Криминологическая экспертиза

Статьей 491 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года
”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“ предусмотрено, что проекты нормативных правовых актов подлежат криминологической экспертизе в случаях и порядке, установленных Президентом Республики Беларусь.

29 мая 2007 года Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 244 ”О криминологической экспертизе“, которым утверждено Положение о порядке проведения криминологической экспертизы.

Криминологической экспертизой является исследование содержания проекта правового акта (правового акта) в целях выявления в нем норм, применение которых может повлечь (повлекло) возникновение криминогенных последствий в различных сферах общественных отношений (далее – возникновение рисков криминогенного характера).

Криминологическая экспертиза проводится государственным учреждением ”Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь“ (далее – Научно-практический центр).

Обязательной криминологической экспертизе подлежат проекты законов, правовых актов Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь, следственного комитета Республики Беларусь.

Обязательная криминологическая экспертиза проектов правовых актов Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь, следственного комитета Республики Беларусь проводится с учетом пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 230 ”О мерах по совершенствованию криминологической экспертизы“. Данным указом установлено, что обязательная криминологическая экспертиза проводится:

  • с 1 января 2012 года – в отношении:
    • проектов правовых актов Совета Министров Республики Беларусь, относящихся в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1, к гражданскому, гражданскому процессуальному, хозяйственному процессуальному законодательству, законодательству о финансово-кредитной системе, предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности;
    • проектов правовых актов Комитета государственного контроля, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь, следственного комитета Республики Беларусь;
  • с 1 января 2014 года – в отношении проектов правовых актов Совета Министров Республики Беларусь, относящихся в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь к конституционному законодательству, законодательству о труде и занятости населения, о браке и семье, жилищному законодательству, законодательству о социальной защите и социальном страховании, о здравоохранении, в области образования, науки, информации, информатизации, культуры, искусства и спорта, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, в области обороны, национальной безопасности, правоохранительной деятельности, об административных правонарушениях, к процессуально-исполнительному законодательству об административных правонарушениях, законодательству об уголовной ответственности, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному, таможенному законодательству;
  • с 1 января 2015 года – в отношении проектов правовых актов Президента Республики Беларусь, относящихся в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь к гражданскому, гражданскому процессуальному, хозяйственному процессуальному законодательству, законодательству о финансово-кредитной системе, предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности;
  • с 1 января 2017 года – в отношении проектов правовых актов Президента Республики Беларусь, относящихся в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь к конституционному законодательству, законодательству о труде и занятости населения, о браке и семье, жилищному законодательству, законодательству о социальной защите и социальном страховании, о здравоохранении, в области образования, науки, информации, информатизации, культуры, искусства и спорта, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, в области обороны, национальной безопасности, правоохранительной деятельности, об административных правонарушениях, к процессуально-исполнительному законодательству об административных правонарушениях, законодательству об уголовной ответственности, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному, таможенному законодательству.

Обязательная криминологическая экспертиза не проводится в отношении проектов правовых актов:

  • являющихся ненормативными;
  • предусматривающих выражение согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров Республики Беларусь (далее – международные договоры) и поправок к ним, выражение согласия Республики Беларусь на участие других государств, международных организаций в международных договорах, принятие Республикой Беларусь оговорок, сделанных иными договаривающимися сторонами, возражение Республики Беларусь в отношении таких оговорок, принятие мер в случае нарушения обязательств по международным договорам, приостановление действия, прекращение международных договоров;
  • относящихся к локальным нормативным правовым актам, техническим нормативным правовым актам;
  • содержащих государственные секреты, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;
  • по решению Президента Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь.

По решению государственного органа (организации), направляющего проект правового акта на криминологическую экспертизу, Администрации Президента Республики Беларусь криминологическая экспертиза проводится по проекту соответствующего правового акта, в отношении которого не предусмотрено проведение его обязательной криминологической экспертизы (кроме случаев, когда проект правового акта содержит государственные секреты, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, или экспертиза не проводится по решению Президента Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь).

По решению субъекта права законодательной инициативы, внесшего соответствующий проект закона в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь (по решению Администрации Президента Республики Беларусь – по проекту закона, по которому субъектом права законодательной инициативы является Президент Республики Беларусь), криминологическая экспертиза может быть проведена в отношении проекта закона с изменениями и (или) дополнениями, внесенными в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь и направленными в установленном порядке на согласование субъекту права законодательной инициативы.

По решению Президента Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры криминологическая экспертиза проводится в отношении ранее принятого (изданного) правового акта с представлением заключения криминологической экспертизы в Администрацию Президента Республики Беларусь. Указанное заключение также представляется в отношении ранее принятого (изданного):

  • закона – соответствующему субъекту права законодательной инициативы (в отношении закона, по проекту которого субъектом права законодательной инициативы являлся Президент Республики Беларусь, – государственному органу (организации), которым проект закона ранее вносился на рассмотрение Главы государства);
  • правового акта Президента Республики Беларусь – государственному органу (организации), которым проект правового акта ранее вносился на рассмотрение Главы государства;
  • правового акта Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь, иного нормотворческого органа (должностного лица) (далее – нормотворческий орган) – нормотворческому органу (нормотворческим органам), принявшему (издавшему) правовой акт.

Проведение криминологической экспертизы проекта правового акта осуществляется после проведения его обязательной юридической экспертизы, предусмотренной законодательными актами. Криминологическая экспертиза проекта закона, вносимого на рассмотрение Президента Республики Беларусь для направления (согласования направления) в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, проекта правового акта Президента Республики Беларусь, других проектов правовых актов, вносимых на рассмотрение Президента Республики Беларусь, должна быть проведена перед их внесением в установленном порядке на рассмотрение Главы государства.

Направление для проведения криминологической экспертизы осуществляется:

  • проекта закона, вносимого в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, – соответствующим субъектом права законодательной инициативы (проекта закона, по которому субъектом права законодательной инициативы является Президент Республики Беларусь, – государственным органом (организацией), вносящим данный проект закона на рассмотрение Главы государства);
  • проекта закона с изменениями и (или) дополнениями, внесенными в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь, – субъектом права законодательной инициативы, внесшим данный проект закона в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь (проекта закона, по которому субъектом права законодательной инициативы является Президент Республики Беларусь, – Администрацией Президента Республики Беларусь);
  • проекта правового акта Президента Республики Беларусь – государственным органом (организацией), вносящим данный проект на рассмотрение Главы государства;
  • проекта правового акта Совета Министров Республики Беларусь – Советом Министров Республики Беларусь;
  • проекта правового акта Комитета государственного контроля, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь, следственного комитета Республики Беларусь, иного нормотворческого органа – соответствующим нормотворческим органом.

Направление для проведения криминологической экспертизы ранее принятого (изданного) правового акта осуществляется Администрацией Президента Республики Беларусь, Генеральной прокуратурой, другим государственным органом (организацией), определенным Администрацией Президента Республики Беларусь.

Направление для проведения криминологической экспертизы проекта правового акта, принимаемого (издаваемого) несколькими нормотворческими органами, осуществляется совместно этими органами либо одним из определенных ими нормотворческих органов.

К направляемому для проведения криминологической экспертизы проекту правового акта прилагаются:

  • сопроводительное письмо;
  • обоснование необходимости принятия (издания) правового акта, включая финансово-экономическое обоснование;
  • аналитические и статистические материалы, обосновывающие необходимость принятия (издания) правового акта, если они имеются;
  • сведения о согласовании и визировании проекта правового акта, в том числе о неучтенных замечаниях и предложениях, если они имеются;
  • заключение по результатам проведения обязательной юридической экспертизы, иные экспертные заключения по проекту правового акта, если они имеются.

Научно-практический центр вправе запрашивать у государственных органов и иных организаций информацию, необходимую для проведения криминологической экспертизы, а также при необходимости привлекать к проведению данной экспертизы специалистов государственных органов и иных организаций по согласованию с руководителями этих органов и организаций.

При проведении криминологической экспертизы ранее принятого (изданного) правового акта Научно-практический центр вправе запрашивать информацию об анализе практики применения этого акта.

Основным критерием оценки проекта правового акта (правового акта) при проведении криминологической экспертизы является возможность возникновения рисков криминогенного характера в процессе применения правового акта, в том числе обусловленных его социальной неадаптированностью, неоднозначностью его норм, неполнотой правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений.

Криминологическая экспертиза проводится в течение десяти рабочих дней со дня получения Научно-практическим центром проекта правового акта с необходимыми сопроводительными материалами к нему, если иной срок не установлен Президентом Республики Беларусь, Администрацией Президента Республики Беларусь. Криминологическая экспертиза проекта закона, рассмотрение которого в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь предполагается объявить срочным (объявлено срочным), проводится в течение трех рабочих дней со дня получения Научно-практическим центром проекта закона с необходимыми сопроводительными материалами к нему. Криминологическая экспертиза проекта правового акта, в отношении которого не предусмотрено проведение его обязательной криминологической экспертизы, проводится в месячный срок со дня получения Научно-практическим центром проекта правового акта с необходимыми сопроводительными материалами к нему, если иной срок не установлен Президентом Республики Беларусь, Администрацией Президента Республики Беларусь. Криминологическая экспертиза повторно направленного проекта правового акта проводится в течение пяти рабочих дней со дня получения Научно-практическим центром проекта правового акта с необходимыми сопроводительными материалами к нему.

Срок проведения криминологической экспертизы может быть продлен руководителем Научно-практического центра по согласованию с субъектом (субъектами), направившим проект правового акта на криминологическую экспертизу, но не более чем на пять рабочих дней.

Криминологическая экспертиза ранее принятого (изданного) правового акта проводится в месячный срок со дня получения Научно-практическим центром правового акта, если иной срок не установлен Президентом Республики Беларусь, Администрацией Президента Республики Беларусь.

В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, допускается принятие (издание) правового акта, кроме закона и декрета, с последующим проведением его обязательной криминологической экспертизы в порядке, предусмотренном для проведения криминологической экспертизы проектов правовых актов.

По результатам проведения криминологической экспертизы составляется заключение, в котором должны содержаться:

  • информация о том, когда и кем проект правового акта представлен на криминологическую экспертизу (когда и кем правовой акт принят (издан) и представлен на криминологическую экспертизу);
  • информация об участии в проведении криминологической экспертизы специалистов государственных органов и иных организаций (в случае их привлечения в установленном порядке Научно-практическим центром);
    общая криминологическая оценка проекта правового акта (правового акта);
    вопросы, рассмотренные при проведении криминологической экспертизы, и криминологические критерии их оценки;
  • указание на наличие в проекте правового акта (правовом акте) норм, применение которых может повлечь (повлекло) возникновение рисков криминогенного характера, с обоснованием соответствующего вывода либо на отсутствие таких норм;
  • обоснованные предложения об устранении выявленных в проекте правового акта (правовом акте) недостатков (при наличии норм, применение которых может повлечь (повлекло) возникновение рисков криминогенного характера).

Данное заключение может содержать иную информацию, связанную с проведением криминологической экспертизы.

В случае, если в заключении криминологической экспертизы указано на наличие в проекте правового акта норм, применение которых может повлечь возникновение рисков криминогенного характера, организуется доработка данного проекта.

При несогласии субъекта (субъектов), направившего проект правового акта для проведения криминологической экспертизы, с выводами (их частью), содержащимися в заключении криминологической экспертизы, он обращается в Генеральную прокуратуру с мотивированным обоснованием своего несогласия с этими выводами (их частью), приложением проекта правового акта, заключения криминологической экспертизы и документов, которые представлялись для проведения криминологической экспертизы. Срок рассмотрения данного обращения не должен превышать десяти рабочих дней со дня его поступления.

По результатам рассмотрения поступившего обращения Генеральной прокуратурой принимается одно из следующих решений:

  • о признании обоснованными выводов (их части), содержащихся в заключении криминологической экспертизы, о наличии в проекте правового акта норм, применение которых может повлечь возникновение рисков криминогенного характера, и направлении проекта правового акта соответствующему субъекту (субъектам) для доработки;
  • о признании необоснованными выводов, содержащихся в заключении криминологической экспертизы, о наличии в проекте правового акта норм, применение которых может повлечь возникновение рисков криминогенного характера, и целесообразности принятия (издания) проекта правового акта в представленной редакции.

Решение в отношении проекта закона, правового акта Президента Республики Беларусь принимается Генеральной прокуратурой по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь.

После доработки в соответствии с заключением криминологической экспертизы (решением Генеральной прокуратуры) проект правового акта подлежит согласованию с заинтересованными государственными органами и иными организациями, повторному направлению на обязательную юридическую экспертизу, а также криминологическую экспертизу.

В случае, если в заключении криминологической экспертизы указано на наличие в правовом акте норм, применение которых может повлечь (повлекло) возникновение рисков криминогенного характера, соответствующим субъектом (субъектами) в течение десяти рабочих дней со дня получения заключения криминологической экспертизы подготавливается и представляется в Администрацию Президента Республики Беларусь мотивированное обоснование необходимости внесения изменений и (или) дополнений в данный правовой акт.

При несогласии нормотворческого органа (нормотворческих органов) с выводами (их частью), содержащимися в заключении криминологической экспертизы, он обращается в Генеральную прокуратуру с мотивированным обоснованием своего несогласия с этими выводами (их частью), приложением правового акта, заключения криминологической экспертизы и документов, которые представлялись для проведения криминологической экспертизы. Срок рассмотрения данного обращения не должен превышать десяти рабочих дней со дня его получения.

По результатам рассмотрения поступившего обращения Генеральной прокуратурой принимается одно из следующих решений:

  • о признании обоснованными выводов (их части), содержащихся в заключении криминологической экспертизы, о наличии в правовом акте норм, применение которых может повлечь возникновение рисков криминогенного характера, и целесообразности подготовки проекта правового акта о внесении изменений и (или) дополнений в правовой акт. При принятии Генеральной прокуратурой данного решения соответствующим нормотворческим органом (нормотворческими органами) в двухмесячный срок со дня получения этого решения организуется подготовка в установленном порядке проекта правового акта о внесении изменений и (или) дополнений в правовой акт;
  • о признании необоснованными выводов, содержащихся в заключении криминологической экспертизы, о наличии в правовом акте норм, применение которых может повлечь возникновение рисков криминогенного характера, и нецелесообразности подготовки проекта правового акта о внесении изменений и (или) дополнений в правовой акт.