Новое в правовом регулировании высшего образования. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 11 июля 2007 года «О высшем образовании»

Бурак Г.А.,
ведущий специалист отделения социального законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь

С 20 января 2008 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 11 июля 2007 года «О высшем образовании» (далее – закон), который направлен на обеспечение комплексного развития всех компонентов системы высшего образования. Закон разработан на основе анализа законодательства Республики Беларусь в области высшего образования, в том числе и международных договоров Республики Беларусь, а также с учетом потребностей общества и государства, существующей практики, сложившихся традиций, мировоззрений и отвечает современным условиям и тенденциям развития высшего образования.

До вступления закона в силу высшее образование прямо и косвенно регулировалось Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991 года в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 года «Об образовании», актами Президента Республики Беларусь, а также подзаконными актами, что, безусловно, являлось недостаточным и потребовало осуществить их трансформацию в закон с целью обеспечения полного и системного регулирования общественных отношений в сфере высшего образования.
Принятие закона позволило решить ряд взаимосвязанных задач:

  • создать единый, целостный механизм правового регулирования общественных отношений в сфере высшего образования на базе уже сложившихся институтов;
  • повысить до законодательного уровня регулирование части общественных отношений в сфере высшего образования;
  • устранить упущения, противоречия, дублирование и иные имеющиеся недостатки в правовом регулировании общественных отношений в сфере высшего образования.

Таким образом, закон не предусматривает концептуальных изменений положений законодательства, действовавшего до вступления закона в силу, поскольку содержание закона основывается на принятых ранее актах законодательства в сфере высшего образования, существующей практике, и в связи с этим каких-либо радикальных преобразований в системе высшего образования с вступлением закона в силу не предполагается.
В первую очередь, закон призван обеспечить конституционное право граждан на получение высшего образования, в том числе право на получение высшего образования за счет средств бюджета на конкурсной основе.
В законе закрепляется двухступенчатая система высшего образования, определена направленность каждой ступени высшего образования, установлены сроки обучения на каждой из них (статья 6 закона).
Первая ступень высшего образования или, как упоминается в специальной литературе, специалитет направлена на подготовку специалиста с высшим образованием, обладающего фундаментальными и специальными знаниями и навыками, с присвоением соответствующей квалификации. По итогам обучения на данной ступени выдается диплом о высшем образовании. Первая ступень высшего образования направлена на массовую подготовку специалистов при общей дифференциации сроков обучения в зависимости от специальности.
Вторая ступень высшего образования или магистратура направлена на подготовку магистра, обладающего знаниями и навыками научно-педагогической и научно-исследовательской работы. Завершается обучение в магистратуре присвоением степени «магистр» и выдачей диплома магистра. Обучение на второй ступени высшего образования возможно только после получения высшего образования на первой ступени. Содержание высшего образования на второй ступени характеризуется научной направленностью и является ступенью для обучения в аспирантуре.
Введение двухступенчатой системы высшего образования указывает на то, что и в нашей стране используются общеевропейские подходы к системе высшего образования. Однако структура высшего образования Беларуси не в полной мере соответствует требованиям Болонского соглашения [4]. В соответствии с Болонским соглашением в структуре высшего образования выделяют бакалавриат и магистратуру. Введение специалитета в республике, а не бакалавриата, как это требуется в соответствии с Болонским соглашением, обусловлено традициями советской школы высшего образования и устоявшимися мировоззрениями. Как было отмечено представителем Министерства образования Республики Беларусь на международном семинаре «Системы образования в сравнении: традиции и перемены в Германии и Беларуси», «…работодатель не готов работать с бакалаврами – людьми, которые имеют только базовую подготовку» [3].
В законе дано легальное определение термина «высшее учебное заведения» (далее – вуз), определены его функции, дан закрытый перечень его типов, предусмотрены случаи признания вуза ведущим в национальной системе образования, виды и случаи государственной аккредитации вузов (статьи 9-11, 14 закона).
Выделяются такие типы вуза, как классический университет, профильный университет, институт и высший колледж. Все вузы, за исключением высшего колледжа, осуществляют подготовку специалистов на двух ступенях высшего образования и отличаются лишь количеством специальностей, профилей и направлений образования, по которым осуществляется подготовка. Классический и профильный университеты, высший колледж вправе также осуществлять переподготовку и повышение квалификации специалистов, классический и профильный университеты, к тому же, — подготовку научных работников высшей квалификации.
Впервые законодательно определена процедура назначения и освобождения от должности руководителя частного вуза. В соответствии с частью первой пункта 2 статьи 16 закона руководитель частного вуза назначается на должность и освобождается от должности Министром образования Республики Беларусь по представлению учредителя в порядке, установленном законодательством.
Новым в организации образовательного процесса в вузах является то, что он может осуществляться не только на государственных языках, но и на иных языках при обучении иностранных граждан.
Законом предусмотрена также возможность прохождения текущей аттестации (сдачи экзаменов и зачетов) студентами в порядке экстерната независимо от формы получения образования (пункт 4 статьи 24 закона).
В законе определены лица, которые являются студентами, их права и обязанности. В отличие от ранее действовавшего законодательства законом предусмотрено, что академические отпуска студентам могут предоставляться не только по медицинским показаниям, но и по финансовым и иным причинам (пункт 1 статьи 30 закона).
Законом вводится возможность привлечения студентов к дисциплинарной ответственности, предусмотрены случаи привлечения к дисциплинарной ответственности, меры дисциплинарного воздействия, которые могут быть применены к студентам (пункт 4 статьи 30 закона), устанавливается обязанность лиц, получивших высшее образование за счет средств бюджета в дневной форме получения образования, отработать по распределению два года либо возместить средства, затраченные на их подготовку.
Закон определил источники финансирования вузов.
Финансирование государственных вузов осуществляется за счет средств бюджета, при этом только за счет средств республиканского бюджета, частных вузов – за счет средств учредителя. Финансирование вузов может также осуществляться и за счет иных источников, не запрещенных законодательством, одним из которых являются денежные средства от оказания платных образовательных услуг.

Список использованных источников:

  1. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 года «Об образовании» в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 года (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., № 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844);
  2. Закон Республики Беларусь от 11 июля 2007 года № 252-з «О высшем образовании» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007, № 171, 2/1349);
  3. «Беларусь нацелена на участие в Болонском процессе, заявляют представители Минобразования» // http: //naviny.by/ rubrics/ society/ 2007/ 11/10/ic_news_116_280244;
  4. Болонское соглашение // http://www.umo.msu.ru/conf/bolon.htm;