Отчет

”Правовые механизмы реализации в национальном законодательстве принципов ”зеленой“ экономики в целях обеспечения устойчивого развития Республики Беларусь“ (научный руководитель – кандидат юридических наук, доцент Лаевская Е.В.).

Полученные результаты заключаются в следующем:

  • сформулированы подходы к более детальному правовому обеспечению таких видов экосистемных услуг, как экосистемные услуги по обеспечению пресной водой соответствующего качества, по поглощению углерода, по обеспечению эстетических и культурных ценностей ландшафтов, по сохранению биоразнообразия посредством разработки и принятия соответствующих методик оценки, технических нормативных правовых актов, а также внесения изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь ”Об охране окружающей среды“;
  • сделан вывод об отсутствии в национальном законодательстве возможности осуществления коммерческих схем ПЭУ, реализуемых посредством торговли квотами на выбросы парниковых газов и др. Разработка и внедрение таких схем возможна на основе идентификации ЭУ – по поглощению, снижению выбросов парниковых газов в законодательстве, на основе чего возможна экономическая оценка ЭУ, формирование юридически значимых признаков ”углеродного товара“, организация углеродного рынка. Соответствующие нормы, прежде всего, должны быть закреплены на уровне законодательных актов в специальном законе ”Об охране климата“ ;
  • обосновано, что в основе банкинга местообитаний лежит императивное требование законодательства о компенсации ущерба биоразнообразию в результате реализации строительной деятельности, иного воздействия на особые территории (водно-болотные угодья; территории произрастания/нахождения охраняемых видов). В целях внедрения подходов компенсации потерь биоразнообразию в законодательство Республики Беларусь предложено ввести норму об обязательности компенсационных мероприятий (компенсационных выплат) при реализации хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на биологическое разнообразие;
  • сформулировано предложение о целесообразности в рамках Договора о ЕАЭС предусмотреть требования о необходимости соответствия поставщиков и потенциальных поставщиков правилам в области охраны окружающей среды, определенным в законодательстве государств-членов ЕАЭС и в международных экологических договорах, участниками которых являются государства-члены ЕАЭС;
  • сделан вывод о необходимости формирования перечня международных стандартов (стандарты серии ISO), рекомендованных к учету в рамках проведения процедуры государственных закупок в государствах интеграционного объединения, а также единый для стран-членов ЕАЭС каталог ”зеленых“ товаров, их производителей и поставщиков, прошедших в установленном законодательством порядке процедуру экологической сертификации. Закрепление соответствующего положения с учетом практики ЕС и стандартов ОЭСР будет способствовать устойчивой политике государственных закупок в соответствии с международными трендами;
  • предложено создать единый электронный портал, содержащий всю соответствующую информацию обо всех закупках в ЕАЭС, совершенных с учетом экологических критериев (так называемый ”зеленый торговый центр“) в целях поддержки процесса устойчивого развития в интеграционном союзе и интересов субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • на основе анализа законодательства сделан вывод, что закрепленный в проекте Закона ”О производстве и обращении органической продукции“ подход к сертификации в сфере производства органической продукции является не целесообразным. Обоснована необходимость сертификации органического производства, что должно найти отражение в проекте Закона ”О производстве и обращении органической продукции“, а также принятия одного технического нормативного правового акта (государственного стандарта), регламентирующего вопросы сертификации органической продукции и процессов ее производства;
  • сделан вывод о целесообразности при формировании системы органов сертификации и инспектирования производства органической продукции использовать государственную модель контролирующих органов. Уполномоченным органом исполнительной власти в области производства органической продукции должно выступать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, которое делегирует свои контрольные функции государственным учреждениям, находящимся в его введении;
  • сформулирован подход к рассмотрению экологического туризма в качестве приоритетного направления государственного регулирования охраны окружающей среды и устойчивого использования природных ресурсов, а также туристической деятельности посредством закрепления данного положения в соответствующих нормативных правовых актах и программных документах, а в последующем принять отдельный нормативный правовой акт ”О развитии экологического туризма“ (Закон или по аналогии с правовым регулированием агроэкотуризма, Указ Президента Республики Беларусь), который определит понятие, цель, задачи, принципы, виды, субъекты и объекты экологического туризма, урегулирует права и обязанности субъектов; закрепит организационно-правовые и экономико-правовые меры, обеспечивающие развитие экологического туризма (экологическая сертификация экотуристических продуктов, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на объекты экологического туризма с учетом их потенциала, юридическую ответственность за нарушение законодательства об экологическом туризме).
  • сделан вывод о необходимости четкого отграничения экологического туризма от иных видов туризма и прежде всего от агроэкотуризма. Агроэкотуризм и экотуризм являются самостоятельными быстро развивающимися видами туризма в Республике Беларусь, но имеющие различные цели, объекты и субъектный состав. В этой связи целесообразно из термина агроэкотуризм исключить – эко и использовать применительно к нему понятие агротуризм или сельский туризм, что должно найти отражение в нормативных правовых актах, регламентирующих осуществление данного вида туризма в Республике Беларусь, в том числе в новом Указе Президента Республики Беларусь № 365 ”О развитии агроэкотуризма“ от 9 октября 2017 г.
  • с учетом действующего законодательства и целей развития ”зеленой“ экономики в Республике Беларусь предложено экологический туризм классифицировать на осуществляемый на особо охраняемых природных территориях и вне особо охраняемых природных территорий. Данная классификация имеет практическое значение, т.к. будет способствовать учету специфики при непосредственной организации экологического туризма на конкретных территориях и осуществлению экологического менеджмента. В этой связи отмечено наиболее перспективным развитие регулируемого экологического туризма в границах охранных зон заповедника, национальных парков и заказников республиканского значения, в том числе и путем создания экокластеров.

Научная НИР заключается в ее комплексности. Проблематика правового закрепления экосистемных услуг, ”зеленых“ государственных закупок, органического сельского хозяйства и экологического туризма практически не исследована в правовой литературе и в настоящее время не является предметом самостоятельного углубленного изучения, а потому требует основательного теоретического осмысления.

Степень внедрения. Результаты НИР внедрены в учебный процесс учреждения образования ”Белорусский государственный экономический университет“ и ”Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь“ (акты от 1 февраля 2017 г., 6 декабря 2017 г.).