Комментарий Закона Республики Беларусь от 17 июля 2006 года «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»

А.В. Богачев
советник-консультант отделения  законодательства по вопросам национальной безопасности, правоохранительных и судебных органов Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь

Основные дополнения и изменения, вносимые Законом от 17 июля 2006 года «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее – Закон от 17 июля 2006 года) в ряд законов Республики Беларусь, направлены на выполнение поручений Главы государства, выполнение решений Конституционного Суда, приведение уголовного законодательства в соответствие с международными обязательствами Республики Беларусь, согласование Уголовного кодекса Республики Беларусь от 9 июля 1999 года (далее – УК) с принятыми позднее законодательными актами, усиление ответственности отдельных категорий лиц и за отдельные преступления, а также иное совершенствование уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях с учетом практики его применения.
Так, в перечень должностных лиц, занимающих ответственное положение, закрепленный частью пятой статьи 4 УК, включаются руководители налоговых органов и их заместители. Это повлечет повышенную ответственность названных лиц за такие преступления против интересов службы, как злоупотребление властью или служебными полномочиями (статья 424 УК), бездействие должностного лица (статья 425 УК), превышение власти или служебных полномочий (статья 426 УК), получение взятки (статья 430 УК).
С целью согласования терминологии УК, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года (далее – КоАП), Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года «О дорожном движении» и Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» в статьях 27, 33, 214, 309, 317, 318 и примечания к главе 24 УК термины «автодорожное транспортное средство» и «автодорожное механическое транспортное средство» заменяются термином «транспортное средство» путем исключения слов «автодорожный» и «автодорожный механический» в соответствующих формах.
В результате изложения в примечаниях к статьям 317 УК и 18.9 КоАП в новой редакции понятия «транспортное средство» расширяется его содержание за счет включения в число таких средств механических транспортных средств с рабочим объемом двигателя менее 50 куб. сантиметров. К их числу относятся, в частности, мопеды. Таким образом, фактически вводится уголовная ответственность за угон мопеда (статья 214 УК), нарушение правил дорожного движения или эксплуатации мопеда (статья 317 УК) и выпуск в эксплуатацию технически неисправного мопеда или незаконный допуск к управлению им (статья 318 УК).
На основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № З-171/2004 «О соответствии Конституции Республики Беларусь и международным договорам Республики Беларусь положений Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих применение в качестве наказания смертной казни» и с целью обеспечения соответствия положений УК Конституции Республики Беларусь в части закрепления временного характера смертной казни дополнения вносятся в пункт 11 части первой статьи 48 УК, относящий смертную казнь к основным видам наказания, и статью 59 УК, регулирующую общие вопросы применения смертной казни.
С целью обеспечения внутренней согласованности норм УК, устанавливающих продолжительность срока лишения свободы (статья 12, часть восьмая статьи 57, статьи 72 и 73 УК), Закон от 17 июля 2006 года излагает в новой редакции часть первую статьи 57 УК.
Так, максимальное наказание в виде лишения свободы увеличивается с десяти до двенадцати лет, а при назначении наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров – с учетом правил, установленных статьями 72 и 73 УК.
Учитывая обстоятельства совершения отдельных уголовно-правовых деликтов и обусловленную этим степень их общественной опасности Законом от 17 июля 2006 года к категории особо тяжких преступлений относятся следующие деяния: нападение на учреждения, пользующиеся международной защитой, повлекшее смерть человека (часть вторая статьи 125 УК); заражение ВИЧ заведомо несовершеннолетнего (часть третья статьи 157 УК); изнасилование заведомо несовершеннолетнего (часть вторая статьи 166 УК); насильственное действие сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего (часть вторая статьи 167 УК); незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, совершенный при обстоятельствах, названных в части третьей статьи 328 УК.
Для этого, учитывая критерии деления преступлений на категории (статья 12 УК), за совершение рассматриваемых преступлений максимальное наказание в виде лишения свободы увеличивается Законом от 17 июля 2006 года на один год – до тринадцати лет.
К категории особо тяжких преступлений указанные деяния относились ранее до внесения Законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 года изменений в статью 12 УК.
С целью согласования положений статьи 132 УК с положениями статьи 133 УК и нормами Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 года, Закон от 17 июля 2006 года в пункте 8 статьи 1 расширяет сферу действия статьи 132 УК на любые военные действия и вооруженные конфликты.
На основе сложившейся правоприменительной практики по уголовным делам органов финансовых расследований, Законом от 17 июля 2006 года декриминализируются деяния, предусмотренные статьей 213 УК (пункт 9 статьи 1 Закона от 17 июля 2006 года).
При этом статьей 3 и пунктом 2 статьи 4 Закона от 17 июля 2006 года усиливается административная ответственность за мелкое хищение, предусмотренная соответственно статьей 51 КоАП 1984 года и статьей 10.5 КоАП 2003 года (вводится ответственность за повторное совершение хищения в виде штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин).
Такой подход позволит существенно облегчить процедуру расследования соответствующей категории дел и сократить издержки, связанные с расследованием и рассмотрением таких дел в рамках уголовного процесса.
Для обеспечения согласованности положений УК и КоАП в части совершения мелкого хищения, потребовалось изменение редакции части 4 примечаний главы 24 УК и введение примечаний к упомянутым нормам, устанавливающим административную ответственность за данное деяние.
Одновременно дифференцирован размер хищения для граждан и юридических лиц, достаточный для наличия состава преступления. Отсутствие ранее такого критерия в отношении имущества физических лиц порождало ряд проблем, касающихся правовой оценки деяний с применением такого правового критерия как малозначительность.
В то же время, учитывая общественную опасность хищения имущества физического лица, совершенного из его одежды и ручной клади, с проникновением в жилище, группой лиц, Законом от 17 июля 2006 года сохраняется уголовная ответственность за хищение имущества физического лица при наличии указанных обстоятельств (вне зависимости от размера такого хищения).
Ряд изменений и дополнений, вносимых в главу 25 УК, включают индивидуальных предпринимателей в число субъектов ряда экономических преступлений (статьи 224, 225, 234 УК).
Эти изменения направлены на выполнение поручения Глава государства, касающегося усиления борьбы с проявлениями теневой экономики в малом бизнесе, а также на приведение УК в соответствие с нормами иного законодательства, определяющего субъектов предпринимательской и внешнеторговой деятельности.
В частности, статья 224 УК приводится в соответствие с положениями Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, а статья 225 УК – с Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций». Исходя из положений пункта 2.11 Указа Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций», статьи 141 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) и практики расследования уголовных дел органами финансовых расследований, уголовная ответственность устанавливается за невозвращение из-за границы валюты Республики Беларусь.
С целью включения в число субъектов легализации (отмывания) материальных ценностей, приобретенных преступленным путем (статья 235 УК), исполнителя основного преступления в случае использования им материальных ценностей для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности, Закон от 17 июля 2006 года излагает в новой редакции часть 1 примечаний к названной статье.
При этом предусматривается, что в случае, если материальные ценности приобретены посредством совершения преступлений, предусмотренных статьями 225, 231 и 243 УК, либо иных преступлений, за исключением случаев использования им таких материальных ценностей для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности, действия исполнителя по легализации этих материальных ценностей дополнительной квалификации по статье 235 УК не требуют, поскольку указанные действия изначально охватываются целью совершения соответствующих преступлений. Аналогичное предписание содержит статья 174-1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Для выполнения международных обязательств Республики Беларусь в уголовно-правовой сфере, следующих из положений Соглашения о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний от 4 июня 1999 года, а также с целью согласования положений УК и ГК, Закон от 17 июля 2006 года, внося изменения в статью 248 УК, обеспечивает охрану не только наименования места происхождения товара, но и указания происхождения товара, в совокупности составляющих географическое указание.
Изменения, связанные с оборотом огнестрельного оружия, обусловлены необходимостью совершенствования конструкции статей 228, 294 и 295 УК с целью выполнения требований международных договоров Республики Беларусь и устранения недостатков, выявленных правоприменительной практикой.
В результате, учитывая требования Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года, действия, связанные с незаконным оборотом гладкоствольного охотничьего оружия, его составных частей, компонентов и боеприпасов, выделяются Законом от 17 июля 2006 года в самостоятельную статью 2951 УК, дополненную квалифицированным составом.
Во исполнение подпункта с) пункта 1 статьи 5 названного протокола уголовный закон дополняется статьей 2952 УК, устанавливающей ответственность за подделку или умышленное уничтожение маркировки огнестрельного оружия.
Введение в УК названных статей повлекло изменение примечания к статье 295 УК.
Следует отметить, что данные изменения вызваны практикой применения соответствующих норм Кодекса, были инициированы Прокуратурой Республики Беларусь и фактически послужили основанием разработки названного законопроекта. При этом на основании статьи 19 Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2001 года «Об оружии» указанные изменения не затрагивают права граждан, имеющих разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, на изготовление боеприпасов к указанному оружию.
В целях реализации поручения Главы государства, касающегося усиления ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, УК дополняется новой статьей 3171, предусматривающей уголовную ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения, либо передачу управления транспортным средством такому лицу, либо за отказ от прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния опьянения, если эти нарушения совершены в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
При этом данная статья разделена на две части в силу того, что субъектом соответствующего преступления может быть как лицо, имеющее право управления транспортным средством, так и лицо такого права не имеющее. В отношении лица, совершившего данное преступление, имеющего право управления транспортным средством, в качестве дополнительного наказания к лишению такого права предусматривается также штраф, что согласуется с предписаниями части третьей статьи 48 Уголовного кодекса и статьи 18.16 КоАП. Следует отметить, что рассмотренная новая статья УК вступит в силу со дня введения в действие КоАП.
С учетом положений названных статей уточняются признаки статьи 318 УК в части использования термина «опьянение».
С целью выполнения международных обязательств Республики Беларусь в уголовно-правовой сфере, следующих из положений статьи 3 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года, абзац первый части третьей статьи 328 УК дополняется новым действием в виде сбыта наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров с целью изготовления таких средств или веществ на территории следственного изолятора, исправительного учреждения, арестного дома, учреждения образования или в местах проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий с участием несовершеннолетних.
С целью выполнения международных обязательств Республики Беларусь в уголовно-правовой сфере, следующих из положений статьи 4 Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года, в статью 3711 УК вводятся дополнительные отягчающие обстоятельства в виде совершения рассматриваемого преступления способом, представляющим опасность для жизни или здоровья незаконных мигрантов, либо связанным с жестоким или унижающим достоинство обращением с незаконными мигрантами.
В настоящее время Законом Республики Беларусь от 6 октября 1994 года «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь» в редакции Закона от 6 января 1999 года понятие «Государственный архивный фонд» не используется.
В связи с этим, а также исходя из того, что повышенную общественную опасность представляет хищение отдельных бланков строгой отчетности и их полуфабрикатов (незаконный оборот которых затрудняет осуществление контрольных функций налоговых и других органов и в целом негативно сказывается на экономических отношениях), а также хищение печатей и штампов, например, суда, прокуратуры и других печатей и штампов особой важности, поскольку ими могут воспользоваться в противоправных целях, внесены корректировки в диспозицию части 2 статьи 377 УК (уточнен состав документов, которые ранее включались в Государственный архивный фонд, и скорректирован объем незаконных действий с печатями, штампами, бланками, которые влекут повышенную ответственность).
В целях определения подследственности новых составов преступлений и в связи с декриминализацией повторного мелкого хищения статьей 2 Закона от 17 июля 2006 года дополнения и изменения вносятся в статью 182 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК).
Принимая во внимание специфику совершения преступлений, предусмотренных частью первой статьи 2951 и статьей 3171, позволяющую сократить затраты на производство по таким уголовным делам, Законом от 17 июля 2006 года расширяется категория дел, расследуемых в порядке ускоренного производства в соответствии со статьей 452 УПК.
Предусмотренные Законом от 17 июля 2006 года изменения и дополнения КоАП 1984 и 2003 годов обусловлены необходимостью согласования их положений с рассмотренными выше изменениями уголовного закона (например, пункты 9, 11, 12, 16, 19 – 21 статьи 1 Закона от 17 июля 2006 года).
Вступление в силу ряда положений Закона от 17 июля 2006 года предусмотрено со дня введения в действие КоАП в силу того, что в соответствующих случаях наступление уголовной ответственности связано с административной преюдицией и требуется согласованное действие таких норм.