Систематизация законодательства

Правовые акты, регулирующие систематизацию законодательства
 О кодексах

Согласно Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205, одной из основных задач в области государственно–правовой политики Республики Беларусь является  системное правотворчество. Особая роль в решении этой задачи принадлежит кодификации как высшей форме систематизации и оптимальному средству совершенствования законодательства.
Кодекс – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений (статья 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).
В настоящее время в Республике Беларусь действуют 25 кодексов:

Гражданский кодекс Республики Беларусь

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь

Водный кодекс Республики Беларусь

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь

Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь

Трудовой кодекс Республики Беларусь

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь

Избирательный кодекс Республики Беларусь

Лесной кодекс Республики Беларусь

Банковский кодекс Республики Беларусь

Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь

Налоговый кодекс Республики Беларусь:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Воздушный кодекс Республики Беларусь

Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей

Бюджетный кодекс Республики Беларусь

Кодекс Республики Беларусь о земле

Кодекс Республики Беларусь о недрах

 Кодекс Республики Беларусь об образовании

Жилищный кодекс Республики Беларусь

 Таможенный кодекс таможенного союза

 

 Мероприятия по систематизации законодательства

Целостная, внутренне согласованная, стабильная система законодательства служит своеобразным индикатором подлинно демократического, социального и правового государства. Деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему называется систематизацией законодательства. Необходимость систематизации законодательства, его укрупнения и кодификации с целью создания единой системы национального законодательства была определена в Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205.

Самым значимым и масштабным мероприятием по систематизации законодательства явилось формирование и издание Свода законов Республики Беларусь (далее – Свод законов).

В рамках работы над Сводом законов Центром проводится инвентаризация законодательства, в ходе которой осуществляется тщательная ревизия действующего законодательства.

Каждый акт, подлежащий включению в Свод законов, подвергается всесторонней экспертной оценке. По результатам проведенного анализа выявлены такие недостатки законодательных актов, как:

  • наличие устаревших актов (норм), невозможность применения их к новым отношениям;
  • наличие пробелов, коллизий или дублирующих норм;
  • декларативность и неконкретность правовых норм;
  • наличие множества актов, регулирующих одни и те же общественные отношения;
  • наличие множества отсылочных и бланкетных норм и недостаточная их реализация.

Для устранения указанных недостатков Центром осуществлен ряд мероприятий, направленных на систематизацию законодательства.

27 ноября 2006 г. Президентом Республики Беларусь подписан Закон Республики Беларусь ”О признании утратившими силу некоторых актов законодательства Республики Беларусь и отдельных положений актов законодательства Республики Беларусь в связи с формированием Свода законов Республики Беларусь“ (разработан в соответствии с пунктом 42 плана подготовки законопроектов на 2006 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2006 г. № 5). Данным Законом признаны утратившими силу 235 нормативных правовых актов Верховного Совета Республики Беларусь.

В ходе работы над законопроектом было проанализировано более 3700 актов (в том числе 348 законов, 1395 постановлений Верховного Совета Республики Беларусь, 1164 указа Президиума Верховного Совета Республики Беларусь, 820 постановлений Президиума Верховного Совета Республики Беларусь).

В 2012 году Центром подготовлен проект Закона Республики Беларусь ”О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений“ (в соответствии с пунктом 46 плана подготовки законопроектов на 2012 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2012 г. № 21) с учетом предложений Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Министерства юстиции.

Законопроект был разработан в целях систематизации законодательства, а также в связи с тем, что некоторые нормативные правовые акты Верховного Совета Республики Беларусь фактически утратили свое значение и актуальность. Законопроектом предусматривается признание утратившими силу некоторых постановлений Верховного Совета Республики Беларусь, постановлений Президиума Верховного Совета Республики Беларусь и отдельных положений законов Республики Беларусь, которыми изменялись, дополнялись, признавались утратившими силу данные акты. В перечень не включались нормативные правовые акты, имеющие особое историческое значение, отражающие важнейшие события (этапы) в истории белорусского государства и общества.

29 декабря 2012 г. Президентом Республики Беларусь подписан Закон Республики Беларусь ”О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений“ (признано утратившими силу 30 нормативных правовых актов и их структурных элементов).

По поручению Администрации Президента Республики Беларусь на основании подготовленных Центром предложений о необходимости признания утратившими силу декретов (их отдельных положений) и указов Президента Республики Беларусь (их отдельных положений) был разработан проект Указа Президента Республики Беларусь. 13 февраля 2007 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 78 ”О признании утратившими силу некоторых правовых актов (их отдельных положений) Президента Республики Беларусь“.

Данным Указом признаны утратившими силу 17 декретов Президента Республики Беларусь (их структурных элементов) и 27 указов Президента Республики Беларусь (их структурных элементов).

В целях систематизации и упорядочения законодательства Центр продолжает проводить работу по анализу декретов и указов Президента Республики Беларусь на предмет реализации их норм в законодательстве.
Так, в 2008 году подготовлены предложения о необходимости признания утратившими силу декретов и отдельных положений декретов Президента Республики Беларусь, указов и отдельных положений указов Президента Республики Беларусь в связи с реализацией их норм в законах.

При этом с участием заинтересованных государственных органов (организаций) был проработан весь массив изданных и действующих до настоящего времени декретов и указов Президента Республики Беларусь и внесены предложения о признании утратившими силу этих правовых актов (их отдельных положений) в связи с включением соответствующих норм декретов и указов в законы, утратой норм декретов и указов Президента Республики Беларусь своей актуальности.

Проанализировано свыше 300 предложений, поступивших от государственных органов (организаций), а также предложений Центра, выработанных в процессе изучения состояния и практики применения законодательства.

По итогам анализа поступивших предложений и проработки отобранного массива актов подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь ”О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь“. В проект Указа включены 18 декретов и 76 указов Президента Республики Беларусь (их структурных элементов).

19 апреля 2011 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 166 ”О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь“ (признано утратившими силу 10 декретов и отдельных положений декретов Президента Республики Беларусь и 75 указов и отдельных положений указов Президента Республики Беларусь).

В 2012 и 2013 годах Центром также проводилась работа по подготовке предложений о необходимости признания утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь.

16 января 2014 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 39 ”О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь“ (признано утратившими силу 7 декретов и отдельных положений декретов Президента Республики Беларусь и 29 указов и отдельных положений указов Президента Республики Беларусь).

Работа по упорядочению законодательства продолжается. Выработанные в ходе этой работы предложения учитываются при формировании ежегодных планов подготовки законопроектов.

В законодательных актах выявлено большое количество отсылочных и бланкетных норм, из которых около 10 процентов не реализованы в законодательстве или реализованы частично, что ведет к размыванию смысла закона как акта прямого действия, невозможности применения его отдельных положений и свидетельствует о наличии пробелов в правовом регулировании соответствующих общественных отношений.

Данная проблема была вынесена на обсуждение Совета Министров Республики Беларусь и заинтересованных органов государственного управления.

В этой связи были изданы распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь от 29 марта 2006 г. № 47р, от 28 марта 2007 г. № 39р, от 11 января 2008 г. № 3р, от 24 февраля 2011 г. № 23р, от 10 февраля 2012 г. № 57р, от 16 марта 2013 № 73р ”Об утверждении плана работы республиканских органов государственного управления по реализации отсылочных и (или) бланкетных норм, содержащихся в законодательных актах, подлежащих включению в Свод законов Республики Беларусь“. 21 марта 2014 г. Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь А.А.Тозиком утвержден план работы республиканских органов государственного управления по реализации отсылочных и (или) бланкетных норм, содержащихся в законодательных актах, подлежащих включению в Свод законов Республики Беларусь.

В настоящее время данная работа продолжается и в адрес Совета Министров Республики Беларусь ежегодно направляется дополнительная информация с предложениями по реализации нереализованных отсылочных и (или) бланкетных норм, содержащихся в законодательных актах (в 2008 году направлена дополнительная информация с предложениями по реализации 34 нереализованных отсылочных и (или) бланкетных норм, в 2009 году – 42, в 2010 году – 46, в 2011 году – 69, в 2012 году – 52, в 2013 году – 40, в 2014 году – 37).

Таким образом, можно констатировать, что весь комплекс осуществляемых Центром в этом направлении мероприятий способствует преодолению хаотичности законодательства, его упорядочению и обеспечению стабильности.