КРАТКАЯ ОБОБЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ о результатах проведения правового мониторинга

  1. Объект правового мониторинга

 

Объектом правового мониторинга являлся Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 354-З ”О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной защиты, убежища и временной защиты в Республике Беларусь“ (далее – Закон о беженцах).

 

  1. Организатор и сроки проведения правового мониторинга

 

Правовой мониторинг был организован Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (далее – НЦЗПИ) и проводился в период с 22 апреля 2022 г. по 23 мая 2022 г.

 

  1. Правовые основания правового мониторинга

 

Правовой мониторинг осуществлялся в соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З ”О нормативных правовых актах“, Инструкцией о порядке проведения правового мониторинга, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 65 (далее  – Инструкция), подпунктом 23.6 пункта 23 плана работы НЦЗПИ на 2022 год, утвержденного Главой Администрации Президента Республики Беларусь И.П. Сергеенко 4 января 2022 г.

 

  1. Мероприятия в рамках проведения правового мониторинга

 

Организатором правового мониторинга (НЦЗПИ) были запланированы и проведены следующие основные мероприятия:

 

непосредственный анализ Закона о беженцах по общим показателям, определенным в пункте 11 Инструкции.

Специальные показатели НЦЗПИ не устанавливались;

 

направление запросов в 23 (двадцать три) заинтересованных государственных органа, иные организации Республики Беларусь (далее – заинтересованные) о предоставлении в пределах компетенции информации о практике применения Закона о беженцах (письмо НЦЗПИ от 18 апреля 2022 г. № 02-02-6/425), анализ полученных ответов;

 

размещение информации (объявления) о проведении правового мониторинга на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, на официальном сайте НЦЗПИ в глобальной компьютерной сети Интернет;

 

сбор информации и предложений в отношении объекта правового мониторинга в период с 22 апреля по 23 мая 2022 г. (посредством создания специальной темы для обсуждения на сайте ”Правовой форум Беларуси“ и в специальной рубрике ”Правовой мониторинг“ на официальном сайте НЦЗПИ в глобальной компьютерной сети Интернет), анализ полученной информации и предложений;

 

анализ статей, комментариев и иных публикаций, содержащихся в специальной, в том числе научной, литературе, в средствах массовой информации, справочных правовых системах, на сайтах и иных информационных ресурсах, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет.

 

  1. Предложения и наиболее актуальные вопросы, содержащиеся в них. Основные выводы по результатам правового мониторинга

5.1. Закон о беженцах следует признать качественным законодательным актом, отвечающим современным социально-экономическим условиям, комплексно и системно регламентирующим важнейшие общественные отношения в сфере предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее – иностранцы) защиты в Республике Беларусь. Правовое регулирование соответствующих отношений можно признать достаточно эффективным. Правоприменительная практика в целом соответствует нормативным предписаниям Закона о беженцах.

Вместе с тем Закон о беженцах нуждается в некоторых корректировках.

5.2. Исходя из анализа полученной информации от заинтересованных, можно выделить следующие актуальные вопросы, по которым были внесены предложения в рамках правового мониторинга, о (об):

5.2.1. приведении Закона о беженцах в соответствие со статьями 52 и 84 Конституции Республики Беларусь в части регламентации обязанности иностранцев, ходатайствующих о защите, а также иностранцев, которым предоставлена одна из предусмотренных Законом о беженцах форм защиты,  уважать государственные символы Республики Беларусь, а также в части исключения указания на полномочия Президента Республики Беларусь по установлению (объявлению) государственных праздников и праздничных дней[1];

5.2.2. регламентации права иностранцев, ходатайствующих о защите, а также иностранцев, которым предоставлена одна из предусмотренных Законом о беженцах форм защиты, на получение информации о своих правах и обязанностях на понятном им языке;

5.2.3. увеличении срока предоставления дополнительной защиты и срока ее продления. Данное предложение обусловлено тем, что за период предоставления иностранцам дополнительной защиты в Республике Беларусь (с 2009 года) не закончился ни один вооруженный конфликт в государствах, из которых они прибыли. В этой связи практически всем иностранцам, которым предоставлена дополнительная защита, срок ее предоставления ежегодно продлевается;

5.2.4. закреплении права иностранцев, которым предоставлена дополнительная защита, и иностранцев, которым предоставлено убежище в Республике Беларусь, на получение биометрического проездного документа Республики Беларусь, если указанные иностранцы не имеют действительного документа для выезда за границу;

5.2.5. регламентации порядка снятия с учета иностранцев, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита или убежище, в том числе закреплении положения о снятии с учета иностранца, которому предоставлен статус беженца, если данный иностранец не проживает в Республике Беларусь более года. Это позволит исключить из статистического учета иностранцев, которым предоставлен статус беженца, дополнительная защита или убежище, длительное время не проживающих в Республике Беларусь, но в отношении которых не представляется возможным в соответствии с Законом о беженцах принять решение об утрате (аннулировании) статуса беженца или дополнительной защиты, о лишении убежища;

5.2.6. конкретизации решений по ранее поданному ходатайству о защите, когда новое ходатайство о защите иностранца не принимается к рассмотрению. В настоящее время согласно части первой статьи 33 Закона о беженцах новое ходатайство о защите иностранца, которому предоставлялась дополнительная защита, не принимается к рассмотрению в случае принятия в течение трех лет по ранее поданному ходатайству любого решения. Однако в данном случае речь должна вестись только о решении об отказе в предоставлении статуса беженца и дополнительной защиты либо решении о прекращении рассмотрения ходатайства о защите;

5.2.7. исключении необходимости прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации и обязательного медицинского освидетельствования иностранцами, ходатайствующими о защите, имеющими разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь. Указанная категория иностранцев проходит соответствующие процедуры при получении разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь;

5.2.8. определении оснований для приостановления и прекращения рассмотрения заявления о продлении дополнительной защиты. В настоящее время соответствующее правовое регулирование в Законе о беженцах отсутствует;

5.2.9. определении в Законе о беженцах, что все решения в отношении несовершеннолетних иностранцев, как сопровождаемых, так и несопровождаемых, должны приниматься с учетом принципа обеспечения наилучших интересов ребенка (допуск на территорию, назначение опекуна (попечителя), допуск к процедуре подачи ходатайства о защите, первоначальное рассмотрение ходатайства о защите и др.) в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года;

5.2.10. закреплении норм о возможности безопасного внутреннего перемещения иностранцев в государстве, из которого они прибыли, как основания для непредоставления статуса беженца или дополнительной защиты.

5.3. Кроме того, дополнительного изучения и обсуждения с заинтересованными требуют следующие вопросы о (об):

5.3.1. закреплении права несопровождаемого иностранца, ходатайствующего о защите, на содействие Департамента по гражданству и миграции в розыске законных представителей или родственников;

5.3.2. более подробной регламентации режима предоставления временной защиты в части определения оснований для прекращения временной защиты, а также закрепления положений о документировании иностранцев, которым предоставлена временная защита в Республике Беларусь;

5.3.3. установлении срока обращения с заявлением о продлении дополнительной защиты не ранее двух месяцев и не позднее одного месяца до истечения срока предоставления дополнительной защиты;

5.3.4. уточнение характеристики документов для выезда за границу дополнением об их недействительности наряду с подложностью и поддельностью;

5.3.5. дополнении в Законе о беженцах определения термина ”члены семьи иностранца“ новыми категориями членов семьи (родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также родители, усыновители (удочерители) вне зависимости от их трудоспособности (нетрудоспособности);

5.3.6. закреплении в Законе о беженцах определений понятий ”несопровождаемый иностранец“ и ”сопровождаемый иностранец“;

5.3.7. закреплении в статье 41 Закона о беженцах указания на проведение собеседования с иностранцем, ходатайствующим о защите;

5.3.8. закреплении обязанности иностранцев, ходатайствующих о защите, сообщать об изменении состава семьи;

5.3.9. документировании иностранцев, которым предоставлено убежище или временная защита в Республике Беларусь, в случае отсутствия у них действительных документов для выезда за границу.

С учетом недостатков, выявленных в Законе о беженцах исходя из практики его применения, данный Закон нуждается в корректировке. В этой связи отмечаем, что отдельные предложения (подпункт 5.2.4.) реализованы в проекте Закона Республики Беларусь ”Об изменении законов по вопросам введения биометрических документов“, остальные предложения могут быть реализованы в рамках последующей плановой корректировки Закона о беженцах.

[1] Данная корректировка может быть внесена в проекте Закона Республики Беларусь ”Об изменении законов“, который в настоящее время находится на рассмотрении в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь.