КРАТКАЯ ОБОБЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
о результатах проведения правового мониторинга
- Объект правового мониторинга
Объектом правового мониторинга являлась новая редакция Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-З ”О техническом нормировании и стандартизации“, принятая Законом Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 436-З ”О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь ”О техническом нормировании и стандартизации“ (далее – новая редакция Закон о ТНиС).
- Организатор и сроки проведения правового мониторинга
Правовой мониторинг был организован Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (далее – НЦЗПИ), осуществлялся в период с 7 февраля 2020 г. (начало) по 31 марта 2020 г. (окончание).
- Правовые основания правового мониторинга
Правовой мониторинг осуществлялся в соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З ”О нормативных правовых актах“, Инструкцией о порядке проведения правового мониторинга, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 65 (далее – Инструкция), и подпунктом 27.1 пункта 27 плана работы НЦЗПИ на 2020 год, утвержденного Главой Администрации Президента Республики Беларусь И.П. Сергеенко 15 января 2020 г.
- Мероприятия в рамках проведения правового мониторинга
Организатором правового мониторинга (НЦЗПИ) были запланированы и проведены следующие основные мероприятия:
непосредственный анализ новой редакции Закона о ТНиС по общим показателям, определенным в пункте 11 Инструкции (в том числе с учетом обоснования необходимости ее приятия, а также иных законодательных актов, регламентирующих отношения в области технического нормирования и стандартизации). Специальные показатели НЦЗПИ не устанавливались;
направление запросов в 58 (пятьдесят восемь) заинтересованных государственных органов, иных организаций о предоставлении в пределах компетенции информации о практике применения новой редакции Закона о ТНиС (письмо НЦЗПИ от 7 февраля 2020 г. № 03-8/171), анализ полученных ответов;
размещение информации (объявления) о проведении правового мониторинга на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, на официальных сайтах НЦЗПИ и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет; проведение в период с 7 по 21 февраля 2020 г. сбора информации и предложений в отношении новой редакции Закона о ТНиС (посредством создания специальной темы для обсуждения на сайте ”Правовой форум Беларуси“ и в специальной рубрике ”Правовой мониторинг“ на официальном сайте НЦЗПИ в глобальной компьютерной сети Интернет), анализ полученной информации и предложений;
анализ выводов и предложений, содержащихся в Решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 13 октября 2016 г. № Р-1070/2016 ”О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь ”О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь ”О техническом нормировании и стандартизации“, а также в решениях иных судов;
анализ статей, комментариев и иных публикаций, содержащихся в специальной, в том числе научной, литературе, в средствах массовой информации, справочных правовых системах, на сайтах и иных информационных ресурсах, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет;
анализ обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, поступивших в НЦЗПИ и относящихся к предмету регулирования новой редакции Закона о ТНиС;
проведение 17 марта 2020 г. рабочего совещания с участием основных заинтересованных государственных органов, иных организаций для обсуждения ответов, информации и предложений, полученных от государственных органов, иных организаций и граждан в отношении объекта правового мониторинга.
- Предложения и наиболее актуальные вопросы, содержащиеся в них
Ряд государственных органов и организаций внесли предложения, которые касались, в том числе, вопросов уточнения терминологии новой редакции Закона о ТНиС (термины ”продукция“, ”стандарт организации“ и другие); приведения новой редакции Закона о ТНиС в соответствие с Указом № 217 в части установления четкого соотношения строительных норм, строительных правил и технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (далее – ТНПА в области ТНиС); закрепления возможности распространения действия стандартов организаций (далее – СТП) на организации, входящие в состав организации-объединения, утвердившей СТП; правовых последствиях ”нормативных“ ссылок на технические кодексы установившейся практики (далее – ТКП) и государственные стандарты Республики Беларусь (далее – СТБ), содержащих, в свою очередь, ссылки на иные ТКП и СТБ; необходимости закрепления бланкетной нормы о государственной экологической экспертизе технических условий; отсутствии специального порядка введения в действие документов в области технического нормирования и стандартизации, не являющихся техническими нормативными правовыми актами, в качестве ТКП или СТБ; целесообразности регулирования вопросов в отношении иных видов классификаторов, кроме общегосударственных, и некоторых других (статьи 1, 15, 20, 21, 26, 28, 31 и другие новой редакции Закона о ТНиС).
Предложения и вопросы, полученные от граждан посредством глобальной компьютерной сети Интернет, касались, в том числе, вопросов необходимости установления особенностей технического нормирования и стандартизации в области атомной энергии, радиационной и ядерной безопасности, возможности оперативного получения исчерпывающей информации об обязательных для соблюдения ТКП, дополнения норм о СТП положениями, ограничивающими возможности их применения, и других (статьи 2, 8, 21, 26 и 27 новой редакции Закона о ТНиС).
- Основные выводы по результатам правового мониторинга
Новую редакцию Закона о ТНиС следует признать в целом качественным законодательным актом, отвечающим современным социально-экономическим условиям, комплексно и системно регламентирующим важнейшие общественные отношения в сфере технического нормирования и стандартизации. Правовое регулирование соответствующих отношений можно признать достаточно эффективным.
Отдельные недостатки, выявленные в новой редакции Закона о ТНиС, в том числе исходя из практики ее применения, не носят, по нашему мнению, концептуального характера, не оказывают существенного негативного влияния на правоприменение, не требуют оперативного исправления и могут быть устранены при очередной комплексной корректировке новой редакции Закона о ТНиС.
Практика применения новой редакции Закона о ТНиС в целом соответствует нормативным предписаниям. Отдельные случаи неверного (некорректного) правоприменения могут быть, как представляется, устранены за счет усиления разъяснительной и методологической работы, повышения квалификации субъектов правоприменительной деятельности.
При очередной комплексной корректировке новой редакции Закона о ТНиС предлагается:
установить, что под ”отраслевой организацией по стандартизации“ могут пониматься не только государственные организации, подчиненные республиканскому органу государственного управления, но и иные организации, входящие в состав (систему) указанного органа;
рассмотреть вопрос о закреплении положения о том, что действие стандарта организации, утвержденного ассоциацией (союзом), государственным объединением, может быть распространено ассоциацией (союзом), государственным объединением на членов ассоциации (союза), участников государственного объединения, если это не противоречит законодательству или уставу ассоциации (союза), государственного объединения;
в целях придания бланкетной норме об установлении особенностей технического нормирования и стандартизации не императивного, а управомачивающего характера, учёта того, что отдельные особенности уже закреплены новой редакцией Закона о ТНиС, установить, что особенности технического нормирования и стандартизации в военной сфере, сфере защиты государственных секретов и иной информации ограниченного распространения, в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, электросвязи помимо установленных новой редакцией Закона о ТНиС могут устанавливаться также актами законодательства в соответствующей сфере (области).
проработать вопросы:
об установлении правовых последствий ”нормативной“ или ”самообязывающей“ ссылки на ТКП и СТБ, которые, в свою очередь, содержат ссылки на иные ТКП и СТБ, а также правил таких ссылок;
об установлении возможности и правовых последствий ”нормативной ссылки“ не на весь ТКП или СТБ, а на отдельные требования ТКП и СТБ;
об установлении правил корректной ссылки на отдельные требования ТКП и СТБ;
исключить нереализованные бланкетные нормы, отсылающие к порядку, который Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь, должен был установить для введения в действие документов в области технического нормирования и стандартизации, не являющихся техническими нормативными правовыми актами, в качестве ТКП или СТБ;
рассмотреть вопрос о предоставлении права официального распространения (предоставления) технических актов, информации о них не только государственным организациям, но и иным организациям, входящим в состав (систему) государственного органа.