Результаты научных исследований Института правовых исследований 2021

Промежуточные отчеты о выполнении научно-исследовательской работы ”Научное обеспечение законопроектной деятельности Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь“ по 6 заданиям:

Научный руководитель – доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Республики Беларусь, член-корреспондент НАН Беларуси Василевич Г.А.

Отчет 365 с., 1 ч., 521 источник, 10 прил.

Полученные результаты исследования:

– выявлены особенности правового статуса местных Советов депутатов как формы местной коллегиальной представительной демократии и определены актуальные направления правового регулирования деятельности местных Советов депутатов;

– обозначены проблемы реализации принципов социального партнерства органами местного управления и самоуправления;

– выявлены пределы дискреции органов местного управления и самоуправления; сформулированы виды дискреции органов местного управления;

– установлены проблемы правового закрепления и реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере природоресурсных отношений;

– уточнена субординация (соотношение по юридической силе) правовых актов органов местного самоуправления в системе источников белорусского права;

– установлены проблемные аспекты конституционно-правового регулирования нормотворческой деятельности органов местного самоуправления; обозначены проблемные вопросы ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц в Республике Беларусь на современном этапе;

– выявлены особенности отдельных этапов нормотворческого процесса как основы повышения эффективности актов местного самоуправления;

– обозначены направления использования информационных технологий в местном самоуправлении;

– определены актуальные направления совершенствования организационных форм непосредственной и представительной демократии на местном уровне;

– обозначены способы для обеспечения более тесной связи местных органов с населением, а также направления усиления организующей роли местных Советов и их влияние на исполнительную власть;

– установлены подходы к административно-территориальной организации местного самоуправления;

– выявлены особенности международно-правового регулирования местного самоуправления;

– обозначены основные тенденции функционирования органов местного управления государств – членов ЕС в контексте интеграционных процессов, определены особенности деятельности Комитета регионов;

– дана оценка международно-правового статуса территории государства, частей территории государства, включая статус территории самопровозглашенных государств, а также частей территории в рамках немеждународных вооруженных конфликтов;

– раскрыты международные обязательства административно-территориальных единиц государств;

– обозначены направления дальнейшего развития законодательства Республики Беларусь в сфере местного самоуправления, обоснованы предложения по уточнению и корректировке Избирательного кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», Закона Республики Беларусь «О статусе депутата местного Совета депутатов», Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», Указа Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2011 г. № 66 «О некоторых вопросах местного управления и самоуправления», а также предлагается разработать и принять Закон Республики Беларусь «Об основах электронной демократии в Республики Беларусь»; даны рекомендации по совершенствованию международно-правового регулирования.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Теоретические и конституционно-правовые основы местного самоуправления.  Направления развития конституционно-правового обеспечения местного самоуправления и административно-территориального деления

1.1 Теоретико-методологические основы непосредственной и представительной демократии в системе местного самоуправления

1.2 Компетенция органов местного самоуправления: принципы, пределы, сферы

1.2.1 Реализация принципов социального партнерства органами местного управления и самоуправления

1.2.2 Пределы дискреции органов местного управления и самоуправления

1.2.3 Проблемы правового закрепления и реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере природоресурсных отношений

1.3 Нормотворчество на уровне местного самоуправления

1.3.1 Акты органов местного самоуправления в системе источников белорусского права

1.3.2 Анализ современного состояния и выявление проблемных аспектов конституционно-правового регулирования нормотворческой деятельности органов местного самоуправления

1.3.3 Процессуальный механизм принятия актов органов местного самоуправления

1.4 Использование информационных технологий в местном самоуправлении в Республике Беларусь: правовое регулирование, практика и направления развития, зарубежный опыт

1.5 Актуальные направления развития местного самоуправления, совершенствование организационных форм непосредственной и представительной демократии на местном уровне

1.6 Административно-территориальная организация местного самоуправления

2 Международно-правовое регулирование местного управления и самоуправления и административно-территориальной организации

2.1 Международно-правовое регулирование местного самоуправления

2.2 Теория и практика функционирования органов местного управления и самоуправления в Европейском союзе. Деятельность Комитета регионов

2.3 Статус частей территории государства в современном международном праве

2.4 Международные обязательства административно-территориальных единиц государств

Научный руководитель – доктор технических наук, профессор Ивановский А. В.

Отчет 368 с., 12 рис., 11 табл., 612 источн., 11 прил.

Полученные результаты исследования:

– установлен круг проблем административно-правового обеспечения государственного управления в отдельных сферах государственной деятельности;

– исследованы концептуальные подходы к повышению эффективности государственного управления через механизмы институтов государственной службы, публичных услуг, государственного контроля;

– определены возможности административной юстиции;

– сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации по совершенствованию правового обеспечения деятельности в отдельных областях государственного управления;

– сформулированы предложения по изменению и дополнению отдельных норм законодательства в некоторых областях государственного управления;

– обоснованы предложения по внесению изменений в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Кодекс Республики Беларусь о культуре, Закон Республики Беларусь ”Об основах административных процедур“, Закон Республики Беларусь ”Об информации, информатизации, защите информации“, а также необходимость принятия Концепции административной реформы и плана мероприятий по проведению административной реформы в Республике Беларусь до 2025 года.

Результаты исследования могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, в научных исследованиях, образовательном процессе.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Институциональные инструменты административно-правового воздействия на сферу государственного управления

1.1 Административно-правовое обеспечение повышения эффективности организации государственной службы

1.2 Административно-правовая регламентация и стандартизация публичных услуг как способ обеспечения эффективного государственного управления

1.3 Государственный контроль как инструмент повышения эффективности государственного управления (на примере финансового контроля)

1.4 Теоретико-правовые подходы к повышению эффективности государственного управления посредством цифровизации предоставления государственных услуг

1.5 Административная юстиция в обеспечении прав и свобод граждан и организаций и повышении эффективности государственного управления

1.6 Повышение эффективности административной ответственности

1.7 Санкции Совета Безопасности ООН в контексте повышения эффективного государственного управления по обеспечению прав и свобод граждан и организаций

1.8 Эффективность государственного управления в контексте эволюции принципа равноправия и самоопределения народов

Раздел 2. Административно-правовое обеспечение повышения эффективности государственного управления в отдельных сферах государственной деятельности

2.1. Повышение эффективности государственного управления посредством совершенствования правового обеспечения обращения открытых данных

2.2. Государственное управление миграционными процессами

2.3. Государственное управление в эколого-правовой сфере

2.4. Государственное управление в области культуры

2.5. Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства об охране труда

2.6. Оценка эффективности государственного управления в киберпространстве

Научный руководитель кандидат юридических наук, доцент Бакиновская О.А.

Отчет на 595 с., 3 рис., 1 табл., 992 источн., 14 прил.

Полученные результаты исследования:

— предложено определение цифровой экономики и цифровизации экономики;

— выделены два основных сценария дальнейшего развития правовых основ в сфере цифровой экономики;

— доказано, что в качестве основополагающего критерия дальнейшего совершенствования и развития законодательства в сфере цифровой экономики должно выступать комплексное обеспечение экономической безопасности;

— выделены основные направления реформирования законодательства в рассматриваемой сфере, в том числе вопросы определения правового статуса ”цифровой личности“, расширение классического подхода к методу правового регулирования (саморегулируемая криптосреда), развитию платформенного подхода, адаптации правовых норм; совершенствование правового режима стимулирования цифровых инноваций;

— сформулированы основные правовые принципы цифрового преобразования экономических процессов;

— определена специфика публично-правовой и частно-правовой идентификации;  выявлены элементы удаленной видео-идентификации;

— определена сфера расширения предмета правового регулирования законодательства об электронных документах за счет включения категории документ в электронной форме;

— доказаны основные функции смарт-контракта и выявлены его основные функции;

— обобщены признаки объекта гражданских прав;

— выявлена правовая природа цифрового права и определено его место в системе объектов гражданских прав;

— определена основные признаки криптовалюты, токена, выявлены перспективы их развития с учетом правоприменительной практики;

— доказаны основные направления правового регулирования применения систем искусственного интеллекта;

— обоснованы тенденции развития правового регулирования краудфандинговых отношений;

— выделены основные элементы экспериментального правового режима;

— определен правовой статус компьютерной программы с точки зрения отсутствия правосубъектности;

— обоснована необходимость разработки концепции развития законодательства об интеллектуальной собственности в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта;

— предложены принципы применения технологий искусственного интеллекта; классификация технологии искусственного интеллекта в зависимости от потенциальной опасности применения;

— в целях оптимизации процессов регулирования применения и разработки технологий искусственного интеллекта предложено учредить республиканский орган государственного управления в сфере применения и разработки искусственного интеллекта, обозначены задачи и компетенция данного органа госуправления;

— выявлена недостаточность правового регулирования отношений в сфере оборота Больших данных (далее – БД) и предложено рассматривать их в качестве цифрового актива или технологии обработки данных;

— развитие правового регулирования отношений в сфере краудфандинга видится в принятии специального указа Президента Республики Беларусь;

— одним из возможный вариантов дальнейшего развития использования криптовалют следует считать перспективу использования ”криптобелорусского рубля“, обеспечиваемого наравне с фиатным белорусским рублем;

— выявлена варианты развития правового регулирования общественных отношений, связанных с использованием технологии блокчейн в Беларуси;

— определена правовая природа невзаимозаменяемого токена и предложено его правовое определение, которое позволит разграничить невзаимозаменяемые токены (индивидуально-определенные) и взаимозаменяемые (родовые);

— дальнейшее развитие правового регулирования отношений в сфере электронной торговли видится в разработке и принятии Закона Республики Беларусь ”О цифровой торговле“;

— предложено правовое определение понятия ”цифровая  торговля“, ”платформа электронной торговли“;

— обоснован критерий целесообразности правового закрепления технических терминов;

— определена сфера действия предлагаемого Закона Республики Беларусь ”О цифровой торговле“;

— доказано, что наиболее эффективными способами неукоснительного следования добросовестности и разумности выступают электронизация и автоматизация;

— обосновано введение в законодательство о государственных закупках запрета на перемену поставщика (подрядчика, исполнителя) после заключения договора, за некоторыми исключениями;

— предложено автоматизировать направление сведений в Список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, оператором ЭТП;

— выделены направления развития механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг;

— разработана система мер, направленных на минимизацию рисков осуществления банковской деятельности с применением систем, использующих искусственный интеллект, при минимальной правовой регламентации данной группы общественных отношений;

— выявлена необходимость адаптации содержания исключительного авторского (смежного) права к условиям использования произведений (объектов смежных прав) в цифровой среде, в том числе в сети Интернет, пересмотра установленных законодательством ограничений исключительного авторского (смежного) права, упрощения механизмов заключения договоров об использовании объектов авторского права (смежных прав) с использованием информационных технологий, необходимость определения правового режима произведений, авторы и (или) правообладатели которых не известны или не могут быть найдены (”сиротские“ произведения), а также создания специального механизма защиты авторских и смежных прав в сети Интернет;

— доказана необходимость   закрепления права библиотек осуществлять оцифровку своих фондов, а также предоставлять своим пользователям доступ, включая удаленный, к произведениям, представленным в цифровой форме;

— доказана необходимость законодательного закрепления правового статуса информационного посредника, определения пределов его гражданско-правовой ответственности за нарушения авторских (смежных) прав лицами, пользующимися его услугами, а также оснований для освобождения информационных посредников от указанной ответственности.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Правовое обеспечение эффективного функционирования основных направлений развития цифровой экономики.

2 Принципы правового регулирования цифровой экономики.

3 Перспективы развития законодательства в сфере цифровизации экономики.

4 Развитие смежных правовых институтов.

4.1 Электронное правительство: сравнительно-правовой анализ.

4.2 Специальный правовой режим ”регулятивная песочница“.

5 Теоретико-прикладные аспекты совершение сделок в цифровой среде.

  1. Цифровые права в системе объектов гражданских прав.

7 Разработка научно-обоснованных предложений по правовому сопровождению использования программного обеспечения ”искусственного интеллекта“.

7.1 Правовое регулирование использования программного обеспечения искусственного интеллекта.

7.2 Технологии искусственного интеллекта и право интеллектуальной
собственности.

8 Правовое регулирование отношений в сфере краудфандинга.

9 Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства в сфере регулирования цифрового актива (цифрового знака (токена)), а также деятельности операторов криптоплатформ.

9.1 Правовой режим использования в гражданском обороте цифрового актива (цифрового знака (токена)).

9.2 Правовой режим использования в гражданском обороте криптовалют.

9.3 Правовые аспекты невзаимозаменяемых токенов.

9.4 Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства в сфере регулирования деятельности операторов криптоплатформ.

10 Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства в сфере оказания услуг в глобальной компьютерной сети Интернет.

10.1 Теоретико-прикладные аспекты видов оказываемых в глобальной компьютерной сети Интернет услуг, их гражданско-правовой основы и способов подтверждения надлежащего услугополучателя.

10.2 Актуальное состояние и предложения по совершенствованию гражданско-правового института возмездного оказания услуг в глобальной компьютерной сети Интернет в контексте анализа судебной практики Республики Беларусь и Российской Федерации.

  1. Актуальные проблемы правового регулирования отношений, связанных с использованием блокчейн.

12 Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства в сфере применения смарт-контрактов в гражданском обороте.

13 Правовое обеспечение технологии Больших данных в условиях цифровизации в Республике Беларусь.

14 Разработка научно-обоснованных предложений по совершенствованию законодательства в сфере осуществления электронной торговли.

14.1 Анализ правовых основ регулирования электронной торговли в Республике Беларусь и в Российской Федерации.

14.2 Подходы к построению законодательства о цифровой торговле. Формирование понятийного аппарата.

14.3 Отдельные вопросы цифровой торговли, подлежащие нормативному регулированию.

15 Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства в сфере цифровизации осуществления государственных закупок.

15.1 Право Евразийского экономического союза и государств-членов о государственных закупках в части обеспечения цифровизации.

15.2 Международный опыт организации и проведения государственных закупок.

15.3 Перспективы совершенствования процессов электронизации и автоматизации государственных закупок.

16 Правовое обеспечение цифровизации банковских отношений.

16.1 Правовое регулирование обеспечения надлежащей идентификации при взаимодействии в цифровой среде.

16.2 Правовое регулирование современных банковских технологий.

16.3 Защита персональных данных при оказании банковских услуг.

16.4 Аутсорсинг IT-услуг в контексте защиты интересов банков и их клиентов.

17 Актуальные проблемы осуществления и защиты авторских и смежных прав в сети Интернет.

 

Научный руководитель доктор юридических наук, профессор Таранова Т.С.

Отчет 447 с., 226 источн., 10 прил.

Полученные результаты исследования:

— обосновывается необходимость исключения из ГПК процессуальных норм, ограничивающих право на апелляционное обжалование (опротестование) постановлений Верховного Суда Республики Беларусь, а также создание в Верховном Суде специальной коллегии (апелляционной коллегии) для пересмотра судебных постановлений Верховного Суда в апелляционном порядке. Аналогичные преобразования следует осуществить и в отношении хозяйственного судопроизводства;

— аргументируется и рекомендуется непосредственно указать в ГПК на возможность обжалования (опротестования) в апелляционном порядке определения суда о судебном приказе;

— рекомендуется унифицированный порядок исчисления срока на апелляционное обжалование (опротестование), одинаково применимый для всех юридически заинтересованных в исходе дела лиц независимо от заявления кем-либо из субъектов процесса ходатайства о составлении мотивировочной части решения после его оглашения;

— предлагаются способы решения проблемы, связанной с исчислением срока на подачу ответчиком заявления об отмене заочного решения;

— рекомендуется в хозяйственном процессе суды первой инстанции и суды апелляционной инстанции «развести» по разным звеньям судебной системы, т.е. установление апелляционной инстанции вышестоящим судебным органом;

— сделаны рекомендации об унифицированном урегулировании последствий отказа участника судопроизводства от апелляционной жалобы (протеста);

— сделан вывод о неоправданном ограничении возможности изменения или дополнения жалобы (протеста) пределами апелляционного срока;

— выявлена суть классического кассационного производства, направленного на обеспечение единообразия судебной практики;

— установлено различие в подходах законодателя к правовому регулированию условий пересмотра постановлений, вступивших в законную силу в гражданском и хозяйственном процессах;

— обосновывается, что признак существенности нарушений норм материального и (или) процессуального права, должен являться разграничительным элементом, квалифицирующим основание нарушения для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора, и отличаться от оснований, применяемых на других стадиях процесса;

— сформулированы положения об основаниях возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Апелляционное обжалование (опротестование) судебных постановлений в цивилистическом процессе.

2 Кассационное производство в свете унификации гражданского и хозяйственного судопроизводства.

2.1 Проблемы кассационного производства в свете унификации гражданского и хозяйственного судопроизводства.

2.2 Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию процессуального законодательства, направленных на оптимизацию кассационного производства в свете унификации гражданского и хозяйственного судопроизводства.

3 Пересмотр судебных постановлений по гражданским и экономическим делам в порядке надзора в контексте гарантий реализации права на судебную защиту.

3.1 Проверка и пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу, в контексте унификации гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательства в Республике Беларусь.

3.2 Приемлемость надзорной жалобы с позиций унификации процессуального законодательства.

3.3 Поводы и основания к истребованию дел и принесению протестов в порядке надзора в гражданском и хозяйственном процессе.

3.4 Прокурор в надзорном производстве в гражданском и хозяйственном процессе.

3.5 Применение медиации в надзорном производстве.

3.6 Сравнительно-правовой анализ гражданского процессуального законодательства Республики Беларусь и Республики Казахстан в сфере пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу.

3.7 Надзорное производство в гражданском процессуальном законодательстве Республики Беларусь и Российской Федерации: подходы к правовому регулированию.

4 Пересмотр судебных постановлений при выявлении вновь открывшихся обстоятельств в свете унификации гражданского и хозяйственного судопроизводства.

4.1 Пересмотр судебных постановлений вынесшим их судом в англо-американской правовой системе (на примере США и Англии).

4.2 Пересмотр судебных постановлений вынесшим их судом в континентальной правовой системе на примере Германии, Франции.

4.3 Пересмотр судебных постановлений вынесшим судом в цивилистических процессах стран ЕАЭС.

4.4 Общие положения о системе форм пересмотра судебных постановлений вынесшим их судом в цивилистическом процессе Республики Беларусь.

4.5 Проблема расширения перечня оснований пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.

Научный руководитель кандидат юридических наук, доцент  Комоцкая И.А.

Отчет 499 с., 368 источн., 10 прил.

Полученные результаты исследования:

— выработаны новые концептуальные подходы к вопросам ответственности в трудовом праве и праве социального обеспечения, в том числе определено место специальных норм о дисциплинарной ответственности отдельных категорий работников с особым характером труда в системе «юридическая ответственность»; дополнительно аргументирована целесообразность развития концепции «единой трудоправовой ответственности» в правовой доктрине; научно обосновано существование материальной ответственности государства и иных субъектов социальных правоотношений за нарушение законодательства о социальной защите;

— уточнен понятийно-категориальный аппарат в сфере ответственности субъектов трудовых и социальных правоотношений: сформулированы авторские определения терминов «материальная ответственность», «дисциплинарная ответственность», «трудоправовая ответственность», «государственный служащий», «служебная дисциплина государственного служащего», «юридическая ответственность в праве социального обеспечения»;

— установлены особенности международно-правового регулирования и зарубежного опыта регламентации ответственности субъектов трудового права и права социального обеспечения на основе проведения системного анализа международных норм, законодательства государств – членов ЕАЭС и отдельных государств ближнего и дальнего зарубежья;

— выявлены проблемы правоприменительной практики в части регулирования ответственности субъектов трудовых и социальных правоотношений, определены пробелы и коллизии правовых норм в исследуемой сфере;

— обоснована необходимость закрепления в законодательстве о труде отдельных структурных элементов, регулирующих общие положения о материальной ответственности сторон трудового договора и материальной ответственности нанимателя, а также развития правового регулирования материальной ответственности работников;

— аргументированы предложения по совершенствованию законодательства о труде в части общей дисциплинарной ответственности, а также специальной дисциплинарной ответственности отдельных категорий работников (транспорта, а также работающих в сфере атомной энергии);

— научно обоснована необходимость законодательного закрепления определения термина «служебная дисциплина государственных служащих», а также разработаны предложения по совершенствованию законодательства о дисциплинарной ответственности государственных служащих;

— определены особенности национального законодательства в части ответственности субъектов социальных правоотношений с учетом отечественной и зарубежной правоприменительной практики в части защиты прав граждан на социальное обеспечение;

— разработаны проекты законов Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам ответственности сторон трудового договора», а также «Об изменении отдельных законов по вопросам ответственности за нарушение законодательства в социальной сфере» (сформулированы предложения по корректировке норм Трудового кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Республики Беларусь, законов Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», «О пенсионном обеспечении», «Об основах государственного социального страхования», «О профессиональном пенсионном страховании»), сформулированы обоснования необходимости их принятия.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Общая дисциплинарная ответственность как один из видов юридической ответственности.

1.1 Концептуальные основы общей дисциплинарной ответственности как одного из видов юридической ответственности.

1.2 Совершенствование института дисциплинарной ответственности в национальном трудовом праве с учетом зарубежного опыта правового регулирования общей дисциплинарной ответственности.

2 Специальная дисциплинарная ответственность работников с особым характером труда в контексте приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь. 

2.1 Теоретические вопросы, определяющие развитие специальной дисциплинарной ответственности работников с особым характером труда.

2.1.1 Дисциплинарная ответственность в системе права Республики Беларусь: теоретико-методологический аспект.

2.1.2 Историческая обусловленность критериев дифференциации правового регулирования дисциплинарной ответственности работников (на примере работников железнодорожного транспорта).

2.2 Правовые основы дисциплинарной ответственности отдельных категорий работников в Республике Беларусь и некоторых зарубежных странах.

2.3 Совершенствование правового обеспечения специальной дисциплинарной ответственности работников с особым характером труда в контексте приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь.

2.3.1 Направления совершенствования правового регулирования дисциплинарной ответственности работников транспорта.

2.3.2 Направления совершенствования правового регулирования дисциплинарной ответственности работников атомной энергетики.

3 Правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственных служащих в Республике Беларусь.

3.1 Ответственность государственных служащих: теоретико-правовой аспект и особенности правового регулирования.

3.2 Международно-правовые основы и зарубежный опыт правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных служащих.

3.3 Совершенствование законодательства о дисциплинарной ответственности государственных служащих в Республике Беларусь.

4 Материальная ответственность в трудовом праве как самостоятельный вид юридической ответственности.

4.1 Теоретико-прикладные основы правового регулирования вопросов материальной ответственности в трудовом праве.

4.2 Перспективные направления совершенствования трудового законодательства Республики Беларусь в целях повышения эффективности правового регулирования материальной ответственности на современном этапе.

5 Теоретико-правовые особенности и направления совершенствования правового регулирования административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о труде.

5.1 Теоретико-правовые аспекты и особенности правового регулирования ответственности за нарушение законодательства о труде.

5.1.1 Трудоправовая ответственность: теоретический аспект.

5.1.2 Правовые аспекты правового регулирования административной ответственности за нарушение законодательства о труде.

5.1.3 Правовые аспекты правового регулирования уголовной ответственности за нарушение законодательства о труде.

5.2 Опыт правового регулирования административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о труде в государствах – членах ЕАЭС.

5.3 Основные направления совершенствования правового регулирования ответственности за нарушение законодательства о труде.

6 Теоретико-правовые особенности и направления совершенствования правового регулирования ответственности участников социальных правоотношений.

6.1 Понятие и правовая характеристика юридической ответственности в праве социального обеспечения.

6.2 Виды юридической ответственности за нарушение социального законодательства.

6.3 Ответственность участников социальных правоотношений: международно-правовое регулирование и опыт государств-членов ЕАЭС.

6.4 Современное состояние и перспективы развития законодательства в сфере ответственности участников социальных правоотношений.

 

Научный руководитель – кандидат юридических наук, доцент Шидловский А.В.

Отчет 383 с., 3 табл., 399 источн., 4 прил.

Полученные результаты исследования:

1) выявлена социальная обусловленность, целесообразность и эффективность экономии мер уголовной репрессии;

2) проведено научно-практическое обоснование концептуальных основ уголовной политики Республики Беларусь в части формирования направлений пенализации и депенализации;

3) осуществлен анализ современных процессов пенализации и депенализации в Республике Беларусь в контексте эффективности применения уголовно-правовых норм (при толковании признаков уголовной противоправности, реализации уголовных санкций и т. д.);

4) раскрыто содержание принципов и критериев пенализации и депенализации в механизме белорусского уголовного законодательства;

5) изучены вопросы криминологической обоснованности вариантов сокращения (минимизации) практики применения лишения свободы и иных видов наказаний, связанных с изоляцией осужденного от общества;

6) проведен анализ социально-криминологической обусловленности резервов для расширения применения наказаний, связанных с изоляцией осужденного от общества (составы преступлений экстремистской направленности, формы общественно опасного поведения в киберпространстве и пр.);

7) выявлена социально-криминологическая обусловленность расширения применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества;

8) обоснована необходимость развития альтернативных мер уголовно-правового воздействия и осуществлен анализ социально-экономических затрат в процессе пенализации и депенализации;

9) проведен анализ санкций статей Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь, связанных с лишением свободы, на основе которого сформулированы новые предложения по корректировке уголовного законодательства в части уточнения дифференциации ответственности и обеспечения максимальной индивидуализации наказания за преступления;

10) обобщен опыт позитивных и негативных законодательных практик пенализации и депенализации в зарубежных государствах;

11) разработаны научно обоснованные предложения по совершенствованию национального уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в сфере пенализации и депенализации, направленные на развитие альтернативных наказанию мер компенсационно-восстановительного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Уголовно-правовая политика в сфере пенализации и депенализации.

1.1 Пенализация и депенализация деяний как направления уголовно-правовой политики.

1.2 Методологические основы законодательного ранжирования наказаний.

1.3 Пенализация и депенализация в контексте социальной обусловленности, целесообразности и эффективности экономии мер уголовной репрессии.

1.4 Конструирование санкций статей Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь на основе современных методологий дифференциации лишения свободы.

2 Методологическая природа процессов пенализации и депенализации.

2.1 Методологические основания принципов и критериев пенализации и депенализации.

2.2 Концептуально-методологическая природа современного этапа реформы охранительного права в Республике Беларусь.

3 Пенализация и депенализация: развитие теоретических основ и практика реализации.

4 Пенализация и депенализация в свете тенденций отраслевого охранительного законодательства 

4.1 Взаимосвязь уголовного и административно-деликтного права: постановка
проблемы.

4.2 Преступление и административное правонарушение: вопросы санкционного обеспечения.

4.3 Административная преюдиция в уголовном праве Беларуси.

4.4 Проблемы применения освобождения от уголовной ответственности с привлечением лица к административной ответственности.

5 О соблюдении принципа справедливости уголовной ответственности при установлении наказания и иных мер уголовной ответственности.

5.1 Общие положения о назначении наказания и соблюдение принципа справедливости уголовной ответственности.

5.2 Об устранении нарушений принципа справедливости установления уголовной ответственности за составные преступления.

5.3 Об адекватности усиления ответственности за повторность преступлений.

6 Направления оптимизации применения уголовных санкций в национальном уголовном законодательстве.

6.1 Проблемы исполнения уголовного наказания (на примере штрафа) и учет путей их решения при пенализации (депенализации) в национальном уголовном законодательстве.

6.2 Уголовно-правовая компенсация в механизме современного уголовного законодательства как актуальное направление минимизации наказания.

7 Истоки возникновения осуждения с условным неприменением назначенного наказания в уголовном законодательстве.

8 Иные меры уголовно-правового воздействия и их социальная роль в обосновании экономии пенализации и развитии депенализации.

8.1 Иные меры уголовно-правового воздействия как инструмент депенализации.

8.2 Совершенствование положений уголовного закона в части установления иных мер уголовно-правового воздействия как важнейшее направление экономии пенализации.

9 Противодействие преступлениям против общественной безопасности, мира и безопасности человечества (на примере преступлений террористической направленности): международный и зарубежный опыт криминализации и пенализации деяний.

10 Об уголовно-политических тенденциях криминализации и пенализации новых киберпреступлений.

11 Теоретические выводы и научно-практические рекомендации по направлениям правовых исследований проблем пенализации и депенализации.

12 Криминологические основания пенализации и депенализации: подходы зарубежных государств и пути их применения в национальном уголовном законодательстве.