Промежуточные отчеты о выполнении научно-исследовательской работы ”Научное обеспечение законопроектной деятельности Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь“ по 6 заданиям:
Научный руководитель – доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Республики Беларусь, член-корреспондент НАН Беларуси Василевич Г.А.
Отчет 365 с., 1 ч., 521 источник, 10 прил.
Полученные результаты исследования:
– выявлены особенности правового статуса местных Советов депутатов как формы местной коллегиальной представительной демократии и определены актуальные направления правового регулирования деятельности местных Советов депутатов;
– обозначены проблемы реализации принципов социального партнерства органами местного управления и самоуправления;
– выявлены пределы дискреции органов местного управления и самоуправления; сформулированы виды дискреции органов местного управления;
– установлены проблемы правового закрепления и реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере природоресурсных отношений;
– уточнена субординация (соотношение по юридической силе) правовых актов органов местного самоуправления в системе источников белорусского права;
– установлены проблемные аспекты конституционно-правового регулирования нормотворческой деятельности органов местного самоуправления; обозначены проблемные вопросы ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц в Республике Беларусь на современном этапе;
– выявлены особенности отдельных этапов нормотворческого процесса как основы повышения эффективности актов местного самоуправления;
– обозначены направления использования информационных технологий в местном самоуправлении;
– определены актуальные направления совершенствования организационных форм непосредственной и представительной демократии на местном уровне;
– обозначены способы для обеспечения более тесной связи местных органов с населением, а также направления усиления организующей роли местных Советов и их влияние на исполнительную власть;
– установлены подходы к административно-территориальной организации местного самоуправления;
– выявлены особенности международно-правового регулирования местного самоуправления;
– обозначены основные тенденции функционирования органов местного управления государств – членов ЕС в контексте интеграционных процессов, определены особенности деятельности Комитета регионов;
– дана оценка международно-правового статуса территории государства, частей территории государства, включая статус территории самопровозглашенных государств, а также частей территории в рамках немеждународных вооруженных конфликтов;
– раскрыты международные обязательства административно-территориальных единиц государств;
– обозначены направления дальнейшего развития законодательства Республики Беларусь в сфере местного самоуправления, обоснованы предложения по уточнению и корректировке Избирательного кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», Закона Республики Беларусь «О статусе депутата местного Совета депутатов», Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», Указа Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2011 г. № 66 «О некоторых вопросах местного управления и самоуправления», а также предлагается разработать и принять Закон Республики Беларусь «Об основах электронной демократии в Республики Беларусь»; даны рекомендации по совершенствованию международно-правового регулирования.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические и конституционно-правовые основы местного самоуправления. Направления развития конституционно-правового обеспечения местного самоуправления и административно-территориального деления |
1.1 Теоретико-методологические основы непосредственной и представительной демократии в системе местного самоуправления |
1.2 Компетенция органов местного самоуправления: принципы, пределы, сферы |
1.2.1 Реализация принципов социального партнерства органами местного управления и самоуправления |
1.2.2 Пределы дискреции органов местного управления и самоуправления |
1.2.3 Проблемы правового закрепления и реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере природоресурсных отношений |
1.3 Нормотворчество на уровне местного самоуправления |
1.3.1 Акты органов местного самоуправления в системе источников белорусского права |
1.3.2 Анализ современного состояния и выявление проблемных аспектов конституционно-правового регулирования нормотворческой деятельности органов местного самоуправления |
1.3.3 Процессуальный механизм принятия актов органов местного самоуправления |
1.4 Использование информационных технологий в местном самоуправлении в Республике Беларусь: правовое регулирование, практика и направления развития, зарубежный опыт |
1.5 Актуальные направления развития местного самоуправления, совершенствование организационных форм непосредственной и представительной демократии на местном уровне |
1.6 Административно-территориальная организация местного самоуправления |
2 Международно-правовое регулирование местного управления и самоуправления и административно-территориальной организации |
2.1 Международно-правовое регулирование местного самоуправления |
2.2 Теория и практика функционирования органов местного управления и самоуправления в Европейском союзе. Деятельность Комитета регионов |
2.3 Статус частей территории государства в современном международном праве |
2.4 Международные обязательства административно-территориальных единиц государств |
Научный руководитель – доктор технических наук, профессор Ивановский А. В.
Отчет 368 с., 12 рис., 11 табл., 612 источн., 11 прил.
Полученные результаты исследования:
– установлен круг проблем административно-правового обеспечения государственного управления в отдельных сферах государственной деятельности;
– исследованы концептуальные подходы к повышению эффективности государственного управления через механизмы институтов государственной службы, публичных услуг, государственного контроля;
– определены возможности административной юстиции;
– сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации по совершенствованию правового обеспечения деятельности в отдельных областях государственного управления;
– сформулированы предложения по изменению и дополнению отдельных норм законодательства в некоторых областях государственного управления;
– обоснованы предложения по внесению изменений в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Кодекс Республики Беларусь о культуре, Закон Республики Беларусь ”Об основах административных процедур“, Закон Республики Беларусь ”Об информации, информатизации, защите информации“, а также необходимость принятия Концепции административной реформы и плана мероприятий по проведению административной реформы в Республике Беларусь до 2025 года.
Результаты исследования могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, в научных исследованиях, образовательном процессе.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Институциональные инструменты административно-правового воздействия на сферу государственного управления
1.1 Административно-правовое обеспечение повышения эффективности организации государственной службы
1.2 Административно-правовая регламентация и стандартизация публичных услуг как способ обеспечения эффективного государственного управления
1.3 Государственный контроль как инструмент повышения эффективности государственного управления (на примере финансового контроля)
1.4 Теоретико-правовые подходы к повышению эффективности государственного управления посредством цифровизации предоставления государственных услуг
1.5 Административная юстиция в обеспечении прав и свобод граждан и организаций и повышении эффективности государственного управления
1.6 Повышение эффективности административной ответственности
1.7 Санкции Совета Безопасности ООН в контексте повышения эффективного государственного управления по обеспечению прав и свобод граждан и организаций
1.8 Эффективность государственного управления в контексте эволюции принципа равноправия и самоопределения народов
Раздел 2. Административно-правовое обеспечение повышения эффективности государственного управления в отдельных сферах государственной деятельности
2.1. Повышение эффективности государственного управления посредством совершенствования правового обеспечения обращения открытых данных
2.2. Государственное управление миграционными процессами
2.3. Государственное управление в эколого-правовой сфере
2.4. Государственное управление в области культуры
2.5. Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства об охране труда
2.6. Оценка эффективности государственного управления в киберпространстве
Научный руководитель – кандидат юридических наук, доцент Бакиновская О.А.
Отчет на 595 с., 3 рис., 1 табл., 992 источн., 14 прил.
Полученные результаты исследования:
— предложено определение цифровой экономики и цифровизации экономики;
— выделены два основных сценария дальнейшего развития правовых основ в сфере цифровой экономики;
— доказано, что в качестве основополагающего критерия дальнейшего совершенствования и развития законодательства в сфере цифровой экономики должно выступать комплексное обеспечение экономической безопасности;
— выделены основные направления реформирования законодательства в рассматриваемой сфере, в том числе вопросы определения правового статуса ”цифровой личности“, расширение классического подхода к методу правового регулирования (саморегулируемая криптосреда), развитию платформенного подхода, адаптации правовых норм; совершенствование правового режима стимулирования цифровых инноваций;
— сформулированы основные правовые принципы цифрового преобразования экономических процессов;
— определена специфика публично-правовой и частно-правовой идентификации; выявлены элементы удаленной видео-идентификации;
— определена сфера расширения предмета правового регулирования законодательства об электронных документах за счет включения категории документ в электронной форме;
— доказаны основные функции смарт-контракта и выявлены его основные функции;
— обобщены признаки объекта гражданских прав;
— выявлена правовая природа цифрового права и определено его место в системе объектов гражданских прав;
— определена основные признаки криптовалюты, токена, выявлены перспективы их развития с учетом правоприменительной практики;
— доказаны основные направления правового регулирования применения систем искусственного интеллекта;
— обоснованы тенденции развития правового регулирования краудфандинговых отношений;
— выделены основные элементы экспериментального правового режима;
— определен правовой статус компьютерной программы с точки зрения отсутствия правосубъектности;
— обоснована необходимость разработки концепции развития законодательства об интеллектуальной собственности в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта;
— предложены принципы применения технологий искусственного интеллекта; классификация технологии искусственного интеллекта в зависимости от потенциальной опасности применения;
— в целях оптимизации процессов регулирования применения и разработки технологий искусственного интеллекта предложено учредить республиканский орган государственного управления в сфере применения и разработки искусственного интеллекта, обозначены задачи и компетенция данного органа госуправления;
— выявлена недостаточность правового регулирования отношений в сфере оборота Больших данных (далее – БД) и предложено рассматривать их в качестве цифрового актива или технологии обработки данных;
— развитие правового регулирования отношений в сфере краудфандинга видится в принятии специального указа Президента Республики Беларусь;
— одним из возможный вариантов дальнейшего развития использования криптовалют следует считать перспективу использования ”криптобелорусского рубля“, обеспечиваемого наравне с фиатным белорусским рублем;
— выявлена варианты развития правового регулирования общественных отношений, связанных с использованием технологии блокчейн в Беларуси;
— определена правовая природа невзаимозаменяемого токена и предложено его правовое определение, которое позволит разграничить невзаимозаменяемые токены (индивидуально-определенные) и взаимозаменяемые (родовые);
— дальнейшее развитие правового регулирования отношений в сфере электронной торговли видится в разработке и принятии Закона Республики Беларусь ”О цифровой торговле“;
— предложено правовое определение понятия ”цифровая торговля“, ”платформа электронной торговли“;
— обоснован критерий целесообразности правового закрепления технических терминов;
— определена сфера действия предлагаемого Закона Республики Беларусь ”О цифровой торговле“;
— доказано, что наиболее эффективными способами неукоснительного следования добросовестности и разумности выступают электронизация и автоматизация;
— обосновано введение в законодательство о государственных закупках запрета на перемену поставщика (подрядчика, исполнителя) после заключения договора, за некоторыми исключениями;
— предложено автоматизировать направление сведений в Список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, оператором ЭТП;
— выделены направления развития механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг;
— разработана система мер, направленных на минимизацию рисков осуществления банковской деятельности с применением систем, использующих искусственный интеллект, при минимальной правовой регламентации данной группы общественных отношений;
— выявлена необходимость адаптации содержания исключительного авторского (смежного) права к условиям использования произведений (объектов смежных прав) в цифровой среде, в том числе в сети Интернет, пересмотра установленных законодательством ограничений исключительного авторского (смежного) права, упрощения механизмов заключения договоров об использовании объектов авторского права (смежных прав) с использованием информационных технологий, необходимость определения правового режима произведений, авторы и (или) правообладатели которых не известны или не могут быть найдены (”сиротские“ произведения), а также создания специального механизма защиты авторских и смежных прав в сети Интернет;
— доказана необходимость закрепления права библиотек осуществлять оцифровку своих фондов, а также предоставлять своим пользователям доступ, включая удаленный, к произведениям, представленным в цифровой форме;
— доказана необходимость законодательного закрепления правового статуса информационного посредника, определения пределов его гражданско-правовой ответственности за нарушения авторских (смежных) прав лицами, пользующимися его услугами, а также оснований для освобождения информационных посредников от указанной ответственности.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Правовое обеспечение эффективного функционирования основных направлений развития цифровой экономики.
2 Принципы правового регулирования цифровой экономики.
3 Перспективы развития законодательства в сфере цифровизации экономики.
4 Развитие смежных правовых институтов.
4.1 Электронное правительство: сравнительно-правовой анализ.
4.2 Специальный правовой режим ”регулятивная песочница“.
5 Теоретико-прикладные аспекты совершение сделок в цифровой среде.
- Цифровые права в системе объектов гражданских прав.
7 Разработка научно-обоснованных предложений по правовому сопровождению использования программного обеспечения ”искусственного интеллекта“.
7.1 Правовое регулирование использования программного обеспечения искусственного интеллекта.
7.2 Технологии искусственного интеллекта и право интеллектуальной
собственности.
8 Правовое регулирование отношений в сфере краудфандинга.
9 Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства в сфере регулирования цифрового актива (цифрового знака (токена)), а также деятельности операторов криптоплатформ.
9.1 Правовой режим использования в гражданском обороте цифрового актива (цифрового знака (токена)).
9.2 Правовой режим использования в гражданском обороте криптовалют.
9.3 Правовые аспекты невзаимозаменяемых токенов.
9.4 Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства в сфере регулирования деятельности операторов криптоплатформ.
10 Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства в сфере оказания услуг в глобальной компьютерной сети Интернет.
10.1 Теоретико-прикладные аспекты видов оказываемых в глобальной компьютерной сети Интернет услуг, их гражданско-правовой основы и способов подтверждения надлежащего услугополучателя.
10.2 Актуальное состояние и предложения по совершенствованию гражданско-правового института возмездного оказания услуг в глобальной компьютерной сети Интернет в контексте анализа судебной практики Республики Беларусь и Российской Федерации.
- Актуальные проблемы правового регулирования отношений, связанных с использованием блокчейн.
12 Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства в сфере применения смарт-контрактов в гражданском обороте.
13 Правовое обеспечение технологии Больших данных в условиях цифровизации в Республике Беларусь.
14 Разработка научно-обоснованных предложений по совершенствованию законодательства в сфере осуществления электронной торговли.
14.1 Анализ правовых основ регулирования электронной торговли в Республике Беларусь и в Российской Федерации.
14.2 Подходы к построению законодательства о цифровой торговле. Формирование понятийного аппарата.
14.3 Отдельные вопросы цифровой торговли, подлежащие нормативному регулированию.
15 Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства в сфере цифровизации осуществления государственных закупок.
15.1 Право Евразийского экономического союза и государств-членов о государственных закупках в части обеспечения цифровизации.
15.2 Международный опыт организации и проведения государственных закупок.
15.3 Перспективы совершенствования процессов электронизации и автоматизации государственных закупок.
16 Правовое обеспечение цифровизации банковских отношений.
16.1 Правовое регулирование обеспечения надлежащей идентификации при взаимодействии в цифровой среде.
16.2 Правовое регулирование современных банковских технологий.
16.3 Защита персональных данных при оказании банковских услуг.
16.4 Аутсорсинг IT-услуг в контексте защиты интересов банков и их клиентов.
17 Актуальные проблемы осуществления и защиты авторских и смежных прав в сети Интернет.
Научный руководитель – доктор юридических наук, профессор Таранова Т.С.
Отчет 447 с., 226 источн., 10 прил.
Полученные результаты исследования:
— обосновывается необходимость исключения из ГПК процессуальных норм, ограничивающих право на апелляционное обжалование (опротестование) постановлений Верховного Суда Республики Беларусь, а также создание в Верховном Суде специальной коллегии (апелляционной коллегии) для пересмотра судебных постановлений Верховного Суда в апелляционном порядке. Аналогичные преобразования следует осуществить и в отношении хозяйственного судопроизводства;
— аргументируется и рекомендуется непосредственно указать в ГПК на возможность обжалования (опротестования) в апелляционном порядке определения суда о судебном приказе;
— рекомендуется унифицированный порядок исчисления срока на апелляционное обжалование (опротестование), одинаково применимый для всех юридически заинтересованных в исходе дела лиц независимо от заявления кем-либо из субъектов процесса ходатайства о составлении мотивировочной части решения после его оглашения;
— предлагаются способы решения проблемы, связанной с исчислением срока на подачу ответчиком заявления об отмене заочного решения;
— рекомендуется в хозяйственном процессе суды первой инстанции и суды апелляционной инстанции «развести» по разным звеньям судебной системы, т.е. установление апелляционной инстанции вышестоящим судебным органом;
— сделаны рекомендации об унифицированном урегулировании последствий отказа участника судопроизводства от апелляционной жалобы (протеста);
— сделан вывод о неоправданном ограничении возможности изменения или дополнения жалобы (протеста) пределами апелляционного срока;
— выявлена суть классического кассационного производства, направленного на обеспечение единообразия судебной практики;
— установлено различие в подходах законодателя к правовому регулированию условий пересмотра постановлений, вступивших в законную силу в гражданском и хозяйственном процессах;
— обосновывается, что признак существенности нарушений норм материального и (или) процессуального права, должен являться разграничительным элементом, квалифицирующим основание нарушения для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора, и отличаться от оснований, применяемых на других стадиях процесса;
— сформулированы положения об основаниях возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Апелляционное обжалование (опротестование) судебных постановлений в цивилистическом процессе.
2 Кассационное производство в свете унификации гражданского и хозяйственного судопроизводства.
2.1 Проблемы кассационного производства в свете унификации гражданского и хозяйственного судопроизводства.
2.2 Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию процессуального законодательства, направленных на оптимизацию кассационного производства в свете унификации гражданского и хозяйственного судопроизводства.
3 Пересмотр судебных постановлений по гражданским и экономическим делам в порядке надзора в контексте гарантий реализации права на судебную защиту.
3.1 Проверка и пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу, в контексте унификации гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательства в Республике Беларусь.
3.2 Приемлемость надзорной жалобы с позиций унификации процессуального законодательства.
3.3 Поводы и основания к истребованию дел и принесению протестов в порядке надзора в гражданском и хозяйственном процессе.
3.4 Прокурор в надзорном производстве в гражданском и хозяйственном процессе.
3.5 Применение медиации в надзорном производстве.
3.6 Сравнительно-правовой анализ гражданского процессуального законодательства Республики Беларусь и Республики Казахстан в сфере пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу.
3.7 Надзорное производство в гражданском процессуальном законодательстве Республики Беларусь и Российской Федерации: подходы к правовому регулированию.
4 Пересмотр судебных постановлений при выявлении вновь открывшихся обстоятельств в свете унификации гражданского и хозяйственного судопроизводства.
4.1 Пересмотр судебных постановлений вынесшим их судом в англо-американской правовой системе (на примере США и Англии).
4.2 Пересмотр судебных постановлений вынесшим их судом в континентальной правовой системе на примере Германии, Франции.
4.3 Пересмотр судебных постановлений вынесшим судом в цивилистических процессах стран ЕАЭС.
4.4 Общие положения о системе форм пересмотра судебных постановлений вынесшим их судом в цивилистическом процессе Республики Беларусь.
4.5 Проблема расширения перечня оснований пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.
Научный руководитель – кандидат юридических наук, доцент Комоцкая И.А.
Отчет 499 с., 368 источн., 10 прил.
Полученные результаты исследования:
— выработаны новые концептуальные подходы к вопросам ответственности в трудовом праве и праве социального обеспечения, в том числе определено место специальных норм о дисциплинарной ответственности отдельных категорий работников с особым характером труда в системе «юридическая ответственность»; дополнительно аргументирована целесообразность развития концепции «единой трудоправовой ответственности» в правовой доктрине; научно обосновано существование материальной ответственности государства и иных субъектов социальных правоотношений за нарушение законодательства о социальной защите;
— уточнен понятийно-категориальный аппарат в сфере ответственности субъектов трудовых и социальных правоотношений: сформулированы авторские определения терминов «материальная ответственность», «дисциплинарная ответственность», «трудоправовая ответственность», «государственный служащий», «служебная дисциплина государственного служащего», «юридическая ответственность в праве социального обеспечения»;
— установлены особенности международно-правового регулирования и зарубежного опыта регламентации ответственности субъектов трудового права и права социального обеспечения на основе проведения системного анализа международных норм, законодательства государств – членов ЕАЭС и отдельных государств ближнего и дальнего зарубежья;
— выявлены проблемы правоприменительной практики в части регулирования ответственности субъектов трудовых и социальных правоотношений, определены пробелы и коллизии правовых норм в исследуемой сфере;
— обоснована необходимость закрепления в законодательстве о труде отдельных структурных элементов, регулирующих общие положения о материальной ответственности сторон трудового договора и материальной ответственности нанимателя, а также развития правового регулирования материальной ответственности работников;
— аргументированы предложения по совершенствованию законодательства о труде в части общей дисциплинарной ответственности, а также специальной дисциплинарной ответственности отдельных категорий работников (транспорта, а также работающих в сфере атомной энергии);
— научно обоснована необходимость законодательного закрепления определения термина «служебная дисциплина государственных служащих», а также разработаны предложения по совершенствованию законодательства о дисциплинарной ответственности государственных служащих;
— определены особенности национального законодательства в части ответственности субъектов социальных правоотношений с учетом отечественной и зарубежной правоприменительной практики в части защиты прав граждан на социальное обеспечение;
— разработаны проекты законов Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам ответственности сторон трудового договора», а также «Об изменении отдельных законов по вопросам ответственности за нарушение законодательства в социальной сфере» (сформулированы предложения по корректировке норм Трудового кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Республики Беларусь, законов Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», «О пенсионном обеспечении», «Об основах государственного социального страхования», «О профессиональном пенсионном страховании»), сформулированы обоснования необходимости их принятия.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общая дисциплинарная ответственность как один из видов юридической ответственности.
1.1 Концептуальные основы общей дисциплинарной ответственности как одного из видов юридической ответственности.
1.2 Совершенствование института дисциплинарной ответственности в национальном трудовом праве с учетом зарубежного опыта правового регулирования общей дисциплинарной ответственности.
2 Специальная дисциплинарная ответственность работников с особым характером труда в контексте приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь.
2.1 Теоретические вопросы, определяющие развитие специальной дисциплинарной ответственности работников с особым характером труда.
2.1.1 Дисциплинарная ответственность в системе права Республики Беларусь: теоретико-методологический аспект.
2.1.2 Историческая обусловленность критериев дифференциации правового регулирования дисциплинарной ответственности работников (на примере работников железнодорожного транспорта).
2.2 Правовые основы дисциплинарной ответственности отдельных категорий работников в Республике Беларусь и некоторых зарубежных странах.
2.3 Совершенствование правового обеспечения специальной дисциплинарной ответственности работников с особым характером труда в контексте приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь.
2.3.1 Направления совершенствования правового регулирования дисциплинарной ответственности работников транспорта.
2.3.2 Направления совершенствования правового регулирования дисциплинарной ответственности работников атомной энергетики.
3 Правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственных служащих в Республике Беларусь.
3.1 Ответственность государственных служащих: теоретико-правовой аспект и особенности правового регулирования.
3.2 Международно-правовые основы и зарубежный опыт правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных служащих.
3.3 Совершенствование законодательства о дисциплинарной ответственности государственных служащих в Республике Беларусь.
4 Материальная ответственность в трудовом праве как самостоятельный вид юридической ответственности.
4.1 Теоретико-прикладные основы правового регулирования вопросов материальной ответственности в трудовом праве.
4.2 Перспективные направления совершенствования трудового законодательства Республики Беларусь в целях повышения эффективности правового регулирования материальной ответственности на современном этапе.
5 Теоретико-правовые особенности и направления совершенствования правового регулирования административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о труде.
5.1 Теоретико-правовые аспекты и особенности правового регулирования ответственности за нарушение законодательства о труде.
5.1.1 Трудоправовая ответственность: теоретический аспект.
5.1.2 Правовые аспекты правового регулирования административной ответственности за нарушение законодательства о труде.
5.1.3 Правовые аспекты правового регулирования уголовной ответственности за нарушение законодательства о труде.
5.2 Опыт правового регулирования административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о труде в государствах – членах ЕАЭС.
5.3 Основные направления совершенствования правового регулирования ответственности за нарушение законодательства о труде.
6 Теоретико-правовые особенности и направления совершенствования правового регулирования ответственности участников социальных правоотношений.
6.1 Понятие и правовая характеристика юридической ответственности в праве социального обеспечения.
6.2 Виды юридической ответственности за нарушение социального законодательства.
6.3 Ответственность участников социальных правоотношений: международно-правовое регулирование и опыт государств-членов ЕАЭС.
6.4 Современное состояние и перспективы развития законодательства в сфере ответственности участников социальных правоотношений.
Научный руководитель – кандидат юридических наук, доцент Шидловский А.В.
Отчет 383 с., 3 табл., 399 источн., 4 прил.
Полученные результаты исследования:
1) выявлена социальная обусловленность, целесообразность и эффективность экономии мер уголовной репрессии;
2) проведено научно-практическое обоснование концептуальных основ уголовной политики Республики Беларусь в части формирования направлений пенализации и депенализации;
3) осуществлен анализ современных процессов пенализации и депенализации в Республике Беларусь в контексте эффективности применения уголовно-правовых норм (при толковании признаков уголовной противоправности, реализации уголовных санкций и т. д.);
4) раскрыто содержание принципов и критериев пенализации и депенализации в механизме белорусского уголовного законодательства;
5) изучены вопросы криминологической обоснованности вариантов сокращения (минимизации) практики применения лишения свободы и иных видов наказаний, связанных с изоляцией осужденного от общества;
6) проведен анализ социально-криминологической обусловленности резервов для расширения применения наказаний, связанных с изоляцией осужденного от общества (составы преступлений экстремистской направленности, формы общественно опасного поведения в киберпространстве и пр.);
7) выявлена социально-криминологическая обусловленность расширения применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества;
8) обоснована необходимость развития альтернативных мер уголовно-правового воздействия и осуществлен анализ социально-экономических затрат в процессе пенализации и депенализации;
9) проведен анализ санкций статей Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь, связанных с лишением свободы, на основе которого сформулированы новые предложения по корректировке уголовного законодательства в части уточнения дифференциации ответственности и обеспечения максимальной индивидуализации наказания за преступления;
10) обобщен опыт позитивных и негативных законодательных практик пенализации и депенализации в зарубежных государствах;
11) разработаны научно обоснованные предложения по совершенствованию национального уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в сфере пенализации и депенализации, направленные на развитие альтернативных наказанию мер компенсационно-восстановительного характера.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Уголовно-правовая политика в сфере пенализации и депенализации.
1.1 Пенализация и депенализация деяний как направления уголовно-правовой политики.
1.2 Методологические основы законодательного ранжирования наказаний.
1.3 Пенализация и депенализация в контексте социальной обусловленности, целесообразности и эффективности экономии мер уголовной репрессии.
1.4 Конструирование санкций статей Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь на основе современных методологий дифференциации лишения свободы.
2 Методологическая природа процессов пенализации и депенализации.
2.1 Методологические основания принципов и критериев пенализации и депенализации.
2.2 Концептуально-методологическая природа современного этапа реформы охранительного права в Республике Беларусь.
3 Пенализация и депенализация: развитие теоретических основ и практика реализации.
4 Пенализация и депенализация в свете тенденций отраслевого охранительного законодательства
4.1 Взаимосвязь уголовного и административно-деликтного права: постановка
проблемы.
4.2 Преступление и административное правонарушение: вопросы санкционного обеспечения.
4.3 Административная преюдиция в уголовном праве Беларуси.
4.4 Проблемы применения освобождения от уголовной ответственности с привлечением лица к административной ответственности.
5 О соблюдении принципа справедливости уголовной ответственности при установлении наказания и иных мер уголовной ответственности.
5.1 Общие положения о назначении наказания и соблюдение принципа справедливости уголовной ответственности.
5.2 Об устранении нарушений принципа справедливости установления уголовной ответственности за составные преступления.
5.3 Об адекватности усиления ответственности за повторность преступлений.
6 Направления оптимизации применения уголовных санкций в национальном уголовном законодательстве.
6.1 Проблемы исполнения уголовного наказания (на примере штрафа) и учет путей их решения при пенализации (депенализации) в национальном уголовном законодательстве.
6.2 Уголовно-правовая компенсация в механизме современного уголовного законодательства как актуальное направление минимизации наказания.
7 Истоки возникновения осуждения с условным неприменением назначенного наказания в уголовном законодательстве.
8 Иные меры уголовно-правового воздействия и их социальная роль в обосновании экономии пенализации и развитии депенализации.
8.1 Иные меры уголовно-правового воздействия как инструмент депенализации.
8.2 Совершенствование положений уголовного закона в части установления иных мер уголовно-правового воздействия как важнейшее направление экономии пенализации.
9 Противодействие преступлениям против общественной безопасности, мира и безопасности человечества (на примере преступлений террористической направленности): международный и зарубежный опыт криминализации и пенализации деяний.
10 Об уголовно-политических тенденциях криминализации и пенализации новых киберпреступлений.
11 Теоретические выводы и научно-практические рекомендации по направлениям правовых исследований проблем пенализации и депенализации.
12 Криминологические основания пенализации и депенализации: подходы зарубежных государств и пути их применения в национальном уголовном законодательстве.