Актуальные вопросы развития хозяйственного законодательства Республики Беларусь

Дорошкевич В.А., заместитель директора Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь

Для эффективного развития экономики важное значение имеет тот факт, насколько динамично и качественно развивается хозяйственное законодательство. Специфика данной сферы законодательства состоит в том, что она весьма объемна и многогранна, тесно связана и перекликается с иными отраслями и институтами. Еще одной характерной чертой является то, что отрасль хозяйственного законодательства недостаточно четко очерчена и отграничена от других отраслей.

Основой для формирования современного хозяйственного законодательства явилось принятие Гражданского кодекса Республики Беларусь, где заложены основы регулирования экономических отношений. Впоследствии в развитие положений Гражданского кодекса приняты многочисленные нормативные правовые акты различного уровня.

Характеризуя нынешнее состояние законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность, можно констатировать, что многие проблемы, характерные для всего массива законодательства Республики Беларусь, еще не решены. Такие недостатки, как фрагментарность, несогласованность ряда нормативных правовых актов, наличие пробелов, а также актов и норм которые фактически утратили регулирующее воздействие, к сожалению, еще присутствуют в актах хозяйственного законодательства. В то же время улучшение и обновление законодательства не должно сводиться только к механическому устранению имеющихся недостатков. Процесс развития и совершенствования хозяйственного законодательства во многом зависит от создания внутренне согласованной, научно и логически обоснованной системы законодательства, где каждый нормативный правовой акт должен занять свое строго определенное место.

Отличительной чертой развития хозяйственного законодательства Республики Беларусь является стремление к активной кодификации и консолидации нормативных правовых актов, что свидетельствует о тенденции к системному нормотворчеству. Кроме Гражданского кодекса за последнее время приняты такие кодифицированные акты, как Банковский кодекс, Инвестиционный кодекс, целый ряд кодифицированных актов в области транспортной деятельности: Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта и ряд других. Принят также ряд системообразующих законов, которые по охвату регулируемых отношений весьма близки к кодексам. Среди них можно выделить законы «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» и др.

Основные направления качественного обновления хозяйственного законодательства отражены в Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205. Деятельность по совершенствованию законодательства, осуществляемая на основе Концепции, включает как оценку современного состояния той или иной области законодательства, выявление основных проблем и противоречий, так и определение первоочередных, текущих и перспективных направлений совершенствования законодательства и их реализацию.

Следует отметить, что сейчас Республика Беларусь находится на несколько ином этапе развития законодательства, чем тот, который продолжался с начала 90-х годов и фактически до 2001 года. Если на начальном этапе формирования национального законодательства, нам приходилось закрывать прорехи, то в настоящее время количественный порог нормативных правовых актов уже преодолен, в связи с чем стоит задача по повышению качества подготовки проектов, обеспечению стабильности и эффективности правовой системы.

Каким же должно быть законодательство, и каким хотят его видеть руководители, юристы, все граждане? В первую очередь законодательство должно быть в достаточной степени наполненным и актуальным. Законодательство Республики Беларусь должно быть достаточным для регулирования всего комплекса общественных отношений и соответствовать реальным политическим и социально-экономическим условиям. Важными представляются также такие качества как стабильность, внутренняя согласованность и эффективность законодательства. Практика показывает, что особенно непросто достичь стабильности законодательства в период, когда государственные органы часто находятся в поиске эффективных механизмов регулирования общественных отношений, да и сами общественные отношения в значительной степени меняются с изменением условий нашей жизни. Развитие законодательства это не просто принятие необходимых нормативных правовых актов, а создание отвечающей современным требованиям, внутренне согласованной, научно и логически обоснованной системы законодательства.

Обратимся к наиболее важным законопроектам в сфере хозяйственного законодательства, подготовка которых осуществлена или осуществляется в последнее время.

Прежде всего, следует остановиться на основополагающем нормативном правовом акте в сфере гражданского и хозяйственного законодательства – Гражданском кодексе. За время действия Гражданского кодекса изменения и дополнения вносились в данный законодательный акт 13 раз. Прежде всего, это обусловлено тем, что совершенствование отдельных институтов гражданского права, правовое регулирование которых осуществляется специальными законами, невозможно без внесения соответствующих изменений и дополнений в Гражданский кодекс, так как согласно его предписаниям нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. В случае расхождения указанных актов с кодексом действует последний. Однако среди научных работников и специалистов имеются мнения о том, что специальные законы должны иметь приоритет в регулировании конкретных отношений и приоритет ГК, сыгравший стабилизирующую роль на этапе формирования хозяйственного законодательства, должен быть отменен.

Практика применения Кодекса выявила несовершенство отдельных его норм, среди которых: несоблюдение единства используемой по тексту Кодекса терминологии, а также несогласованность положений Кодекса с иными законодательными актами, в частности с позднее принятыми нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, в том числе в области аудиторской, нотариальной, банковской деятельности и т.д. В этой связи подготовлен и внесен в Палату представителей проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь».

Согласно данному проекту предполагается установить приоритет договора над принятыми после его заключения подзаконными актами, а также максимально уменьшить возможность регулирования гражданских правоотношений на уровне подзаконных актов, в том числе посредством замены отсылок на законодательство отсылками к законодательным актам. По мнению разработчиков это будет способствовать обеспечению стабильности гражданского законодательства, гарантированию неизменности правового положения участников экономических отношений. Проектом уточняются условия эмансипации, исходя из того, что несовершеннолетний, не обладающий полной дееспособностью, не может заниматься предпринимательской деятельностью. Это следует из смысла статьи 22 Гражданского кодекса. Предлагаемые проектом изменения и дополнения раскрывают и уточняют содержание терминов «наименование юридического лица» и «фирменное наименование юридического лица» и предъявляемые к ним требования, упорядочивают использование указанных терминов, закрепляют отсутствие необходимости специальной регистрации фирменного наименования, что согласуется с положениями Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.

Отдельный блок изменений и дополнений, вносимых в Кодекс, направлен на определение статуса государственных объединений (концернов, производственных, научно-производственных или иных объединений). Дополнение Кодекса соответствующими положениями позволит сохранить существующие хозяйственные структуры, определить цели деятельности и функции по общему руководству, общему управлению деятельностью, координации деятельности и представлению интересов участников государственных объединений.

Дальнейшему развитию хозяйственного законодательства будет способствовать подготовка к рассмотрению во втором чтении проекта Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах». Данный проект является новой редакцией Закона Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью».

Данный Закон должен уточнить правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации, ликвидации хозяйственных обществ, права и обязанности их учредителей (участников), компетенцию органов управления хозяйственных обществ. При этом он направлен на обеспечение защиты прав и интересов как учредителей (участников), так и самих хозяйственных обществ.

В ряде случаев проектом также предлагается повысить уровень правового регулирования отношений, складывающихся в процессе деятельности хозяйственных обществ, до законодательных актов. Это, как было указано ранее, будет способствовать формированию стабильных правоотношений в сфере деятельности хозяйственных обществ, а также созданию благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

Кратко охарактеризуем готовящийся проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Подготовка законопроекта обусловлена необходимостью реализации пункта 4 Протокола поручений Президента Республики Беларусь, данных на совещании по вопросам концепции совершенствования законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве), а также в целях приведения положений действующего Закона в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)», иным законодательством Республики Беларусь, принятым после вступления в силу Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Соответствующие изменения и дополнения потребовались после принятия Банковского кодекса, Декрета Президента Республики Беларусь от 28 сентября 2000 года № 20 «О совершенствовании регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь», новой редакции Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и др., а также с целью устранения пробелов и неточностей, выявленных правоприменительной практикой. Во исполнение пункта 6 плана подготовки законопроектов на 2005 год проект должен быть внесен в Совет Министров в ноябре 2005, а в Палату представителей – соответственно в марте 2006 года.

В соответствии с пунктом 38 плана подготовки законопроектов на 2005 год подготовлен и внесен в Палату представителей проект Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства».

В указанном законопроекте определяются цели, направления и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом изменившихся экономических реалий, приводятся критерии отнесения субъектов хозяйствования к субъектам малого и среднего предпринимательства, раскрывается понятие определения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, уточняются иные термины, используемые в Законе.

К наиболее важным законам последнего времени следует отнести принятый Палатой представителей в первом чтении Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Проект определяет правовые, экономические и организационные основы регулирования транспортно-экспедиционной деятельности и принципы ее осуществления в целях создания условий для обеспечения потребностей экономики и населения в оказании транспортно-экспедиционных услуг и дальнейшего развития транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь.

С принятием данного Закона будут заполнены практически все пробелы в области транспортного законодательства, что позволит, в свою очередь, говорить о переходе к кодификации данной отрасли и подготовке проекта Транспортного кодекса Республики Беларусь. Во исполнение пункта 4 плана подготовки концепций на 2005 год проект концепции Транспортного кодекса представлен в Администрацию Президента Республики Беларусь.

Процесс кодификации самым непосредственным образом коснулся и бюджетного законодательства. Во исполнение пункта 11 плана подготовки законопроектов на 2005 год внесен в Палату представителей проект Бюджетного кодекса Республики Беларусь. Подготовленный законопроект учитывает передовой опыт кодификации бюджетного законодательства стран СНГ и современные методологические подходы к его разработке. Бюджетный кодекс даст возможность для осуществления следующих подходов:

1) реализация концепции бюджетирования, ориентированного на конкретные результаты. Смысл концепции – распределение бюджетных ресурсов между распорядителями бюджетных средств в прямой зависимости от достижения конкретных результатов в соответствии с приоритетами социально-экономического развития;

2) совершенствование бюджетной классификации с приведением ее в соответствие с международными стандартами, а также соответствующее изменение бюджетного учета;

3) совершенствование системы межбюджетных отношений с целью повышения ответственности и заинтересованности местных Советов в эффективности использования бюджетных средств и зарабатывании денег, и др.

Таким образом, в качестве основных направлений совершенствования хозяйственного законодательства можно выделить проведение его систематизации и кодификации с целью формирования единой комплексной нормативной базы в данной области; выявление и устранение пробелов, несоответствий и противоречий в действующем законодательстве, гармонизацию законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации. Совершенствование хозяйственного законодательства Республики Беларусь должно содействовать обеспечению его стабильности и послужит одним из важнейших условий нормального функционирования правовой системы, а значит, общества в целом.