Результаты научных исследований Института правовых исследований 2020

Промежуточные отчеты о выполнении научно-исследовательской работы ”Научное обеспечение законопроектной деятельности Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь“ по 6 заданиям:

Научный руководитель – доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Республики Беларусь, член-корреспондент НАН Беларуси Василевич Г.А.

Отчет 234 с., 1 ч., 314 источников.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере местного самоуправления и административно-территориального деления.

Целью работы является выработка возможных сбалансированных подходов к модернизации законодательства в сфере местного самоуправления и административно-территориального деления на основе комплексного анализа отечественной и зарубежной литературы, действующего законодательства Республики Беларусь, практики его применения, а также зарубежного опыта развития законодательства в данной сфере.

Методологическую основу научно-исследовательской работы составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, эмпирический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), правовые методы (формально-логический, сравнительного правоведения), статистические методы. Эмпирическую базу исследования составили имеющиеся отечественные и зарубежные теоретические исследования, законодательство Республики Беларусь и иных государств, международно-правовые акты, право ЕС.

В результате выполнения научно-исследовательской работы:

– определены актуальные направления развития местного самоуправления в контексте Европейской хартии местного самоуправления;

– проанализированы акты органов местного самоуправления в системе источников белорусского права, уточнена субординация (соотношение по юридической силе) правовых актов;

– рассмотрены вопросы реализации принципов социального партнерства органами местного управления и самоуправления;

– выявлены особенности правового статуса местных Советов депутатов как формы местной коллегиальной представительной демократии и определены актуальные направления правового регулирования деятельности местных Советов депутатов;

– проведен анализ современного состояния и определены проблемные аспекты конституционно-правового регулирования нормотворческой деятельности органов местного самоуправления; обозначены проблемные вопросы ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц в Республике Беларусь на современном этапе;

– рассмотрена процедура отмены нормативных правовых актов органов местного управления и самоуправления Республики Беларусь и предложены направления ее совершенствования;

– исследован процессуальный механизм принятия актов органов местного самоуправления;

– определены направления и способы совершенствования административно-территориальной организации в Республике Беларусь;

– рассмотрены базовые концепты непосредственной демократии в системе местного самоуправления;

– исследованы теоретические основы и зарубежный опыт электронного муниципалитета;

– проанализировано международно-правовое регулирование местного самоуправления;

– дана оценка международно-правового статуса территории государства, частей территории государства, включая статус территории самопровозглашенных государств, а также частей территории в рамках немеждународных вооруженных конфликтов;

– рассмотрена теория и практика функционирования органов местного управления и самоуправления в Европейском союзе, исследована деятельность Комитета регионов;

– обозначены направления дальнейшего развития законодательства Республики Беларусь в сфере местного самоуправления, обоснованы предложения по уточнению и корректировке Избирательного кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь ”О нормативных правовых актах“, Закона Республики Беларусь ”О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь“, Закона Республики Беларусь ”О статусе депутата местного Совета депутатов“; даны рекомендации по совершенствованию международно-правового регулирования.

Научная новизна и значимость полученных результатов заключается во всестороннем и комплексном исследовании теоретико-прикладных аспектов местного самоуправления и административно-территориального деления и выработке на этой основе предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства в данной области отношений с учетом современных условий функционирования правовой системы Республики Беларусь, а также оценок и прогнозов ее дальнейшего развития.

Результаты исследования апробированы на международных научных и научно-практических конференциях, круглых столах, нашли отражение в научных публикациях, образовательных материалах, планах лекционных и семинарских занятий по учебным дисциплинам ”Конституционное право“, ”Конституционное право зарубежных стран“, ”Местное самоуправление в Республике Беларусь и зарубежных странах“ (для студентов и магистрантов юридического факультета Белорусского государственного университета), ”Действие норм международного и наднационального права в отношении частных лиц“, ”Институциональные основы права Союзного государства, СНГ, ЕЭАС“ (для студентов и магистрантов юридического факультета и факультета международных отношений Белорусского государственного университета).

Выводы и предложения были апробированы на круглом столе ”Базовые концепты современной парадигмы правового регулирования общественных отношений“ (организован и проведен Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, Минск, 30 октября 2020 г.), а также нашли отражение в сборнике научных статей ”Динамика правоустановления и правореализации в сфере публично-правовых отношений“ (Выпуск 2).

Результаты исследования могут быть использованы: в образовательном процессе, в нормотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, прежде всего органов местного управления и самоуправления, при формировании позиции Республики Беларусь на международной арене.

Социально-экономическая значимость работы заключается в том, что внедрение результатов научно-исследовательской работы в национальное законодательство будет содействовать реализации принципа сочетания общегосударственных и местных интересов, участия органов местного самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан, а также поспособствует активизации населения в решении задач местного значения.

В перспективе анализ указанных проблем не потеряет своей актуальности и будет направлен на совершенствование и упорядочение национального законодательства в сфере местного самоуправления и административно-территориального деления.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Теоретические и конституционно-правовые основы местного самоуправления

1.1 Актуальные направления развития местного самоуправления в контексте Европейской хартии местного самоуправления. Акты органов местного самоуправления в системе источников белорусского права

1.2 Реализация принципов социального партнерства органами местного управления и самоуправления

1.3 Местные Советы депутатов как основное звено местной коллегиальной представительной демократии: правовое регулирование, практика и направления развития

1.4 Анализ современного состояния и выявление проблемных аспектов конституционно-правового регулирования нормотворческой деятельности органов местного самоуправления

1.5 Процессуальный механизм принятия актов органов местного самоуправления: компаративный анализ

1.6 Направления и способы совершенствования административно-территориальной организации в Республике Беларусь

1.7 Теоретико-методологические основы непосредственной демократии в системе местного самоуправления

2 Зарубежный опыт и международно-правовое регулирование местного самоуправления и административно-территориальной организации

2.1 Электронный муниципалитет: теория и зарубежный опыт

2.2 Международно-правовое регулирование местного самоуправления

2.3 Статус частей территории государства в современном международном праве

2.4 Теория и практика функционирования органов местного управления и самоуправления в Европейском союзе. Деятельность Комитета регионов

Научный руководитель – доктор технических наук, профессор Ивановский А. В.

Отчет 203 с., 387 источников.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

Цель работы состоит в развитии теоретико-прикладных основ защиты прав и свобод граждан как основного показателя эффективности государственного управления, в том числе: определении направлений развития публичных услуг, выявлении возможностей административной юстиции; определении направлений развития административно-правового регулирования государственной службы; выявление проблемных аспектов административно-правового обеспечения государственного управления в отдельных областях государственной деятельности; определение механизмов государственного контроля как инструмента повышения эффективности государственного управления.

По итогам проведенного исследования получены следующие основные результаты:

  • установлен круг проблем административно-правового обеспечения государственного управления в отдельных сферах государственной деятельности;
  • исследованы концептуальные подходы к повышению эффективности государственного управления через механизмы институтов государственной службы, публичных услуг, государственного контроля;
  • определены возможности административной юстиции;
  • сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации по совершенствованию правового обеспечения деятельности в отдельных областях государственного управления.

Результаты исследования могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, в образовательном процессе.

Выводы и предложения проведенного исследования апробированы на международных научных и научно-практических конференциях, нашли отражение в научных публикациях, образовательных материалах, планах лекционных и семинарских занятий.

Экономическая значимость работы определяется практической направленностью работы на совершенствование качественного обеспечения прав и свобод граждан и организаций в результате повышения эффективности государственного управления через механизмы институтов государственной службы, публичных услуг, государственного контроля.

Прогнозные предложения о развитии объекта исследования обоснованы анализом тенденций развития отношений и правовых механизмов, влияющих на эффективность государственного управления, качество обеспечения прав и свобод граждан и организаций Республики Беларусь, а также разработкой (синтезом) предложений по эффективной адаптации действующей модели государственного управления к происходящим и прогнозируемым изменениям. Все это обусловливает целесообразность продолжения научных изысканий по данной тематике.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Концептуальные подходы повышения эффективности государственного управления через механизмы институтов государственной службы и публичных услуг

1.1. Административно-правовое обеспечение повышения эффективности организации государственной службы

1.2. Теоретико-методологические подходы формирования института публичных (государственных) услуг

Раздел 2. Инструментальные подходы повышения эффективности государственного управления

2.1. Цифровая форма предоставления государственных услуг как способ повышения эффективности государственного управления

2.2. Государственный контроль как инструмент повышения эффективности государственного управления (на примере финансового контроля)

Раздел 3. Институциональные аспекты обеспечения прав и свобод граждан и организаций и их роль в повышении эффективности государственного управления

3.1. Административная юстиция в обеспечении прав и свобод граждан и организаций и повышении эффективности государственного управления

3.2. Санкции Совета Безопасности ООН в контексте повышения эффективного государственного управления по обеспечению прав и свобод граждан и организаций

Раздел 4. Административно-правовое обеспечение повышения эффективности государственного управления в отдельных сферах государственной деятельности

4.1. Государственное управление миграционными процессами

4.2. Государственное управление в эколого-правовой сфере

4.3. Государственного управления в области культуры

Научный руководитель кандидат юридических наук, доцент Бакиновская О.А.

Полученные результаты за отчетный период:

предложено определение цифровой экономики;

выделены основные направления реформирования законодательства в рассматриваемой сфере, в том числе вопросы определения правового статуса ”цифровой личности“, расширение классического подхода к методу правового регулирования (саморегулируемая криптосреда), развитию платформенного подхода, адаптации правовых норм; совершенствование правового режима стимулирования цифровых инноваций,

сформулированы основные правовые принципы цифрового преобразования экономических процессов;

выделены основные элементы экспериментального правового режима;

определен правовой статус компьютерной программы с точки зрения отсутствия правосубъектности;

определена специфика публично-правовой и частно-правовой идентификации;

выявлены элементы удаленной видео-идентификации;

определена сфера расширения предмета правового регулирования законодательства об электронных документах за счет включения категории документ в электронной форме;

доказаны основные функции смарт-контракта и выявлены его основные функции;

обобщены признаки объекта гражданских прав;

выявлена правовая природа цифрового права и определено его место в системе объектов гражданских прав;

определена основные признаки криптовалюты, токена, вы явлены перспективы их развития с учетом правоприменительной практики;

доказаны основные направления правового регулирования применения систем искусственного интеллекта;

обоснованы тенденции развития правового регулирования краудфандинговых отношений;

доказана необходимость внедрения понятия ”цифровая торговля“.

Научный руководитель доктор юридических наук, профессор Таранова Т.С.

Полученные результаты за отчетный период:

обосновывается вывод о том, что недопустимость обжалования (опротестования) постановлений Верховного Суда в апелляционном порядке не соответствует требованиям Конституции Республики Беларусь и ряда основополагающих международно-правовых актов, ущемляет интересы участников судопроизводства; обосновывается целесообразность исключения из ГПК норм, ограничивающих право на апелляционное обжалование (опротестование) постановлений Верховного Суда Республики Беларусь, и создание в Верховном Суде специальную коллегию (апелляционную коллегию) для пересмотра судебных постановлений Верховного Суда в апелляционном порядке;

предложено унифицировать для всех юридически заинтересованных в исходе дела лиц порядок исчисления срока на апелляционное обжалование (опротестование), чтобы он был одинаковым независимо от заявления кем-либо из субъектов процесса ходатайства о составлении мотивировочной части решения после его оглашения и обозначены два способа реализации;

одним из направлений унификации гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательства, является обеспечение единства процессуальной конструкции пересмотра гражданских дел, повышения устойчивости вступившего в законную силу судебного решения. В этом аспекте предлагается законодательное закрепление положений, устанавливающих, что рассмотрение вопроса о пересмотре судебных постановлений, вступивших в законную силу, как по делам экономического характера, так и по делам, не имеющим такого характера, осуществляется Верховным Судом Республики Беларусь, не предусматривая возможность такого пересмотра в нижестоящих судах.

Внесены предложения по определению дальнейших направлений развития законодательства в сфере пересмотра судебных постановлений.

Научный руководитель кандидат юридических наук, доцент  Комоцкая И.А.

Полученные результаты за отчетный период:

выявлены тенденции развития отношений в области материальной и дисциплинарной ответственности, что позволило обосновать особенности национального законодательства в исследуемой сфере на современном этапе;

выработаны новые концептуальные подходы к вопросам ответственности в трудовом праве и праве социального обеспечения:

несмотря на современные подходы к социальному государству, фундаментальные положения института юридической ответственности и экономического неравенства сторон трудового договора, а также общих правил о целесообразности распространения ограниченной материальной ответственности работника, в Республике Беларусь закреплена и применяется, как правило, полная материальная работников (даже несовершеннолетних);

определено место специальных норм о дисциплинарной ответственности отдельных категорий работников транспорта с особым характером труда в системе ”юридическая ответственность“, а также уточнен критерий дифференциации правового регулирования дисциплинарной ответственности работников (особо тяжелые последствия нарушения трудовой дисциплины), что позволило обосновать необходимость охвата специальным правовым регулированием и новых категорий работников (работников Белоруской атомной электростанции и некоторых категорий работников, занятых на особо опасных подземных работах, в том числе подземных работах по строительству метрополитена, тоннелей);

дополнительно аргументирована целесообразность развития концепции ”единой трудоправовой ответственности“ в правовой доктрине, что позволит установить отраслевую специфику ответственности, которая соединяет в себе публичные и частные начала, а также обоснован вывод о преждевременном закреплении данной концепции в законодательстве о труде;

научно аргументировано, что в основе теории индивидуальной (личной) ответственности граждан, выработанной в праве социального обеспечения, лежит смешение понятий ”ответственность“ и ”обязанность“, в связи с чем обоснована концепция ”социальной обязанности граждан“, а также существование материальной ответственности государства и иных субъектов социальных правоотношений за нарушение законодательства о социальной защите;

уточнен понятийно-категориальный аппарат в сфере ответственности субъектов трудовых и социальных правоотношений. В частности, сформулированы авторские определения терминов ”материальная ответственность“, ”дисциплинарная ответственность“, ”трудоправовая ответственность“, ”государственный служащий“, ”служебная дисциплина“, ”юридическая ответственность в праве социального обеспечения“;

сформулированы предложения по совершенствованию национального законодательства.

Научный руководитель – кандидат юридических наук, доцент Шидловский А.В.

Отчет 211 с., 209 источн., 1 прил.

Объектом исследования является дифференциация уголовной наказуемости как социально-правовое явление, отражающее содержание и пределы пенализации; социальная детерминация процессов депенализации в уголовном законодательстве; направления развития альтернативных наказанию мер компенсационно-восстановительного характера в уголовном праве Беларуси.

Цель НИР – совершенствование уголовного законодательства в области конструирования санкций и положений уголовно-исполнительного законодательства, криминологическое обоснование наказуемости преступных деяний.

Задачи этапа № 1 НИР:

– провести системно-функциональный анализ эффективности уголовных санкций в комплексе мер уголовно-правового воздействия;

– исследовать принципы и критерии пенализации и депенализации;

– рассмотреть прикладные аспекты эффективности наказаний в достижении целей уголовной ответственности и решении основных задач уголовного правосудия, проблемы исполнения наказаний;

– выявить аспекты социальной обусловленности и эффективности экономии мер уголовной репрессии;

– изучить понятие, принципы и определить основные направления пенализации и депенализации в системе уголовной политики Республики Беларусь;

– проанализировать особенности и закономерности конструирования санкций статей Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь;

– определить альтернативные меры уголовно-правового воздействия и проанализировать производимые государством затраты в процессе пенализации и депенализации;

– изучить позитивные и негативные практики пенализации и депенализации в зарубежных государствах;

– на основе изучения направлений пенализации и депенализации разработать научно обоснованные теоретико-практические предложения по совершенствованию действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Республики Беларусь.

Методологическую основу работы составляет методологический плюрализм, сочетающий материалистические, аксиологические, антропологические, конструктивистские типы мировоззрения. Диалектико-материалистический метод, используемый при проведении этапа НИР, базируется на системном подходе к изучению социальных и правовых явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Также применялись сравнительно-правовой и нормативно-юридический методологические подходы. Использован комплекс общенаучных и специальных методов познания: дедукция, индукция, аксиологический, историко-правовой, компаративистский, логический, лингвистический, методы системно-функционального и структурного анализа, абстрагирования, социологические, статистические и иные методы.

По итогам проведенного исследования получены следующие основные результаты:

1) проведено научно-практическое обоснование концептуальных основ уголовной политики Республики Беларусь в части формирования направлений пенализации и депенализации, в том числе сформулированы принципы и критерии пенализации и депенализации;

2) выявлена социальная обусловленность, целесообразность и эффективность экономии мер уголовной репрессии;

3) обоснована необходимость альтернативных мер уголовно-правового воздействия и осуществлен анализ социально-экономических затрат в процессе пенализации и депенализации;

4) проведен анализ санкций статей Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь, связанных с лишением свободы, на основе которого сформулированы новые предложения по корректировке уголовного законодательства в части уточнения дифференциации ответственности и обеспечения максимальной индивидуализации наказания за преступления;

5) обобщен опыт позитивных и негативных законодательных практик пенализации и депенализации в зарубежных государствах;

6) разработаны научно обоснованные предложения по совершенствованию национального уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в сфере пенализации и депенализации, направленные на развитие альтернативных наказанию мер компенсационно-восстановительного характера.

Полученные результаты НИР могут быть использованы в деятельности Администрации Президента Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь в ходе совершенствования законодательства, в правоприменительной деятельности органов судебной власти, в работе Следственного комитета Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в образовательном процессе высших учебных заведений Республики Беларусь, в том числе в системе переподготовки и повышения квалификации юридических кадров, в научной деятельности.

Оценка научной значимости результата и практической направленности: проведено комплексное исследование дифференциации уголовных санкций с использованием совокупности обозначенных методов научного познания, разработаны теоретические положения, конкретные рекомендации по совершенствованию правового механизма дифференциации уголовной наказуемости как внутри общих и специальных норм института назначения наказания, так и в системе санкционного обеспечения в Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что полученные результаты позволят совершенствовать положения уголовного закона, а также качество и эффективность правоприменительной деятельности, что будет способствовать снижению уровня преступности, повышению социальной защищенности человека и усилению защищенности правоохраняемых интересов общества и государства.

Экономическая значимость полученных результатов будет обеспечиваться путем исчисления экономии бюджетных средств, выделяемых на борьбу с преступными проявлениями.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Методологические основания принципов и критериев пенализации и депенализации

2 Пенализация и депенализация в системе уголовной политики: теоретико-методологический и историко-правовой аспекты

3 Процессы пенализации и депенализации в действующем уголовном законодательстве

3.1. Пенализация и депенализация в контексте социальной обусловленности, целесообразности и эффективности экономии мер уголовных репрессий

3.2. Конструирование санкций статей Особенной части УК Республики Беларусь на основе современных методологий дифференциации пределов лишения свободы

4 Проблемы пенализации и депенализации в свете актуальных тенденций развития охранительного законодательства

5 О соблюдении принципа справедливости уголовной ответственности при установлении наказания и иных мер уголовной ответственности

6 Альтернативные меры уголовно-правового воздействия и анализ затрат в процессе пенализации и депенализации

6.1. Истоки возникновения осуждения с условным неприменением назначенного наказания в уголовном законодательстве

6.2. Иные меры уголовно-правового воздействия и их социальная роль в обосновании экономии пенализации и развитии депенализации

7 Проблемы исполнения уголовного наказания (на примере штрафа) и учет путей их решения при пенализации и депенализации в национальном уголовном законодательстве

8 Криминологические основания пенализации и депенализации: подходы зарубежных государств и пути их применения в национальном уголовном законодательстве