Ответы на электронные обращения, носящие массовый характер

Ответ на обращения граждан, касающиеся порядка документирования населения

В Национальный центр законодательства и правовых исследований поступают обращения граждан, касающиеся порядка документирования населения, в частности, возможности выдачи документов, удостоверяющих личность, не содержащих идентификационного номера.

В рамках рассмотрения данных обращений неоднократно изучалось мнение заинтересованных государственных органов, проводилось исследование законодательства иностранных государств, регулирующего процесс документирования населения.

Анализ зарубежного законодательства показывает, что в иностранных государствах нет единого подхода к вопросу об указании идентификационных номеров в национальных паспортах.

В системах учета абсолютного большинства иностранных государств применяется один либо множество идентификационных номеров. Во многих государствах идентификационные номера указываются в паспортах граждан или заменяющих их внутри страны идентификационных карточках (например, в Дании, Грузии, Израиле, Исландии, Испании, Корее, Латвии, Литве, Македонии, Молдове, Норвегии, Нидерландах, Румынии, Сербии, Швеции, Эстонии), в других – не указываются (например, в Австралии, Австрии, Германии, Греции, Великобритании, Бельгии, Канаде, США, Франции, Финляндии, Японии). При этом отсутствие указания идентификационного номера в паспорте вовсе не означает, что его нет и в системах учета граждан он не используется.

Отсутствие идентификационного номера в документах, удостоверяющих личность, ряда стран объясняется высоким уровнем развития информационных технологий, при котором в процессе идентификации сведений о человеке не нужно вводить идентификационный номер в базу данных – достаточно поместить идентификационную карточку или паспорт в одно из считывающих электронных устройств, которые находятся повсеместно в каждой государственной организации.

Машиносчитываемая зона есть в паспортах практически всех государств. Часто такая зона и (или) электронные чипы имеются и в идентификационных карточках, служащих для идентификации сведений о гражданах внутри страны (например, в Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Израиле, Исландии, Испании, Канаде, Китае, Македонии, Румынии, Сербии, Словении, Финляндии, Швеции, Эстонии, Японии).

Что касается Республики Беларусь, большинство уполномоченных государственных органов полагает, что порядок документирования населения Беларуси должен быть для всех граждан единообразным, поскольку идентификационный номер необходим для однозначной идентификации сведений о личности. Исключение такого номера из обязательных реквизитов паспорта создаст условия, при которых невозможно будет осуществить идентификацию сведений о человеке после неоднократного изменения установочных данных (например, в результате нескольких вступлений в брак, смены имени, фамилии или отчества и т.д.). Именно такой недостаток был у ранее действовавшей системы советских паспортов, что порождало множество проблем, так как служило почвой для мошенничества и других преступных действий.

Необходимо отметить, что идентификационный номер не заменяет имени человека и не может восприниматься в качестве его альтернативы. Его использование вызвано развитием современных технологий, переходом от бумажного учета различной информации к формированию соответствующих электронных баз данных (о месте жительства, социальном страховании, налогообложении и других). Он применяется исключительно для целей точной персонификации сведений о лицах в административных реестрах и компьютерных базах данных.

XXI век – век компьютерных технологий, когда использование компьютерных ресурсов является неотъемлемой частью жизни как для государства, так и для граждан. Обеспечить взаимодействие различных баз данных посредством использования только фамилии, имени и отчества граждан невозможно, поскольку в таком случае вероятность совпадения данных о лицах очень высока. Практика показала, что нередки случаи, когда гражданин числится в базах данных как осужденный преступник или злостный неплательщик алиментов, хотя на самом деле таковым не является, просто его основные данные совпадают с данными настоящего преступника.

В случае отказа человека от фамилии, имени и отчества он становится «неузнаваем» для общества, поскольку невозможно узнать, кто он, когда родился, откуда приехал, кто его родители. Таким же образом без идентификационного номера невозможно «опознать» в компьютерной базе данных конкретного человека. Как уже отмечалось, идентификационный номер не заменяет имя человека, а дополняет (и то только для компьютера) набор информации о человеке, гарантируя, что этого человека компьютерная система не перепутает с кем-то другим.

Поэтому использование идентификационных номеров представляется необходимым.

В современном обществе идентификационные номера наряду с другими ключевыми данными (такими как адрес, учетный номер налогоплательщика, коды общегосударственных классификаторов и др.) используются в различных областях, в том числе при создании и ведении специальных кадастров, реестров и регистров. Это позволяет сократить сроки совершения различного рода процедур в интересах граждан, упорядочить соответствующие государственные системы и существенно снизить финансовые затраты (в том числе, со стороны граждан).

Идентификационный номер не вводится Законом Республики Беларусь от 21 июля 2008 года «О регистре населения», в этом Законе лишь упоминается, что такой номер существует и является составной частью сведений о человеке. Различные идентификационные номера уже давно используются в компьютерных системах Республики Беларусь для целей персонификации граждан (например, при государственном социальном страховании граждан, в налоговых правоотношениях).

Идентификационный номер не может являться основным признаком человека, так как не отражает физических, интеллектуальных или психологических особенностей человека.
Механизм создания идентификационного номера определен государственными органами Республики Беларусь исключительно для использования в пределах Республики Беларусь, в других государствах применяются другие алгоритмы создания идентификационных номеров. Никаких требований «международных финансовых институтов» или «мировых правительств» не существует.

Цифры, из которых состоит идентификационный номер – это такие же символы, как и буквы, из которых состоит фамилия, имя и отчество человека. И условное сочетание цифр в идентификационном номере так же безобидно, как и сочетание букв в имени человека.

Установление с помощью идентификационного номера тотального контроля за жизнью граждан невозможно, поскольку в регистре населения будут собираться только те сведения о гражданах, которые собираются уже продолжительное время и содержатся в различных информационных базах. Каких-то новых видов данных, которые раньше не собирались государственными органами, в регистре  не будет.
Кроме того, с помощью идентификационного номера невозможно добыть сведения, которые затем могут быть использованы для какого-либо давления на человека:

  • о расе, национальности и цвете кожи;
  • о мировоззрении, политических или религиозных убеждениях;
  • о каких-либо заболеваниях;
  • о сексуальной ориентации;
  • об усыновлении и многие другие.

При подготовке проекта Закона Республики Беларусь «О регистре населения» Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь запрашивалось мнение Белорусской православной церкви по поводу возможности использования в регистре идентификационных номеров. Белорусская православная церковь выразила свое согласие при условии, что персональные данные граждан, которые будут собираться в регистре населения, будут надежно защищены от несанкционированного доступа, копирования и распространения.

Кроме того, по информации Белорусского Экзархата Московского Патриархата, в заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 г. Церковь призывает не бояться внешних символов и знаков: ”Никакой внешний символ не может нарушить духовного здоровья человека, если не станет следствием сознательной измены Христу.“.

В связи с этим в указанном Законе уделено большое внимание вопросам защиты персональных данных, содержащихся в регистре.
Так, Законом предусмотрено, что регистр населения работает в автоматическом режиме. Это значит, что персональные данные вносятся в регистр автоматически государственными органами-поставщиками этих данных по закрытым каналам связи. Доступ к этим закрытым каналам связи будут иметь только уполномоченные специалисты тех государственных органов, которые указаны в Законе. Получить доступ к этим каналам связи невозможно будет ни через Интернет, ни через любые другие компьютерные сети.

Для ведения регистра будут использованы только те компьютерные программы и технические средства, которые сертифицированы в установленном законодательством порядке.

Каждая организация – получатель информации из регистра будет иметь доступ только к строго ограниченному сегменту персональных данных физических лиц и только в том случае, если такие данные необходимы ей для выполнения своих задач (например, налоговые органы, отделы ЗАГС).

Министерство внутренних дел Республики Беларусь будет осуществлять деятельность, направленную на предотвращение несанкционированного вмешательства в процесс ведения регистра, в том числе попыток незаконного доступа к персональным данным, содержащимся в регистре, их блокирования, копирования, предоставления, распространения, искажения, уничтожения, а также иных неправомерных действий в отношении этих персональных данных.

Согласно Закону уполномоченные сотрудники регистрирующей службы смогут исключать, хранить, восстанавливать и предоставлять персональные данные, содержащиеся в регистре, только в порядке, предусмотренном Законом.

Незаконное предоставление или распространение уполномоченными сотрудниками регистрирующей службы персональных данных, которые стали им известны в связи с их трудовой деятельностью, в том числе после прекращения данной деятельности, влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.