Использование при совершенствовании национального законодательства норм и институтов иностранных правовых систем тесно связано с применением такого научного метода как сравнительное правоведение, сущность которого заключается в сравнении правовых систем различных государств либо отдельных элементов таких систем.
Надо сказать, что законодатель во все времена в своей деятельности брал на вооружение сравнительное право.
Наибольшую динамику данный процесс приобрел в 19-м веке, существенным толчком к чему послужила, безусловно, кодификация законодательств европейских государств.
Так, например, во Франции в конце 19-го века было даже создано Общество сравнительного законодательства, задачей которого было изучение новых кодексов, принятых в различных странах, с тем, чтобы выявить и использовать прогрессивный зарубежный опыт при совершенствовании национального французского законодательства.
Сегодня сложно себе представить нормотворческий процесс нашего государства без изучения законодательства зарубежных государств.
Это особенно важно в сфере противодействия преступности, которая в последнее время принимает транснациональный характер и способна оперативно разворачивать свою деятельность то в одном, то в другом государстве. При этом, не в последнюю очередь, причиной для осуществления преступной деятельности в каком-либо государстве может служить такой фактор, как степень криминализации тех или иных действий.
В подтверждение сказанному можно привести следующий пример.
В последние годы на территории республики активизировалась преступная деятельность лиц, занимавшихся производством материалов порнографического характера.
Анализ причин роста данного вида преступной деятельности и законодательства зарубежных государств показал, что в наиболее развитых западных государствах данное деяние относится к числу серьезных преступлений и влечет суровое наказание.
Вследствие этого, сфера интересов соответствующих преступных групп сместилась в сторону государств, где данное деяние влечет более мягкое наказание, либо, где наказание за такое преступление можно вовсе избежать. Такими государствами были, в частности, государства, возникшие на постсоветском пространстве.
То, что, например, у нас в республике статья, устанавливающая уголовную ответственность за изготовление и распространение материалов порнографического характера, содержала административную преюдицию, позволяло избегать ответственности за рассматриваемое деяние.
Учитывая, что посредством современной компьютерной техники и Интернета не представляло больших сложностей производство порнографических материалов с изображением несовершеннолетних даже без непосредственного вовлечения таких несовершеннолетних в процесс изготовления порнопродукции, производителей такой продукции нельзя было привлечь и за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественное поведение по статье 173 Уголовного кодекса.
В свою очередь, поскольку странами СНГ были предприняты шаги по устранению обозначенных недостатков уголовного законодательства (соответствующие законы были приняты, в частности, в Российской Федерации, Армении и других), возникла реальная угроза резкого ухудшения в нашем государстве ситуации с противодействием рассматриваемым деяниям.
Однако благодаря пониманию проблемы со стороны заинтересованных органов (в том числе Парламента республики), данный недостаток уголовного законодательства республики был оперативно устранен. Соответствующий Закон был принят Парламентом в кратчайшие сроки.
Речь в данном случае идет о Законе Республики Беларусь от 4 мая 2005 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления ответственности за торговлю людьми и иные связанные с ней правонарушения».
Этот же Закон демонстрирует еще один пример изучения законодательства иностранных государств в сфере борьбы с преступностью и использования результатов такого изучения.
Указанным Законом были внесены изменения в статью 181 Уголовного кодекса, устанавливающую ответственность за торговлю людьми, вследствие чего Законом было расширено понятие «торговля людьми». В него были включены как собственно купля-продажа человека и иные сделки с ним, так и такие действия как вербовка, передача, перевозка, укрывательство, получение человека в целях эксплуатации.
Данное решение также не в последнюю очередь явилось результатом заимствования опыта регламентации ответственности за торговлю людьми в зарубежных государствах. Если обратиться к уголовным кодексам, например, Армении, Молдовы, Российской Федерации, то можно обнаружить явное сходство в содержании рассматриваемого понятия.
Стоит упомянуть еще один пример использования зарубежного опыта регулирования правоотношений при изменении законодательства Республики Беларусь.
В настоящее время в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь находится проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь по вопросу усиления ответственности за преступления, связанные с коррупцией».
Данным проектом Закона вводится ряд новых составов преступлений, в частности, устанавливается ответственность за предоставление и получение выгоды неимущественного характера, а также за извлечение выгоды из влияния.
В первую очередь, конечно, необходимость криминализации указанных деяний обусловлена ратификацией Законом Республики Беларусь от 26 мая 2003 года Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию.
Однако при формулировании норм указанного законопроекта также изучался зарубежный опыт, в результате чего было установлено, что подобная ответственность существует в ряде европейских государств, в том числе в Испании, Франции.
В последнее время подобный опыт стал заимствоваться и постсоветскими странами. В частности, положения об ответственности за перечисленные деяния включены в Уголовный кодекс Молдовы.
Это может свидетельствовать о том, что криминализация этих действий, вероятно, получит развитие и в других странах. А тот факт, что Республика Беларусь одной из первых подошла к решению данной проблемы, еще раз подтверждает, что наше государство стремится отвечать современным мировым тенденциям в развитии уголовного законодательства.
И таких примеров, когда опыт зарубежного законодателя является полезным, особенно в сфере уголовного и уголовно-процессуального законодательства, можно привести множество.
Однако, в силу того, что законодательство непрерывно развивается, необходимость изучения тенденций такого развития сохранит актуальность и в дальнейшем.
И если ранее при подготовке законопроектов изучение соответствующего опыта иностранных государств было сложившейся практикой, то сегодня это уже требование законодательства республики.
Так, согласно пунктам 14, 24 и 26 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 года № 359, предусматривается обязательное изучение законодательства иностранных государств.
При этом установлено, что такое изучение должно осуществляться еще на стадии внесения предложения о включении законопроекта в план подготовки законопроектов (при определении концепции законопроекта), а также в процессе подготовки законопроекта.
О чем это может свидетельствовать?
Видимо о том, что предложения о регламентации каких-либо общественных отношений определенным способом должно подтверждаться информацией об эффективности применения предлагаемого способа регулирования правоотношений в зарубежных государствах.
Сказав о необходимости изучения законодательства зарубежных государств в процессе совершенствования национального законодательства, нельзя не упомянуть и об определенных проблемах, которые возникают на этом пути.
Следует признать, что доступ к законодательству иностранных государств существенно ограничен. И тому есть несколько причин.
Во-первых, зачастую вовсе отсутствует доступ к зарубежным правовым базам либо получение информации из таких баз осуществляется на платной основе.
Во-вторых, информация о законодательных актах дальнего зарубежья размещается, что вполне закономерно, на иностранном языке (в лучшем случае – на английском языке), вследствие чего осуществить самим разработчиком законопроекта полноценный поиск необходимого информации, а также сделать квалифицированный перевод интересующего иностранного законодательства будет весьма затруднительно.
В результате, изучение законодательства иностранных государств, как правило, ограничивается изучением актов стран СНГ, а также переведенных на русский язык конституций и отдельных кодексов государств дальнего зарубежья. Кроме того, перевод иностранного законодательства на русский язык зачастую имеет множество неточностей, поскольку осуществляется юристами, не имеющими специальной лингвистической подготовки.
Как следствие, на основе изучения законодательства иностранных государств, имеющегося в распоряжении разработчика законопроекта, сложно провести полноценный сравнительно-правовой анализ.
Еще одна проблема при изучении зарубежного законодательства заключается в отсутствии совпадения между понятиями, используемыми национальным законодательством и законодательством иностранных государств.
И это не удивительно, поскольку наука права развилась самостоятельно в рамках различных правовых «семей», вследствие чего категории и понятия, которые элементарны для юриста одного государства, часто могут быть непонятны для юриста другого государства.
При изучении зарубежного законодательства следует всегда иметь ввиду эти различные подходы и изучать проблему, а не заниматься игрой в понятия.
Кроме того, изучение иностранного законодательства возможно не только посредством анализа конкретных норм зарубежных законов.
Важное значение имеет изучение публикаций, посвященных зарубежному законодательству, которое отчасти позволяет восполнить пробел в представлении о регламентации интересующих правовых институтов. Более того, в подобных публикациях нередко приводится сравнительный анализ иностранного законодательства, указывается на недостатки и преимущества какого-либо законодательного решения, что, безусловно, может быть полезно при совершенствовании национального законодательства.
Однако и здесь есть определенные проблемы. Публикации не могут охватить всех интересующих нас сфер законодательства, поскольку они посвящены, как правило, отдельным вопросам.
В заключение, хотелось бы отметить следующее.
Как было сказано, существуют определенные проблемы при изучении иностранного законодательства.
Однако, многие страны копируют правовые модели наиболее развитых государств, в связи с чем необходимость изучения законодательства большого количества государств просто отсутствует.
Важно знать направления развития законодательства государств, известных своими достижениями в правотворчестве, например, Франции, Германии.
Кроме того, отсутствие возможности изучения законодательства дальнего зарубежья, можно также нередко восполнить изучением передового опыта стран СНГ. Из таких государств, чье законодательство развивается наиболее динамично, можно отметить Молдову, которая во многом восприняла при формировании своего законодательства наиболее передовой европейский опыт, особенно, французский.
Голубицкий И.И. — Заместитель начальника отделения законодательства по вопросам национальной безопасности правоохранительных и судебных органов Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь