о результатах проведения правового мониторинга
1. Объект правового мониторинга
Объектом правового мониторинга являлся Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 ”О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь“
(далее – Указ № 510).
2. Организатор и сроки проведения правового мониторинга
Правовой мониторинг был организован Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (далее – НЦЗПИ), осуществлялся в период с 20 октября 2021 г. (начало)
до 1 ноября 2021 г. (окончание).
3. Правовые основания правового мониторинга
Правовой мониторинг осуществлялся в соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З ”О нормативных правовых актах“, Инструкцией о порядке проведения правового мониторинга, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 65, и подпунктом 26.14 пункта 26 плана работы НЦЗПИ на 2021 год, утвержденного Главой Администрации Президента Республики Беларусь И.П. Сергеенко
31 декабря 2020 г.
4. Мероприятия в рамках проведения правового мониторинга
Организатором правового мониторинга (НЦЗПИ) были запланированы и проведены следующие основные мероприятия:
4.1. непосредственный анализ Указа № 510 по общим показателям, определенным в пункте 11 Инструкции. Кроме того, НЦЗПИ были проанализированы следующие вопросы:
1) необходимость корректировки сфер, в отношении которых применяется Указ № 510 (исключение сфер, в которых применение
Указа № 510 является неэффективным, либо включение ранее изъятых из Указа № 510 сфер, в отношении которых применение Указа № 510 представляется целесообразным);
2) эффективность и целесообразность применения контрольного списка вопросов (чек-листов), предусмотренного абзацем шестым пункта 2 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510;
3) действенность реализуемого на практике подхода, предусмотренного пунктом 9 Указа № 510 (установление критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов), при проведении выборочных проверок.
4.2. направление запросов в 33 (тридцать три) заинтересованных государственных органа, иные организации о предоставлении в пределах компетенции информации о практике применения Указа № 510
(письмо НЦЗПИ от 4 октября 2021 №02-01-6/1064), анализ полученных ответов;
4.3. размещение информации (объявления) о проведении правового мониторинга на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, на официальном сайте НЦЗПИ в глобальной компьютерной сети Интернет; проведение в период с 20 октября по 1 ноября 2021 г. для сбора информации и предложений в отношении Указа № 510 (посредством создания темы в специальной рубрике ”Правовой мониторинг“ на официальном сайте НЦЗПИ в глобальной компьютерной сети Интернет), анализ полученной информации и предложений;
4.4. анализ выводов и предложений, содержащихся в Решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 25 мая 2016 г. № Р-1034/2016 ”О правовом регулировании приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, Решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 26 апреля 2016 г. № Р-1030/2016 ”О праве на обжалование решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц“ в отношении контрольной (надзорной) деятельности;
4.5. анализ статей, комментариев и иных публикаций, содержащихся в специальной, в том числе научной, литературе, в средствах массовой информации, справочных правовых системах, на сайтах и иных информационных ресурсах, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет.
5. Предложения и наиболее актуальные вопросы, содержащиеся в них. Основные выводы по результатам правового мониторинга
5.1. Указ № 510 следует признать в целом качественным законодательным актом, отвечающим современным социально-экономическим условиям, комплексно и системно регламентирующим порядок организации и осуществления контроля (надзора) в
Республике Беларусь, а также права и обязанности контролирующих (надзорных) органов. Правовое регулирование соответствующих отношений можно признать достаточно эффективным.
В 2021 году в НЦЗПИ не поступало обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, связанных с применением Указа № 510.
Отдельные недостатки, выявленные в Указе № 510, в том числе, исходя из практики его применения, по нашему мнению, не оказывают существенного негативного влияния на правоприменение и могут быть устранены при очередной комплексной корректировке Указа № 510 либо уже устраняются в рамках подготовленных законопроектов.
Вместе с тем от государственных органов и организаций поступили предложения концептуального характера, в том числе, по Указу № 510, направленные на перспективное развитие порядка организации и осуществления контроля (надзора) в Республике Беларусь.
5.2. При последующей комплексной корректировке Указа № 510 предлагается рассмотреть следующие вопросы:
предусмотреть такую форму государственного контроля (надзора) как документальный надзор (пункт 1 Указа № 510);
Справочно.
С целью осуществления своих полномочий контрольным (надзорным) органом предоставлено право требовать у субъектов хозяйствования документы. Кроме того, контрольным (надзорным) органам может дополнительно поступать информация о нарушениях законодательства от иных государственных органов.
С учетом действующего порядка, установив нарушение, понудить субъект к устранению выявленных возможно лишь путем проведения внеплановой проверки, поскольку в соответствии с нормами Указа № 510 требование об устранении выявленных нарушений выдается по результатам проверок.
В настоящее время на практике зачастую имеет место ситуация, когда контрольными (надзорными) органами все документы изучены, нарушения установлены, виновные лица привлечены к административной ответственности, но для выдачи требования об устранении нарушения с формальной точки зрения необходимо назначение внеплановой проверки.
уточнить второе подстрочное примечание к пункту 1 Указа № 510, определяющее понятие субъектов (проверяемых субъектов).
Так, предлагается относить к субъектам (проверяемым субъектам) не только представительства иностранных организаций, но и иностранные организации, не осуществляющие на территории Республики Беларусь деятельность через постоянные представительства, в связи с чем во втором подстрочном примечании к пункту 1 Указа № 510 слова ”представительства иностранных организаций,“ заменить словами ”в том числе иностранные организации и их представительства (постоянные представительства),“ ;
с целью единообразного применения контролирующими (надзорными) органами мер профилактического и предупредительного характера конкретизировать ”другие“ меры профилактического и предупредительного характера, предусмотренные пунктом 3 Указа № 510;
устранить противоречие между пунктом 4 Указа № 510 и частью второй пункта 89 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее – Положение о проверках) (в части невозможности проведения Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь внеплановых тематических оперативных проверок);
с целью уточнения порядка проведения проверок субъектов, со дня регистрации которых не истекло два года, и экономическим судом в отношении таких субъектов возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) и исключения неоднозначности применения абзацев второго – четвертого подпункта 12.3 пункта 12 Указа № 510 предлагается дополнить абзац пятый пункта 8 Указа № 510 после слов ”по возбужденному уголовному делу“ дополнить словами “, определению судов при возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)“, абзац четвертый подпункта 12.3 пункта 12 Указа № 510 словами “, определение о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)“;
в отношении пункта 9 Указа № 510 (действенность на практике подхода по установлению критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочных проверок)
рядом государственных органов высказано мнение о неэффективности на практике действующего подхода по установлению критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочных проверок и предложено изменить данный подход (чаще всего высказывались предложения об упрощении подхода и об установлении на республиканском уровне единых критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов);
установить в пункте 10 Указа № 510 изъятие из общего порядка проведения проверок для отдельных категорий юридических лиц – правопреемников;
Справочно.
В соответствии с пунктом 10 Указа № 510 проведение нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года, а также проведение в течение трех календарных лет нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) не допускается.
Вместе с тем пунктом 13 Указа № 510 установлено, что если проверяемый субъект, включенный в план выборочных проверок, реорганизован до начала выборочной проверки, контролирующий (надзорный) орган, запланировавший проверку, вправе назначить и провести выборочную проверку в отношении юридического лица – правопреемника.
При осуществлении контрольной (надзорной) деятельности имеют место случаи, когда юридическое лицо – правопреемник являлось так же и проверяемым субъектом, выборочная проверка которого была проведена ранее в этом же году контролирующим (надзорным) органом.
к абзацу четырнадцатому пункта 23 Указа № 510 добавить подстрочное примечание, в котором определить понятие государственного органа для целей Указа № 510;
в пункте 23 Указа № 510 дать определение терминам ”контрольные мероприятия“, ”контрольные (надзорные) мероприятия“, закрепить сроки проведения контрольных мероприятий для подтверждения устранения нарушений, выявленных в ходе проверки или мониторинга.
5.3. В целях устранения правовой неопределенности, а также исходя из практики применения, в Положении о проверках предлагается рассмотреть возможность урегулирования следующих вопросов:
в абзаце пятом пункта 2 Положения о проверках внести изменения в определение термина ”контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства“ (слова ”контроля (надзора)“ заменить словами ”проведения проверки“), исключить часть пятую пункта 24 Положения о проверках, в пункте 63 Положения о проверках слово ”проверки“ исключить;
определить порядок оформления встречной проверки, вид итогового документа и его содержание, порядок устранения выявленных нарушений, допущенных контрагентом или третьим лицом (пункт 25 Положения о проверках);
часть вторую и часть четвертую пункта 26 Положения о проверках после слов ”по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу“ дополнить словами ”и судов по находящимся в их производстве делам“;
детализировать сроки совершения действий проверяющих при возникновении и прекращении оснований для приостановления срока проведения проверки, определить термин ”возобновление проверки“ и регламентировать порядок такого возобновления (пункт 27 Положения о проверках);
в пунктах 27 и 28 Положения о проверках слова ”руководителя государственного органа или его уполномоченного заместителя“ заменить словами ”руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя“;
Справочно.
Учитывая, что контролирующий (надзорный) орган располагает всеми необходимыми документами для подтверждения необходимости по приостановлению или продлению срока проведения проверки, представляется целесообразным наделить полномочиями по продлению и приостановлению сроков проведения проверок руководителей контролирующих (надзорных) органов ( их уполномоченных заместителей), выдавших предписания на проведение этих проверок.
Особенно актуальной стала проблема своевременности приостановления проверок по причине временной нетрудоспособности проверяющих в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в республике, связанной с инфекцией ”COVID-19“.
с целью корректного прочтения норм пунктов 24 и 28Положения о проверкахв части изменения (продления) сроков проверки, а также увеличения срока, на который может быть однократно продлена проверка, предлагается изложить пункт 28 Положения о проверках в следующей редакции:
”28. По решению руководителя государственного органа или его уполномоченного заместителя проведение выборочной проверки свыше сроков, установленных пунктом 26, может быть однократно продлено, но не более чем на 15 рабочих дней, при наличии значительного объема документов, подлежащих проверке, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий (инвентаризаций, исследований, встречных проверок и других), если иное не установлено частью второй настоящего пункта.
В случае корректировки налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) при наличии информации об искажении плательщиком сведений о фактах совершения хозяйственных операций и (или) при установлении действительных обстоятельств их совершения, проведение выборочной проверки может быть однократно продлено на 60 рабочих дней.“.
в части второй пункта 59 Положения о проверках увеличить срок оформления и подписания проверяющим акта (справки) проверки при наступлении объективных причин (например, при временной нетрудоспособности);
уточнить часть вторую пункта 59 Положения о проверках в части его корреляции с пунктом 95 Положения о проверках(подписание актов (справок) проверок проверяющим (руководителем проверок) после ознакомления с актом (справкой) проверки органом уголовного преследования, по поручению которого была проведена проверка);
Справочно.
В соответствии с требованиями, установленными пунктами 95, 96 Положения о проверках, контролирующий (надзорный) орган, проводивший проверку по поручению органа уголовного преследования, до подписания акта проверки представителем проверяемого субъекта обязан ознакомить с проектом акта должностное лицо органа уголовного преследования, возбудившее уголовное дело, руководителя (его заместителя) органа уголовного преследования, давшего поручение на проведение проверки. Ознакомление с проектом акта (справки) проверки, в том числе промежуточным, осуществляется должностным лицом органа уголовного преследования, возбудившего уголовное дело, руководителем (его заместителем) органа уголовного преследования, суда, в производстве которого находятся дела (материалы), давшим поручение на проведение проверки, в течение трех рабочих дней с даты получения этого проекта.
О факте и дате ознакомления с проектом акта (справки) проверки делается отметка на проекте акта (справки), который в тот же день передается проверяющему (руководителю проверки) или направляется контролирующему (надзорному) органу заказным письмом с уведомлением о получении.
В соответствии с пунктом 59 Положения о проверках акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания. Дата подписания акта (справки) проверки проверяющим (руководителем проверки) является датой его составления.
Таким образом, в указанных случаях проверяющим объективно сложно выполнить требования пункта 59 Положения в силу пунктов 95, 96 Положения о направлении проекта акта проверки в орган уголовного преследования для ознакомления (с учетом срока на пересылку проекта акта проверки в орган уголовного преследования, трехдневного срока на ознакомление, срока на пересылку органом уголовного преследования согласованного проекта акта проверки в адрес проводившего проверку контрольного (надзорного) органа).
в части четвертой пункта 59 Положения о проверках после слов
”В акте“ дополнить словом “(справке)“, после слов ”в акт“ дополнить словом “(справку)“;
в пункте 65 Положения о проверках предусмотреть конкретный срок обнаружения ошибок (описок), неполного выяснения обстоятельств, срока и порядка внесения исправлений в актах (справках), определить понятие ”ошибки (описки)“;
установить срок подписания акта (справки) проверки для проверяемого субъекта; дополнить пункт 68 Положения о проверках нормой о том, что в случае неподписания акта (справки), акт (справка) проверки считается подписанным со стороны проверяемого субъекта на третий рабочий день со дня его вручения (направления заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю;
предложение первое части второй пункта 71 Положения
о проверках изложить в следующей редакции:
”Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим (руководителем проверки), а при невозможности рассмотрения возражений проверяющим (руководителем проверки) обоснованность доводов изучается иными должностными лицами по поручению руководителя контролирующего (надзорного) органа
(его уполномоченного заместителя), и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись.“.
предусмотреть возможность переноса сроков устранения проверяемым субъектом нарушений, указанных в требовании (предписании), более одного раза при наличии объективных причин
(в части пятой пункта 73 Положения о проверках);
часть шестую пункта 73 Положения о проверках изложить
в следующей редакции:
”О выполнении каждого пункта требования (предписания) об устранении нарушений проверяемый субъект в сроки, установленные в этом требовании (предписании), письменно сообщает контролирующему (надзорному) органу, проводившему проверку, с приложением подтверждающих документов. Проверяемый субъект предоставляет этому контролирующему (надзорному) органу возможность удостовериться на месте в устранении нарушений.“;
Справочно.
На практике возникают проблемные вопросы в части проведения контрольного мероприятия для подтверждения устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе проверки субъекта. Так, субъектом было отказано в предоставлении возможности удостовериться на месте в устранении нарушений на основании действующей формулировкой части шестой пункта 73 Положения о проверках с трактовкой, что выполнение указанных обязанностей (возможность удостовериться на месте) производится ”в сроки, установленные в этом требовании (предписании)“ (т.е. по общему правилу проверка исполнения предписания осуществляется после истечения установленных сроков). При этом могут возникать ситуации, когда в соответствии с Указом № 510 проверка исполнения должна быть осуществлена до момента истечения последнего срока выполнения предписания. С целью устранения возможного некорректного прочтения указанной нормы предлагается разделить ее на два предложения.
Кроме того, заинтересованными предлагается рассмотреть вопрос об установлении мер ответственности субъектов за воспрепятствование или непредоставление возможности удостовериться на месте в устранении нарушений и порядок действий контролирующего (надзорного) органа в этих случаях.
пункт 78 Положения о проверках дополнить абзацем следующего содержания:
”Действие решения контролирующего (надзорного) органа, требования (предписания) об устранении нарушений приостанавливается на срок рассмотрения жалобы вышестоящим контролирующем (надзорном) органом, вышестоящим должностным лицом или судом.“.
дополнить пункт 84 Положения о проверках абзацем, предусматривающим возможность при внеплановой тематической оперативной проверке проверять вопросы соблюдения проверяемыми субъектами законодательства об обеспечении единства измерений в сфере законодательной метрологии;
дополнить перечень вопросов, проверяемых в ходе внеплановой оперативной тематической проверки, нормой о соблюдении требований о наличии документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, их отпуск в места реализации
(часть вторая пункта 84 Положения о проверках);
привести к единообразию указание на формы проверок в
пунктах 100, 101 и 108 Положения о проверках (вместо указания на комплексные и тематические проверки необходимо вести речь о проведении выборочных и внеплановых проверках);
урегулировать действия контролирующего (надзорного) органа при выявлении в ходе выборочной проверки нарушений законодательства, которые не входили в перечень вопросов, подлежащий проверки, в том числе создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью населения.
5.4. В целях устранения правовой неопределенности, а также исходя из практики применения, в Положении о порядке проведения мониторинга, утвержденного Указом № 510 (далее – Положение о мониторинге), предлагается рассмотреть необходимость регулирования следующих вопросов:
закрепить периодичность проведения мониторинга, определить период деятельности субъекта мониторинга, который подлежит рассмотрению контролирующими (надзорными) органами;
в пункт 2 Положения о мониторинге предлагается внести изменения и дополнения, предусматривающие описание всех полномочий, необходимых контролирующим (надзорным) органам для проведения мониторинга, а именно: изучение документов и информации, представленных добровольно субъектом в рамках вопросов, по которым проводится мониторинг, возможность брать у должностных лиц субъекта пояснения по возникающим вопросам;
определить порядок получения согласия на проведение мониторинга с посещением территорий и (или) объектов субъекта, не являющиеся общедоступными; определить понятие ”общедоступная территория“; определить возможные действия должностных лиц в случае, если субъект не дает согласие на проведение мониторинга с посещением общедоступной территории (объекта) (пункт 3 Положения о мониторинге);
наделить должностных лиц контролирующих (надзорных) органов, проводящих мониторинг, правом при необходимости изучать документы, использовать технические средства, в т.ч. аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, фотосъемку (пункт 3 Положения о мониторинге);
определить случаи, когда в решении о проведении мониторинга может не указываться наименование субъекта, в отношении которого проводится мониторинг (дополнение пункта 4 Положения о мониторинге).
Справочно.
На практике возникают ситуации, когда у контролирующего (надзорного) органа имеются основания полагать, что совершается правонарушение, но идентифицировать субъекта не представляется возможным до непосредственного выхода на объект с целью оценки условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соблюдения законодательства (реализация товаров оптом и в розницу на рынках и в палатках, оказание услуг по перевозке пассажиров автомобилями такси и другие случаи).
закрепить возможность использования иных средств связи (электронной или другой связи, с использованием сети Интернет) в целях оперативного, без дополнительных финансовых затрат направления рекомендаций проверяемому субъекту (пункт 5 Положения о мониторинге);
ограничить действие предложения о приостановлении деятельности проверяемых субъектов хозяйствования приостановлением деятельности в конкретной сфере (абзац второй части первой пункта 7 Положения
о мониторинге);
определить, кем подписывается аналитическая (информационная) записка, рекомендации контролирующего (надзорного) органа, в какой форме выносится решение руководителя (его заместителя) контролирующего (надзорного) органа (пункт 8 Положения
о мониторинге);
дополнить часть первую пункта 8 Положения о мониторинге нормами о том, что по результатам мониторинга может приниматься несколько решений, а также решением об учете результатов мониторинга, по которому выявлены и устранены нарушения требований законодательства в деятельности субъекта, поскольку на практике может возникнуть ситуация, когда субъект, у которого проводится мониторинг, сразу устраняет выявленное нарушения;
новым решением следующего содержания: ”учесть вручение (направление в адрес субъекта) рекомендаций по устранению выявленных нарушений (недостатков), если такие нарушения (недостатки) обнаружены и рекомендации по их устранению вручены (направлены в адрес субъекта) до вынесения настоящего решения“;
определить понятие повторности нарушений, за которое должностное лицо контролирующего органа вправе применить меры ответственности в отношении субъекта (период повторности, критерии, отнесения к повторным правонарушений, выявленных на различных объектах субъекта) (абзац четвертый части первой пункта 8 Положения о мониторинге);
урегулировать порядок применения мер ответственности в отношении выявленных в ходе мониторинга нарушений, устранение которых невозможно (предлагается дополнить пункт 8 Положения о мониторинге нормой по аналогии с частью шестой пункта 6 Указа № 510)
внести изменения и дополнения, дающие право субъекту, у которого проводился мониторинг, оспаривать его результаты или действия (бездействие) должностных лиц контролирующего (надзорного) органа, проводивших мониторинг, а также определить порядок такого обжалования.
5.5. В отношении Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом № 510 (далее – Перечень), заинтересованными высказаны следующие предложения:
5.5.1. исключить из Перечня следующие сферы, закрепленные за отдельными государственными органами:
осуществление прокурорского надзора (пункт 2 Перечня);
надзор в форме проверок банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, юридических лиц, не являющихся банками или небанковскими кредитно-финансовыми организациями и признаваемых входящими в состав банковского холдинга (пункт 3 Перечня);
государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов ТС, ЕАЭС (пункт 7 Перечня);
контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях (пункт 7 Перечня);
контроль за соблюдением законодательства в области охраны историко-культурного наследия (пункты 10 и 25 Перечня) (с переносом в перечень мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, утвержденный постановлением Совета Министров от
30 ноября 2012 г. № 1105 (далее – перечень мероприятий));
государственный надзор за организацией работ в отношении опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, государственный надзор за организацией работ по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов (пункт 14 Перечня) (с переносом в перечень мероприятий);
контроль за использованием и охраной земель (пункт 25 Перечня);
контроль за соблюдением законодательства при проведении культурно-зрелищных мероприятий (пункт 25 Перечня);
надзор за соблюдением законодательства о занятости населения, пенсионном обеспечении (пункт 25 Перечня);
надзор за деятельностью структурных подразделений Белорусской нотариальной платы местными исполнительными и распорядительными органами (пункт 25 Перечня).
5.5.2. графу ”Сферы контроля (надзора) пункта 8 Перечня изложить в следующей редакции (контроль, осуществляемый ГУ ”Госфармнадзор“):
”государственный фармацевтический надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в сфере обращения лекарственных средств, за исключением промышленного производства лекарственных средств.
государственный надзор за соблюдением проверяемыми субъектами требований законодательства об обращении медицинских изделий.“.
5.5.3. распространить сферу контроля за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о книге замечаний и предложений на всех контролирующих (надзорных) органов (пункт 25 Перечня);
5.5.4. включить в Перечень следующие сферы:
государственный контроль за соблюдением законодательства о товарных биржах (в пункт 7 Перечня);
область охраны особо охраняемых природных территорий, типичных и редких природных ландшафтов и биотопов (в пункт 15 Перечня);
контроль за использованием и охраной земель в части соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, за выполнением лицензиатами требований осуществления деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду (в пункт 15 Перечня).
5.6. В целях совершенствования порядка осуществления контрольной (надзорной) деятельности предлагается проработать и иные вопросы в сфере контрольной (надзорной) деятельности:
рассмотреть возможность инкорпорирования временных положений Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143
”О поддержке экономики“ (далее – Указ № 143) на постоянной основе в Указ № 510, а именно:
возможность назначения внеплановых проверок в отношении субъектов хозяйствования по вопросам соблюдения требований технических регламентов ТС, ЕАЭС, в том числе, в части обязательного подтверждения соответствия требованиям технических регламентов ТС, ЕАЭС;
разрешение проведения проверок в течение 2 лет со дня государственной регистрации (присвоения учетного номера плательщика) в случае осуществления ими деятельности, связанной с торговлей и общественным питанием;
предоставление права приостанавливать работу торгового объекта, объекта общественного питания до устранения нарушений (до 90 дней), в случае выявления по результатам проверки фактов нарушения законодательства по вопросам соблюдения требований технических регламентов ТС, ЕАЭС.
Для этого предлагается дополнить Положение о проверках отдельной главой 14 ”Глава 14. Особенности осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в Республике Беларусь“.
Справочно.
Эффективность таких мер, а также оперативность при назначении внеплановых проверок подтверждена результатами контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных контрольными (надзорными) органами в соответствии с пунктом 20 Указа № 143.
За 9 месяцев 2021 г. отдельными контрольными (надзорными) органами в соответствии с Указом № 143 проведено 197 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с выявленными в результате проверок фактами нарушений законодательства приостановлена работа 363 торговых объектов,
из них 12 – интернет-магазинов.
регламентировать порядок осуществления контроля в отношении государственных органов;
изучить вопрос необходимости продолжения использования контрольных списков вопросов (чек-листов), поскольку рядом государственных органов высказано мнение о нецелесообразности их применения в связи с возможным искажением заполняемой субъектом хозяйствования информацией, несвоевременностью предоставления информации по чек-листу, высокой трудоемкостью их обработки;
изучить вопрос невключения субъектов хозяйствования, признанных победителями (лауреатами) различных конкурсов, а также занесенных на Республиканскую доску Почета, в планы выборочных проверок финансово-хозяйственной деятельности в течение двух лет после года объявления их победителями (лауреатами);
изучить вопрос закрепления обязанности контролирующих (надзорных) органов после проведения оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов информирования субъектов, которые не включены в план выборочных проверок по результатам оценки степени риска, однако имеют показатели (баллы), близкие к показателям (индикатору высокой степени риска), достижение которых являлось бы основанием для включения их в этот план;
рассмотреть возможность закрепления в Указе № 510 перечня нарушений либо критериев, которым должны соответствовать нарушения, при потенциальной возможности совершения которых субъекты хозяйствования могут включаться в планы проверок без учета двухлетнего срока, предусмотренного пунктом 7 Указа № 510.
5.7. На основании изложенного можно заключить, что практика применения Указа № 510 в целом соответствует нормативным предписаниям. Отдельные недостатки, выявленные в Указе № 510 исходя из практики его применения, по нашему мнению, не оказывают существенного негативного влияния на правоприменение и могут быть устранены при очередной его корректировке.