Международно-правовые механизмы обеспечения устойчивого развития Республики Беларусь (шифр ”История, культура, общество, государство 5.05“, научный руководитель – кандидат юридических наук, доцент Довгань Е.Ф.).
Отчет 243 с., 4 раздела, 459 источников.
Объектом исследования являются международные отношения в экологической, экономической, гуманитарной сферах и области безопасности, возникающие в связи с процессом формирования в рамках международного сообщества новой модели цивилизации – устойчивого развития и функционированием системы коллективной безопасности, в частности, по вопросам охраны окружающей среды, рационального использования трансграничных водотоков, деятельности региональных организаций в соответствии с главой VIII Устава ООН, международно-правовой ответственности, правопреемства в свете территориальных изменений, односторонних актов государств.
Цель работы – разработка теоретических, правовых и организационных основ в области устойчивого развития и коллективной безопасности, выявление соответствия норм права Республики Беларусь ее основным международным обязательствам, разработка предложений по совершенствованию законодательства Республики Беларусь и международно-правового регулирования в рассматриваемых областях.
Методологической основой исследования является диалектический метод. Кроме того, использовались исторический, формально-логический, системно-структурный методы, методы системного анализа, научного обобщения и научного моделирования.
Результаты исследования и их новизна. В результате проведенной работы подробно исследован процесс формирования концепции устойчивого развития и коллективной безопасности, определены их основные составляющие, цели, принципы и элементы. Отдельно изучены вопросы рационального использования трансграничных водотоков, деятельности региональных организаций, органов и соглашений в области поддержания международного мира и безопасности, роли односторонних актов государств в обеспечении устойчивого развития и коллективной безопасности, выявлены основные элементы и принципы международно-правовой ответственности, рассмотрена специфика правопреемства международных договоров в случае территориальных изменений. Проведен анализ законодательства и практики Республики Беларусь в указанных областях, разработаны предложения по совершенствованию белорусского законодательства и международно-правового регулирования.
Новизна. Несмотря на достаточно подробную изученность отдельных элементов указанных проблем в науке международного права, имеющиеся исследования отражают преимущественно традиционную точку зрения и не учитывают современных реалий и изменений на международной арене. Часто отсутствует комплексное видение и анализ. По отдельным вопросам (деятельность региональных образований и соглашений согласно главе VIII Устава ООН, односторонние акты государств) в русскоязычной доктрине работы практически отсутствуют.
Степень внедрения. Результаты исследования внедрены в учебный процесс при преподавании курсов «Международное экологическое право», «Международное публичное право», «Международно-правовое регулирование коллективной безопасности», «Ответственность международных организаций» для студентов специальности «Международное публичное право» факультета международных отношений Белорусского государственного университета; курса «Международное публичное право» для студентов специальности «Правоведение» юридического факультета Белорусского государственного университета. Выводы и предложения апробированы на международных и республиканских научных и научно-практических конференциях, нашли свое отражение в научных публикациях.
Область применения. Помимо внедрения в учебный процесс полученные результаты могут быть использованы государственными органами Республики Беларусь при подготовке позиции Республики Беларусь для обсуждения различных аспектов устойчивого развития и коллективной безопасности, деятельности региональных организаций, включая СНГ, ОДКБ, ШОС в данной области, при подготовке международно-правовых актов, а также в ходе совершенствования законодательства Республики Беларусь, в том числе Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, Государственной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь и иных. Они также могут использоваться экспертами и учеными в ходе дальнейшей научной работы в рассматриваемых областях.
Прогнозные предложения о развитии объекта исследования. Проблемы устойчивого развития и коллективной безопасности не потеряют своей актуальности в обозримом будущем. Более того, изменения, происходящие в сферах экономики, экологии, безопасности, все больше требуют решения существующих и возникающих проблем. После произошедших за последние 20 лет изменений система коллективной безопасности должна определиться по всем основным параметрам и уровням. Должны быть согласованы основные направления и элементы устойчивого развития, которые могут быть реализованы на практике как наиболее развитыми государствами, так и теми, которые находятся за чертой бедности. Указанные цели могут быть достигнуты только в случае обеспечения верховенства права в международных отношениях независимо от сферы регулирования (экономика, экология, политика, безопасность). В этой связи все большее внимание будет уделяться реализации различных международных обязательств (в том числе, вытекающих из международных обычаев и односторонних актов государств), развитию механизмов обеспечения их выполнения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
1 Концепция устойчивого развития как характерная черта права международного сообщества | |
1.1 Формирование концепции устойчивого развития и ее отражение в международном праве | |
1.2 Понятие, цели и принципы устойчивого развития | |
1.2.1 Понятие устойчивого развития | |
1.2.2 Экологическая составляющая устойчивого развития | |
1.2.3 Принципы устойчивого развития | |
1.3 Правовой механизм реализации концепции устойчивого развития в Республике Беларусь | |
1.4 Устойчивое развитие и охрана водных ресурсов: вопросы взаимосвязи | |
1.5 Справедливое и рациональное использование общих водотоков в контексте устойчивого развития | |
|
|
2.1 Понятие системы коллективной безопасности и ее элементы | |
2.1.1 Безопасность в современном международном праве | |
2.1.2 История коллективной безопасности | |
2.1.3 Понятие, характеристики и элементы коллективной безопасности | |
2.1.4 Система коллективной безопасности | |
2.1.5 Проблемы коллективной безопасности в рамках ООН | |
2.2 Понятие и характеристики региональных организаций как элемента системы коллективной безопасности | |
2.2.1 Понятие региональных организаций согласно главе VIII Устава ООН | |
2.2.2 Территориальная сфера деятельности региональных организаций | |
2.2.3 Компетенция | |
2.2.4 Механизм квалификации | |
|
|
2.4 Односторонние акты государств как инструмент межгосударственного сотрудничества | |
2.4.1 Явление «унилатерализма» в международном праве и его значение для международных отношений | |
2.4.2 Односторонние акты государств stricto sensu | |
2.4.3 Значение отдельных видов односторонних актов государств для устойчивого развития и международной безопасности | |
2.4.4 Имплементация односторонних актов государств | |
3 Международно-правовая ответственность в контексте устойчивого развития | |
3.1Международно-правовая ответственность как комплекс норм, обеспечивающих эффективное функционирование международного права | |
3.1.1 Место международно-правовой ответственности в системе международного права | |
3.1.2 Сущность международно-правовой ответственности: позитивный и негативный аспекты | |
3.1.3 Понятие международно-правовой ответственности | |
3.2 Принципы и основания международно-правовой ответственности | |
4 Правовые последствия и влияние территориальных изменений на выполнение международных обязательств в контексте устойчивого развития | |
4.1 Добросовестное выполнение международных обязательств – содержание, обусловленность, комплексность | |
4.1.1 Принцип pacta sunt servanda, право международных договоров и институт правопреемства – их соотношение и взаимодействие | |
4.1.2 Понятие «правопреемство государств» в международном праве. Двойственность понятия | |
4.1.3 Основные теории и принципы правопреемства государств | |
4.2 Правовые последствия территориальных изменений в отношении международных договоров……………………………………………………………………………………… | |
4.2.1 Правовые последствия территориальных изменений в отношении отдельных видов договоров | |
4.2.2 Внутригосударственная процедура и практика осуществления правопреемства Республики Беларусь – основные аспекты | |
Заключение | |
Список использованных источников |