Особенности проведения обязательной юридической экспертизы Центром

Проведение обязательной юридической экспертизы является одним из основных направлений деятельности Центра.

В соответствии с Положением о Национальном центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 13 декабря 2007 г. № 630 ”О некоторых мерах по совершенствованию правотворческой деятельности и научных исследований в области права“, Центром проводится обязательная юридическая экспертиза проектов законов, вносимых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, изменений и (или) дополнений, внесенных в законопроекты в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Проведение обязательной юридической экспертизы Центром регулируется также:

Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 года ”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“ (далее – Закон);

Положением о порядке взаимодействия Совета Министров Республики Беларусь и Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь по подготовке проектов правовых актов, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 389;

Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 ”О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности“.

Методика проведения юридической экспертизы специалистами Центра определена Методическими правилами подготовки заключений по результатам обязательной юридической экспертизы законопроектов, утвержденными приказом директора Центра от 10 августа 2006 г. № 33.

 

Обязательная юридическая экспертиза проектов законов, вносимых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь 

Проекты законов, вносимые в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой Центром (статья 49 Закона). Заключение Центра, выдаваемое по результатам такой экспертизы, в соответствии со статьей 50 Закона является одним из обязательных документов, прилагаемых к проекту закона, выносимому в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Законодательно установлены сроки предоставления на обязательную юридическую экспертизу проектов законов, включенных в план подготовки законопроектов на очередной год, и сроки проведения обязательной юридической экспертизы Центром. Так, в соответствии с пунктом 127 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 ”О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности“ (далее – Правила), законопроекты представляются на заключение в Центр субъектом права законодательной инициативы в недельный срок по завершении их подготовки в соответствии с планом, а законопроекты, за подготовку которых ответственным определен Центр, — не позднее чем за месяц до внесения их в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь. Срок подготовки Центром заключений по проектам законов, вносимым в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, составляет один месяц, если иное не установлено законодательством. Иной срок подготовки заключений Центром установлен в Положении о порядке взаимодействия Совета Министров Республики Беларусь и Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь по подготовке проектов правовых актов. Так, в случае, когда субъектом права законодательном инициативы является Совет Министров Республики Беларусь, срок подготовки Центром заключений составляет две недели, а по проектам кодексов — один месяц; кроме того, предусмотрена возможность установления Советом Министров Республики Беларусь иного срока.

Обязательная юридическая экспертиза изменений и (или) дополнений, внесенных в законопроекты в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь

В соответствии со статьями 49 и 56 Закона обязательной юридической экспертизе в Центре подлежат изменения и (или) дополнения, внесенные в проект закона в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь. Необходимо отметить, что в данном случае обязательной юридической экспертизе подлежит не весь проект, а лишь изменения и (или) дополнения, внесенные в законопроект в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь. В соответствии с частью третьей статьи 56 Закона заключения по изменениям и (или) дополнениям, внесенным в законопроекты в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь, готовятся Центром в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего законопроекта, если иной срок не обусловлен проведением криминологической экспертизы по этому законопроекту или объявлением рассмотрения законопроекта срочным. При необходимости получения дополнительной информации, а также по особо сложным законопроектам Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь либо по согласованию с ней может быть установлен более длительный срок для подготовки заключения.