Правовой мониторинг в отношении Закона Республики Беларусь ”О свободных экономических зонах“.

КРАТКАЯ ОБОБЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

о результатах проведения правового мониторинга

 

  1. Объект правового мониторинга

Объектом правового мониторинга являлся Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-З ”О свободных экономических зонах“ (далее – Закон о СЭЗ).

  1. Организатор и сроки проведения правового мониторинга

Правовой мониторинг был организован Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (далее – НЦЗПИ), осуществлялся в период с 9 марта 2020 г. (начало) по 30 апреля 2020 г. (окончание).

  1. Правовые основания правового мониторинга

Правовой мониторинг осуществлялся в соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З ”О нормативных правовых актах“, Инструкцией о порядке проведения правового мониторинга, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 65 (далее – Инструкция), и подпунктом 27.3 пункта 27 плана работы НЦЗПИ на 2020 год, утвержденного Главой Администрации Президента Республики Беларусь И.П. Сергеенко 15 января 2020 г.

  1. Мероприятия в рамках проведения правового мониторинга

Организатором правового мониторинга (НЦЗПИ) были запланированы и проведены следующие основные мероприятия:

непосредственный анализ Закона о СЭЗ по общим показателям, определенным в пункте 11 Инструкции (в том числе с учетом обоснования необходимости принятия новой редакции Закона о СЭЗ, а также иных законодательных актов, регламентирующих отношения в сфере создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон). Специальные показатели НЦЗПИ не устанавливались;

направление запросов в 59 (пятьдесят девять) заинтересованных государственных органов, иных организаций о предоставлении в пределах компетенции информации о практике применения Закона о СЭЗ (письмо НЦЗПИ от 12 марта 2020 г. № 03-8/352), анализ полученных ответов;

размещение информации (объявления) о проведении правового мониторинга на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, на официальном сайте НЦЗПИ в глобальной компьютерной сети Интернет; проведение в период с 9 по 27 марта 2020 г. сбора информации и предложений в отношении Закона о СЭЗ (посредством создания специальной темы для обсуждения на сайте ”Правовой форум Беларуси“ и в специальной рубрике ”Правовой мониторинг“ на официальном сайте НЦЗПИ в глобальной компьютерной сети Интернет), анализ полученной информации и предложений;

анализ выводов и предложений, содержащихся в Решении Конституционного Суда Республики Беларусь от  30 октября  2008 г.  № Р-283/2008 ”О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь ”О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь ”О свободных экономических зонах“, а также в решениях иных судов;

анализ статей, комментариев и иных публикаций, содержащихся в специальной, в том числе научной, литературе, в средствах массовой информации, справочных правовых системах, на сайтах и иных информационных ресурсах, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет.

  1. Предложения и наиболее актуальные вопросы, содержащиеся в них. Основные выводы по результатам правового мониторинга

5.1. Закон о СЭЗ следует признать в целом качественным законодательным актом, отвечающим современным социально-экономическим условиям, комплексно и системно регламентирующим важнейшие общественные отношения в сфере создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон. Правовое регулирование соответствующих отношений можно признать достаточно эффективным.

В 2008 – 2020 годах в НЦЗПИ не поступало обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, связанных с применением Закона о СЭЗ.

Справочно:

По информации Министерства иностранных дел Республики Беларусь для оценки положительных последствий принятия Закона о СЭЗ следует учитывать, что экспорт товаров резидентами свободных экономических зон, созданных в Республике Беларусь, вырос с 1560,4 млн. долларов США в 2010 году до 5716,6 млн. долларов США в 2019 году (увеличение в 3,7 раза). При этом сальдо внешней торговли товарами с 2011 года – положительное и по итогам 2019 года составило 1950,1 млн. долларов США.

Отдельные недостатки, выявленные в Законе о СЭЗ, в том числе, исходя из практики его применения, по нашему мнению, не оказывают существенного негативного влияния на правоприменение и могут быть устранены при очередной комплексной корректировке Закона о СЭЗ либо уже устраняются в рамках подготовленных законопроектов.

Вместе с тем от государственных органов и организаций поступили предложения концептуального характера, в том числе, по Закону о СЭЗ, направленные на перспективное развитие свободных экономических зон в Республике Беларусь. Принятие мер по реализации таких предложений, на наш взгляд, целесообразно начать уже в ближайшее время.

Практика применения Закона о СЭЗ в целом соответствует нормативным предписаниям. Отдельные случаи неверного (некорректного) правоприменения могут быть, как представляется, устранены за счет усиления разъяснительной и методологической работы, повышения квалификации субъектов правоприменительной деятельности.

5.2. При корректировке Закона о СЭЗ предлагается:

5.2.1. в целях консолидации правовых предписаний:

нормы подпункта 1.1-1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 262 ”О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь“ перенести в статью 19 (с последующим исключением этого подпункта из названного Указа), дополнив данную статью после части третьей частями следующего содержания:

”Заявленный объем инвестиций в реализацию инвестиционного проекта юридического лица, претендующего на регистрацию в качестве резидента свободной экономической зоны, должен составлять сумму, эквивалентную не менее 1 млн. евро, если иное не предусмотрено частью пятой настоящей статьи.

Заявленный объем инвестиций в реализацию инвестиционного проекта юридического лица, претендующего на регистрацию в качестве резидента свободной экономической зоны, может составлять сумму, эквивалентную не менее 500 тыс. евро, при условии осуществления инвестиций в указанном объеме в течение трех лет со дня заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.“;

абзац шестой статьи 16 дополнить словами ”, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь“ (с последующим исключением подпункта 1.14 пункта 1 названного Указа);

рассмотреть вопрос о целесообразности закрепления в статье 19 предписания подпункта 1.4 пункта 1 названного Указа (с последующим исключением этого подпункта из названного Указа);

5.2.2. исключить индивидуальных предпринимателей из числа потенциальных резидентов свободной экономической зоны;

5.2.3. проработать вопрос о необходимости:

дополнения статьи 1 терминами, характеризующими различные типы свободных экономических зон (например, ”свободные экономические зоны функционального типа“, ”комплексные свободные экономические зоны“, ”логистические свободные экономические зоны“, ”портовые свободные экономические зоны“ и др.), и их определениями;

закрепления в Законе о СЭЗ особенностей специального правового режима для различных типов свободных экономических зон, а также особенностей деятельности резидентов таких свободных экономических зон;

5.2.4. часть первую статьи 2 изложить в следующей редакции:

”Правовое регулирование отношений в области создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон основывается на Конституции Республики Беларусь и осуществляется в соответствии с настоящим Законом, иными законами, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ними иными актами законодательства (далее – законодательство о свободных экономических зонах), а также международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.“;

5.2.5. исключить из статьи 3 слова ”экспортно-ориентированных и импортозамещающих“, а также проработать вопрос о дополнении статьи 3 новыми целями создания свободных экономических зон (включая развитие сферы услуг в области высоких технологий, финансов и т.п.);

5.2.6. абзац первый части второй статьи 5 после слова ”запрещена“ дополнить словами ”, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь,“;

5.2.7. проработать вопрос:

о комплексной переработке положений статьи 5 в целях актуализации и, по возможности, сокращения видов деятельности, запрещенных на территории свободной экономической зоны;

о дополнении части второй статьи 5 новыми видами деятельности, запрещенными территории свободной экономической зоны, с учетом актуальных поручений Главы государства;

о дополнении части второй статьи 5 новыми видами деятельности, запрещенными на всей территории свободной экономической зоны либо на той ее части, которая располагается вблизи населенных пунктов, в целях заботы о состоянии окружающей среды и здоровья населения;

о необходимости приведения терминологии абзаца третьего части второй статьи 5 Закона о СЭЗ (в части радиоактивных материалов) в соответствие с Законом Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 198-З ”О радиационной безопасности“;

об уточнении в абзаце третьем части второй статьи 5 Закона о СЭЗ понятия ”иные опасные материалы“, либо о корректировке данного понятия с учетом, например, законов Республики Беларусь от 6 июня 2001 г. № 32-З ”О перевозке опасных грузов“, от 20 июля 2007 г. № 271-З ”Об обращении с отходами“, от 5 января 2016 г. № 354-З ”О промышленной безопасности“ и т.п., либо об исключении данного термина;

5.2.8. абзац восьмой части второй статьи 5 после слова ”изготовление“ дополнить словом ”бланков“;

5.2.9. с учетом предложений администраций свободных экономических зон и отдельных исполнительных комитетов:

из абзаца шестого статьи 8 слова ”по представлению соответствующего областного (Минского городского) исполнительного комитета“ исключить;

из статьи 10 слова ”и соответствующими областными (Минским городским) исполнительными комитетами“ исключить;

в статье 15:

абзац третий части второй изложить в следующей редакции:

”в своей деятельности подотчетна Совету Министров Республики Беларусь, а по вопросам реализации программ социально- экономического развития области (города Минска) – соответствующему областному (Минскому городскому) исполнительному комитету.“;

из части четвертой слова ”по представлению соответствующего областного (Минского городского) исполнительного комитета“ исключить;

в части пятой слова ”соответствующим областным (Минским городским) исполнительным комитетом“ заменить словами ”Советом Министров Республики Беларусь“.

5.2.10. в абзаце седьмом статьи 8 слова ”программы развития свободных экономических зон“ заменить словами ”программу развития свободной экономической зоны“;

5.2.11. проработать вопрос об уточнении редакции статьи 9 в целях:

более четкого разграничения полномочий администрации свободной экономической зоны и местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов на территории свободной экономической зоны;

определения условий (пределов) делегирования местными исполнительными и распорядительными органами администрации свободной экономической зоны своих отдельных полномочий;

5.2.12. абзац шестой части второй статьи 14 исключить, а также рассмотреть вопрос о дополнении оснований досрочной ликвидации свободной экономической зоны необходимостью выполнения международных обязательств Республики Беларусь;

5.2.13. проработать вопрос о том, чтобы администрация свободной экономической зоны могла выступать заказчиком также ”по объектам, необходимым, в том числе, для обеспечения полного и своевременного освоения производственной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры (сооружения и инженерные сети электро-, тепло-, газо-и водоснабжения, канализации, электросвязи, автомобильные дороги и иные коммуникации), находящимся за пределами границ свободной экономической зоны“ (корректировка абзаца шестого статьи 16);

5.2.14. абзац одиннадцатый статьи 16 после слова ”заключает (“ дополнить словом ”изменяет, в том числе“, а также проработать вопрос о дополнении статьи 20 нормами, направленными на урегулирование вопросов об основаниях, условиях и порядке внесения изменений и дополнений в договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне.

5.2.15. абзац восемнадцатый статьи 16 после слова ”категорий“ дополнить словами ”и видов“;

5.2.16. проработать вопрос о дополнении статьи 18 нормой о возможности реализации на территории свободной экономической зоны проектов государственно-частного партнерства по строительству объектов инженерной и транспортной инфраструктуры свободной экономической зоны, производственных помещений для предоставления в аренду резидентам свободной экономической зоны;

5.2.17. в части пятой статьи 19 и части седьмой статьи 22 слово ”десяти“ заменить словом ”двух“;

5.2.18. в части шестой статьи 19 и части восьмой статьи 22 слова ”в тридцатидневный срок“ заменить словами ”в течение пяти рабочих дней“;

5.2.19. проработать вопрос о том, чтобы в части десятой статьи 20 вести также речь о праве резидента свободной экономической зоны заниматься на территории этой свободной экономической зоны инвестиционной и предпринимательской деятельностью, не связанной с реализацией инвестиционного проекта, предусмотренного договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне;

5.2.20. проработать проблемы, связанные с осуществлением резидентом свободной экономической зоны деятельности на земельных участках и площадях, частично выходящих за пределы свободной экономической зоны, в целях выработки оптимальных путей их решения и определения необходимости внесения изменений в Закон о СЭЗ;

5.2.21. в статье 22:

в абзаце седьмом части первой статьи 22 слово ”прекращение“ заменить словами ”окончание срока действия“;

проработать вопрос, связанный с неоднозначным толкованием нормы абзаца десятого части первой статьи 22 (неисполнение либо ненадлежащее исполнение резидентом свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне), в целях выработки конкретных предложений по уточнению указанной нормы;

исключить абзац одиннадцатый части первой статьи 22;

закрепить в статье 22 обязанность администрации свободной экономической зоны по принятию решения об утрате статуса свободной экономической зоны и сроки принятия такого решения;

рассмотреть вопрос о возложении на глав администраций свободных экономических зон персональной ответственности за нарушение указанных обязанности и сроков;

проработать вопрос о закреплении в статье 22 последствий ненадлежащего уведомления администрацией свободной экономической зоны резидента свободной экономической зоны о предстоящем решении об утрате статуса резидента свободной экономической зоны, а также последствий приостановления судом действия такого решения;

проработать вопрос о закреплении в статье 22 нормы о возмещении резидентом свободной экономической зоны полученных льгот и преференций в рамках специального правового режима свободной экономической зоны в случае утраты им статуса резидента свободной экономической зоны в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне и иных случаях, когда утрата такого статуса происходит ”по вине“ резидента свободной экономической зоны.

5.3. Министерству экономики Республики Беларусь, а также Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь дополнительно предложено:

проработать вопрос либо об исключении абзаца шестнадцатого статьи 16 Закона о СЭЗ, либо о внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2007 г. № 330 ”Об утверждении Положения о порядке проведения оценки результатов реализации инвестиционных проектов резидентов свободных экономических зон на территории Республики Беларусь и внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2005 г. № 891“;

в связи с предложениями заинтересованных проработать вопрос о создании наблюдательного совета свободных экономических зон, предусмотренного статьей 17 Закона о СЭЗ, в рамках выполнения Плана мероприятий по совершенствованию инвестиционного климата в Республике Беларусь на среднесрочную перспективу, утвержденного Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Крутым Д.Н. (от 18 марта 2020 г. № 39/225-299/54);

обратить внимание, что предложение заинтересованных о дополнении части второй статьи 18 Закона о СЭЗ указанием на материальную помощь работникам при необходимости может быть реализовано посредством корректировки постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 658 ”Об утверждении положений о фондах развития свободных экономических зон и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь“;

обратить внимание, что ряд предложений заинтересованных о внесении изменений в Закон о СЭЗ требует, в первую очередь, корректировки Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 ”Об изъятии и предоставлении земельных участков“ и Указа Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 169 ”О распоряжении государственным имуществом“.

5.4. Министерству финансов Республики Беларусь и Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь дополнительно предложено проработать предложения заинтересованных по корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь и (или) правоприменительной практики.