КРАТКАЯ ОБОБЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
о результатах проведения правового мониторинга
- Объект правового мониторинга
Объектом правового мониторинга являлся Закон Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 162-З ”Аб беларусах замежжа“ (далее – Закон о белорусах зарубежья).
- Организатор и сроки проведения правового мониторинга
Правовой мониторинг был организован Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (далее – НЦЗПИ) и проводился в период с 3 марта по 3 апреля 2023 г.
- Правовые основания правового мониторинга
Правовой мониторинг осуществлялся в соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З ”О нормативных правовых актах“, Инструкцией о порядке проведения правового мониторинга, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 65 (далее – Инструкция), подпунктом 20.2 пункта 20 плана работы НЦЗПИ на 2023 год, утвержденного Главой Администрации Президента Республики Беларусь И.П. Сергеенко 30 декабря 2022 г.
- Мероприятия в рамках проведения правового мониторинга
Организатором правового мониторинга (НЦЗПИ) были запланированы и проведены следующие основные мероприятия:
непосредственный анализ Закона о белорусах зарубежья по общим показателям, определенным в пункте 11 Инструкции.
Специальные показатели НЦЗПИ не устанавливались;
направление запросов в 11 (одиннадцать) заинтересованных государственных органов, иных организаций Республики Беларусь (далее – заинтересованные) о предоставлении в пределах компетенции информации о практике применения Закона о белорусах зарубежья, анализ полученных ответов;
размещение информации (объявления) о проведении правового мониторинга на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, на официальном сайте НЦЗПИ в глобальной компьютерной сети Интернет;
сбор информации и предложений в отношении объекта правового мониторинга (посредством создания специальной темы для обсуждения на сайте ”Правовой форум Беларуси“ и в специальной рубрике ”Правовой мониторинг“ на официальном сайте НЦЗПИ в глобальной компьютерной сети Интернет);
анализ статей, комментариев и иных публикаций, содержащихся в специальной, в том числе научной, литературе, в средствах массовой информации, справочных правовых системах, на сайтах и иных информационных ресурсах, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет.
- Предложения и наиболее актуальные вопросы, содержащиеся в них. Основные выводы по результатам правового мониторинга
Закон о белорусах зарубежья следует признать качественным законодательным актом, регламентирующим общественные отношения в сфере взаимодействия с белорусами зарубежья. Правовое регулирование соответствующих отношений можно признать достаточно эффективным. Правоприменительная практика является единообразной и соответствует нормативным предписаниям Закона о белорусах зарубежья.
Данный Закон сохраняет свою актуальность и не нуждается в корректировках.
Вместе с тем с учетом предложений заинтересованных некоторые вопросы, по нашему мнению, в перспективе подлежат дополнительному обсуждению с компетентными государственными органами, в частности:
1) проработка вопроса об обеспечении упрощенного порядка въезда на территорию Республики Беларусь белорусов зарубежья с целью постоянного проживания в Республике Беларусь (например, безвизовый порядок въезда на территорию Республики Беларусь на основании документов, подтверждающих факт рождения на территории Республики Беларусь либо принадлежность к белорусской национальности, для белорусов зарубежья, намеревающихся переехать в Республику Беларусь на постоянное место жительства). Указанная мера способствовала бы реализации абзаца восьмого статьи 17 Закона о белорусах зарубежья, согласно которому государственная политика в сфере отношений с белорусами зарубежья направлена на создание благоприятных условий для белорусов зарубежья, которые приняли решение переехать в Республику Беларусь на временное или постоянное место жительства);
2) проработка вопроса о стимулировании инвестиционной деятельности белорусов зарубежья в экономику Республики Беларусь путем предоставления им налоговых льгот. Указанные меры способствовали бы реализации абзаца шестого статьи 17 Закона о белорусах зарубежья, согласно которому государственная политика в сфере отношений с белорусами зарубежья направлена на использование потенциала белорусов зарубежья для развития белорусского государства, в том числе для налаживания разностороннего сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами.
По нашему мнению, указанные предложения по совершенствованию законодательства в отношении белорусов зарубежья перспективны и заслуживают внимания, так как их реализация создала бы более благоприятные условия для взаимодействия Республики Беларусь с соотечественниками. Вместе с тем их реализация связана со значительным увеличением расходов государственного бюджета, а также приведет к увеличению нагрузки на дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, аппарат Министерства иностранных дел, иные государственные органы.
Изложенные предложения могут быть обсуждены с заинтересованными при подготовке к последующей корректировке Закона о белорусах зарубежья, а также смежных актов законодательства.