”Теоретико-прикладные аспекты реализации принципов гражданского права в условиях функционирования Евразийского экономического союза“ (научный руководитель – кандидат юридических наук, доцент Лосев С.С.).
Полученные результаты состоят в следующем:
- Название ст. 2 ГК Республики Беларусь «Основные начала гражданского законодательства» не охватывает всего механизма гражданско-правового регулирования общественных отношений, эффективность которого во многом обеспечивается реализацией общеправовых и отраслевых принципов права. Буквальное толкование названия вышеуказанной статьи позволяет говорить о распространении ее действия не на весь механизм гражданско-правового регулирования общественных отношений, а лишь на его часть – на нормы гражданского права, содержащиеся в актах гражданского законодательства. Вместе с тем остальные элементы механизма гражданско-правового регулирования (реализация, толкование гражданского права и др.) формально остаются вне пределов действия указанной статьи, хотя обеспечение принципов гражданского права в гражданских правоотношениях представляется не менее значимым, чем формирование и совершенствование на их основе гражданского законодательства. С учетом вышеизложенного представляется целесообразным изменить название статьи 2 ГК Республики Беларусь с «Основные начала гражданского законодательства» на «Основные начала гражданско-правового регулирования общественных отношений».
- Закрепленный в ст. 2 ГК Республики Беларусь перечень принципов права требует внесения в него изменений и дополнений, что обусловлено следующим:
- в гражданском законодательстве требуется разграничивать нормативно закрепленные принципы права, его презумпции и правовые декларации. Отдельные заявленные нормы-принципы по своей сущности и содержанию таковыми не являются, в частности, принцип социальной направленности регулирования экономической деятельности следует рассматривать как норму-декларацию, а принцип добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений является правовой презумпцией;
- принцип приоритета общественных интересов в контексте доктрины верховенства права должен быть заменен принципом баланса частных и публичных интересов. Вместо термина «общественный интерес» в гражданском законодательстве государств ЕАЭС целесообразно использовать термин «публичный интерес» как компромисс между не всегда совпадающими государственными и общественными интересами;
- в целях непредсказуемого и необоснованного вмешательства государства в сферу гражданского права следует законодательно закрепить принцип соразмерности. Важным направлением его реализации является юридическая и социальная обоснованность государственно-властных решений с точки зрения правовых целей, учет возможных альтернатив их достижения при меньшем вмешательстве в сферу частных интересов и недопущения необоснованной криминализации гражданско-правовых отношений.
- Нормативное закрепление в ГК Республики Беларусь и современное понимание принципа верховенства права в государствах-членах ЕАЭС содействуют расширению возможности реализации публичного интереса в гражданском праве: государством обеспечивается постепенная целенаправленная юридизация гражданско-правовой сферы путем высокой степени регламентации поведения его субъектов, детализации и конкретизации правовых предписаний, возрастанию объема императивных правовых норм, что в значительной степени сужает автономию воли и свободу участников гражданского оборота, деятельность которых должна соответствовать правовым предписаниям или не противоречить им.
- Принцип социальной направленности регулирования экономической деятельности является одновременно конституционным принципом и принципом гражданского права, законодательно закрепленным среди стран–участниц ЕАЭС только в ГК Республики Беларусь.
Конституционный принцип социальной направленности регулирования экономической деятельности имеет для гражданского права определяющее значение. Он проявляется в различных подотраслях и институтах гражданского законодательства; в то же время влиянию указанного принципа подверглись до настоящего времени не все гражданско-правовые институты.
С целью реализации указанного принципа законодатель в некоторых случаях допускает определенную степень вторжения в сферу частноправовых отношений, устанавливая ограничения действия гражданско-правовых принципов, в частности принципов равенства и свободы договора. При этом законом должен обеспечиваться разумный баланс между интересами государства, общества и отдельного гражданина.
- Сравнительно-правовой анализ норм гражданских кодексов государств-членов ЕАЭС позволяет говорить о различных подходах государств в закреплении принципа приоритета общественных интересов в своих национальных законодательствах. Одновременно с этим следует отметить, что Республика Беларусь является единственным государством, в гражданском кодексе которого прямо предусмотрен принцип приоритета общественных интересов.
Закрепленный в ст. 2 ГК Республики Беларусь принцип приоритета общественных интересов не должен рассматриваться как противопоставление публичных и частных интересов. Значение данного принципа для системы гражданского права Республики Беларусь состоит в том, что закрепленное в качестве принципа требование – осуществление гражданских прав не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц – является общим пределом для осуществления всех гражданских прав, выход за которые должен рассматриваться как злоупотребление гражданским правом.
Особое значение принцип приоритета общественных интересов имеет для формирования законодательства об интеллектуальной собственности, где он является критерием для законодательного установления ограничений исключительных прав, в том числе для применения механизмов принудительного лицензирования.
- Содержание принципа равенства участников гражданских правоотношений включает механизм обеспечения реализации не только юридического, но и фактического равенства. Обеспечиваемое на уровне гражданского законодательства равенство участников гражданских отношений обусловлено необходимостью следования государственным приоритетам и принятым международным обязательствам государства, равно как и доступ участников гражданских отношений к ресурсам и равный подход в обеспечении и защите прав и законных интересов может быть обусловлен правовым статусом субъектов. В ситуации необходимости создания преференций и преимуществ со стороны государства, а также дополнительных правовых гарантий (в виде установления прав в пользу более слабой стороны в правоотношении, обязанностей – для более сильной стороны) такие преференции и преимущества должны быть санкционированы законом.
- Принцип неприкосновенности собственности относится к числу конституционных принципов и реализуется во всех отраслях белорусского права. Гражданско-правовой принцип должен конкретизировать конституционно-правовой с учетом специфики общественных отношений, регулируемых гражданским правом, поэтому в ст. 2 ГК Республики Беларусь в числе основных начал гражданского законодательства должен быть закреплен принцип неприкосновенности частной собственности. Основное содержание принципа неприкосновенности частной собственности состоит в том, что государство принимает на себя обязательство не посягать на права частной собственности и защищать частного собственника от посягательств иных лиц, действуя в рамках заданных конституционных координат. Системоформирующая роль принципа неприкосновенности собственности состоит в том, что он призван сформировать, «выстроить» систему права, ее отдельной отрасли, связать ее отдельные элементы (нормы права) в единое органичное целое с целью эффективного правового регулирования имущественных отношений, составляющих необходимый фундамент рыночной экономики.
- Законодательно закрепляемая свобода договора никогда не может быть абсолютной. Естественная свобода, чтобы быть допустимой в обществе и защищаться государством, санкционируется благодаря закреплению определенных ограничений. Представляется, что существенным образом влияет на реализацию принципа свободы договора исполнение принципа равенства сторон. В свою очередь о реализации последнего нельзя говорить, если одна из сторон договора практически лишена возможности исключить из него обременительные условия.
Ограничения принципа свободы договора предусматриваются как нормами ГК так и положениями специальных актов законодательства. Специальные нормы в сфере страхования, организации и проведении процедур государственных закупок, не позволяют сторонам данных отношений использовать все предоставляемые им возможности.
Представляется, что законодательство государств-членов ЕАЭС в сфере реализации принципа свободы договора не требует гармонизации и унификации, поскольку не содержит серьезных противоречий и расхождений по данному вопросу. Потенциал принципа свободы договора может быть раскрыт путем более полного закрепления в законодательстве государств-членов ЕАЭС правомочий его составляющих, а также создания советующего правового инструментария для его реализации.
- Принцип добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений, являясь основополагающей базовой категорией существования и обеспечения стабильности гражданского оборота, имеет свои отраслевые особенности в частно-правовых отраслях и некоторых отраслях законодательства. При сохранении подхода законодательства в сфере инвестиций о необходимости наличия принципа добросовестности и разумности осуществления инвестиций конструкцию данного принципа целесообразно построить на долженствовании правомерного поведения инвестора, т.е. его обязанности действовать добросовестно и разумно, а также запрета нацеленности результата осуществления инвестиций исключительно на причинение вреда другим лицам, окружающей среде, историко-культурным ценностям. Помимо этого, считаем необходимым дополнить число объектов такими как здоровье человека и экономическая безопасность Республики Беларусь;
- Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела следует рассматривать в качестве отраслевого принципа гражданского права, развитого на основе общеправовых конституционных принципов недопустимости произвольного вмешательства в личную жизнь и произвольного ограничения прав и свобод. Исследуемый принцип адресован всем субъектам гражданского права и является для них определяющим ориентиром нравственного поведения в гражданском обороте, наряду с требованиями добросовестности, разумности и недопустимости злоупотребления субъективными правами. Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела также коррелирует с принципом соблюдения баланса частных и публичных интересов в гражданско-правовых отношениях.
Признак произвольности следует признать ключевым критерием принципа невмешательства в частные дела, поскольку именно произвольное, а не иное вмешательство в частные дела является недопустимым. В литературе не рассматривается также такой признак вмешательства, как причинение неблагоприятных последствий в результате данного деяния. Полагаем, что в правовом запрете вмешательства есть смысл, если данным деянием субъекту и его частным делам причиняется или может быть причинен вред. Отличительная черта вмешательства также состоит в том, что оно происходит помимо желания других участников соответствующего правоотношения.
Вмешательство в частные дела представляет собой определенные формы выхода субъектом за пределы допустимых форм поведения в гражданских правоотношениях и выражается в посягательстве на субъективные гражданские права третьих лиц, на порядок их возникновения, реализации и прекращения.
- Анализ гражданского законодательства и доктринальных подходов к принципу беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты позволяет сделать вывод о сложной правовой природе данного принципа. Данные принципы тесно вязаны между собой. Законодатель рассматривает данные принципы как единый принцип, что имеет под собой определенные основания. В тоже время считаем, что подход законодателя, закрепленный в ст. 2 ГК Республики Беларусь, нуждается в уточнении с точки зрения разграничения принципа беспрепятственного осуществления гражданских прав и принципа восстановления гражданских прав и их судебной защиты.
Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты имеет сложную дискуссионную правовую природу. Основополагающие начала, составляющие данный принцип, тесно связаны между собой. Законодатель рассматривает их как единый принцип, что имеет под собой определенные правовые основания, но в то же время раскрывает содержание только одного из них. Подход законодателя, закрепленный в ст. 2 ГК Республики Беларусь, нуждается в уточнении.
Предлагаем в ст. 2 ГК Республики Беларусь закрепить в качестве самостоятельных принципов:
- принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав и законных интересов (автономии воли) (граждане и юридические лица вправе свободно, по своей воле, своему усмотрению приобретать и осуществлять свои гражданские права и законные интересы);
- принцип обеспечения восстановления нарушенных гражданских прав и законных интересов (нарушенные гражданские права подлежат восстановлению способами, предусмотренными законом);
- принцип защиты гражданских прав и законных интересов (граждане и юридические лица вправе осуществлять защиту гражданских прав и законных интересов в суде и иными способами, предусмотренными законом, а также самозащиту гражданских прав и законных интересов с соблюдением пределов, определенных в соответствии с гражданско-правовыми нормами).
Анализ реализации принципа беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты в правотворческой деятельности свидетельствует об отсутствие единого подхода к формулированию и закреплению данного принципа в законодательных актах, регулирующих отдельные области гражданско-правовых отношений, что не способствует эффективному применению его в правоприменительной деятельности и порождает коллизии (например, в ст. 5 Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» рассматриваемый принцип формулируется следующим образом: «инвесторам гарантируется осуществление защиты прав и законных интересов в суде и иными способами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь», а его содержание раскрывается как «принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и законных интересов, их судебной защиты»; в ст. 5 Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» осуществление деятельности, защита рассматривается не в качестве принципа, а в качестве гарантии прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства).
Формулирование и закрепление рассматриваемого принципа в законодательных актах Республики Беларусь, предлагаем осуществлять с учетом обоснованного в рамках данной работы предложения о необходимости разделить данный принцип на три самостоятельных принципа гражданского законодательства.
Сравнительный анализ белорусского гражданского законодательства, а также гражданского законодательства стран-участниц Евразийского экономического союза свидетельствует в целом о единообразном подходе к закреплению принципа беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты в качестве одного из основных начал гражданского законодательства.
Научная новизна исследования состоит в том, что подобные комплексные исследования системы принципов гражданского права, в том числе в сравнительно-правовом аспекте, а также их влияния на прогрессивное развитие гражданского законодательства, а также предложения по совершенствованию правовых норм, закрепляющих эти принципы, сформулированы в Республике Беларусь впервые.
Практическую значимость: полученные теоретические выводы, относящиеся к законодательному определению и пониманию принципа приоритета общественных интересов могут быть использованы при совершенствовании норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, а также норм патентного законодательства и законодательства об авторском праве и смежных правах в части допускаемого ограничения исключительных прав, а также совершенствования механизма предоставления принудительных лицензий.
Степень внедрения: Акт о внедрении в учебный процесс БГЭУ от 01.02.2017 г.; Акт о практическом использовании результатов исследования в законотворческой деятельности от 22.12.2017 (НЦЗПИ); Акт о внедрении в образовательный процесс от 27.01.2017 (Академия МВД); Акт о практическом использовании результатов исследования в законотворческой деятельности от 23.11.2017 (Палата представителей Национального Собрания Республики Беларусь); Акт о внедрении (использовании) результатов научной работы в образовательном процессе от 27.11.2017 (Академия управления при Президенте Республики Беларусь); Акт о внедрении в образовательный процесс (Академия МВД) от 06.12.2017 г.