Методическое руководство подготовкой проектов правовых актов

Методическое руководство подготовкой проектов правовых актов осуществляется Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь в следующих формах:

  • разработка проектов правовых актов в сфере нормотворческой деятельности;
  • организация мероприятий для работников государственных органов и иных организаций по актуальным проблемам в области права, в том числе конференций (симпозиумов, семинаров), в соответствии с утвержденными планами, по поручению Президента Республики Беларусь или Администрации Президента Республики Беларусь либо на основе заключенных договоров;
  • обобщение не урегулированных правил нормотворческой техники и иных проблем, возникающих в нормотворческой деятельности, с целью определения единых подходов к решению указанных проблем, в том числе путем проведения «круглых столов» с участием представителей заинтересованных государственных органов (организаций) и последующим направлением рекомендаций ”круглых столов“ заинтересованным государственным органам (организациям) для применения в нормотворческой деятельности;
  • подготовка разъяснений по вопросам применения законодательства, регулирующего нормотворческую деятельность;
  • подготовка научно-практических комментариев кодексов и иных законов Республики Беларусь;
  • консультирование специалистов государственных органов (организаций). Большинство консультаций дается по различным вопросам нормотворческой техники;
  • проведение занятий по вопросам нормотворческой деятельности (участие в их проведении) в государственных органах (организациях), в Институте государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь;
  • методическое сопровождение нормативных правовых актов, подготовленных Центром (например, Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ и др.);
  • организация стажировок работников государственных органов (организаций) в Центре. Так, стажировку в Центре проходили работники Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов и др.;
  • направление в Национальный центр правовой информации материалов для включения в банк данных ”Правоприменительная практика“ информационно-поисковой системы ”Эталон“;
  • участие в ведении и наполнении Национальным центром правовой информации Правового форума Беларуси (в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в сфере организации функционирования Правового форума Беларуси от 2 сентября 2013 г.).

В целях реализации распоряжения Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 года №108 рп ”О некоторых мерах по совершенствованию системы нормативных правовых актов и Национального реестра правовых актов Республики Беларусь“ в Центре разработаны и утверждены приказом директора от 29 августа 2005 года методические рекомендации.

В Центре была проведена работа по обновлению действовавших методических рекомендаций. 10 августа 2006 года  приказом директора Центра были утверждены:

  1. Методические правила подготовки заключений по результатам обязательной юридической экспертизы законопроектов;
  2. Методические рекомендации по проведению аналитических исследований;
  3. Методические рекомендации по изучению практики применения нормативных правовых актов;
  4. Методические рекомендации по разработке государственных программ подготовки проектов нормативных правовых актов, ежегодных планов подготовки законопроектов и осуществлению контроля за их реализацией;
  5. Методические рекомендации по применению ”пакетного“ принципа подготовки и принятия (издания) проектов нормативных правовых актов;
  6. Методические рекомендации по анализу нормативных правовых актов республиканских органов государственного управления, Национального банка Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, областных (Минского городского) исполнительных комитетов;
  7. Методические рекомендации по подготовке обоснований необходимости принятия законов Республики Беларусь и прогнозированию последствий их принятия.

 

Рекомендации ”круглого стола“, состоявшегося  в целях определения единых подходов к решению проблем, возникающих в нормотворческой деятельности. В целях определения единых подходов к решению проблем, возникающих в нормотворческой деятельности, состоялся ”круглый стол“ с участием представителей Администрации Президента Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь и Национального центра правовой информации Республики Беларусь.
По итогам его проведения были подготовлены рекомендации ”круглого стола“ для использования их в нормотворческой деятельности.

Ознакомиться с рекомендациями круглого стола.

23 апреля 2013 года ученым советом Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь одобрены Рекомендации по теоретико-методологическим основам совершенствования правовой системы Республики Беларусь.

Рекомендации содержат не только положения, касающиеся совершенствования законодательства, но и общие, теоретико-методологические положения, показывающие реально существующие и действующие взаимосвязи между функционированием правовой системы и политическими, экономическими, идеологическими, историческими и культурными особенностями белорусского общества и государства. Рекомендации отличаются обращенностью к тем ценностям, на которых выстраивается национальная правовая система в целом, поиском качественно новых теоретико-методологических оснований совершенствования права.

Рекомендации являются документом научно-методологического характера, подготовлены в целях методического руководства нормотворческой деятельностью, применения в нормотворческом процессе, идеологической работе, научной деятельности, а также деятельности по правовому просвещению граждан и направлены для сведения заинтересованным государственным органам (организациям).

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ