Отчет

”Нормотворческая деятельность органов исполнительной власти: содержание, процессуальные механизмы и направления совершенствования“ (научный руководитель – доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Республики Беларусь, член-корреспондент НАН Беларуси Василевич Г.А.).

Отчет 311 с., 1 ч., 346 источников.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Республики Беларусь.

Целью работы является обоснование сбалансированного, системного подхода к организации нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Республики Беларусь, разработка предложений по совершенствованию законодательства на основе комплексного анализа отечественной и зарубежной литературы, действующего законодательства Республики Беларусь, практики его применения, тенденций развития законодательства государств – участников СНГ, государств – членов ЕАЭС.

Наиболее значимые результаты научного исследования:

– разработан дефинитивный аппарат законодательства в сфере нормотворческой деятельности органов исполнительной власти: определение эффективности реализации нормативных правовых актов органов исполнительной власти, определения программы подготовки проектов нормативных правовых актов и концепции развития законодательства;

– выявлены особенности правового положения актов Комитета государственного контроля, прокуратуры (Генерального прокурора), Национального банка, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, на основе чего предложено определить по юридической силе соотношение актов Совета Министров и Национального банка, а также в Законе Республики Беларусь ”О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах“ закрепить определение и градацию актов органов Комитета государственного контроля – решений, предписаний, постановлений, приказов, распоряжений;

– научно обоснован подход к различию актов об отмене, о признании утратившими силу акта, о приостановлении действия иных актов, о толковании (разъяснении) нормативных правовых актов, с учетом которого предложено определить в национальном законодательстве срок приостановления решений местных Советов депутатов (трехмесячный срок); обоснована необходимость принятия постановления Совета Министров, направленного на упорядочение практики дачи разъяснений нормативных правовых актов органами исполнительной власти, подведомственными Правительству;

– разработаны новые подходы процессуального механизма инициирования, подготовки и принятия нормативных правовых актов органов исполнительной власти и определены направления развития законодательства Республики Беларусь, регулирующего проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов органов исполнительной власти, на основе которых предложено законодательно закрепить обязательность учета гендерных факторов при проведении юридической экспертизы правовых актов, а также вносится предложение в целях совершенствования порядка проведения криминологической экспертизы закрепить обязательность участия в проведении криминологической экспертизы контролирующих органов (Комитета государственного контроля и его территориальных органов, иных проверяющих субъектов и правоохранительных органов);

– разработаны принципы правового мониторинга, с учетом которых предлагается определить масштабы мониторинга, создать банки данных предложений, выстроить работу по анализу содержания обращений граждан и юридических лиц на основе общедоступной базы правового мониторинга;

– разработаны перспективные направления развития нормотворческой деятельности органов исполнительной власти с учетом возможностей информационного общества в Республике Беларусь; обосновано, что осуществление нормотворческой инициативы граждан должно быть обеспечено с использованием информационных технологий путем закрепления электронной формы направления инициатив, установления возможности сбора подписей за инициирование принятия того или иного акта в электронной форме в сети Интернет с использованием ID-карт;

– раскрыта роль органов исполнительной власти Республики Беларусь в процессе подготовки, заключения и исполнения международных договоров, в принятии и реализации решений международных организаций в Республике Беларусь; предложено закрепить на уровне постановления Совета Министров Республики Беларусь механизм взаимодействия государственных органов в ходе разработки проектов актов органов международных организаций, а также в процессе их реализации на территории Республики Беларусь;

– выявлены юридические сложности в определении объема международных обязательств Республики Беларусь, вытекающих из права ЕАЭС, основания реализации таких обязательств в ходе нормотворческой деятельности исполнительных органов Республики Беларусь; рекомендовано систематизировать и привести в единообразие механизмы имплементации актов ЕАЭС в законодательство Республики Беларусь, определив место таких актов в национальной правовой системе; предложено расширить перечень органов, уполномоченных на обращение с запросами для получения официального международного толкования Суда ЕАЭС;

– обоснованы наиболее эффективные способы обеспечения учета формируемых обязательств Республики Беларусь в рамках ВТО при осуществлении органами исполнительной власти нормотворчества, включая необходимость создания эффективной межведомственной координации по вопросам вступления в ВТО, учета в нормативно-правовом механизме имплементации совместимости обязательств ВТО и ЕАЭС;

– определена роль целей устойчивого развития в обеспечении системности нормотворческой деятельности органов исполнительной власти; доказана необходимость применения пакетного принципа нормотворчества органов исполнительной власти; предложено возложить функции органа по обеспечению деятельности Национального координатора и Совета по устойчивому развитию, а также по обеспечению взаимодействия государственных органов управления на Министерство экономики; обоснована необходимость разработки Типового положения об отраслевых советах по мониторингу и оценке достижения целей устойчивого развития;

– обозначены направления дальнейшего развития законодательства Республики Беларусь в сфере нормотворческой деятельности: разработаны предложения по совершенствованию национального законодательства в контексте нормотворческой деятельности органов исполнительной власти (Закона Республики Беларусь ”О Совете Министров Республики Беларусь“, Закона Республики Беларусь ”О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь“, Закона Республики Беларусь ”О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах“, Закона Республики Беларусь ”О прокуратуре Республики Беларусь“, Регламента Совета Министров Республики Беларусь и др.), а именно:

  • в Законе Республики Беларусь ”О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь“ в целях повышения эффективности, легитимности исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти местных территориальных уровней целесообразно ст. 3 дополнить принципом разумности; предлагается закрепить правило, а до этого формировать практику, в соответствии с которой отменять акты нижестоящих Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов вправе органы местного управления (исполкомы) и самоуправления (Советы), чьи акты в данном случае нарушены;
  • в Положении о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов дополнить п. 14, предусмотрев, что итоги публичного обсуждения распространяются не только на ресурсах, на которых была опубликована информация о проведении публичного обсуждения, но также на ресурсах, где непосредственно проводилось обсуждение;
  • в Регламенте Совета Министров дополнить п. 3, предусмотрев порядок внесения гражданами и юридическими лицами предложений по внесению вопросов на рассмотрение Советом Министров;
  • в Регламенте Минского городского исполнительного комитета уточнить положение п. 25, отменив правило, допускающее усложнение процедуры при использовании информационных технологий и установив единый срок для визирования проектов решений, предоставляемых на бумажном носителе и в электронной форме и др.

Область применения. Выводы, полученные в результате исследования использованы в нормотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, в образовательном процессе.

Экономическая значимость работы заключается в упорядочении нормотворческой деятельности, усилении рационального и основанного на конституционных принципах и нормах подхода к регулированию общественных отношений, что должно содействовать повышению доверия граждан к органам публичной власти, экономии государственных средств.

Прогнозные предложения о развитии объекта исследования. В перспективе анализ указанных проблем не потеряет своей актуальности и будет способствовать совершенствованию и упорядочению нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Республики Беларусь.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Тенденции развития и особенности нормативных правовых актов органов исполнительной власти
1.1 Особенности правового положения актов Комитета государственного контроля, Национального банка, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, Генерального прокурора Республики Беларусь
1.2  Правовой мониторинг актов органов исполнительной власти
1.3 Проблемы рациональности исполнительной власти и пути ее совершенствования
1.4 Динамические процессы в правовом регулировании органов исполнительной власти
2 Совершенствование процессуальных механизмов нормотворческой деятельности органов исполнительной власти
2.1 Актуальные вопросы совершенствования процессуального механизма инициирования, подготовки и принятия нормативных правовых актов органов исполнительной власти
2.2 Направления развития законодательства Республики Беларусь, регулирующего проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов органов исполнительной власти
2.3 Роль обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов органов исполнительной власти в защите прав и свобод граждан Республики Беларусь
2.4 Совершенствование нормотворческой деятельности органов исполнительной власти в контексте построения информационного общества в Республике Беларусь
3 Нормативные правовые акты органов исполнительной власти и нормы международного права
3.1 Участие органов исполнительной власти в принятии и реализации решений международных организаций в Республике Беларусь
3.2 Полномочия органов исполнительной власти по выполнению международных договоров
3.3 Нормотворческая деятельность органов исполнительной власти в условиях вступления в ВТО
3.4 Нормотворческая деятельность органов исполнительной власти в контексте достижения целей устойчивого развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ