Отчет

”Развитие аграрного и экологического права и законодательства в контексте участия Республики Беларусь в интеграционных процессах“ (научный руководитель – кандидат юридических наук, доцент Лаевская Е.В.).

Полученные результаты заключаются в следующем:

— на основе проведенного анализа положений международных соглашений (Конвенции Эспо, Орхусской конвенции, Протокола по СЭО и др.) и имплементации их в действующем законодательстве Республики Беларусь выявлена необходимость совершенствования правового регулирования организации и проведения оценок воздействия на окружающую среду планируемых видов деятельности и государственных планов и программ, а именно ОВОС и СЭО, в части более четкого определения в законодательстве ”окончательного (финального) решения относительно планируемой деятельности“ и его правового режима, уведомления общественности о планируемой деятельности на более раннем этапе, чем это предусмотрено в действующем законодательстве, отражения в законодательстве особенностей СЭО, участия в СЭО общественности и органов здравоохранения на этапах скрининга, определения сферы охвата, мониторинга существенных экологических последствий государственных планов и программ – объектов оценки и т.д.;

— на основе проведенного анализа положений зарубежного законодательства, имеющего отношение к теме, выявлено, что:

  • зарубежный опыт правового регулирования ОВОС и СЭО и, особенно в европейском регионе, демонстрирует современную тенденцию активного формирования нормативных правовых актов в исследуемой области, основанных на положениях Конвенции Эспо и Протокола по СЭО, а также – на положениях соответствующих Директив ЕС. Содержательные, объектные, методологические различия ОВОС и СЭО являются объективными предпосылками для разработки отдельных специальных процедур для ОВОС и СЭО как в рамках единого нормативного акта, так и в отдельных актах;
  • традиционная для законодательства стран ВЕКЦА концепция ОВОС/ГЭЭ значительно отличается от подходов, определенных в международных соглашениях, а также в соответствующих Директивах ЕС применительно к ОВОС и СЭО, нуждается в пересмотре и обновлении с учетом международных стандартов, особенно, в части понимания сущности экологической оценки и роли отчёта (по ОВОС/СЭО); скрининга и сферы охвата оценки; отсутствия определения сферы охвата как отдельного этапа; роли заключения экспертизы; участия общественности;
  • тенденция активного содержательного обновления законодательства с целью внедрения ОВОС и СЭО характерна в большей степени для стран ВЕКЦА, являющихся одновременно Сторонами как Конвенции Эспо, так и Протокола по СЭО (Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина), а также для стран, связывающих свое политическое будущее с вхождением в Европейский Союз (Грузия, Молдова, Украина);

— на основе проведенного анализа положений международных договоров и законодательства Республики Беларусь, также сделаны выводы:

  • о необходимости уточнения правового понятия ”экологически значимое решение“ с целью его большей определенности и возможности на этой основе конкретизировать правовое положение субъектов правоотношений, их обязанностей по обеспечению участия общественности в принятии соответствующих решений. В перечне ”экологически значимых решений“ необходимо отразить решения государственных органов относительно целесообразности реализации конкретных видов деятельности применительно к ст. 6 Орхусской конвенции;
  • отмечено, что указание в ч. 2 ст. 15-2 Закона 2015 года на возможность общественного обсуждения отчетов об ОВОС не позволяет ликвидировать пробел в правовом регулировании отношений, возникающих по поводу организации участия общественности в принятии решений по конкретным видам деятельности, как того требует ст. 6 Орхусской конвенции. Отчет об ОВОС представляет собой лишь элемент проектной документации, а не решение государственного органа; процесс ОВОС не охватывает все виды деятельности и их изменения, решения о реализации которых должны обсуждаться с общественностью согласно международному соглашению; обсуждение отчета об ОВОС начинается на более позднем этапе, чем того требует конвенция, а подход нового Закона не позволяет с достаточной степенью определенности идентифицировать окончательное решение и то, как в нем отражены результаты участия общественности.

— сделан вывод о том, что в целях устранения пробелов правового регулирования отношений в области участия общественности в принятии решений по конкретным видам деятельности необходимо дополнить перечень ”экологически значимых решений“, закрепленных ст. 15-2 Закона 2015 года, экологически значимыми решениями государственных органов, принимаемых в отношении реализации:

  • видов деятельности, предусмотренных Приложением 1 к Орхусской конвенции, в том числе, видов деятельности, для объектов которой проводится ОВОС в соответствии с законодательством о государственной экологической экспертизе;
  • видов деятельности, не предусмотренных п. 1 выше, которые могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду;
  • изменений условий осуществления видов деятельности, указан¬ных в п. п. 1 и 2 выше, при проведении реконструкции, модернизации, расширения действующих объектов, предусматривающих увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод и образования отходов производства, иного вредного воздействия на окружающую среду. По мнению автора, при определении правовых критериев понятия ”значительного воздействия на окружающую среду“, используемого в пункте выше законодателю следует руководствоваться соответствующими критериями, указанными в Добавлении III Конвенции Эспо;

— сформулирован вывод о том, что, принимая во внимание положения ст. 6 и п. 21 Приложения I Орхусской конвенции, могут быть исключены из круга объектов общественного обсуждения решения о целесообразности осуществления конкретных видов деятельности:

  • осуществляемых в период не более двух лет в целях научных исследований, разработки и проверки наилучших доступных технических методов и технологий, не оказывающих вредного воздействия на окружающую среду и (или) не содержащих угрозу такого воздействия;
  • связанных со строительством и эксплуатацией оборонных объектов, объектов военной инфраструктуры;

— определяя правовое понятие ”экологически значимое решение“ автор предлагает выделять его специфические признаки: принятие, утверждение его уполномоченным государственным органом и (или) государственной организацией, обязательность исполнения, санкционирующий характер, отражение в решении экологических параметров, характеристик деятельности, то есть экологической информации о природных объектах (земельном участке, участке недр и т. п.), используемых в процессе реализации деятельности, и возможном вредном воздействии планируемой деятельности на окружающую среду;

— выделены три уровня нормативно-правового обеспечения процесса экологиации экономики: уровень стратегического правового обеспечения экологизации экономики, уровень оперативного правового обеспечения экологизации экономики, уровень секторального (отраслевого) обеспечения экологизации экономики;

— на основе выявления недостаточного уровня экологизации законодательства в сфере инвестиций предложено закрепить принцип экологизации в законодательстве в сфере инвестиций;

— актуальной задачей является обеспечение правового регулирования на сопоставимых принципах экологизации экономики и формирования благоприятного инвестиционного климата;

— предложены дефинитивный и нормообразующий способы закрепления экологических требований в тексте нормативного правового акта;

— разработан механизм закрепления экологических требований в законодательстве о государственных закупках с закреплением принципа экологизации государственных закупок;

— сделан вывод, что на основе норм Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 ”О развитии предпринимательства“ (далее – Декрет № 7) произведена систематизация требований в области охраны окружающей среды при осуществлении экономической деятельности субъектами хозяйствования;

— осуществлена классификация требований в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений зданий, сооружений, изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования на обязательные к соблюдению в процессе осуществления экономической деятельности субъектами хозяйствования и диспозитивные требования;

— предложена классификация общих требований в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений зданий, сооружений, изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;

— доказано, что основные направления совершенствования законодательства в сфере правового обеспечения экологизации экономики должны преломляться через нормы Декрета № 7, что требует гармоничного сочетания процесса формирования диспозитивных требований в области охраны окружающей среды и исключения излишней ”перегруженности“ ограничениями и нормативами.

— внесены предложения по совершенствованию действующего законодательства в рассматриваемой области общественных отношений;

— на основе анализа положений международных актов и степени их реализации в действующем законодательстве Республики Беларусь отмечена, несмотря на положительную динамику развития национального законодательства в области охраны окружающей среды, необходимость совершенствования правового регулирования организации и проведения экологического контроля;

— на основе анализа положений правовых актов стран ЕС определены следующие тенденции: стремление к гармонизации отраслевого законодательства с законодательством ЕС; раскрытие экологической информации и общественное участие в принятии решений; международное сотрудничество в области организации и проведения экологического контроля;

— на основе анализа зарубежного законодательства и юридической литературы сформулированы предложения по совершенствованию национального законодательства в области проведения экологической экспертизы.

— на основе анализа нормативных правовых актов и юридической литературы сформулированы теоретические основы организационно–правовых и экономических механизмов рационального использования и охраны вод, а также предложения по совершенствованию законодательства и понятийного аппарата в области охраны и рационального использования вод

— сформулировано понятие административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования;

— выявлены характерные признаки административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования;

— предложена юридически значимая классификация административных правонарушений против экологической безопасности, против окружающей среды и порядка природопользования;

— сформулировано понятие и выявлены основные признаки конструкции состава административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования;

— предложена юридически значимая классификация объектов административных правонарушений против экологической безопасности, против окружающей среды и порядка природопользования;

— выявлены характерные особенности элементов состава административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования;

— выявлены основные характерные особенности административного процесса по рассмотрению дел об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования;

— предложены направления совершенствования административно-процессуального законодательства в отношении рассмотрения дел об административных правонарушениях против экологической безопасности, против окружающей среды и порядка природопользования;

— выработаны конкретные предложения (разработан проект Закона Республики Беларусь ”О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях“) по совершенствованию законодательства об административной ответственности за административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования;

— предложены меры по совершенствованию применения норм административно-процессуального законодательства в отношении порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования.

Степень внедрения. Результаты НИР внедрены в учебный процесс учреждения образования ”Белорусский государственный экономический университет“ и ”Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь“ (акты от 1 февраля 2017 г., 6 декабря 2017 г.).