О РОЛИ СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ В ЗАКОНОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Мороз Л.Ф.,
председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству

Развитие любого государства невозможно без формирования действенного правового поля. Важную роль в этом процессе играет Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, являющийся представительным и законодательным органом нашей страны. Он состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.
Важнейшие задачи и основные векторы работы палат Парламента определяются Президентом Республики Беларусь в ежегодных посланиях белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Это – пути экономического и социального развития страны, задачи государственного строительства и демократического развития общества, вопросы функционирования правоохранительной и судебной систем, укрепления безопасности и борьбы с преступностью, приоритеты внешнеэкономической деятельности.
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
Полномочия Совета Республики достаточно объемны и осуществляются в формах и пределах, установленных Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь ”О Национальном собрании Республики Беларусь“. Совету Республики принадлежит также право законодательной инициативы, которое реализуется им в форме внесения в Палату представителей проектов законов (за исключением законопроектов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию и о толковании Конституции).
Работа Совета Республики осуществляется в форме заседаний, совместных заседаний с Палатой представителей, парламентских слушаний, деятельности постоянных и временных комиссий, других органов Совета Республики, членов Совета Республики, а также в иных формах в соответствии с законодательством.
В соответствии с Конституцией функции палат Национального собрания в законодательном процессе четко разграничены.
Согласно статье 100 Конституции, любой законопроект вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Совет Республики одобряет или отклоняет законопроекты, принятые Палатой представителей. После принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики законопроект становится законом и направляется Президенту Республики Беларусь на подпись.
Таким образом, рассмотрение законопроекта в Совете Республики –обязательная стадия законодательного процесса. По сути дела Совет Республики – это последняя инстанция на пути прохождения законопроекта через Парламент. Поэтому мы уделяем очень серьезное внимание подготовке законопроекта к рассмотрению Советом Республики. Особое место в этой работе принадлежит постоянным комиссиям. Ведь именно они после изучения законопроекта, всех поступивших материалов, заключений и мнений дают рекомендацию Совету Республики об одобрении либо отклонении проекта закона.
Для того, чтобы тщательно проанализировать предлагаемые к регулированию правоотношения постоянные комиссии могут вынести законопроект на общественное обсуждение, провести парламентские слушания, круглые столы, семинары, научно-практические конференции и иные мероприятия, запросить мнение государственных органов, ученых и практиков. Для чего проводится такая работа? Цель ее одна – законы должны быть высочайшего качества, ясными и понятными для наших граждан, не требовать принятия множества подзаконных актов, комментариев и разъяснений.
Следует отметить, что законопроектная деятельность в нашей стране осуществляется на плановой основе. Ежегодные планы подготовки законопроектов формируются Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и утверждаются Президентом Республики Беларусь. Совет Республики активно участвует в их наполнении своими предложениями. Наши инициативы в первую очередь обусловлены жизнью – с учетом поступающих обращений граждан и юридических лиц, пожеланий, выдвигаемых гражданами во время встреч с парламентариями в трудовых коллективах и по месту жительства. Ряд проблем в правовом регулировании выявляется в результате мониторинга практики применения законов Республики Беларусь, проводимого Советом Республики на системной основе уже почти три года.
После утверждения Главой государства указанного плана наша работа над законопроектами приобретает еще более интенсивный характер. И это закономерно. Ведь у каждого члена Совета Республики за плечами большой опыт управления трудовыми коллективами, общественными организациями и целыми территориями. Именно это позволяет реально оценивать актуальность предлагаемых законодательных решений, а также прогнозировать результаты их правоприменения. В итоге практически сведено на нет число законопроектов, которые бы Совет Республики отклонял либо Глава государства возвращал со своими возражениями в Палату представителей. Это – один из основных показателей высокого качества законотворческой деятельности. А ведь хороший закон побуждает к прогрессу в любой сфере. И в этом смысле особенность нашего законотворчества состоит в том, чтобы занимать ту золотую середину, которая позволяла бы шагать в ногу со временем и даже хотя бы чуть-чуть его опережать.
Совсем скоро заканчивается срок полномочий Национального собрания пятого созыва. Этот парламентский цикл пришелся на один из самых ответственных периодов современной Беларуси. Архисложной задачей для нас было выдержать удары мирового рынка, сохранить высокие темпы социально-экономического развития и обеспечить свою энергетическую и продовольственную безопасность.
Парламент пятого созыва проделал огромную работу по законодательному обеспечению развития страны – за неполных четыре года принято и одобрено более 400 законов. Только за последние два года приняты новые Лесной и Водный кодексы, а также Кодекс о культуре; новые законы ”О борьбе с коррупцией“, ”Об оперативно-розыскной деятельности“, ”О промышленной безопасности“, ”О нотариате и нотариальной деятельности“, а действующие по этим направления законодательные акты признаны утратившими силу. К значимым результатам работы Парламента за 2015 год следует отнести принятие абсолютно новых для страны законов ”О государственно-частном партнерстве“ (который нацелен на создание условий устойчивого социально-экономического развития республики, стимулирование инновационной деятельности, наукоемких производств, а также на эффективное использование бюджетных средств), а также ”Об альтернативной службе“ (имеющий целью устранение пробела в конституционно-правовом регулировании общественных отношений, связанных с реализацией конституционного права граждан на прохождение альтернативной службы).
Для повышения эффективности противодействия терроризму и экстремизму, создания дополнительных условий для предупреждения правонарушений внесены изменения и дополнения в законы ”О борьбе с терроризмом“, ”О противодействии экстремизму“ и ”Об основах деятельности по профилактике правонарушений“.
По-прежнему, крайне актуальны вопросы гармонизации и унификации национального законодательства с законодательством государств – участников Евразийского экономического союза. Нашим государствам надо активизировать работу по выработке механизма принятия национальных законопроектов, чтобы они не были дискриминационными по отношению к партнерам по ЕАЭС.
Многое предстоит сделать Совету Республики и для выполнения решений пятого Всебелорусского народного собрания. В частности, для успешной реализации Основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы необходимо принять более 160 нормативных правовых актов. Нужно устранить устаревшие нормы в правовом регулировании, обеспечить своевременность актуализации правовой базы с учетом перспективных направлений устойчивого развития и необходимых изменений в институциональной среде, а также законодательное сопровождение новых инициатив.
Чтобы выявить имеющиеся пробелы и коллизии, иные недостатки в правовом регулировании планируем активизировать работу по мониторингу действующего законодательства. Ведь еще в 18 веке французский мыслитель Жан-Жак Руссо очень мудро заметил, что законодательная власть – сердце государства, исполнительная власть – его мозг. При этом мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества.
Законы вводят нашу жизнь в управляемое русло и остаются непревзойденным средством социального регулирования и контроля. Высокий уровень принимаемых правовых актов – залог успешного развития и престижа государства. В законотворческой работе мы исходим из главного – принимаемые законы должны помогать власти успешнее решать насущные проблемы людей. И среди других стран Республика Беларусь должна занимать достойное место по качеству законодательной базы и стать эталоном правового государства, что требует большой самоотдачи со стороны всего парламентского корпуса.