ПЛАНИРОВАНИЕ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственные программы и планы

Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется, как правило, на плановой основе. Планирование подготовки проектов нормативных правовых актов включает разработку нормотворческими органами (должностными лицами):

  • государственных программ, содержащих положения о подготовке проектов нормативных правовых актов (далее – государственные программы);
  • ежегодных планов подготовки законопроектов и других планов подготовки проектов нормативных правовых актов.

Ежегодные планы подготовки законопроектов разрабатывает Национальный центр законодательства и правовых исследований и вносит их в установленном порядке на утверждение Президента Республики Беларусь. Ежегодными планами подготовки законопроектов может предусматриваться разработка концепций наиболее значимых и сложных законопроектов, вносимых на согласование Президента Республики Беларусь.

Нормотворческие органы (должностные лица) на основе государственных программ и ежегодных планов подготовки законопроектов могут разрабатывать и утверждать свои планы подготовки проектов нормативных правовых актов.

При разработке планов подготовки проектов нормативных правовых актов рассматриваются предложения субъектов права законодательной инициативы, государственных органов и иных организаций, в том числе научных, общественных объединений, граждан, а также учитываются результаты научных исследований в области права и правового мониторинга.

Государственные программы и планы подготовки проектов нормативных правовых актов утверждаются и публикуются в порядке, предусмотренном для нормативных правовых актов нормотворческого органа (должностного лица), их утвердившего.

Предложения  о  подготовке  законопроектов (концепций законопроектов) на следующий календарный год направляются в Национальный центр законодательства и правовых исследований, как правило, не позднее 1 сентября. Предложения о подготовке законопроектов (концепций законопроектов), поступившие позднее 1 декабря, к рассмотрению не принимаются, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Контроль за реализацией государственных программ и планов подготовки проектов нормативных правовых актов осуществляют нормотворческие органы (должностные лица), их утвердившие, или уполномоченные ими государственные органы (организации).

Контроль за реализацией ежегодных планов подготовки законопроектов осуществляет Национальный центр законодательства и правовых исследований.

С 1 января 2021 г. вступили в силу положения Указа Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2020 г. № 415 ”О повышении оперативности и качества нормотворческой деятельности“ (подпункты 1.1 — 1.3, абзац второй подпункта 1.4 пункта 1), направленные на совершенствование планирования нормотворческой деятельности. Согласно нововведениям при осуществлении нормотворческой деятельности и ее планировании корректировка нормативных правовых актов допускается не чаще одного раза в два года (за исключением случаев, когда такая корректировка необходима для оперативного регулирования наиболее важных вопросов либо осуществляется на основании требований нормативного правового акта большей юридической силы).

Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2020 г. № 415 предусматривается подготовка на плановой основе также проектов нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, впервые устанавливающих регулирование общественных отношений, системно изменяющих существующую правовую регламентацию, предусматривающих новые обязанности либо влекущих дополнительные финансовые расходы граждан и субъектов хозяйствования. Соответствующие планы подготовки проектов нормативных правовых актов Главы государства разрабатываются Национальным центром законодательства и правовых исследований в порядке, определенном для планирования подготовки законопроектов. С 2022 года планирование нормотворческой деятельности Президента и Парламента будет осуществляться на основании ежегодных планов подготовки проектов законодательных актов.

Включение предложений о подготовке проектов законодательных актов в ежегодный план, как правило, осуществляется по результатам проведенного правового мониторинга.

 План подготовки законопроектов на 2021 год
4 января 2021 г. издан Указ Президента Республики Беларусь № 2 ”Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2021 год“.

АРХИВ