Методическое руководство подготовкой проектов правовых актов

Методические разработки

Организационно-методологическое обеспечение подготовки проектов законодательных актов в Республике Беларусь осуществляется Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь на основании Положения о Национальном центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13 декабря 2007 г. № 630 «О некоторых мерах по совершенствованию правотворческой деятельности и научных исследований в области права».

Методическое руководство подготовкой проектов правовых актов осуществляется в следующих формах:

  • обобщение не урегулированных правил нормотворческой техники и иных проблем, возникающих в нормотворческой деятельности, с целью определения единых подходов к решению указанных проблем, в том числе путем проведения «круглых столов» с участием представителей заинтересованных государственных органов (организаций) и последующим направлением рекомендаций «круглых столов» заинтересованным государственным органам (организациям) для применения в нормотворческой деятельности;
  • изучение практики использования в государственных органах и организациях Автоматизированной системы подготовки проектов нормативных правовых актов в целях определения необходимости ее совершенствования;
  • подготовка разъяснений по вопросам применения законодательства, регулирующего нормотворческую деятельность;
  • консультирование специалистов государственных органов (организаций). Большинство консультаций дается по различным вопросам нормотворческой техники;
  • проведение занятий (выступление с докладами) по вопросам нормотворческой деятельности в различных государственных органах (организациях), в том числе по вопросу прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов. В частности, такие занятия регулярно проводились в Институте высших управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь перед представителями различных государственных органов (организаций), обучающихся в данном Институте;
  • организация стажировок работников государственных органов (организаций) в Национальном центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. В частности, в 2012-2015 годах в Центре стажировку проходили представители Национального центра правовой информации Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов и другие.

В целях реализации распоряжения Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 года №108 рп «О некоторых мерах по совершенствованию системы нормативных правовых актов и Национального реестра правовых актов Республики Беларусь» в Центре разработаны и утверждены приказом директора от 29 августа 2005 года методические рекомендации.

В Центре была проведена работа по обновлению действовавших методических рекомендаций. 10 августа 2006 года  приказом директора Центра были утверждены:

  1. Методические правила подготовки заключений по результатам обязательной юридической экспертизы законопроектов;
  2. Методические рекомендации по проведению аналитических исследований;
  3. Методические рекомендации по изучению практики применения нормативных правовых актов;
  4. Методические рекомендации по разработке государственных программ подготовки проектов нормативных правовых актов, ежегодных планов подготовки законопроектов и осуществлению контроля за их реализацией;
  5. Методические рекомендации по применению «пакетного» принципа подготовки и принятия (издания) проектов нормативных правовых актов;
  6. Методические рекомендации по анализу нормативных правовых актов республиканских органов государственного управления, Национального банка Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, областных (Минского городского) исполнительных комитетов;
  7. Методические рекомендации по подготовке обоснований необходимости принятия законов Республики Беларусь и прогнозированию последствий их принятия.

 

Рекомендации «круглого стола», состоявшегося  в целях определения единых подходов к решению проблем, возникающих в нормотворческой деятельностиВ целях определения единых подходов к решению проблем, возникающих в нормотворческой деятельности, состоялся «круглый стол» с участием представителей Администрации Президента Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь и Национального центра правовой информации Республики Беларусь.
По итогам его проведения были подготовлены рекомендации «круглого стола» для использования их в нормотворческой деятельности.

Ознакомиться с рекомендациями круглого стола.

23 апреля 2013 года ученым советом Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь одобрены Рекомендации по теоретико-методологическим основам совершенствования правовой системы Республики Беларусь.

Рекомендации содержат не только положения, касающиеся совершенствования законодательства, но и общие, теоретико-методологические положения, показывающие реально существующие и действующие взаимосвязи между функционированием правовой системы и политическими, экономическими, идеологическими, историческими и культурными особенностями белорусского общества и государства. Рекомендации отличаются обращенностью к тем ценностям, на которых выстраивается национальная правовая система в целом, поиском качественно новых теоретико-методологических оснований совершенствования права.

Рекомендации являются документом научно-методологического характера, подготовлены в целях методического руководства нормотворческой деятельностью, применения в нормотворческом процессе, идеологической работе, научной деятельности, а также деятельности по правовому просвещению граждан и направлены для сведения заинтересованным государственным органам (организациям).

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ