”Административно-правовое принуждение в государственном управлении Республики Беларусь“ (научный руководитель – доктор юридических наук, профессор Чуприс О.И.).
Отчет 199 с., 1 ч., 183 источника.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с применением в государственном управлении административно-правового принуждения.
Цель работы состоит в развитии теоретико-прикладных основ административно-правового принуждения в государственном управлении на основе разработки концептуальных подходов к правовому закреплению и применению административно-правового принуждения в современных условиях взаимоотношений государства и общества, в том числе с учетом специфики отдельных областей государственного управления.
Методологическую основу исследования составили идеи, концепции, теории, представления, взгляды исследователей о закономерностях развития административных правоотношений и их специфике, сущности и функциях государственного управления; достижения науки административного права, административного процесса и иных отраслей юридической науки. В процессе исследования применялись диалектико-материалистический, логический, системный, другие общенаучные методы, а также частнонаучные методы, такие как формально-юридический и сравнительно-правовой.
В ходе проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
- исследована сущность административно-правового принуждения в современных условиях, его значимость как стимулирующего либо препятствующего эффективному государственному управлению фактора. Определено, что административно-правовое принуждение применяется как регулятивный инструмент в сфере государственного управления, а также в связи с привлечением к административной ответственности;
- доказано, что меры административно-правового принуждения следует разделять на меры, применяемые в связи с осуществлением государственного управления (административно-предупредительные меры, меры административно-правового пресечения, административно-восстановительные меры) и меры, применяемые при привлечении к административной ответственности (меры административной ответственности, административно-восстановительные меры, меры обеспечения административного процесса). Административно-правовое пресечение применяется не только в сфере административно-деликтных процессуальных отношений как мера обеспечения административного процесса, а гораздо чаще в управленческих отношениях – при производстве контрольных (надзорных) мероприятий;
- выявлены особенности применения административно-правового принуждения в отдельных областях государственного управления (налогов и сборов, таможенного дела, обеспечения экологической безопасности, предпринимательской деятельности) и соотношение специальных требований и норм общего характера, закрепляющих систему и компетенцию государственных органов;
- рассмотрены пути повышения эффективности применения мер административно-правового принуждения с учетом защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц;
- обоснованы отдельные предложения по повышению эффективности ряда организационно-правовых мер в области охраны окружающей среды, предпринимательской деятельности, налогообложения, таможенного дела.
Научная новизна и значимость полученных результатов заключаются в проведении комплексного теоретико-прикладного исследования мер административного принуждения; путей повышения эффективности государственного управления и контроля. Обоснованы предложения по повышению эффективности ряда организационно-правовых мер в области административно-правового принуждения.
Результаты исследования могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности, образовательном процессе.
Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях международного и республиканского уровней.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Сущность и пределы применения административно-правового принуждения в государственном управлении
1.1 Сущность административно-правового принуждения в государственном управлении
1.2 Об административно-правовом принуждении и административной ответственности
1.3 Краткая характеристика видов мер административного правового принуждения
1.4 Пределы административного правового принуждения
2 Меры административно-правовой профилактики правонарушений
2.1 Социальные и политико-правовые основы государственного принуждения
2.2 Понятие и классификация административно-профилактических мер
2.3 Совершенствование механизма обеспечения прав человека в сфере административно-правовых отношений
3 Содержание и проблемы административно-правового принуждения в сфере предпринимательской деятельности
3.1 Сущность и динамика административного принуждения
3.2 Понятие и особенности административных правонарушений в сфере предпринимательства
3.3 Субъекты административных правонарушений в сфере предпринимательства
3.4 Отдельные проблемы административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательства
4 Содержание и проблемы административно-правового принуждения в сфере налогообложения
4.1 Содержание административно-правового принуждения в налоговой сфере
4.2 Административно-правовое принуждение в налоговой сфере
4.3 Административно-правовое принуждение в сфере обеспечения исполнения налогового обязательства
4.4 Отдельные проблемы применения мер административной ответственности за нарушение налогового законодательства
5 Содержание и проблемы административно-правового принуждения в области обеспечения экологической безопасности
5.1 Особенности содержания и механизмов реализации административно-правового принуждения в области обеспечения экологической безопасности
5.2 Проблемы правового регулирования экологического контроля
6 Содержание и проблемы административно-правового принуждения в сфере таможенного дела
6.1 Сущность, значение и особенности административно-правового принуждения в сфере таможенного дела
6.2 Правовое регулирование полномочий таможенных органов при применении административно-правового принуждения
6.3 Направления совершенствования применения мер административно-правового принуждения в сфере таможенного дела
Заключение
Список использованных источников