КРАТКАЯ ОБОБЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ о результатах проведения правового мониторинга

1. Объект правового мониторинга

Объектом правового мониторинга являлся Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-З ”О международных договорах Республики Беларусь“ (далее – Закон о международных договорах).

2. Организатор и сроки проведения правового мониторинга

Правовой мониторинг был организован Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (далее – НЦЗПИ), осуществлялся в период с 21 апреля 2021 г. (начало) по 20 мая 2021 г. (окончание).

3. Правовые основания правового мониторинга

Правовой мониторинг осуществлялся в соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З ”О нормативных правовых актах“ (далее – Закон об НПА), Инструкцией о порядке проведения правового мониторинга, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 65 (далее  – Инструкция), и подпунктом 26.8 пункта 26 плана работы НЦЗПИ на 2021 год, утвержденного Главой Администрации Президента Республики Беларусь И.П. Сергеенко 31 декабря 2020 г.

4. Мероприятия в рамках проведения правового мониторинга

Организатором правового мониторинга (НЦЗПИ) были запланированы и проведены следующие основные мероприятия:

непосредственный анализ Закона о международных договорах по общим показателям, определенным в пункте 11 Инструкции. Специальные показатели НЦЗПИ не устанавливались;

направление запросов в 50 (пятьдесят) заинтересованных государственных органов, иных организаций о предоставлении в пределах компетенции информации о практике применения Закона о международных договорах (письмо НЦЗПИ от 20 апреля 2021 г. № 02-02-6/433), анализ полученных ответов;

размещение информации (объявления) о проведении правового мониторинга на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, на официальном сайте НЦЗПИ в глобальной компьютерной сети Интернет; проведение в период с 21 апреля до 20 мая 2021 г. сбора информации и предложений в отношении Закона о международных договорах (посредством создания специальной темы для обсуждения на сайте ”Правовой форум Беларуси“ и в специальной рубрике ”Правовой мониторинг“ на официальном сайте НЦЗПИ в глобальной компьютерной сети Интернет), анализ полученной информации и предложений;

анализ выводов и предложений, содержащихся в Решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 7 мая 2018 г. № Р-1123/2018 ”О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь ”О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь ”О международных договорах Республики Беларусь“;

анализ статей, комментариев и иных публикаций, содержащихся в специальной, в том числе научной, литературе, в средствах массовой информации, справочных правовых системах, на сайтах и иных информационных ресурсах, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет.

5. Предложения и наиболее актуальные вопросы, содержащиеся в них. Основные выводы по результатам правового мониторинга

5.1. Закон о международных договорах следует признать в целом качественным законодательным актом, отвечающим современным социально-экономическим условиям, комплексно и системно регламентирующим важнейшие общественные отношения в сфере заключения, вступления в силу, официального опубликования, регистрации, хранения, учета, исполнения, приостановления действия и прекращения международных договоров Республики Беларусь. Правовое регулирование соответствующих отношений можно признать достаточно эффективным.

Отдельные недостатки, выявленные в Законе о международных договорах исходя из практики его применения, по нашему мнению, не оказывают существенного негативного влияния на правоприменение и могут быть устранены при очередной его корректировке.

5.2. Исходя из анализа полученной информации от государственных органов и организаций можно выделить следующие актуальные вопросы, по которым были внесены предложения в рамках правового мониторинга:

5.2.1. Порядок заключения и приостановления (прекращения) международных договоров межведомственного характера, в части определения вида акта о проведении переговоров по проектам международных договоров межведомственного характера, порядка согласования решений о проведении переговоров по таким международным договорам, включая определение пакета документов для соответствующего согласования, а также порядка приостановления или прекращения международных договоров межведомственного характера.

5.2.2. Порядок заключения международных договоров, направленных на привлечение в Республику Беларусь ресурсов международных организаций, в части выбора формы акта о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее поправок к таким международным договорам, уточнения пакета документов для внесения предложений об их утверждении (принятии).

5.2.3. Порядок направления копий международных договоров в Министерство иностранных дел согласно статьям 18 и 33 Закона о международных договорах, в части корректировки сроков такого направления.

5.2.4. Соотношение положений Закона о международных договорах и Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, в части определения круга лиц, имеющих право без полномочий представлять государство в целях принятия текста международного договора, а также в части употребления терминов ”договаривающаяся сторона“ и ”участник переговоров“.

5.2.5. Использование международного опыта, в частности государств-членов Евразийского экономического союза, в части закрепления в качестве оснований для ратификации международных договоров:

предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

по вопросам, затрагивающим обороноспособность государства, разоружение или международный контроль над вооружениями, обеспечение международного мира и безопасности.

5.2.6. Порядок хранения и учета международных договоров, в части исключения направления копий международных договоров по вопросам национальной безопасности в Государственный секретариат Совета Безопасности.

5.3. Кроме того, были внесены предложения по вопросам, которые не относятся к предмету правового регулирования Закона о международных договорах, в части:

регулирования участия государственных органов в подготовке и реализации в Республике Беларусь актов международных организаций, в деятельности которых Республика Беларусь участвует на основании международных договоров;

соотношения критериев для ратификации международных договоров, определенных по результатам обязательной юридической экспертизы, и экспертизы, проводимой иными субъектами.

В ходе правового мониторинга также были выявлены случаи некорректного правоприменения, касающиеся, в частности вопросов предоставления документов, необходимых для согласования с компетентными государственными органами решений по заключению международных договоров.

5.4. По результатам правового мониторинга можно сделать вывод, что Закон о международных договорах нуждается в точечных корректировках, которые могут быть внесены в него с учетом изменений, которые планируется внести в Конституцию Республики Беларусь и Закон об НПА.

5.5. Правоприменительная практика в целом соответствует нормативным предписаниям Закона о международных договорах. Выявленные случаи неверного (некорректного) правоприменения могут быть устранены за счет усиления разъяснительной и методологической работы, повышения квалификации субъектов нормотворческой деятельности.

Отдельные вопросы, вызывающие трудности в правоприменении Закона о международных договорах, в частности порядок заключения международных договоров межведомственного характера, могут быть обсуждены в формате круглого стола, запланированного к проведению в 3 – 4 квартале 2021 года с участием представителей НЦЗПИ, Министерства юстиции и Министерства иностранных дел.