, что существующая модель пенсионного обеспечения является совершенной и не нуждается в реформировании. Сложившаяся еще во времена СССР и принципиально не менявшаяся с тех пор, сегодня она не в состоянии эффективно обеспечивать потребности общества. При высоком, можно сказать, критическом тарифе страховых взносов пенсионная модель не выполняет свою главную задачу: обеспечить достойный уровень жизни тем, кто в прошлом активно работал и создавал национальное богатство страны. Большим недостатком распределительной системы является ее зависимость от демографических факторов, от соотношения численности работающих и пенсионеров. На протяжении последних 15 лет наблюдается активный процесс старения населения, что увеличивает долю пенсионеров и сокращает долю работающих. Если в 1990 году на 100 работающих приходилось 46 пенсионеров, то в нынешнее время уже 60. Такая тенденция сохранится и на ближайшее время.
Солидарной системе свойственно излишнее перераспределение сумм пенсий. Соотношения размеров пенсий и заработной платы для отдельных категорий пенсионеров бывают очень разными. Средний показатель здесь примерно 42 процента. Однако при этом для низкооплачиваемых в прошлом пенсионеров он составляет 280 процентов, а для высокооплачиваемых – около 20 процентов. Ясно, что такая ситуация не создает стимулов для участия в пенсионной системе высокооплачиваемых работников.
Главный недостаток действующей распределительной системы – ее расточительность. Пенсионное законодательство сегодня содержит свыше 20 оснований для досрочного (на 5–10 лет) выхода на пенсию. Это означает, что почти 17 процентов пенсионеров по возрасту и выслуге лет получают пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста. По этой причине по оценкам специалистов Минтруда и соцзащиты в стране фактический возраст выхода на пенсию на протяжении последних лет в среднем на один год ниже общепринятого.
Широкое распространение пенсий на льготных условиях в значительной мере связано с отсутствием отдельного источника их финансирования и предоставлением указанных пенсий в рамках единых для всех работодателей тарифов пенсионных взносов. Такой подход ведет к снижению общего уровня пенсионного обеспечения и расходованию средств Фонда социальной защиты населения на компенсацию неблагоприятных условий труда, ответственность за которые должен нести работодатель.
Для решения указанных проблем необходима разработка законопроекта, который бы установил правовые, экономические и организационные основы обязательного государственного пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда, урегулировал порядок предоставления им профессиональной (досрочной) пенсии с использованием новых механизмов формирования прав на такие пенсии и в конечном итоге освободил общую пенсионную систему от обязанности отвечать за производственные риски в виде досрочных трудовых пенсий по возрасту за работу с особыми условиями труда и трудовых пенсий за выслугу лет.
Обременительно действует на пенсионную систему учет при определении размера трудовой пенсии периодов без уплаты страховых взносов наравне с периодами их уплаты. Эти так называемые кредитные периоды (учеба, периоды проживания в отдельных местностях, уход за детьми и другие) не соотносятся с принципами пенсионного страхования и не способствуют адекватной замене заработка, утраченного в связи с нетрудоспособностью.
Первым шагом в разрешении данной проблемы должны стать меры, направленные на установление минимального периода уплаты обязательных страховых взносов как условия для назначения пенсии по возрасту. Такой срок, по мнению Минтруда и соцзащиты, должен быть не менее 5 лет. Соответствующую норму необходимо отразить в проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения», который находится на рассмотрении в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь. Данный законопроект содержит и другие предложения, направленные на оздоровление пенсионной системы, изыскание ее внутренних резервов. В частности, для лиц, работавших на сельхозпредприятиях после 1 июля 1998 года, вводится одинаковый с другими работниками порядок исчисления трудового стажа для начисления пенсии, основанный на уплате обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, исходя из установленного минимального уровня заработной платы.
Важным подспорьем в оптимизации нынешней пенсионной модели могло бы стать перераспределение источников финансирования пенсий, назначаемых безработным до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Как известно, сегодня эта нагрузка лежит на Фонде социальной защиты населения. Для обеспечения использования средств государственного социального страхования по целевому назначению правильно было бы выплачивать указанные пенсии за счет средств Государственного фонда содействия занятости.
В последние годы специалистами в области пенсионного обеспечения неоднократно поднимался вопрос о корректировке подходов в выплате пенсий в период работы. Сегодня, как известно, пенсии работающим пенсионерам выплачиваются полностью (за исключением пенсии за выслугу лет при продолжении работы, дающей право на эту пенсию). Такое положение «не согласуется с принципами социального страхования, базирующегося… прежде всего на солидарности поколений, сменяющихся на рынке труда и передающих эстафету содержания людей состарившихся и лишившихся вследствие этого заработка. Особенно обостренно это воспринимается неработающими пенсионерами в условиях нехватки денежных средств для более высоких пенсий» [1]. Правовые способы решения указанной проблемы должны быть гибкими. Мы согласны с тем, что здесь надо учитывать как возможность повышения уровня пенсий, так и необходимость стимулирования занятости ветеранов, предоставления им шанса зарабатывать более высокую пенсию.
[1] Беспалов Г.С. Пенсионный синдром. Возможно ли его избежать? //Республика – 1998. – 25 марта.