Комментарий к Закону Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь»

Довгань А.М. главный специалист управления международного права Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

5 декабря 2008 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О международных договорах Республики Беларусь».

Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О международных договорах Республики Беларусь» (далее – Закон) заменил действовавший до этого времени Закон Республики Беларусь от 23 октября 1991 года «О международных договорах Республики Беларусь» в редакции Закона Республики Беларусь от 15 ноября 2004 года (далее – старый Закон).

Следует отметить, что Закон во многом повторяет структуру и многие положения старого Закона. В этой связи на стадии разработки законопроекта рассматривался вариант принятия Закона в виде новой, уже четвертой по счету, редакции старого Закона. В целях упорядочения массива законодательства было принято решение о принятии нового Закона с признанием предшествующих редакций утратившими силу.

Основанием разработки нового Закона стала необходимость усовершенствования правового регулирования соответствующих вопросов с учетом практики применения существовавших нормативных положений. Прежде всего это касалось вопросов выражения согласия Республики Беларусь на обязательность для нее изменений в международные договоры, в том числе путем внесения поправок в эти договоры, опубликования международных договоров, юридической силы международных договоров, согласие на обязательность которых было выражено актами Верховного Совета Республики Беларусь, определения понятия международного договора, сроков передачи международных договоров на хранение и иных вопросов.

В процессе разработки проекта нового Закона по результатам консультаций с заинтересованными государственными органами, а также авторитетными научными учреждениями Республики Беларусь некоторые вопросы были сняты. В то же время законопроект был дополнен целым рядом нововведений в соответствии с высказанными замечаниями и предложениями.

Особенностью разработки Закона стало то, что в целях комплексности правового регулирования в него были включены нормы Положения о процедурных вопросах заключения международных договоров Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 11 мая 1999 г. № 261, и Положения о порядке заключения, выполнения и прекращения действия международных договоров межведомственного характера, заключаемых некоторыми государственными органами Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 11 мая 1999 г. № 262. Соответствующие указы Президента Республики Беларусь в настоящее время признаны утратившими силу Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 665 «О признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Беларусь».

Для закрепления необходимых изменений в правовом регулировании потребовалось дополнить и уточнить положения статьи 1 Закона, которая содержит определения основных терминов для целей Закона. В частности, дополнительно введены термины «департамент государственного органа», «заключение международного договора Республики Беларусь», «изменение принципиального характера», «копия международного договора», «официальный перевод международного договора на белорусский и (или) русский языки», «парафирование текста проекта международного договора», «поправка к международному договору». Внесены изменения в термины «международный договор межведомственного характера», «межправительственный договор».

Необходимо отметить, что понятие международного договора межведомственного характера уточнено в части указания наряду с государственными органами также департамента государственного органа в качестве возможного участника международного договора. При этом обязательным условием участия департамента государственного органа в процессе подготовки и заключения международных договоров Республики Беларусь является предоставление ему соответствующих полномочий актом Президента Республики Беларусь.

Необходимо также отметить, что в Законе для целей заключения международных договоров межведомственного характера заложено понимание в качестве государственного органа любого государственного органа Республики Беларусь, а не только органов исполнительной власти. В частности, особенности заключения международных договоров межведомственного характера Национальным собранием Республики Беларусь и его палатами определяются регламентами Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь с учетом требований Закона.

Закон дополнен положениями о подготовке проектов международных договоров, в соответствии с которыми государственные органы Республики Беларусь имеют возможность проведения консультаций с органами иностранного государства или с международной организацией в целях определения возможности заключения международного договора, уточнения намерений сторон относительно объекта, цели и содержания международного договора, а также определения предварительного порядка и сроков работы по подготовке проекта международного договора.

В статьях Закона уточнено содержание обоснования целесообразности заключения международного договора, которое должно содержать оценку финансовых и (или) экономических, политических и иных последствий для Республики Беларусь в случае заключения международного договора. Кроме того, в ряде случаев обоснование должно также включать информацию об участии иностранных государств, международных организаций в данном международном договоре и обоснование выбора способа выражения согласия Республики Беларусь на обязательность для нее данного международного договора.

Законом определен порядок совершения юридических действий по заключению международных договоров без дополнительного подтверждения полномочий, в соответствии с которым Президент Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь и руководители государственных органов Республики Беларусь, департамента государственного органа могут вести переговоры и подписывать международные договоры без дополнительного подтверждения своих полномочий в установленных Законом случаях.

Закон устанавливает порядок внесения изменений в проект международного договора или позицию Республики Беларусь на переговорах. При этом лицо, уполномоченное на проведение переговоров по проекту международного договора и (или) на подписание международного договора, может вносить в проект изменения, не имеющие принципиального характера. Изменения принципиального характера, то есть влияющие на объект, цели или субъектный состав международного договора, правовые, финансовые и (или) экономические последствия его заключения, вносятся в проект международного договора или позицию Республики Беларусь на переговорах в порядке, аналогичном порядку утверждения проекта или позиции.

Важное уточнение сделано в отношении оснований для ратификации международных договоров. Теперь основанием для ратификации может быть наличие в международном договоре положений, в соответствии с которыми согласие на обязательность этого договора дается государством только в форме ратификации. В случае, когда международный договор предусматривает также иные способы выражения согласия государства на его обязательность, он будет подлежать ратификации только на основании иных положений Закона.

Порядок правопреемства Республики Беларусь в отношении международных договоров СССР уточнен путем установления точной даты, с которой Республика Беларусь считается связанной обязательствами по данным международным договорам. В качестве такой даты избрано 10 декабря 1991 года – дата денонсации Договора 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик и ратификации Соглашения об образовании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года.

Статья Закона об оговорках к международным договорам дополнена положением о том, что оговорка Республики Беларусь к международному договору не считается сделанной, если она не подтверждена при выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее данного международного договора.

Несколько изменились положения в отношении поправок к международным договорам Республики Беларусь. Под поправкой сейчас понимается любое изменение положений международного договора в соответствии с условиями международного договора и международным правом. При этом согласие Республики Беларусь на обязательность для нее поправок к международному договору Республики Беларусь может быть выражено способами, указанными в Законе, если иное не предусмотрено условиями международного договора или международным правом.

В Закон включены положения, закрепляющие функции государственных органов Республики Беларусь в отношении международных договоров государства. Значительную роль в этой сфере играет Министерство иностранных дел Республики Беларусь, которое имеет полномочия по координации и контролю заключения международных договоров Республики Беларусь и их исполнения государственными органами Республики Беларусь. Министерство иностранных дел Республики Беларусь теперь также согласовывает разъяснения о порядке применения положений международных договоров Республики Беларусь, которые даются компетентными государственными органами Республики Беларусь.

Определение способа выражения согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров детально регулируется Законом путем закрепления конкретного порядка взаимодействия Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь и компетентного государственного органа. Кроме того, Закон устанавливает особенности взаимодействия различных государственных органов Республики Беларусь на различных стадиях заключения международных договоров, в частности:

при проведении переговоров по проектам межгосударственных и межправительственных договоров и подписании таких международных договоров;

при внесении изменений принципиального характера в проекты межгосударственных и межправительственных договоров или позицию Республики Беларусь на переговорах;

при определении момента вступления в силу международных договоров для Республики Беларусь;

при обеспечении хранения и учета международных договоров Республики Беларусь;

при осуществлении контроля за заключением и исполнением международных договоров Республики Беларусь;

в случае нарушения обязательств по межгосударственному или межправительственному договору другими участниками международного договора;

при приостановлении действия или прекращении межгосударственных и межправительственных договоров Республики Беларусь.

Закон содержит положения, уточняющие порядок внесения изменений и прекращения международных договоров Республики Беларусь, согласие на обязательность которых выражено в форме актов Верховного Совета Республики Беларусь. В отношении этих актов установлены процедуры аналогичные тем, которые закрепляются для международных договоров, ратифицированных в форме Закона Республики Беларусь.