Некоторые вопросы налогового стимулирования инновационной деятельности

Дубицкий В.М., научный сотрудник Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

На рубеже XX и XXI веков экономический рост определяется ведущей ролью научно-технического прогресса, большая часть ВВП развитых стран приходится на долю новых или усовершенствованных технологий, продукции, оборудования, а по различным оценкам от 75% до 100% прироста промышленного производства обеспечивается за счет использования инноваций. Поэтому в глобальной экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для инновационной деятельности, включая государственную поддержку фундаментальных и прикладных научных исследований, совершенствование инновационной инфраструктуры, подготовку специалистов, научных и педагогических кадров для инновационной деятельности, эффективную систему охраны, защиты и вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.

Наиболее эффективной формой такой поддержки является налоговое стимулирование, осуществляемое через экономически обоснованную систему налоговых льгот и иных преференций.

Объектом статьи являются отношения, связанные с налоговым стимулированием инновационной деятельности.

Предмет исследования – нормы права, регулирующие отношения возникающие в сфере налогового стимулирования инновационной деятельности, а также соответствующие публикации.

Целью статьи являются предложения по совершенствованию правового регулирования отношений, связанных с налоговым стимулированием инновационной деятельности в Республике Беларусь. Теоретическую основу статьи составляют работы российских правоведов С.В. Васильева [1], О.В. Гордеевой [2], Р.Н. Калакова [3], А.С. Кизимова [4], белорусских ученых О.А. Бакиновской, Ю.А. Амельчени [5], Ю.А. Федоровой [6], а также некоторых иных авторов.

В настоящее время основными инструментами стимулирования инновационной активности являются создание инновационной инфраструктуры, налогово-кредитное регулирование, международное сотрудничество в области инноваций, государственное финансирование инновационной деятельности.

В качестве основных инструментов налогового стимулирования выделяются изменение общего режима налогообложения, оказывающее регулирующее воздействие на всех субъектов экономических отношений, и предоставление налоговых льгот отдельным категориям субъектов экономических отношений.

По мнению О.В. Гордеевой, инструмент налоговых льгот не является самодостаточным для регулирования инновационных процессов, он встроен в систему таких мер, как прямое бюджетное финансирование, государственные и частные гранты, создание государственных корпораций с государственным участием, субсидирование процентных ставок, амортизационная политика, таможенные преференции, государственные гарантии, государственный заказ.

Обращаясь к мировой практике, А.С. Кизимов отмечает, что к основным механизмам налогового стимулирования относятся: налоговый кредит; увеличение вычетов из налоговой базы по налогу на прибыль; ускоренная амортизация [4].

Рассмотрим указанные механизмы подробнее.

Налоговый кредит является прямым вычетом из суммы налога на прибыль. Величина предоставляемого налогового кредита в разных странах определяется исходя из одного из следующих критериев (показателей): объем расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее – НИОКР); динамика роста расходов на НИОКР; комбинация предыдущих критериев.При исчислении данных показателей каждое государство устанавливает свой перечень признаваемых расходов. К последним могут относиться: текущие расходы (заработная плата, аренда, коммунальные расходы); стоимость машин и оборудования; стоимость зданий; амортизация машин и оборудования; амортизация зданий.

Предоставление налогового кредита в зависимости от динамики роста расходов на НИОКР стимулирует компании к более активному наращиванию этих затрат. Вместе с тем, в настоящее время наблюдается тенденция отказа государства от предоставления налоговых кредитов, связанных с динамикой роста объемов затрат на НИОКР, и перехода к кредитам, основанным на конечном объеме расходов на НИОКР. Это связано с тем, что при предоставлении налоговых кредитов, базирующихся на конечном объеме затрат на НИОКР, существует возможность прогнозирования налоговых потерь для бюджетной системы.

Стимулирующее воздействие увеличения вычетов из налоговой базы по налогу на прибыль заключается в том, что в расходы для целей налогообложения включается большая сумма, чем реально понесенные расходы на НИОКР. Величина налогового вычета базируется на тех же критериях (показателях), что и в случае с налоговым кредитом.

Ускоренная амортизация с экономической точки зрения сама по себе не является механизмом налогового стимулирования, а представляет собой лишь способ снижения убытков организации от инфляции – сумма начисленной за несколько лет амортизации основных средств значительно меньше их стоимости в год их приобретения. Некоторые страны практикуют списывание капитальных затрат на НИОКР в год приобретения основных средств.

При рассмотрении проблем налогового стимулирования НИОКР нельзя забывать, что, предоставляя льготы для инновационной деятельности, государство сокращает тем самым налоговые поступления в бюджетную систему. В этой связи возникает необходимость поддержания разумного баланса интересов экономики и бюджета.

Кроме того, при всей привлекательности существующих преференций для инновационной деятельности предоставление налоговых льгот связано с определенными рисками, обусловленными неправомерным их использованием. В Германии, например, в середине 1990-х годов были отменены налоговые кредиты в связи с имевшими место злоупотреблениями ими [4].

В целях создания действительно выгодных условий для инновационной деятельности меры стимулирования, на наш взгляд, должны реализовываться, прежде всего, на начальных этапах НИОКР. В мировой практике к таким мерам относятся упомянутые выше налоговый кредит и увеличение налоговых вычетов из налогооблагаемой базы по прибыли в текущем налоговом периоде. А.С. Кизимов полагает, что введение таких льгот должно основываться на тщательном анализе последствий от них, прежде всего, с позиции достаточной эффективности для организаций, осуществляющих инновационную деятельность, и объемов потерь для бюджетной системы. Кроме того, необходимо считаться с возможными налоговыми злоупотреблениями, связанными с использованием данных преференций. Комплексное решение этих задач позволит сформировать стимулирующую налоговую среду для создания и внедрения инноваций [4].

На основании изложенного, представляется возможным высказать некоторые предложения по совершенствованию законодательства в сфере государственного стимулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь.

Следует отметить, что существующие нормативные правовые акты в данной сфере нельзя признать достаточно эффективными. Они направлены на решение лишь отдельных вопросов деятельности инновационных организаций и, исходя из этого, не могут обеспечить необходимого уровня их развития и существования.

Государственное стимулирование инновационной деятельности должно носить комплексный характер и проявлять себя в различных сферах жизни общества. Для этого необходимо четко определить перечень первоочередных мер, реализация которых будет способствовать увеличению инновационного потенциала экономики государства [10].

Для снижения налоговой составляющей в цене инновационного продукта необходимо ввести освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость ввоза на территорию Республики Беларусь технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему. Перечень указанного оборудования, должен утверждаться Правительством.

Основу этого перечня мог бы составить список технологического оборудования, комплектующих, запасных частей, аналоги которых не производятся в Республике Беларусь.

Данная мера, на наш взгляд, позволит ускорить процесс модернизации экономики, в первую очередь ее инновационных и высокотехнологичных отраслей.

Целесообразно рассмотреть вопрос о введении льготных ставок налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в отношении реализации некоторых видов инновационной продукции (например, электронно-вычислительной техники, средств связи нового поколения, лазеров, и т.п.), наноматериалов и изделий из них и т.д. Перечень указанной продукции также может быть установлен Правительством. Возможна реализация и другой меры – снижение экспортных (вывозных) таможенных пошлин на указанную продукцию.

Очевидно, что принятие вышеназванных мер позволит несколько удешевить дорогостоящую инновационную продукцию и тем самым будет стимулировать спрос на нее со стороны потребителей.

Необходимо предусмотреть возможность освобождения от уплаты НДС операций по выполнению НИОКР, осуществляемых как за счет средств республиканского бюджета или государственных внебюджетных фондов, так и за счет средств фондов, созданных коммерческими организациями.

Реализация данного положения будет стимулировать частные компании более активно вкладывать средства в научные исследования, повысит спрос на НИОКР, так как позволит несколько снизить их стоимость для заказчиков.

Предлагается установить систему упрощенного налогообложения для инновационных организаций, включить в перечень расходов, уменьшающих полученные доходы при определении объекта налогообложения по упрощенной системе расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов, создание и внедрение новых технологий и оборудования.

В целях определения налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль следует включить в затраты расходы на приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности, а также на правовое оформление и защиту прав на них.

Следует предусмотреть возможность не учитывать в качестве налогооблагаемого дохода средства, полученные в результате целевого финансирования в виде грантов. Однако только в том случае, если они направлены на научные исследования, а также признание результатов таких исследований охраноспособными.

Представляется целесообразным освободить от обложения налогом на добавленную стоимость получаемые научными и инновационными организациями услуги, связанные с объектами интеллектуальной собственности, в том числе услуги, связанные с признанием, передачей, предоставлением и защитой прав на них.

Меры, направленные на стимулирование организаций, являющихся потребителями наукоемкой, инновационной продукции.

Представляется целесообразным создать механизм ускоренной амортизации приобретенного организациями высокотехнологичного оборудования и новых видов техники, произведенных предприятиями Республики Беларусь. Таким образом, стоимость такого имущества будет включаться в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию, и амортизация в данном случае вообще не будет применяться – все расходы будут списываться в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были произведены.

Данная норма весьма привлекательна для вышеназванных организаций, поскольку позволяет быстро высвобождать дополнительные средства на расширение и развитие производства.

Кроме того, также целесообразно установить льготу по освобождению от налога на недвижимость отечественных организаций, производящих высокотехнологичное оборудование и новые виды техники.

В целях стимулирования граждан к участию в научно-технической и инновационной деятельности предлагается отнести к выплатам, не подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц, вознаграждения и премии, полученные авторами изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), рационализаторских предложений.

Представляется также, что все указанные выплаты следует относить к расходам на оплату труда, учитываемым при исчислении налога на прибыль организации.

Две эти меры должны использоваться в комплексе, создавая тем самым выгодные налоговые условия не только изобретателям, но и их работодателям.

Целесообразно предусмотреть освобождение малых инновационных предприятий от уплаты налога на прибыль (налоговые каникулы) в течение первых 2 лет работы организации, а также уплату 50% суммы налога – в последующие два года.

Что касается средних и крупных инновационных предприятий, а также научных организаций, то в качестве общей меры налогового стимулирования их деятельности может быть предложена пониженная ставка налога на прибыль организаций. С учетом того, что базовая ставка, установленная п. 1 ст. 142 Налогового кодекса Республики Беларусь [11], составляет 24%, представляется, что ставка налога для указанных организаций может быть понижена до 16%  (2/3 общей ставки).

В качестве дополнительной специальной меры можно также предложить введение льготы по налогу на прибыль для банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитование научных и инновационных организаций по льготным процентным ставкам. Представляется, что эту льготу целесообразно было бы распространить лишь на те банки, у которых доля кредитов, предоставляемых организациям инновационной сферы, составляет не менее 50% от общей суммы всех выданных за год кредитов. При этом льготная процентная ставка по кредитам для научных и инновационных организаций должна составлять не более 70% рыночной ставки по кредитам, выдаваемым банком иным организациям на общих основаниях. В качестве компенсационной меры для таких банков предлагается установить пониженную ставку налога на прибыль в размере 18% (т.е. 3/4 общей ставки).

Указанные меры будут способствовать повышению мотивации банков по кредитованию организаций инновационной сферы, причем на льготных условиях.

С целью усиления налогового стимулирования кредитования организаций инновационного типа необходимо ввести коэффициенты, позволяющие относить на затраты больший уровень процентов по долговым обязательствам.

Специалисты в области налогового регулирования высказывают мнения относительно увеличения лимита отнесения банковских процентов от 15%-ного увеличения до признания процентов в полном объеме [3].

Немаловажным аспектом развития инновационной деятельности является стимулирование рационализаторской и изобретательской деятельности. С целью усиления у работников мотивации к такой деятельности представляется целесообразным освободить от подоходного налога выплаты стимулирующего характера в их пользу при осуществлении следующих условий:

– выплаты осуществляются при наличии фактической прибыли от внедрения инноваций;

– источником выплаты является прибыль организации после налогообложения;

– выплата производится в размере, не превышающем фактической прибыли организации от внедрения указанного нововведения;

– выплаты осуществляются в пользу авторов изобретения или рационализаторов соответственно.

Соблюдение данных условий позволит обеспечить налоговый контроль и предотвратить возможные злоупотребления со стороны налогоплательщиков.

На основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов:

1. Одним из наиболее действенных инструментов, способствующих стимулированию инновационной деятельности, выступает система налогового регулирования, направленная на снижение налоговой нагрузки субъектов малого и среднего бизнеса.Ее создание включает два основных направления: совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; установления субъектам инновационной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера.

2. Объектом государственного стимулирования должна являться научная и инновационная деятельность субъектов, преимущественно реальных секторов экономики, признанная общественно приоритетной. Ее направления определяются государством, финансируются полностью или частично из бюджета и контролируется соответствующими органами исполнительной власти.

3. На данном этапе развития экономики Республики Беларусь целесообразно использовать несколько уровней налоговых льгот: от максимальных льгот или полного освобождения от всех видов налогов и других обязательных платежей, до минимальных льгот для разработок, не являющихся приоритетными для государства.

4. В настоящий момент назрела необходимость формирования концепции налогового стимулирования инновационной деятельности, построенной на базе современной научной методологии, а также разработке методических подходов для оценки экономической эффективности налоговых методов стимулирования инновационной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Васильев, С.В. Специальный налоговый режим как инструмент налогового стимулирования инновационной деятельности / С.В.Васильев // Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2010.
  2. Гордеева, О.В. Инструменты налогового регулирования инновационной деятельности / О.В.Гордеева // Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2010.
  3. Калаков, Р.Н. Налоговое стимулирование кредитования инновационной деятельности / Р.Н.Калаков // Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2010.
  4. Кизимов, А.С. Международный опыт и российская практика налогового стимулирования инновационной деятельности / А.С.Кизимов // Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2010.
  5. Бакиновская, О.А., Амельченя, Ю.А. Поддержка малого предпринимательства и инновационная структура бизнеса / О.А. Бакиновская, Ю.А. Амельченя // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2010
  6. Федорова, Ю.А. Зарубежный опыт в сфере правового обеспечения инновационной деятельности / Ю.А. Федорова // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2010.
  7. Об основах государственной научно-технической политики: Закон Респ. Беларусь, 19 янв. 1993 г., № 2105-XII // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2010.
  8. О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 марта 2009 г., № 123 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2010.
  9. О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 7 сент. 2009 г., № 441 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2010.
  10. Предложения ТПП РФ по налоговому стимулированию инновационной деятельности // Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2010.
  11. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) : принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г. : одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 г. : текст с изм. и доп. на 1 июля 2010 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2010.