Правотворчество – одна из основных обязанностей государства

Е.А.Воробей, советник консультант

В рамках рассматриваемого вопроса следует обратиться к понятию государства и определению его сущности.

Марксистско-ленинской теорией установлено, что государство принадлежит к области общественных явлений, следовательно, тесно связано с обществом и присущими ему экономическими, классовыми и идеологическими факторами, которые и определяют сущность государства, определяют его основное социальное назначение – регулирование общественных отношений в интересах экономически господствующего класса.

В настоящее время, как нам представляется, сущность государства заключается в том, что оно является аппаратом всесоциального управления, необходимого для организации общественной жизни, регулирования общественных отношений. Воздействие государства на систему общественных отношений с целью их упорядочения и планомерного развития называется государственным управлением.

Государственное управление в свою очередь осуществляется через государственные органы власти и должностных лиц, наделенных властными полномочиями, и основано на праве. Таким образом, основной задачей и обязанностью государства является его деятельность, направленная на регулирование общественных отношений, осуществление которой невозможно без законодательного закрепления, отражающегося в правотворческой деятельности соответствующих государственных органов.

Эффективность правотворческой деятельности проявляется в качестве принимаемых (издаваемых) государственными органами и должностными лицами нормативных правовых актов. На качество актов оказывают влияние ряд обстоятельств, связанных как с самой правотворческой деятельностью, так и с деятельностью по реализации принятых актов.

По нашему мнению, обязанность государства заключается в четком, неукоснительном соблюдении законодательства при исполнении своих служебных полномочий, в том числе в процессе правотворческой деятельности, а обязанность гражданина состоит в соблюдении этих нормативных правовых актов.

Представляется, что существующее мнение о том, что ответственность гражданина за нарушение правовых предписаний очевидна, а ответственность государства якобы прямо не установлена, не является бесспорным.
Так, ответственность государства установлена в Основном Законе государства – Конституции Республики Беларусь (часть вторая статьи 2): «государство ответственно перед гражданином за создание условий свободного и достойного развития личности, а гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».

При этом следует также учитывать, что ответственность государства (в лице его государственных органов или должностных лиц) закреплена и в иных актах законодательства Республики Беларусь, например в Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», в котором одним из принципов государственной службы провозглашен принцип персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей. В Главе 8 «Ответственность за нарушение законодательства о государственной службе» указанного Закона установлены конкретные меры дисциплинарного взыскания, применяемые к государственным служащим. Соответствующая ответственность закреплена также в локальных актах государственных органов.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с частью первой статьи 3 Конституции Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Следовательно, государство как таковое, государственные органы и должностные лица и представляют общность народа, которые вместе с народом должны обладать взаимными правами и обязанностями нести солидарную ответственность за принятые решения.