Проведение экспертизы является одним из неотъемлемых элементов нормотворческого процесса и направлено на обеспечение качества нормативного правового акта.
Основными нормативными правовыми актами, закрепляющими виды экспертизы, случаи и порядок ее проведения являются:
- Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах»;
- Положение о Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369;
- Положение о порядке проведения криминологической экспертизы, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244;
- Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711 “О некоторых вопросах осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов”;
- Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2018 г. № 135 ”Об обязательной юридической экспертизе технических нормативных правовых актов“;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244 “Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов”;
- Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 12 октября 2006 г. № 62 “О реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244”.
Основываясь на положениях Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» экспертизу в нормотворческом процессе можно подразделить на:
- обязательную и не обязательную;
- юридическую, криминологическую, финансово-экономическую, экологическую, лингвистическую и другую (в зависимости от тематического характера экспертизы).
К обязательной экспертизе в нормотворческом процессе относятся юридическая экспертиза и криминологическая экспертиза.
Финансово-экономическая, экологическая, лингвистическая и другие виды экспертиз проектов нормативных правовых актов проводятся по решению соответствующего нормотворческого органа (должностного лица).