Основы устойчивого развития национальной правовой системы в XXI столетии: методология, теория, практика (шифр ”История, культура, общество, государство 5.01“, научный руководитель – кандидат юридических наук, доцент Павлов В.И.).
Отчет 91 с., 83 источника.
Цель исследования заключается в разработке антрополого-правовой методологии, основывающейся на взаимодействии права и современной антропологической реальности, поиске и обосновании юридических средств, обеспечивающих сохранение ценностной, культурной и национальной идентичности в современных условиях.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- предложить новые подходы к традиционным общетеоретическим понятиям, включая категории «правоотношения», «конституционные принципы», «конституционные ценности»;
- описать основные методологические установки антропологического подхода к праву;
- определить главные особенности понимания правоотношения в антропологической концепции права;
- раскрыть методологические различия оценки правоотношения в рамках антропологического типа правопонимания и в традиционной теории правоотношения;
- рассмотреть вопрос о правовой природе нормативности с позиции антропологии права;
- обосновать характеристику правовых принципов в онтологическом измерении, а также с точки зрения их места и роли в правовой системе;
- выявить сущностные аспекты и содержание конституционных принципов;
- рассмотреть нормы Конституции с позиции их определяющей роли в развитии системы законодательства и обеспечении конституционности нормотворческой деятельности;
- провести анализ и обобщение актуальных характеристик конституционных принципов, представленных в современных трудах по конституционализму;
- охарактеризовать основные атрибуты и сущностные свойства христианской аксиологии в ее соотношении с конституционной аксиологией;
- исследовать концепт правовой действительности с позиции аксиологического подхода с обоснованием необходимости включения христианских ценностей в качестве актуальной составляющей конституционной аксиологии;
- определить признаки процесса секуляризации права в аспекте ценностных трансформаций современной правовой действительности;
- раскрыть содержание главных правовых закономерностей исходя из специфики и сущности права как явления цивилизации и культуры;
- изучить общеправовые закономерности применительно к развитию и современному состоянию права;
- уточнить основные характеристики, предопределяющие статичность и динамичность права;
- исследовать сложившиеся в теории права подходы к понятию правовой культуры личности;
- уяснить содержание структурных элементов правовой культуры личности;
- проанализировать вопросы соотношения индивидуальной правовой культуры и правовой культуры общества.
Объектом исследования являются методологические установки антропологического и аксиологического подходов к праву, конституционные принципы, статические и динамические закономерности права, структурные элементы правовой культуры.
Исследование базируется на комплексном, системном анализе и синтезе знаний различных доктринальных направлений теории права, конституционного права. Выбор эпистемологических подходов к разработке научных проблем обусловлен совокупностью их эвристических возможностей. В исследовании использовались традиционные средства правового анализа, включая формально-логический, сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой, диалектический и другие методы. Обращение к гносеологическому потенциалу антропологии и юридической аксиологии позволило представить «живую реальность» права во всем многообразии его актуальных характеристик.
В результате проведенного научного исследования получены следующие научные результаты:
- дана общая характеристика антропологического подхода к праву, на основе данного подхода установлены сущностные характеристики нормативности;
- выявлены и изучены возможности антропологического подхода к решению проблемы методологических границ правоотношений;
- определена роль правовых принципов в качестве системообразующего фактора правовой системы, обеспечивающего сохранность внутрисистемных связей, поддерживающего единство и взаимосогласованность ее элементов;
- осуществлен анализ Конституции как действенного правообразующего фактора, нормативного и ценностного ориентира всего нормотворческого процесса;
- раскрыто содержание конституционных принципов в качестве разновидности правовых принципов, обладающей высшей степенью нормативной обобщенности и нормативно-ценностной императивности;
- в контексте современной теории конституционализма и белоруской правовой традиции осуществлена характеристика принципов Конституции и раскрыто их значение в отношении создания и преобразования конституционной реальности и перспективного развития правовой системы;
- определены сущностные характеристики современного этапа секуляризации права, включая ценностные эрозии и деформации правовой действительности;
- на основании ценностного подхода отражены различия христианской и конституционной аксиологий, сформулированы положения и рекомендации по развитию правовой аксиологии в направлении ее согласованности с христианской аксиологией;
- сделаны выводы и предложения относительно выстраивания правовой действительности и аксиологического развития права с учетом христианских ценностей;
- проведено обоснование и сформулированы сущностные характеристики статичного и динамичного состояний права;
- описаны структура и основные атрибуты индивидуальной правовой культуры как комплексного феномена;
- представлены характеристики правовой культуры личности в их соотношении с правовой культурой общества.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Методологические особенности понимания правоотношения в антропологической концепции права
2 Конституционные принципы и их значение для правотворческой и правоприменительной деятельности
3 Христианская аксиология и пути ее влияния на современную правовую действительность
4 Две главные закономерности двух главных состояний права – статического и динамического
5 Индивидуальная правовая культура: понятие и общая характеристика
Заключение
Список использованных источников