КРАТКАЯ ОБОБЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ о результатах проведения правового мониторинга

  1. Объект правового мониторинга

Объектом правового мониторинга являлся Закон Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 56-З ”Об охране озонового слоя“ в редакции Закона Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 161-З ”О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны озонового слоя“ (далее – Закон ООС).

  1. Организатор и сроки проведения правового мониторинга

Правовой мониторинг был организован Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (далее – НЦЗПИ), осуществлялся в период с 13 апреля 2021 г. (начало) по 30 апреля 2021 г. (окончание).

  1. Правовые основания правового мониторинга

Правовой мониторинг осуществлялся в соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З ”О нормативных правовых актах“ (далее – Закон о НПА), Инструкцией о порядке проведения правового мониторинга, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 65 (далее – Инструкция), и подпунктом 26.3 пункта 26 плана работы НЦЗПИ на 2021 год, утвержденного Главой Администрации Президента Республики Беларусь И.П. Сергеенко 31 декабря 2020 г.

  1. Мероприятия в рамках проведения правового мониторинга

Организатором правового мониторинга (НЦЗПИ) были запланированы и проведены следующие основные мероприятия:

непосредственный анализ Закона ООС по общим показателям, определенным в пункте 11 Инструкции (в том числе с учетом обоснования необходимости его принятия, а также иных законодательных актов, регламентирующих отношения в области охраны озонового слоя). Специальные показатели НЦЗПИ не устанавливались;

направление запросов в 22 (двадцать два) заинтересованных государственных органа, иные организации о предоставлении в пределах компетенции информации о практике применения Закона ООС (письмо НЦЗПИ от 9 апреля 2021 г. № 03-8/387), анализ полученных ответов;

размещение информации (объявления) о проведении правового мониторинга на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и на официальном сайте НЦЗПИ в глобальной компьютерной сети Интернет; проведение в период с 13 по 23 апреля 2021 г. сбора информации и предложений в отношении Закона ООС (посредством создания специальной темы для обсуждения на сайте ”Правовой форум Беларуси“ и в специальной рубрике ”Правовой мониторинг“ на официальном сайте НЦЗПИ в глобальной компьютерной сети Интернет), анализ полученной информации и предложений;

анализ выводов и предложений, содержащихся в Решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 6 июня 2014 г. № Р- 926/2014 ”О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь ”О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны озонового слоя“, а также в решениях иных судов;

анализ статей, комментариев и иных публикаций, содержащихся в специальной, в том числе научной, литературе, в средствах массовой информации, справочных правовых системах, на сайтах и иных информационных ресурсах, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет.

  1. Предложения и наиболее актуальные вопросы, содержащиеся в них

Ряд государственных органов и организаций внесли предложения, которые касались вопросов уточнения терминологии Закона ООС с учетом Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (термин ”утилизация озоноразрушающих веществ“); целесообразности утверждения государственных программ по охране озонового слоя; целесообразности дальнейшего правового регулирования отношений в области охраны озонового слоя Законом ООС и включения его норм в Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-3 ”Об охране атмосферного воздуха“.

 

  1. Основные выводы по результатам правового мониторинга

Закон ООС следует признать в целом качественным законодательным актом, отвечающим современным социально-экономическим условиям, комплексно и системно регламентирующим общественные отношения в области охраны озонового слоя. Правовое регулирование соответствующих отношений можно признать достаточно эффективным.

Отдельные недостатки, выявленные в Законе ООС, в том числе исходя из практики его применения, не носят, по нашему мнению, концептуального характера, не оказывают существенного негативного влияния на правоприменение, не требуют оперативного исправления и могут быть устранены при очередной комплексной корректировке Закона ООС.

Практика применения Закона ООС в целом соответствует нормативным предписаниям. Отдельные случаи неверного (некорректного) правоприменения могут быть, как представляется, устранены за счет усиления разъяснительной и методологической работы, повышения квалификации субъектов правоприменительной деятельности.

При очередной комплексной корректировке Закона ООС предлагается:

привести нормы статьи 2 в соответствие с положениями Закона о НПА в части указания на международные договоры Республики Беларусь и иные международно-правовые акты, содержащие обязательства Республики Беларусь;

проработать вопросы:

об уточнении определения термина ”утилизация озоноразрушающих веществ“;

о целесообразности утверждения государственных программ по охране озонового слоя;

о целесообразности дальнейшего правового регулирования отношений в области охраны озонового слоя Законом ООС и включения его норм в Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-3 ”Об охране атмосферного воздуха“.