Ответ на обращения граждан, касающиеся порядка документирования населения |
В Национальный центр законодательства и правовых исследований поступают обращения граждан, касающиеся порядка документирования населения, в частности, возможности выдачи документов, удостоверяющих личность, не содержащих идентификационного номера. В рамках рассмотрения данных обращений неоднократно изучалось мнение заинтересованных государственных органов, проводилось исследование законодательства иностранных государств, регулирующего процесс документирования населения. Анализ зарубежного законодательства показывает, что в иностранных государствах нет единого подхода к вопросу об указании идентификационных номеров в национальных паспортах. В системах учета абсолютного большинства иностранных государств применяется один либо множество идентификационных номеров. Во многих государствах идентификационные номера указываются в паспортах граждан или заменяющих их внутри страны идентификационных карточках (например, в Дании, Грузии, Израиле, Исландии, Испании, Корее, Латвии, Литве, Македонии, Молдове, Норвегии, Нидерландах, Румынии, Сербии, Швеции, Эстонии), в других – не указываются (например, в Австралии, Австрии, Германии, Греции, Великобритании, Бельгии, Канаде, США, Франции, Финляндии, Японии). При этом отсутствие указания идентификационного номера в паспорте вовсе не означает, что его нет и в системах учета граждан он не используется. Отсутствие идентификационного номера в документах, удостоверяющих личность, ряда стран объясняется высоким уровнем развития информационных технологий, при котором в процессе идентификации сведений о человеке не нужно вводить идентификационный номер в базу данных – достаточно поместить идентификационную карточку или паспорт в одно из считывающих электронных устройств, которые находятся повсеместно в каждой государственной организации. Машиносчитываемая зона есть в паспортах практически всех государств. Часто такая зона и (или) электронные чипы имеются и в идентификационных карточках, служащих для идентификации сведений о гражданах внутри страны (например, в Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Израиле, Исландии, Испании, Канаде, Китае, Македонии, Румынии, Сербии, Словении, Финляндии, Швеции, Эстонии, Японии). Что касается Республики Беларусь, большинство уполномоченных государственных органов полагает, что порядок документирования населения Беларуси должен быть для всех граждан единообразным, поскольку идентификационный номер необходим для однозначной идентификации сведений о личности. Исключение такого номера из обязательных реквизитов паспорта создаст условия, при которых невозможно будет осуществить идентификацию сведений о человеке после неоднократного изменения установочных данных (например, в результате нескольких вступлений в брак, смены имени, фамилии или отчества и т.д.). Именно такой недостаток был у ранее действовавшей системы советских паспортов, что порождало множество проблем, так как служило почвой для мошенничества и других преступных действий. Необходимо отметить, что идентификационный номер не заменяет имени человека и не может восприниматься в качестве его альтернативы. Его использование вызвано развитием современных технологий, переходом от бумажного учета различной информации к формированию соответствующих электронных баз данных (о месте жительства, социальном страховании, налогообложении и других). Он применяется исключительно для целей точной персонификации сведений о лицах в административных реестрах и компьютерных базах данных. XXI век – век компьютерных технологий, когда использование компьютерных ресурсов является неотъемлемой частью жизни как для государства, так и для граждан. Обеспечить взаимодействие различных баз данных посредством использования только фамилии, имени и отчества граждан невозможно, поскольку в таком случае вероятность совпадения данных о лицах очень высока. Практика показала, что нередки случаи, когда гражданин числится в базах данных как осужденный преступник или злостный неплательщик алиментов, хотя на самом деле таковым не является, просто его основные данные совпадают с данными настоящего преступника. В случае отказа человека от фамилии, имени и отчества он становится «неузнаваем» для общества, поскольку невозможно узнать, кто он, когда родился, откуда приехал, кто его родители. Таким же образом без идентификационного номера невозможно «опознать» в компьютерной базе данных конкретного человека. Как уже отмечалось, идентификационный номер не заменяет имя человека, а дополняет (и то только для компьютера) набор информации о человеке, гарантируя, что этого человека компьютерная система не перепутает с кем-то другим. Поэтому использование идентификационных номеров представляется необходимым. В современном обществе идентификационные номера наряду с другими ключевыми данными (такими как адрес, учетный номер налогоплательщика, коды общегосударственных классификаторов и др.) используются в различных областях, в том числе при создании и ведении специальных кадастров, реестров и регистров. Это позволяет сократить сроки совершения различного рода процедур в интересах граждан, упорядочить соответствующие государственные системы и существенно снизить финансовые затраты (в том числе, со стороны граждан). Идентификационный номер не вводится Законом Республики Беларусь от 21 июля 2008 года «О регистре населения», в этом Законе лишь упоминается, что такой номер существует и является составной частью сведений о человеке. Различные идентификационные номера уже давно используются в компьютерных системах Республики Беларусь для целей персонификации граждан (например, при государственном социальном страховании граждан, в налоговых правоотношениях). Идентификационный номер не может являться основным признаком человека, так как не отражает физических, интеллектуальных или психологических особенностей человека. Цифры, из которых состоит идентификационный номер – это такие же символы, как и буквы, из которых состоит фамилия, имя и отчество человека. И условное сочетание цифр в идентификационном номере так же безобидно, как и сочетание букв в имени человека. Установление с помощью идентификационного номера тотального контроля за жизнью граждан невозможно, поскольку в регистре населения будут собираться только те сведения о гражданах, которые собираются уже продолжительное время и содержатся в различных информационных базах. Каких-то новых видов данных, которые раньше не собирались государственными органами, в регистре не будет.
При подготовке проекта Закона Республики Беларусь «О регистре населения» Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь запрашивалось мнение Белорусской православной церкви по поводу возможности использования в регистре идентификационных номеров. Белорусская православная церковь выразила свое согласие при условии, что персональные данные граждан, которые будут собираться в регистре населения, будут надежно защищены от несанкционированного доступа, копирования и распространения. Кроме того, по информации Белорусского Экзархата Московского Патриархата, в заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 г. Церковь призывает не бояться внешних символов и знаков: ”Никакой внешний символ не может нарушить духовного здоровья человека, если не станет следствием сознательной измены Христу.“. В связи с этим в указанном Законе уделено большое внимание вопросам защиты персональных данных, содержащихся в регистре. Для ведения регистра будут использованы только те компьютерные программы и технические средства, которые сертифицированы в установленном законодательством порядке. Каждая организация – получатель информации из регистра будет иметь доступ только к строго ограниченному сегменту персональных данных физических лиц и только в том случае, если такие данные необходимы ей для выполнения своих задач (например, налоговые органы, отделы ЗАГС). Министерство внутренних дел Республики Беларусь будет осуществлять деятельность, направленную на предотвращение несанкционированного вмешательства в процесс ведения регистра, в том числе попыток незаконного доступа к персональным данным, содержащимся в регистре, их блокирования, копирования, предоставления, распространения, искажения, уничтожения, а также иных неправомерных действий в отношении этих персональных данных. Согласно Закону уполномоченные сотрудники регистрирующей службы смогут исключать, хранить, восстанавливать и предоставлять персональные данные, содержащиеся в регистре, только в порядке, предусмотренном Законом. Незаконное предоставление или распространение уполномоченными сотрудниками регистрирующей службы персональных данных, которые стали им известны в связи с их трудовой деятельностью, в том числе после прекращения данной деятельности, влечет ответственность в соответствии с законодательными актами. |
Республика Беларусь
220030 г. Минск, ул. Берсона 1а
Телефон: (017) 200-12-25
Факс: (017) 222-40-96
E-mail: center@pmrb.gov.by
Режим работы: пн.-пт. 9.00–18.00,
перерыв: 13.00–14.00