”Теоретико-прикладные аспекты правового регулирования реализации и защиты прав субъектов трудовых правоотношений“ (научный руководитель – кандидат юридических наук, доцент Петоченко Т.М.).
Полученные результаты исследования заключаются в выработке обоснованных предложений, направленных на повышение эффективности правовых средств воздействия на общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации и защиты трудовых и социальных прав субъектами трудовых правоотношений, в частности:
- определены основные пути развития отдельных институтов трудового права, права социального обеспечения и гражданского процесса;
- сформулированы предложения по совершенствованию правового обеспечения локального регулирования трудовых и связанных с ними отношений, направленные на решение задач теоретического и практического характера, на закрепление выявленных сущностных свойств и видовых особенностей отраслевого понятия ”локальные нормативные правовые акты“ (предлагается дополнить ТК статьей, закрепляющей цель и условия принятия локальных нормативных правовых актов);
- анализ и сопоставление норм о заключении, изменении и прекращении трудового договора, позволили выявить ряд положений, нуждающихся в уточнении, как с точки зрения требований нормотворческой техники, так и сущностного содержания норм института ”Трудовой договор“;
- уточнены сформулированные в правовой науке определения терминов (в том числе, ”материальная ответственность сторон трудового договора“, ”реальный ущерб“, ”охрана труда“, ”комплексное использование правовых норм охраны труда“, ”социальная защита“, ”социальный риск“, ”профессиональный риск“, ”социальные права работников“ и др.) и обоснована необходимость легального закрепления отдельных из них;
- выработаны конкретные предложения по совершенствованию трудового законодательства Республики Беларусь в части регулирования материальной ответственности сторон трудового правоотношения в целях повышения его эффективности (например: во избежание неоднозначных толкований и для обеспечения необходимого уровня защиты трудовых прав, как нанимателя, так и работника предложено закрепить на уровне ТК обстоятельства, исключающие материальную ответственность работников; поскольку в ТК отсутствует системный подход к правовому регулированию материальной ответственности сторон трудового договора, в целях его формирования, предложено раздел V ”Ответственность работников и нанимателей. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде“ дополнить главами, в которых закрепить общие положения материальной ответственности сторон трудового договора и нанимателя);
- выработаны выводы о целесообразности пересмотра подходов к распределению классов профессионального риска в зависимости от видов экономической деятельности, о необходимости совершенствования профилактических мер в сфере охраны труда в Республике Беларусь, корректировке национального законодательства в данной сфере, обоснована необходимость внесения изменений и дополнений в Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 ”О страховой деятельности“;
- определены конкретные предложения по дополнению Трудового кодекса Республики Беларусь, Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. №301-З ”О третейских судах“ для обеспечения беспрепятственной возможности разбирательства третейскими судами трудовых дел в целях защиты трудовых и социальных прав субъектов трудовых правоотношений.
Новизна НИР состоит в том, что в нем впервые обоснованы новые предложения по совершенствованию норм основных институтов трудового права, права социального обеспечения, гражданского процесса, в целях повышения их эффективности в свете совершенствования правовой системы Республики Беларусь. Исследование имеет не только научную ценность, полученные выводы могут быть использованы в нормотворческой, правоприменительной деятельности, а также в учебном процессе.
Степень внедрения. Результаты НИР внедрены в учебный процесс учреждения образования ”Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь“ (акт от 6 декабря 2017 г.), ”Белорусский государственный экономический университет“ (акт от 14 декабря 2017 г.) и Белорусского государственного университета (акт от 14 декабря 2017 г. № 0304/768).