Особенности проведения обязательной юридической экспертизы Центром

Проведение обязательной юридической экспертизы является одним из основных направлений деятельности Центра.

В соответствии с абзацем третьим части второй пункта 1 статьи 47 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З ”О нормативных правовых актах“ (далее – Закон) Центром проводится обязательная юридическая экспертиза законопроектов, вносимых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, законопроектов, подготовленных для рассмотрения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом и во втором чтении (в случае доработки законопроектов в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь).

Методика проведения юридической экспертизы специалистами Центра определена Методическими правилами подготовки заключений по результатам обязательной юридической экспертизы законопроектов, утвержденными приказом директора Центра от 10 августа 2006 г. № 33.

Заключение Центра, выдаваемое по результатам такой экспертизы, в соответствии со статьей 50 Закона является одним из обязательных документов, прилагаемых к проекту закона, вносимому в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Законодательно установлены сроки предоставления на обязательную юридическую экспертизу проектов законов, включенных в план подготовки законопроектов на очередной год, и сроки проведения обязательной юридической экспертизы Центром.

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 47 Закона законопроекты, предусмотренные планом подготовки законопроектов, направляются на обязательную юридическую экспертизу в Центр субъектом права законодательной инициативы (законопроект, по которому субъектом права законодательной инициативы является Президент Республики Беларусь, — государственным органом (организацией), вносящим данный законопроект на рассмотрение Президента Республики Беларусь) не позднее чем за тридцать дней до внесения законопроектов в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь. Обязательная юридическая экспертиза законопроектов Центром проводится после согласования законопроектов с заинтересованными государственными органами (организациями).

Проведение обязательной юридической экспертизы проекта кодекса осуществляется в тридцатидневный срок, иного законопроекта — в четырнадцатидневный срок (часть первая пункта 5 статьи 47 Закона).

При необходимости получения дополнительной информации, а также по особо сложным законопроектам директором Центра по согласованию с субъектом права законодательной инициативы (государственным органом (организацией), направившим законопроект на обязательную юридическую экспертизу) может быть установлен более длительный срок проведения обязательной юридической экспертизы (часть вторая пункта 5 статьи 47 Закона).