”Развитие аграрного и экологического права и законодательства в контексте участия Республики Беларусь в интеграционных процессах“ (шифр ”Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества 5.05“, научный руководитель – кандидат юридических наук, доцент Лаевская Е.В.).
Отчет на 359 с., 471 источника.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования организационно-правовых и экономических механизмов охраны окружающей среды и природопользования, урегулированные нормами права, в контексте участия Республики Беларусь в интеграционных процессах.
Цель работы – выявление теоретико-правовых и практических проблем использования организационно-правовых и экономических механизмов охраны окружающей среды и природопользования в контексте устойчивого развития Республики Беларусь, принимая во внимание современные экологические вызовы, разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию организационно-правовых и экономических механизмов охраны окружающей среды и природопользования, а также практических рекомендаций по применению соответствующих норм.
Методологическую основу исследования составляют общие и частные методы научного познания: сравнительно-правовой, логический, системный, формально-юридический, диалектический и другие.
Теоретическую основу исследования – положения законодательства Республики Беларусь и зарубежных государств в соответствующей области регулирования, научных и научно-практических работ отечественных и зарубежных авторов по проблемам правового обеспечения развития ”зеленой“ экономики, правоприменительной практики в области использования организационно-правовых и экономических механизмов охраны окружающей среды и природопользования Республики Беларусь и зарубежных государств.
Полученные результаты заключаются в следующем:
- проанализировано понятие ”устойчивое развитие“ и его доктринальные определения. На основе проведенного исследования сформулированы научно-обоснованные выводы о том, что ”устойчивое развитие“ – самостоятельная научная концепция, базовая стратегия организации жизнедеятельности любого современного общества и государства;
- исследованы теоретические и законодательные подходы к решению вопроса о внедрении устойчивого развития в нормативные документы. На основе проведенного исследования сформулированы предложения о легальном определении ”устойчивого развития“ как направленного закономерного изменения человеческого потенциала и роста качества жизни, развития научно-технического и экономического потенциала, которые удовлетворяют потребности настоящего времени, но не ставят под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности, о выделении ”устойчивого развития“ в качестве стратегического национального интереса в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь и исключении из названия Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года слова ”социально-экономического“;
- определены основные мировоззренчиские принципы устойчивого развития – самовразумление, созидание, сотрудничество, воплощенные в концепции биоцентризма;
- установлено, что важнейшей задачей государственной политики в контексте достижения прогрессивных идей устойчивого развития, требующей усиления внимания к ней всех государственных органов, остается экологизация сознания и мировоззрения человека;
- сформулирован вывод о возможности отнесения устойчивого развития к категории обычных норм международного права, который не только определяет всеобщность устойчивого развития в международном праве и национальном законодательстве большинства государств, но придание этой концепции качества обязательного юридического правила;
- на основе анализа норм европейских конституций выделены основные элементы конституционной концепции устойчивого развития – межпоколенческое равенство как охрана окружающей среды и экологических прав будущих поколений, рациональное природопользование, выражающееся в обязанностях государственных органов и частных лиц по достижению баланса охраны окружающей среды и экономического развития;
- проанализированы нормативные правовые акты, определяющие политику и меры Республики Беларусь в области сокращения выбросов парниковых газов и увеличение их абсорбции. Сформулированы теоретические выводы о том, что в большей степени отечественный законодатель ориентируется на административные методы регулирования в форме императивных запретов, ограничений, направленных на обеспечение энергосбережения, уменьшение удельных затрат (средств, энергии и т.п.), однако распространены также такие меры государственного регулирования как субсидирование из государственного бюджета деятельности отдельных субъектов хозяйствования, что имеет слабое стимулирующее воздействие к поиску низкоуглеродных сценариев развития производства и к сокращению издержек. Кроме того, различные условия и методики ценообразования и формирования тарифов для негосударственных производителей энергии и государственных организаций не способствуют обеспечению привлекательности энергоэффективного, направленного на сокращение парниковых газов развития субъектов хозяйственной деятельности;
- обоснована целесообразность разработки закона об охране климата (о регулировании воздействия на климат), в котором найдут свое отражение: понятие климата как климатической системы в понимании современных международно-правовых соглашений, принципы охраны климата и регулирования воздействия на климат, в том числе, принцип защиты нынешнего и будущих поколений от глобальных изменений климата, принцип государственного регулирования и управления в области охраны климата, включая использование рыночных механизмов сокращения выбросов парниковых газов, принцип экономического стимулирования в области охраны климата, принцип участия общественности в принятии государственных решений, оказывающих негативное влияние на климат; правовые меры смягчения воздействия на климат, снижения уязвимости, повышения адаптации природных комплексов, экономики, социальной системы к изменяющемуся климату; компетенцию государственных органов, осуществляющих государственное управление и контроль в области охраны климата; сущность экономических стимулов, направленных на снижение выбросов парниковых газов и увеличения их абсорбции поглотителями, включая организационно-правовые и экономические механизмы и инструменты национального распределения обязательств по сокращению выбросов, возникновения, перехода и прекращения прав на выбросы парниковых газов, в том числе путем совершения сделок; порядок подтверждения достигнутых сокращений выбросов парниковых газов при реализации конкретных проектов и видов деятельности; основные требования, обязательные для соблюдения субъектами, деятельность которых связана с выбросами и поглощением парниковых газов; нормирование в области охраны климата; порядок ведения государственного кадастра антропогенных выбросов парниковых газов, национального реестра углеродных единиц, мониторинга выбросов парниковых газов, контроля за соблюдением климатического законодательства и ответственности за совершение правонарушений в обозначенной области отношений. Кроме того, сформулированы соответствующие предложения по изменению законодательства;
- доказана необходимость разработки специального климатического законодательства на основе подходов Парижского соглашения, реализации устремлений государства в направлении формирования ”зеленой“ низкоуглеродной экономики;
- исследованы теоретические и законодательные подходы к решению вопроса о формировании национального климатического или климатоохранительного законодательства. Сформулирован вывод о необходимости учета в данном случае двух групп мер: мер, направленных на адаптацию к изменяющемуся климату (которые позволяют адаптироваться к климатическим вызовам, которые носят необратимый характер) и мер, направленных на смягчение последствий климатических изменений (которые стимулируют субъектов к уменьшению выбросов парниковых газов в процессе хозяйственной и иной деятельности);
- обоснована необходимость разработки и внедрения ”углеродной“ цены продукции, то есть цены за выбросы парниковых газов. Предложено создать систему обязательного учета и отчетности выбросов парниковых газов, определить критерии для объектов такого учета, этапы отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов, разработать концепцию государственного регулирования сокращения выбросов парниковых газов. Формирование подобной системы учета является объективной основой формирования углеродного рынка как на национальном уровне, так и на уровне Евразийского экономического союза;
- в целях формирования единого подхода к пониманию сущности и специфики организационно-правового механизма охраны окружающей среды и природопользования, данный механизм предложено определять, как систему органов государственного регулирования и управления и систему осуществляемых ими мер организационного характера, опосредованных правовыми нормами, направленных на обеспечение охраны окружающей среды и рациональное природопользование;
- на основе анализа подходов законодателя в решении вопроса преодоления разрозненности мер организационно-правового механизма охраны окружающей среды и природопользования предложено систематизировать данные меры в отдельной статье Закона об охране окружающей среды и включить в нее планирование и нормирование качества окружающей среды, стандартизацию, лицензирование в области охраны окружающей среды, комплексные природоохранные разрешения, мониторинг окружающей среды, учет в области окружающей среды, кадастры природных ресурсов; экологическую экспертизу, стратегическую экологическую оценку, оценку воздействия на окружающую среду, экологический контроль; разрешение споров в области охраны окружающей среды, а также предусмотреть аналогичные нормы в природоресурсном законодательстве, конкретизирующие соответствующие меры применительно к отдельным компонентам природной среды;
- обоснована необходимость законодательного закрепления определение понятия ”экологическая сертификация“ и уточнение понятия ”экологический аудит“, а также включения данных мер в статье 79 Закона об охране окружающей среды в качестве мер экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования;
- предложено конкретизировать решающую стадию общественной экологической экспертизы не только в части придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы, которое должно учитываться заказчиком и иными лицами, но и распространение на нее требований и ответственности, предусмотренных для экспертов государственной экологической экспертизы;
- доказана целесообразность дополнения статьи 15-2 Закона об охране окружающей среды в части общественных обсуждений экологических докладов по стратегической экологической оценке; уточнения роли общественных обсуждений отчета об оценке воздействия на окружающую среду и экологического доклада по стратегической экологической оценке, закрепив в ст. 21 Закона ”О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду“ в качестве обязанности заказчика учитывать при доработке соответствующих проектов экологически значимых решений результатов общественных обсуждений отчета об оценке воздействия на окружающую среду и доклада по стратегической экологической оценке; закрепления в статье 15.3 КоАП ответственности за нарушение законодательства в области стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду;
- на основе теоретических и законодательных подходов предложена классификация экономических мер: разработка программно-прогнозных документов в части рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; финансирование исполнения программно-прогнозных документов и мероприятий в сфере охраны окружающей среды и природопользования; стимулирующее налогообложение и система платежей в сфере охраны окружающей среды и природопользования; проведение экономической оценки в сфере охраны окружающей среды и природопользования; гражданско-правовые сделки, направленные на улучшение состояния окружающей среды и устойчивое природопользование; иные экономические меры, направленные на охрану окружающей среды и устойчивое природопользование;
- обоснована целесообразность законодательного закрепления обеспечения оптимального сочетания государственных, общественных и частных интересов как одной из задач экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования;
- указано на необходимость разработки и принятия на уровне Указа Президента Республики Беларусь Экологической политики Республики Беларусь, направленной на обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий, предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду, восстановление нарушенных естественных экологических систем, обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;
- сделан вывод о возможности возврата к показателю ”снижение энергоемкости валового внутреннего продукта, в процентах к предыдущему году“, поскольку снижение энергоемкости валового внутреннего продукта предполагает принятие со стороны субъектов хозяйствования комплекса мер по внедрению энергосберегающих технологий, экономии электро-, тепло- и других видов энергии;
- сформулировано предложение о принятии специального нормативного акта, поощряющего осуществление инвестиций в производство экологически чистой продукции, например, предоставление земельных участков в упрощенном порядке, освобождение от уплаты за производство землеустроительных работ, освобождение от уплаты налогов в первые три года после начала производства такой продукции;
- определены основные направления развития законодательства в сфере оказания экосистемных услуг, среди которых принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь ”Об оказании экосистемных услуг на территории Республики Беларусь“, в котором следует отразить понятие и классификацию экосистемных услуг, сферу их пользования, принципы их оказания и оценки, правовое положение субъектов, включенных в систему оказания такого рода услуг, регулирование взаимоотношений между заказчиком и исполнителем по оказанию услуги по стоимостной оценке;
- сделан вывод о целесообразности сочетания экологического законодательства с законодательством в сфере осуществления инвестиций путем закрепления в последнем инвестиционных льгот при осуществлении инвесторами природоохранных мероприятий при реализации инвестиционного проекта;
- на основе анализа отечественных и зарубежных теоретических источников определены специфические черты и особенности экологического контроля в контексте устойчивого развития государства и экологизации экономики;
- исследованы правовые основы осуществления экологического контроля в Республике Беларусь, отмечено о возможности создания правовых условий для повышения активности граждан в сфере реализации экологических прав и обязанностей, совершенствования правового регулирования организации и проведения общественного экологического контроля, а также разработки унифицированного комплексного нормативного правового акта в сфере регулирования экологического контроля;
- проанализирован опыт правового обеспечения экологического контроля в государствах-членах Евразийского экономического союза, установлено, что практика регулирования данных отношений имеет большой положительный опыт соблюдения баланса интересов их участников, который может быть воспринят при совершенствовании национального законодательства в исследуемой сфере;
- определены два основные направления экологизации аграрной политики государства: создание условий для развития органического сельского хозяйства с целью появления новой экспортной позиции и соответствующего сегмента на отечественном продовольственном рынке в виде присутствия экологически чистых продуктов питания национального происхождения (биопродуктов), надлежащим образом сертифицированных, а также переход всей отрасли сельскохозяйственного производства на принципы ”зеленой“ экономики, что потребует внедрения экологической составляющей в аграрную политику государства;
- на основе анализа аграрных законов и технических нормативных правовых актов сделан вывод, что экологическая составляющая не прослеживается в огромном массиве аграрного законодательства и на данном этапе преждевременно говорить о факте его экологизации;
- проанализированы положения аграрной политики стран Евразийского экономического союза и выделены общие тенденции регулирования отношений в области сельского хозяйства: наличие специальных программ, нацеленных на наращивание объемов производства, поддержку сельхозпроизводителей со стороны государства с этой целью и пока только намерение развивать органическое сельское хозяйство, а также слабо выраженная экологическая составляющая, либо ее декларативность: отсутствие комплексного подхода с точки зрения реализации принципов устойчивого развития, провозглашение в большей степени намерений при отсутствии четких правил и механизмов их реализации, необеспеченность равнодоступности государственной поддержки для сельхозпроизводителей, их незаинтересованность в экологизации сельхозпроизводства;
- сделан вывод об отсутствии должного уровня развития аграрно-правовой науки и предложен основной алгоритм действий по экологизации аграрного законодательства;
- сформулировано доктринальное определение понятия ”рациональное (устойчивое) использование земель“ – это экономически эффективное, устойчивое и целевое использование земель, сопряженное с их охраной и осуществляемое с учетом социальной роли земли как основы жизнедеятельности человека, а также экологических связей в окружающей природной среде, а также высказана необходимость законодательного закрепления принципа ”рационального (устойчивого) использования земель“;
- предложено в целях предотвращения деградации, сохранения и увеличения плодородия земель, обеспечения рационального (устойчивого) их использования, устранения пробелов в правовом регулировании земельных отношений определить в Кодексе Республики Беларусь о земле цели охраны земель, правовые механизмы реализации мер по охране земель, а также особенности охраны отдельных категорий и видов земель, и установить жесткие требования не только по изъятию и предоставлению земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения и лесных земель лесного фонда, но и в отношении земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;
- обоснована необходимость законодательного выделения почв в качестве самостоятельного компонента природной среды, правовой режим охраны которых оправданно установить в Кодексе Республики Беларусь о земле;
- предложено разработать и принять специальный нормативный правовой акт, консолидирующий нормы, регулирующие порядок ведения всех реестров и регистров, составляющих государственный земельный кадастр;
- доказана целесообразность определения порядка проведения кадастровой оценки земель, подлежащих кадастровой оценке, учитывающий их экологическую и природоресурсную ценность;
- указано на необходимость законодательного закрепления положения о разрешении земельных споров исключительно в судебном порядке;
- сформулировано предложение по закреплению возможности расходования средств, полученных от проведения аукционов аренды и аукционов продажи, платы за право заключения договоров аренды земельных участков и платы за земельные участки, предоставляемые в частную собственность без проведения аукционов, на мероприятия, связанные с охраной земель.
Степень внедрения: опубликование результатов научного исследования в отечественных и зарубежных научных и научно-практических изданиях, участие с докладами по исследуемой теме в международных научных и научно-практических мероприятиях, использование в учебном процессе посредством чтения лекций и проведения семинарских занятий в учреждениях образования ”Белорусский государственный университет“ и ”Академия управления при Президенте Республики Беларусь“.
Рекомендации по внедрению: результаты научного исследования могут быть использованы субъектами права законодательной инициативы при разработке и внесении соответствующих законопроектов, в правоприменительной практике, при проведении дальнейших научных исследований по вопросам правового обеспечения использования организационно-правовых и экономических механизмов охраны окружающей среды и природопользования в контексте устойчивого развития Республики Беларусь, а также в учебном процессе при подготовке учебных программ, учебных пособий и преподавании учебных дисциплин ”Гражданское право“, ”Экологическое право“, ”Аграрное право“.
Область применения: законотворческая и образовательная деятельность, научные и научно-практические исследования.
Экономическая значимость исследования состоит в том, что внедрение его результатов в законодательство будет содействовать повышению эффективности функционирования организационно-правовых и экономических механизмов охраны окружающей среды и природопользования, что позволит сократить количество совершаемых нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
Прогнозные предположения о развитии объекта исследования: последующее исследование проблем организационно-правовых и экономических механизмов охраны окружающей среды и природопользования в контексте устойчивого развития Республики Беларусь, принимая во внимание современные экологические вызовы, является востребованным, поскольку сделает возможным усовершенствование механизма правового регулирования соответствующих общественных отношений.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Конституционные основы устойчивого развития и экологизации экономики
1.1 Устойчивое развитие как мировоззренческий принцип и методологическая основа современного конституционализма
1.2 Воплощение в конституционном законодательстве Республики Беларусь антропоцентрических либо биоцентрических установок устойчивого развития, определение перспектив развития конституционного законодательства в контексте современных экологических вызовов
1.2.1 К вопросу о понятии ”источник конституционного права“
1.2.2 Характеристика превалирующих научных идей (концепций) или мировоззренческих принципов устойчивого развития
1.2.3 Анализ Конституции Республики Беларусь на предмет воплощения в ней превалирующих научных концепций или мировоззренческих установок устойчивого развития, а также норм международного права в области устойчивого развития
1.2.4 Анализ иных источников конституционного права Республики Беларусь на предмет воплощения требований Конституции Республики Беларусь и норм международного права в области устойчивого развития
1.3 Конституционное законодательство Республики Беларусь и практика его применения в соотношении с международными обязательствами по переходу к устойчивому развитию. Опыт зарубежных государств в области правового закрепления конституционных основ устойчивого развития
- Влияние проблемы изменения климата на развитие законодательства Республики Беларусь с учетом современных международно-правовых подходов в контексте реализации концепции устойчивого развития
2.1 Современные международно-правовые подходы к решению проблемы изменения климата. Правовой анализ Парижского соглашения (г. Париж, декабрь 2015 г.) и его значения для развития законодательства Республики Беларусь
2.2 Современные международно-правовые подходы к решению проблемы изменения климата. Правовой анализ Парижского соглашения (г. Париж, декабрь 2015 г.) и его значения для развития законодательства Республики Беларусь
2.3 Законодательство Республики Беларусь, обеспечивающее регулирование отношений в области борьбы с климатическими изменениями, в контексте новых международных климатических договоренностей и реализации концепции устойчивого развития
2.4 Зарубежный опыт правового обеспечения регулирования воздействия на климат и адаптации к изменяющемуся климату в контексте реализации концепции устойчивого развития и экологизации экономики
2.5 Предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства Республики Беларусь, обеспечивающего регулирование отношений в области борьбы с климатическими изменениями, в контексте новых международных климатических договоренностей и реализации концепции устойчивого развития
3 Определение проблем понимания, содержания, системы и правового регулирования организационно-правовых механизмов охраны окружающей среды и природопользования в Республике Беларусь в качестве средств обеспечения устойчивого развития государства, экологизации экономики и перспектив совершенствования этих механизмов в контексте современных экологических вызовов
3.1 Исследование понятийного аппарата и теоретико-правовых основ организационно-правовых механизмов охраны окружающей среды и природопользования в Республике Беларусь в качестве средств обеспечения устойчивого развития государства и экологизации экономики
3.2 Исследование законодательства Республики Беларусь об организационно-правовых механизмах охраны окружающей среды и природопользования и определение перспектив совершенствования этих механизмов в контексте современных экологических вызовов
3.3 Исследование зарубежного опыта в области правового обеспечения развития организационно-правовых механизмов охраны окружающей среды и природопользования (сравнительно-правовой аспект)
3.4 Разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию системы и правовых основ регулирования организационно-правовых механизмов охраны окружающей среды и природопользования в Республике Беларусь в качестве средств обеспечения устойчивого развития государства, экологизации экономики и перспектив совершенствования этих механизмов в контексте современных экологических вызовов
4 Определение содержания, системы и сферы правового регулирования экономических механизмов охраны окружающей среды и природопользования в Республике Беларусь в качестве средств обеспечения устойчивого развития государства и экологизации экономики: общая характеристика
4.1 Исследование теоретических подходов к определению содержания, системы и сферы правового регулирования экономических механизмов охраны окружающей среды и природопользования в Республике Беларусь как средств обеспечения устойчивого развития государства и экологизации экономики
4.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы экономических механизмов охраны окружающей среды и природопользования в Республике Беларусь в контексте положений Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года
5 Правовое обеспечение контроля в области природопользования и охраны окружающей среды в Республике Беларусь в контексте устойчивого развития государства и экологизации экономики
5.1 Понятие контроля в области природопользования и охраны окружающей среды в контексте устойчивого развития государства и экологизации экономики: цели, задачи, принципы, виды, формы и методы
5.2 Исследование источников правового обеспечения контроля в области природопользования и охраны окружающей среды в Республики Беларусь и определение перспектив их совершенствования в контексте современных экологических вызовов
5.3 Исследование правового обеспечения контроля в области природопользования и охраны окружающей среды в странах ЕАЭС
5.4 Разработка рекомендаций по совершенствованию действующей системы и правовых основ обеспечения контроля в области природопользования и охраны окружающей среды в Республике Беларусь в качестве средства обеспечения устойчивого развития государства и экологизации экономики
6 Экономико-правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве в контексте устойчивого развития сельских территорий и экологизации аграрного законодательства
7 Правовое регулирование организационно-правовых и экономических механизмов рационального использования и охраны земель в Республике Беларусь в контексте устойчивого развития и экологизации экономики
7.1 Исследование понятийного аппарата и теоретико-правовых основ организационно-правовых и экономических механизмов рационального использования и охраны земель в качестве средств обеспечения устойчивого развития и экологизации экономики
7.2 Исследование законодательства Республики Беларусь об организационно-правовых и экономических механизмах рационального использования и охраны земель
7.3 Исследование зарубежного опыта в области правового регулирования организационно-правовых и экономических механизмов рационального использования и охраны земель (сравнительно-правовой аспект)
7.3.1 Правовое регулирование организационно-правовых и экономических механизмов рационального использования и охраны земель в государствах-членах Евразийского экономического союза (Российская Федерация и Республика Казахстан)
7.3.2 Правовое регулирование организационно-правовых и экономических механизмов рационального использования и охраны земель в странах дальнего зарубежья
7.4 Предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования организационно-правовых и экономических механизмов рационального использования и охраны земель в Республике Беларусь в качестве средств обеспечения устойчивого развития и экологизации экономики
Заключение
Список использованных источников