Отчет

”Совершенствование административно-деликтного законодательства Республики Беларусь в условиях либерализации экономики“ (научный руководитель – доктор юридических наук, профессор Чуприс О.И.).

Отчет 250 с., 1 ч., 1 табл., 273 источников, 1 прил.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере нормотворчества и применения материальных и процессуальных норм административной ответственности.

Цель работы состоит в развитии теоретико-прикладных основ административной ответственности на основе разработки концептуальных подходов к правовому закреплению и применению мер административной ответственности в современных условиях взаимодействия государства и общества, в том числе с учетом специфики отдельных областей государственного управления в условиях либерализации экономики.

Наиболее значимые результаты научного исследования:

– установлено, что мера административного взыскания может рассматриваться во взаимосвязи формально-юридического и правоприменительного аспектов, придающих ей практически значимый смысл. В формально-юридическом контексте названная мера определяется в следующих значениях, получивших нормативное закрепление: 1) измерения особой юридической ответственности – административной ответственности; 2) взаимосвязанной совокупности различных видов административных взысканий (санкций); 3) вида и размера наказания, предусмотренного за совершение конкретного правонарушение. В правоприменительном контексте мера административной ответственности представляет собой реальную меру неблагоприятных последствий для нарушителя административного закона, наказание, назначенное за совершенное правонарушение. Под мерой административного взыскания, сочетающей в себе оба смысла, следует понимать определенный вид и размер административного взыскания, избираемого органом с учетом норм права, лицу, признанному виновным в совершении правонарушения;

– сформулировано понятие принципа административно-деликтного права (требования нравственного, идеологического и политического характера, обусловленного потребностями и закономерностями общественного развития, направленного на выполнение задач административно-деликтного права, обязательные как для нормотворческих, так и для правоприменительных органов и выполняющего функцию непосредственного и опосредованного регулирования общественных отношений) и выделено свыше 40 их видов;

– определены особенности, проблемные аспекты и направления повышения эффективности административно-деликтного воздействия в условиях либерализации экономики, в том числе в отдельных сферах государственного управления, а именно: 1) установлено, что под налоговым администрированием следует понимать управление процессом взаимодействия между участниками налоговых правоотношений, возникающих в ходе исполнения обязательств перед бюджетами различных уровней бюджетной системы, в рамках деятельности налоговых органов; 2) сформулировано понятие административного правонарушения в антимонопольной сфере (противоправное, виновное деяние физического или юридического лица, нарушающее охраняемые общественные отношения в сфере защиты конкуренции и недопущения монополистической деятельности, за которое установлена административная ответственность) и выявлены его признаки; 3) обоснована необходимость четкого определения составов административных правонарушений, основанных на закрепленных природоохранным и природоресурсным законодательством правилах правомерного поведения; 4) в условиях либерализации экономики безусловным должен стать приоритет сотрудничества таможенных органов и добросовестных субъектов хозяйствования;

– сформулированы предложения по совершенствованию Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и иных актов административного законодательства Республики Беларусь, а именно:

  • в КоАП закрепить: 1) принцип соотношения вида и размера налагаемого административного взыскания и целей его наложения для восстановление нарушенного баланса общественных отношений и недопущение повторности их совершения;2) возможность наложения взыскания более мягкого, чем предусмотрено в санкции статьи или замены административного взыскания, предусмотренного санкцией статьи Особенной части КоАП, предупреждением для реализации принципов справедливости при привлечении к административной ответственности и индивидуализации наказания;3) в гл. 15 КоАП правонарушения, заключающиеся в самовольном или ином незаконном пользовании природными ресурсами, оставив в гл. 10 лишь правонарушения, непосредственно посягающие на правомочия собственника природных ресурсов, т.к. отсутствие единого подхода к отнесению составов правонарушений в эколого-правовой сфере к различным главам КоАП затрудняет практическое применение мер ответственности; 4) уточненные формулировки ст.ст. 15.11, 15.13, 15.17, 15.28, 15.30, 15.31 КоАП в целях однозначной трактовки терминов «уничтожение», «повреждение», «загрязнение» как процесса либо как результата правонарушения; 5) налагать административное взыскание в виде предупреждения за совершения административных таможенных правонарушений, размер штрафа которых не превышает 10 базовых величин (ч. 3 ст. 14.2 КоАП и ст. 14.13);
  • изменить нормы ПИКоАП, регламентирующие составление протокола судебного заседания с установлением приоритета аудио- видеофиксации хода ведения процесса и возможностью составления протокола на бумажном носителе лишь в случае отсутствия такой возможности;
  • установить ограничение периода проверки, например, до трех лет, для повышения предсказуемости отношений с государством и рационализации организации деятельности контролирующих органов;
  • установить письменную процедуру истребования документов путем вручения проверяемому субъекту (его представителю) требования о предоставлении документов (информации) по унифицированной форме, утверждаемой каждым контролирующим органом.

Результаты исследования использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, в образовательном процессе.

Экономическая значимость работы определяется практической направленностью работы на совершенствование административно-деликтного законодательства и правоприменительной практики Республики Беларусь с целью повышения эффективности функционирования белорусской правовой системы в условиях либерализации экономики.

Прогнозные предложения о развитии объекта исследования: повышение эффективности административно-деликтного воздействия, а также качества его правового закрепления имеет существенное значение для государственного управления в Республике Беларусь в связи с развитием экономико-правовых механизмов, направленных на построение оптимальной модели взаимодействия контролирующих органов и субъектов экономической деятельности в условиях либерализации экономики, а также ориентацией Республики Беларусь на интеграцию в систему мирохозяйственных связей. Вышеуказанное, по нашему мнению, свидетельствует о дальнейшем поступательном развитии объекта настоящего исследования и, соответственно, обусловливает целесообразность продолжения научных изысканий по данной тематике.

СОДЕРЖАНИЕ
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
1 Совершенствование правового регулирования отдельных мер административной ответственности
2 Некоторые аспекты обеспечения прав человека в административном процессе
3 Защита прав и законных интересов субъектов хозяйствования в административно-деликтных правоотношениях
4 Проблемы эффективности административно-деликтного воздействия в системе мер, обеспечивающих соблюдение эколого-правовых предписаний
5 Проблемные вопросы административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства
6 Проблемные вопросы административной ответственности за нарушение таможенного законодательства
6.1 Совершенствование правового регулирования мер административной ответственности, применяемых таможенными органами Республики Беларусь
6.2 Направления повышения эффективности административно-деликтного воздействия в сфере таможенного регулирования
7 Проблемы совершенствования административно-деликтного воздействия в сфере агропромышленного комплекса
8 Направления совершенствования законодательства об административной ответственности за правонарушения против общественного порядка
9 Административный процесс в налоговой сфере
10 Использование информационных технологий в институте пересмотра постановлений в административно-деликтном процессе в условиях либерализации экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А