Систематизация законодательства

Правовые акты, регулирующие систематизацию законодательства
  • Указ Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 «О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь»
  • Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»
  • Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1 «Об утверждении Единого правового классификатора Республики Беларусь»
  • Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 1999 г. № 34 «О формировании и издании Свода законов Республики Беларусь»
  • Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь»
  • Распоряжение Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 г. № 108рп «О некоторых мерах по совершенствованию системы нормативных правовых актов и Национального реестра правовых актов Республики Беларусь»
 О кодексах

Согласно Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205, одной из основных задач в области государственно–правовой политики Республики Беларусь является  системное правотворчество. Особая роль в решении этой задачи принадлежит кодификации как высшей форме систематизации и оптимальному средству совершенствования законодательства.
Кодекс – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений (статья 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

В настоящее время в Республике Беларусь действуют 25 кодексов:

Банковский кодекс Республики Беларусь

Бюджетный кодекс Республики Беларусь

Водный кодекс Республики Беларусь

Гражданский кодекс Республики Беларусь

Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь

Жилищный кодекс Республики Беларусь

Избирательный кодекс Республики Беларусь

Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье

Кодекс Республики Беларусь о земле

Кодекс Республики Беларусь о недрах

Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Кодэкс аб культуры

Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь

Лесной кодекс Республики Беларусь

Налоговый кодекс Республики Беларусь:

  • (Общая часть)
  • (Особенная часть)

Трудовой кодекс Республики Беларусь

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь

 Мероприятия по систематизации законодательства

Целостная, внутренне согласованная, стабильная система законодательства служит своеобразным индикатором подлинно демократического, социального и правового государства. Деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему называется систематизацией законодательства. Необходимость систематизации законодательства, его укрупнения и кодификации с целью создания единой системы национального законодательства была определена в Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205.

Самым значимым и масштабным мероприятием по систематизации законодательства стало формирование и издание Свода законов Республики Беларусь.

При формировании Свода законов Республики Беларусь Центром выявляется большое количество отсылочных и бланкетных норм, которые не реализованы в законодательстве или реализованы частично, что свидетельствует о наличии пробелов в правовом регулировании соответствующих общественных отношений и приводит к размыванию смысла закона как акта прямого действия, невозможности применения его отдельных положений.

Ежегодно Центром направляется в Совет Министров Республики Беларусь информация с предложениями по реализации нереализованных отсылочных и (или) бланкетных норм, содержащихся в законодательных актах, подлежащих включению в Свод законов Республики Беларусь (в 2008 году направлена информация с предложениями по реализации 34 нереализованных отсылочных и (или) бланкетных норм, в 2009 году – 42, в 2010 году – 46, в 2011 году – 69, в 2012 году – 52, в 2013 году – 40, в 2014 году – 37, в 2015 году – 30, в 2016 – 33).

По итогам рассмотрения данной информации Правительством утверждаются планы работы республиканских органов государственного управления по реализации отсылочных и (или) бланкетных норм, содержащихся в законодательных актах, подлежащих включению в Свод законов Республики Беларусь.

Центром подготавливаются предложения по систематизации законодательства по результатам анализа актов при формировании и ведении Свода законов Республики Беларусь, изучения правоприменительной практики, проведения научно-аналитических исследований.

Центром проводится анализ декретов и указов Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, постановлений Верховного Совета Республики Беларусь, указов и постановлений Президиума Верховного Совета Республики Беларусь в целях подготовки предложений по их систематизации и признанию утратившими силу, если эти акты противоречат включенным в новый акт той же или большей юридической силы нормативным предписаниям, либо поглощены ими, либо фактически утратили свое значение.

Так, Центром подготовлены следующие законы Республики Беларусь:

Закон Республики Беларусь от 26 июня 2005 года ”О признании утратившими силу некоторых законодательных актов и отдельных положений законодательных актов Республики Беларусь в сфере законодательства о местном управлении и самоуправлении“ (разработан ”пакетным принципом“ в связи с разработкой проекта Закона ”О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь“). Данным Законом признаны утратившими силу 17 законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений;

Закон Республики Беларусь от 27 ноября 2006 года ”О признании утратившими силу некоторых актов законодательства Республики Беларусь и отдельных положений актов законодательства Республики Беларусь в связи с формированием Свода законов Республики Беларусь“ (разработан в соответствии с пунктом 42 плана подготовки законопроектов на 2006 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2006 г. № 5). Данным Законом признаны утратившими силу 235 актов законодательства Республики Беларусь и их отдельных положений;

Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 года ”О признании утратившими силу некоторых актов законодательства Республики Беларусь и их отдельных положений в связи с принятием Закона Республики Беларусь ”О Национальном собрании Республики Беларусь“. Данным Законом признаны утратившими силу 160 актов законодательства Республики Беларусь и их отдельных положений;

Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2012 года ”О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений“ (в соответствии с пунктом 46 плана подготовки законопроектов на 2012 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2012 г. № 21). Данным Законом признаны утратившими силу 30 законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений.

Главой государства подписаны следующие указы Президента Республики Беларусь, подготовленные Центром:

от 26 июля 2004 г. № 358 ”О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь“ (признаны утратившими силу 16 декретов и 42 указа Президента Республики Беларусь, их отдельные положения);

 

от 13 февраля 2007 г. № 78 ”О признании утратившими силу некоторых правовых актов (их отдельных положений) Президента Республики Беларусь“ (признаны утратившими силу 17 декретов и 27 указов Президента Республики Беларусь, их отдельные положения);

от 19 апреля 2011 г. № 166 ”О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь“ (признаны утратившими силу 10 декретов и 75 указов Президента Республики Беларусь, их отдельные положения);

от 16 января 2014 г. № 39 ”О признании утратившими силу нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и их отдельных положений“ (признаны утратившими силу 7 декретов и 29 указов Президента Республики Беларусь, их отдельные положения);

от 21 января 2016 г. № 18 ”О признании утратившими силу указов Президента Республики Беларусь“ (признаны утратившим силу 28 указов Президента Республики Беларусь, их отдельные положения).

 

В соответствии с частью второй пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 21 января 2016 г. № 18 ”О признании утратившими силу указов Президента Республики Беларусь“ Центром подготовлен в Совет Министров Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь ”О признании утратившими силу законодательных актов и их отдельных положений“. Данным проектом Закона предусматривается признание утратившими силу 50 законов Республики Беларусь, 15 постановлений Верховного Совета Республики Беларусь, 3 указов Президиума Верховного Совета Республики Беларусь и 2 постановлений Президиума Верховного Совета Республики Беларусь и их отдельных положений.

В соответствии с распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь, Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Главы Администрации Президента Республики Беларусь и Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь от 25 марта 2016 г. № 22ра/113р/19/4/53рсб ”О повышении качества законопроектной деятельности“ Центр совместно с Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь будет принимать участие в проведении Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь не реже одного раза в пять лет анализа законов Республики Беларусь, постановлений Верховного Совета Республики Беларусь, указов и постановлений Президиума Верховного Совета Республики Беларусь в целях определения необходимости их корректировки либо признания утратившими силу.

В соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 г. № 108рп ”О некоторых мерах по совершенствованию системы нормативных правовых актов и Национального реестра правовых актов Республики Беларусь“ Центром осуществлялось методическое сопровождение проведения Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком, республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом, областными и Минским городским Советами депутатов инвентаризации и систематизации нормативных правовых актов в целях замены применяемых на территории Республики Беларусь нормативных правовых актов СССР и БССР нормативными правовыми актами Республики Беларусь.