Сивец С.М., заместитель директора – руководитель Института правовых исследований
Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент
Введение.
Сам факт конституционного закрепления социальных прав граждан еще не является реальностью. Более того, по мнению ряда ученых «право на жизнь, право на защиту собственности, экономических, социальных и моральных интересов, на защиту интеллектуальной собственности не имеет обеспечительных правовых механизмов, в роли которых могут выступать комиссии по трудовым спорам, действующие на предприятиях, в учреждениях и организациях, обычные суды и другие органы. Данное обстоятельство значительно затрудняет возможность реализации указанных прав»[1, с.12]. В этих условиях государство и общество должны прилагать немало усилий для обеспечения социальных прав своим гражданам, а также иным лицам, проживающим на территории Республики Беларусь (иностранцам, лицам без гражданства, легальным и нелегальным беженцам). То есть обеспечение указанной группы конституционных прав касается не каких-то отдельных случаев и лиц, а миллионов людей, постоянно или временно находящихся на территории нашего государства. В демократическом обществе, где каждый человек участвует в реализации власти народа и является ценностью государства, последнее обязано обеспечить человеку не только физическую (биологическую), но и социальную жизнь.
Основная часть. Установленная статьей 21 Конституции Республики Беларусь обязанность государства гарантировать права и свободы граждан Республики Беларусь, закрепленные в Конституции, законах и приобретенные международными обязательствами государства, является общей правовой нормой, возглавляющей систему конституционных гарантий социальных прав граждан. Очевидно, что без четко регламентированной законодательной системы гарантий реализация социальных прав гражданами останется по сути лишь красивым декларируемым лозунгом. Каковы же эти гарантии, и как видится система гарантий социальных прав граждан, отраженных в Конституции страны и в сущности общественного строя?
В науке конституционного права под гарантиями понимаются правовые и иные средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Как известно, конституционные права и свободы обладают наивысшей юридической силой и обеспечиваются всем государственным и общественным строем, а также системой гарантий, закрепленных нормами права.
«Своеобразие этих прав – в способах обеспечения их со стороны государства. Государство не имеет права вмешиваться в сферу личной жизни граждан, которая лежит вне рамок их обязанностей перед государством. Вместе с тем оно берет на себя обязательства обеспечивать защиту прав и свобод граждан от неправомерных посягательств со стороны органов государства, должностных лиц и граждан»[2, с.100].
Социальные права являются важнейшими конституционными правами человека. В системе социальных ценностей охрана здоровья и медицинская помощь, личная неприкосновенность, жилье, труд, образование и так далее – это наиважнейшие абсолютные и естественные ценности, вокруг которых и формируются всевозможные общественные отношения, активным участником которых выступает человек. В этой связи обеспечение социальных прав граждан зависит не только от наличия юридических гарантий этих прав, но также и от так называемых «материальных гарантий прав», под которыми понимается совокупность экономических, политических, социальных и духовных условий, делающих права реальными. Ведь если государство, обеспечив, к примеру, неприкосновенность человека, лишит его при этом пищи (путем задержки выплаты зарплаты, пенсии, стипендии), жилища или иных материальных благ, это приведет в итоге к гибели человека, что будет свидетельством отсутствия гарантии защиты жизни человека со стороны государства. Как справедливо отмечают В.Е. Гулиев и Ф.М. Рудинский, «основные права человека – это его социальные возможности обладать такими элементарными благами, как жизнь, пища, одежда, неприкосновенность личности и так далее»[3, с. 98].
Конституционно-правовая природа социальных прав граждан, а также механизм и способы обеспечения их реализации, всегда являлись объектом пристального внимания ученых- правоведов. В числе авторов, обращавшихся к данной проблематике можно выделить таких известных и авторитетных ученых как Н.С. Бондарь, А.И. Бобылев, Г.А. Василевич, А.А. Головко, Е.А. Лукашева, Т.К.Миронова, В.А. Патюлин, Н.В. Путило, Ф.М. Рудинский, Ю.А. Тихомиров и многих других.
Анализ научных публикаций указанных авторов позволяет обратить внимание на некоторую разнородность в определении понятия и сущности указанной группы прав. Так, Н.С. Бондарь отмечает, что социальные, экономические и культурные права в качестве отличительных признаков обладают:
– единством материального (экономического и социально-культурного) содержания; другие права не зависят непосредственно от отношений собственности и поэтому реализуются в политических отношениях;
– выступают как права – гарантии, то есть выполняют гарантирующие функции по отношению к другим правам и свободам;
– имеют общесоциальную направленность, выступают инструментом утверждения гуманизма и социальной справедливости;
– требуют детальной конкретизации социально-экономических конституционных прав в текущем законодательстве [4, с.179].
В то же время, по мнению В.А. Четвернина, категория «социальные права» «объединяет сложный комплекс прав, свобод, деклараций и благих пожеланий, не имеющих юридического содержания, моральных требований и т.п.» [5, с. 234]. Л.Д. Воеводин в качестве социальных прав выделяет те права, которые «обеспечивают удовлетворение материальных потребностей индивида и гарантируют ему свободу участия в хозяйственно-экономической жизни страны» [6, с.184]. А.Е. Козлов полагает, что «главная характерная черта социальных прав — это то, что они призваны обеспечивать личности удовлетворение важнейших жизненных нужд, без которых не может быть и речи о нормальном человеческом бытии». При этом А.Е. Козлов считает, что «выделяя социальные права в особую группу, следует иметь ввиду их характерную особенность: они направлены, прежде всего, на удовлетворение материальных потребностей граждан, как правило, независимо от количества и качества труда» [7, с. 84]. Н.В. Путило полагает, что социальные права призваны компенсировать все те негативные последствия социальных недугов, которые лишают личность доступности элементарных благ. Она предлагает определение социальных прав как «естественных, неотчуждаемых возможностей, гарантирующих защиту и поддержку со стороны общества и государства в случае объективной невозможности самостоятельно обеспечить достойные условия существования для себя и своей семьи, обеспечивающих доступность элементарных благ цивилизованного общества. Данное определение, как представляется, позволяет обособить социальные права от иных групп прав человека, подчеркивая при этом их индивидуальное, специфическое содержание» [8, с.17].
В.А. Иваненко и B.C. Иваненко предлагают следующее определение исследуемого понятия: «Социальные права – это признаваемый обществом и государством и закрепленный в нормативно-правовых актах комплекс прав и свобод, которыми должен обладать каждый человек с целью обеспечения и защиты своих определенных свойств, интересов и возможностей, необходимых ему для нормального физиологического, материального и духовного существования и развития, для социально достойной жизни и общественно значимой деятельности» [9, с. 98].
Вместе с тем все указанные авторы едины во мнении, что социальные права, как и иные группы прав граждан, представляют собой юридически гарантированные возможности самореализации в обществе с одновременной обязанностью государства по их обеспечению. Реальность этим правам придает закрепление их на конституционном уровне.
Сегодня необходима целостная единая система гарантий, обеспечивающая максимальную охрану и реализацию социальных прав граждан. При демократическом устройстве общества именно человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. «Ни наука, ни техника, какими бы высокими темпами они ни развивались и какими бы достижениями не удивляли, не характеризуют прогрессивность социального строя в такой степени, как реальное положение человека в системе общественных отношений. Признание более высокой социальной роли личности говорит о прогрессивности общественного строя» [10, с. 3]. В конечном итоге создание целостной системы гарантий социальных прав граждан является одним из основных векторов реализации социальной политики государства, которая теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии. В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития [11, с. 49]. Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов.
Являясь, согласно статье 3 Конституции Республики Беларусь, единственным источником государственной власти, народ устанавливает основные экономические, политические и социальные гарантии своего естественного существования путем принятия Конституции страны, в которой закрепляются экономические, политические и социальные основы организации общества, механизм государственной власти и управления, права и обязанности граждан. Данные конституционные институты призваны по своему характеру обеспечить жизнь каждого человека. В случае же, если они не выполняют или не надлежащим образом выполняют возложенную на них роль, народ непосредственно или Глава государства – Президент вправе инициировать усовершенствование вышеуказанных институтов путем внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь (статья 138 Конституции Республики Беларусь). Таким образом, можно определить следующую систему общих (материальных) гарантий социальных прав граждан, закрепленных Конституцией Республики Беларусь:
I. Политические гарантии.
Наиболее общей политической гарантией социальных прав граждан, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией Республики Беларусь в систему определенных экономических, политических, социальных и духовных институтов, обеспечивающих социальные права граждан, а именно:
– государственный суверенитет Республики Беларусь (ст.1);
– демократическое устройство государства (ст.4);
– правовой характер государственной власти (ст.6);
– признание приоритета принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства (ст.8);
– закрепление многопартийной политической системы общества (ст.5);
– государственная защита прав и свобод гражданина Республики Беларусь как на территории страны, так и за ее пределами (ст.10);
– установление равного правового статуса на территории страны граждан Республики Беларусь, иностранцев и лиц без гражданства (ст.11);
– предоставление на территории Республики Беларусь права убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность (ст.12);
– осуществление государством миролюбивой внешней политики (ст.18).
II. Экономические гарантии:
– наличие территории Республики Беларусь как естественного условия существования народа (ст.9);
– многообразие форм собственности на территории республики (ч.1 ст.13);
– предоставление равных прав и условий для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, независимо от форм собственности (ч.2 ст.13);
– государственная защита интересов хозяйствующих субъектов всех форм собственности (ч.2 ст.13);
– осуществление регулирования экономической деятельности со стороны государства в интересах человека и общества (ч.5 ст.13).
III. Социальные гарантии:
– конституционное закрепление статуса человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности и цели общества и государства (ч.1 ст.2);
– улучшение социально-экономического уровня жизни трудящихся путем обеспечения участия их в управлении предприятиями, организациями и учреждениями (ч.8 ст.13);
– недопущение социального и национально-расового противостояния людей на территории республики (ч.1 ст.14);
– применение принципа социального партнерства в социально-трудовой сфере (ч.2 ст.14).
IV. Духовные гарантии:
– обязательства государства по сохранению историко-культурного и духовного наследия, свободному развитию культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь (ст.15);
– свобода вероисповедания (ст.16);
– запрет на деятельность религиозных и общественных организаций, их органов и представителей, которая направлена против гражданского согласия в обществе либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности (ч. 3 ст. 16).
Закрепленные в Конституции основные (материальные) гарантии чрезвычайно важны для надлежащего обеспечения социальных прав граждан. Не случайно они закреплены в I разделе Конституции Республики Беларусь. Практическая же реализация основных (материальных) гарантий социальных прав граждан осуществляется с помощью специальных (юридических) средств.
Вопрос о понятии специальных (юридических) гарантий прав и свобод граждан трактуется различными авторами далеко не однозначно. Одни авторы сводят юридические гарантии прав к «их судебной защите, а также к постоянному контролю над деятельностью всех звеньев государственного аппарата с привлечением к этому самих масс» [12, с.146], то есть фактически к деятельности государственных органов и народному контролю за их деятельностью. Другие авторы ограничивают понятие специальных (юридических) гарантий «законодательством об охране прав граждан», либо “правовыми нормами» [13, с. 231]. А.И. Лепешкин определил специальные (юридические) гарантии как «систему государственно-правовых средств, к числу которых относятся не только законы и другие нормативные акты, но и различного рода государственные учреждения, органы государства, на которые возложена обязанность обеспечивать реализацию прав и свобод»[14, с. 529]. В.А. Кучинский отмечает, что «к юридическим гарантиям прав и обязанностей граждан относятся не только конкретизирующие и обеспечивающие их правовые предписания, но и правомерная деятельность компетентных государственных органов, учреждений и общественных организаций по их полной и всесторонней реализации» [15, с. 35]. Л.Д. Воеводин среди специальных (юридических) гарантий различает «условия, то есть обстановку, в которой осуществляется право, и средства, то есть правовой механизм, при помощи которого гражданин или государственный орган обеспечивает реализацию или защиту права» [16, с. 236].
Заслуживает пристального внимания точка зрения Н.В. Витрука, который под специальными (юридическими) средствами реализации прав понимает «закрепленные правовыми нормами пределы прав, средства конкретизации (в том числе путем определения обязанностей контрагентов); юридические факты, с которыми связывается их реализация; процессуальные формы осуществления прав; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной их реализации» [17, с.100].
Именно от специальных (юридических) средств обеспечения социальных прав граждан зависит степень их гарантированности. Соглашаясь с вышеприведенной формулировкой Н.В. Витрука, позволим себе дополнить этот перечень. На наш взгляд, наряду с пределами прав, закрепленных в правовых нормах, гарантиями выступают и сами правовые нормы. В частности, специальной (юридической) гарантией социальных прав граждан является само их закрепление в Конституции страны, подкрепленное дополнительно гарантиями защиты со стороны государства от любых противоправных посягательств.
Гарантии защиты со стороны государства социальных прав граждан от любых противоправных посягательств предполагает участие в защите органов государства: законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, правоохранительной системы, наличие развитой правовой базы государства. Деятельность каждого государственного органа, общественных и религиозных объединений, политических партий, должностных лиц должна быть сфокусирована на обеспечении этих наиболее приоритетных прав граждан.
Заключение.
Таким образом, сущность и содержание социальной политики Республики Беларусь напрямую зависит от наличия социальных гарантий, представляющих собой обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых материальных, духовных и культурных потребностей.
На сегодняшний день приоритетным направлением социальной политики Республики Беларусь является модернизация социальной сферы, прежде всего путём реализации государственных программ в сфере здравоохранения и образования, обеспечения населения доступным и комфортным жильем, недопущения серьезного имущественного расслоения общества и значительного повышения благосостояния населения, стимулирования рождаемости. Государство, принимая на себя значительные социальные обязательства, через систему конституционных социальных гарантий вынуждено стремиться к более высокой организации социальной жизни своих граждан, что в конечном итоге дает нам основание заявить о реальном, а не декларативном социальном характере государственного устройства Республики Беларусь.
Список использованных источников
1. Артемова, В.Н. Права человека. Проблемы гармонизации международного и национального законодательства / В.Н. Артемова, О.П. Мариков, И.И. Потеружа. – Минск: Право и экономика, 1997. – 37с.
2. Патюлин, В.А. Личность: ее права и свободы в советском социалистическом государстве / В.А. Патюлин // Сов. гос-во и право. –1966. – № 2. – С. 100–101.
3. Гулиев, В.Е. Социалистическая демократия и личные права / В.Е. Гулиев, Ф.М. Рудинский. – М.: Юрид. лит., 1984. – 192 с.
4. Бондарь, Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе / Н.С. Бондарь. – Ростов н/Д.,1996. – 240 с.
5. Конституция Российской Федерации: проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. – М., 1997. – 702 с.
6. Воеводин, Л.Д. Юридический статус личности в России / Л.Д. Воеводин. – М.,1997. – 294 с.
7. Козлов, А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы / А.Е. Козлов. – М., 1990. – 160 с.
8. Путило, Н.В. Основы правового регулирования социальных прав: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Н.В. Путило. – М., 1999. – 21с.
9. Иваненко, В.А. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты / В.А. Иваненко, B.C. Иваненко. – СПб.: Изд-во «Юрид. центр Пресс», 2003. – 402 с.
10. Ануфриев, Е.А. Социальная роль и активность личности / Е.А. Ануфриев. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1971. – 152 с.
11. Чепурина, М.Н. Учебное пособие. Курс экономической теории / М.Н. Чепурина, Е.А. Киселев. – Киров: «АСА», 2005. – 592с.
12. Трайнин, И.П. Советское государственное право / И.П. Трайнин, И.Д. Левин, М.П. Карева и др. – М.: Юриздат, 1948. – 496 с.
13. Патюлин, В.А. Государство и личность в СССР: (Правовые аспекты взаимоотношений) / В.А. Патюлин. – М.: Наука, 1974. – 246 с.
14. Лепешкин, А.И. Курс советского государственного права: В 2 т. / А.И. Лепешкин. – М.: Госюриздат,1961. – Т.1. – 559 с.
15. Кучинский, В.А. Основные права и обязанности граждан Белорусской ССР / В.А. Кучинский. – Минск: Наука и техника, 1978. – 120 с.
16. Советское государственное право: Учеб. для вузов / Под ред. С.С. Кравчука. – М.: Юрид. лит., 1980. – 629 с.
17. Витрук, Н.В. Система прав личности / Н.В. Витрук // Права личности в социалистическом обществе: сб. ст. / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев и др. – М.: Наука, 1981. – Гл. 3. – С. 86–113.