”Правовые механизмы реализации в национальном законодательстве принципов ”зеленой“ экономики в целях обеспечения устойчивого развития Республики Беларусь“ (научный руководитель – кандидат юридических наук, доцент Лаевская Е.В.).
Отчет 140 с., 139 источников.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и развития ”зеленой“ экономики в Республике Беларусь в целях обеспечения устойчивого развития государства. Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие рассматриваемые отношения, научные концепции, идеи, взгляды, теоретические разработки по исследуемой тематике.
Цель работы: выявление теоретико-правовых и практических проблем формирования ”зеленой“ экономики в Республике Беларусь, разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию национального законодательства с учетом принципов ”зеленой“ экономики, практических рекомендаций по применению соответствующих норм.
Задачи исследования:
- выявить правовые подходы к определению системы принципов ”зеленой“ экономики с учетом национальной специфики, определить приоритеты закрепления принципов ”зеленой“ экономики с учетом специфики экономической и правовой системы Республики Беларусь, ее национальных интересов;
- исследовать зарубежный опыт внедрения принципов ”зеленой“ экономики;
- провести анализ правовых основ организации ”зеленых“ государственных закупок в контексте развития ”зеленой“ экономики в Республике Беларусь;
- проанализировать основы правового регулирования развития ”зеленой“ экономики в сельском хозяйстве Республики Беларусь;
- исследовать правовые основы обеспечения продовольственной безопасности, производства и обращения органической продукции в контексте формирования ”зеленой“ экономики в Республике Беларусь;
- обосновать предложения по совершенствованию национального законодательства в рамках поставленных задач научного исследования, направленные на эффективное правовое регулирование отношений в области формирования ”зеленой“ экономики в Республике Беларусь.
Назначение исследования: подготовка предложений и рекомендаций по совершенствованию действующего национального законодательства в области формирования ”зеленой“ экономики и практики его применения.
Методологическую основу исследования составляют общие и частные методы научного познания: сравнительно-правовой, логический, системный, формально-юридический, диалектический и другие.
Теоретическую основу исследования – положения законодательства Республики Беларусь и зарубежных государств в соответствующей области регулирования, научные и научно-практические работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам правового обеспечения развития ”зеленой“ экономики, соответствующая правоприменительная практика Республики Беларусь и зарубежных государств.
Полученные результаты заключаются в следующем:
- выявлено существо понятия ”зеленая“ экономика с учетом международных подходов, определены приоритеты формирования ”зеленой“ экономики в Республике Беларусь. Предложено рассматривать ”зеленую“ экономику как модель, определяющую перспективы развития национальной экономики, в которой приоритеты экологической политики рассматриваются в ряду первоочередных, а также в качестве совокупности правовых принципов и инструментов, различных для каждого государства (прежде всего, с учетом географического расположения, экономического развития, состояния доминирующих отраслей производства и потребления и т.п.);
- обоснован вывод о необходимости внедрения и детализации принципов ”зеленой“ экономики, закрепленных в Национальном плане действий по развитию ”зеленой“ экономики в Республике Беларусь до 2020 года, в ряд государственных программ на 2016–2020 годы посредством дополнения их соответствующими разделами – подпрограммами;
- обоснована необходимость формализации стимулирующих правовых инструментов, определяющих перспективы ”озеленения“ производства и потребления в стране, особенно в области обеспечения ”зеленых“ государственных закупок, развития сельского хозяйства с учетом ”зеленых“ принципов, продвижения экологических инноваций, экосистемных услуг;
- выявлен ряд правовых барьеров, которые препятствуют продвижению экоинноваций в стране;
- обоснован вывод о том, что формирование проводимой аграрной политики Республики Беларусь с учетом принципов ”зеленой“ экономики повысит экологическую безопасность, а, следовательно, и конкурентоспособность производимой продукции, облегчит вхождение на новые продовольственные рынки, улучшит имиджевую составляющую страны как активного участника мирового продовольственного рынка;
- выявлены пробелы Национального плана действий по развитию ”зеленой“ экономики в Республике Беларусь до 2020 года в части формирования ”зеленой“ экономики в сельском хозяйстве и сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в этой области отношений (в частности, Декрета Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 ”О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности“, Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 345–З ”О государственно-частном партнерстве“, Указа Президента Республики Беларусь ”О государственной аграрной политике“ от 17 июля 2017 г. № 347, Государственной программой развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 2016 г. № 196, Инструкции о порядке проведения конкурсов по выбору исполнителей мероприятий, утвержденной постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 15 августа 2016 г. № 26, Положения о порядке субсидирования деятельности субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2014 г. № 954 и т.д.);
- обоснован вывод о том, что принятие Закона ”О сельскохозяйственной кооперации“, а также возможность объединения всех производителей сельскохозяйственной продукции в специализированных союзах (ассоциациях) при надлежащем правовом обеспечении создаст равные условия для объединения всех производителей, вне зависимости от их размера и организационно-правовой формы, повысив тем самым их конкурентоспособность и защиту, как на внутреннем, так и внешнем рынках;
- сформулирован вывод о необходимости формирования нормативного правового обеспечения отношений в области ”зеленых“ государственных закупок, включающего, в качестве первоочередных мер: нормативное определение правовых дефиниций ”зеленые“ закупки, экологические квалификационные требования к товарам, работам, услугам; определение экологических квалификационных требований к товарам, работам, услугам и порядка их применения; распределение ответственности между государственными органами относительно координации процедур ”зеленых“ закупок, коммуникации и мониторинга осуществления государственных ”зеленых“ закупок; определение ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за информацию о товаре, работе, услуге относительно продекларированных экологических характеристик, не соответствующих действительности и т.д. С учетом анализа зарубежного опыта сформулирован вывод о возможных перспективах разработки специального законодательного акта, например, Закона Республики Беларусь ”О ”зеленых“ закупках“;
- доказана целесообразность закрепления на законодательном уровне перечня товаров (работ, услуг), соответствующих требованиям ”зеленых“ государственных закупок с последующим созданием реестра ”зеленых“ товаров и субъектов хозяйствования, которые их производят, предложены критерии отбора соответствующей продукции;
- по аналогии с положением действующего законодательства о государственных закупках, закрепляющего преференциальную поправку для поддержки лиц с ограниченными возможностями в размере 10% к цене предложения при оценке и сравнении, предложено ввести преференциальную поправку по перечню товаров, работ, услуг ”зеленых“ государственных закупок;
- сформулированы предложения о совершенствовании нормативных правовых актов в целях обеспечения регулирования отношений в области ”зеленых“ государственных закупок (Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь ”О государственных закупках товаров (работ, услуг)“ и т.д.);
- сделан вывод о необходимости повышения уровня информированности и образовательного потенциала граждан путем создания системы просвещения и обучения в области организации и проведения ”зеленых“ государственных закупок;
- предложен подход к пониманию сущности правового обеспечения продовольственной безопасности, обоснована актуальность разработки и принятия базового Закона, регулирующего отношения в области организации сельского хозяйства Республики Беларусь, обоснованно предложение рассматривать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в качестве органа специальной компетенции по обеспечению продовольственной безопасности;
- одним из направлений обеспечения продовольственной безопасности предложено рассматривать формирование согласованной аграрной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности и развитие интеграции агропродовольственных рынков государств-членов СНГ, ЕАЭС, ТС как объективной необходимости и важного фактора роста экономики государств-участников данных региональных образований;
- обоснована необходимость разработки и принятия в Республике Беларусь Доктрины продовольственной безопасности, нормативных правовых актов, отражающих различные аспекты обеспечения продовольственной безопасности, в частности, Законов ”О продовольственной безопасности“, ”О развитии сельского хозяйства“, ”Об органическом сельском хозяйстве“, ”Об органическом земледелии“ и т.д.;
- сформулированы предложения о закреплении в Законе ”О производстве и обращении органической продукции“ правовых понятий ”органическая продукция“, ”производитель органической продукции“, стадийности процесса производства органической продукции, мер государственной поддержки и стимулирования производства органической продукции;
- принимая во внимание перспективы принятия специального Закона Республики Беларусь об органическом производстве (Закона ”О производстве и обращении органической продукции“), сделан вывод о необходимости внесения соответствующих изменений и дополнений в иные законодательные акты, в частности, Кодекс о земле, Законы ”О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека“, ”О защите прав потребителей“, Положение о страховой деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 ”О страховой деятельности“, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и т.п.
Степень внедрения: опубликование результатов научного исследования в отечественных и зарубежных научных и научно-практических изданиях, участие с докладами по исследуемой теме в международных научных и научно-практических мероприятиях, использование в учебном процессе посредством чтения лекций и проведения семинарских занятий в учреждениях образования ”Белорусский государственный университет“ и ”Академия управления при Президенте Республики Беларусь“.
Рекомендации по внедрению: результаты научного исследования могут быть использованы субъектами права законодательной инициативы при разработке и внесении соответствующих законопроектов, правоприменительной практике, при проведении дальнейших научных исследований по вопросам правового обеспечения использования организационно-правовых и экономических механизмов охраны окружающей среды и природопользования в контексте устойчивого развития Республики Беларусь, а также в учебном процессе при подготовке учебных программ, учебных пособий и преподавании учебных дисциплин ”Гражданское право“, ”Экологическое право“, ”Аграрное право“.
Область применения: законотворческая и образовательная деятельность, научные и научно-практические исследования.
Экономическая значимость исследования состоит в том, что внедрение его результатов в законодательство будет содействовать повышению эффективности реализации принципов ”зеленой“ экономики в Республике Беларусь, что будет способствовать устойчивому развитию государства.
Прогнозные предположения о развитии объекта исследования: последующее исследование проблем правового регулирования отношений в области формирования ”зеленой“ экономики Республики Беларусь, принимая во внимание современные экологические вызовы, является актуальным и востребованным, поскольку позволяет совершенствовать механизмы правового регулирования соответствующих общественных отношений в контексте устойчивого развития государства.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Понятие и принципы ”зеленой“ экономики, приоритеты для Республики Беларусь: правовой аспект
2 Основные направления правового обеспечения развития зеленой экономики в сельском хозяйстве
3 Правовые основы организации ”зеленых“ государственных закупок в контексте развития ”зеленой“ экономики в Республике Беларусь
4 Правовые основы обеспечения продовольственной безопасности в контексте формирования ”зеленой“ экономики в Республике Беларусь
5 Правовые основы производства и обращения органической продукции в контексте формирования ”зеленой“ экономики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников