Экологическое страхование: понятие и сущность

Манкевич В.В.,

старший научный сотрудник Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент

Действующее законодательство предусматривает две формы реализации права граждан на возмещение экологического вреда – исковую и административную.

В настоящее время возмещение гражданам экологического вреда путем судебного рассмотрения дела носит эпизодический характер и не охватывает широкий круг участников, т.е. не обладает свойством масштабности. Механизм возмещения вреда, предусмотренный гражданским законодательством, регламентирует лишь отдельные случаи причинения вреда здоровью или имуществу в результате неблагоприятного воздействия отдельных факторов и практически не содержит общих форм правового регулирования отношений, возникающих при неблагоприятном воздействии окружающей среды.

Административный порядок возмещения нанесенного экологического вреда применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем осуществления мер социально-экономической защиты пострадавших. Хотя административный порядок компенсации гражданам причиненного экологического вреда может являться более оперативным, но, как и судебный способ реализации права граждан на возмещение экологического вреда, нуждается в совершенствовании.

При возникновении крупных техногенных катастроф, охватывающих огромные территории, нарушающих производство сотен предприятий, угрожающих жизни тысяч людей, размеры причиненного ущерба могут иметь для национальной экономики макроэкономические последствия. Даже если удастся точно определить причинителя вреда (загрязнителя окружающей среды) и доказать его вину, велика вероятность того, что данный причинитель вреда окажется просто неспособным возместить причиненный вред [1, с. 27–28].

В данной связи, наряду с совершенствованием судебного и административного способов реализации права граждан на возмещение экологического вреда, реалии сегодняшнего дня требуют развития новых механизмов, которые способствовали бы экономической заинтересованности в уменьшении причиняемого экологического вреда и компенсации возникающих при этом убытков. Представляется, что большие перспективы в этом направлении открывает экологическое страхование.

Экологическое страхование является инновационным элементом экономико-правового механизма обеспечения экологической безопасности, позволяющим сформировать финансовые резервы для ликвидации последствий загрязнения окружающей среды, возмещения причиненного экологического вреда, предупреждения реализации факторов экологических угроз, являясь благодаря этому социально значимым механизмом управления природопользованием и основой устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь. Целью экологического страхования является обеспечение охраны окружающей среды, а также защиты материальных интересов физических и юридических лиц в виде полной или частичной компенсации убытков, причиняемых загрязнением окружающей среды, вызванным авариями, технологическими сбоями или стихийными бедствиями, деградированной под воздействием хозяйственной деятельности окружающей среды [2, с. 374; 3, с. 155]. С одной стороны, экологическое страхование необходимо рассматривать как элемент экономического механизма охраны окружающей среды, позволяющий создать финансово-экономическую основу для возмещения экологического вреда [4, ст.79], а с другой стороны – как правовой механизм защиты конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Анализ законодательства и практики осуществления экологического страхования западноевропейских государств, а также Российской Федерации показывает, что данный институт представляет собой страхование риска гражданской ответственности за причинение вреда самой окружающей среде, а также жизни, здоровью или имуществу третьих лиц вследствие загрязнения окружающей среды [5, с. 116; 6, с. 244; 7, с. 330]. В то же время не только в Республике Беларусь, но и за рубежом единообразные подходы к понятию, сущности, формам экологического страхования в научной среде не сформированы.

Ряд ученых (Ю.Е. Винокуров, В.Д. Ермаков, А.Я. Сухарева) к экологическим видам страхования относят страхование гражданской ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам в результате загрязнения окружающей среды, а также страхование имущества от экологических бедствий [8, с. 159; 7, с. 329]. В.В. Петров широко определяет экологическое страхование как отношения, направленные на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении экологически неблагоприятных последствий [9, с. 235]. О.И. Крассов понимает под экологическим страхованием страхование рисков в сфере охраны окружающей среды путем заключения договоров как имущественного, так и личного страхования [2, с. 376]. Экологическое страхование как страхование гражданской ответственности предприятий–источников повышенной опасности, создающих потенциальную экологическую угрозу жизненно важным интересам граждан и юридических лиц понимают ученые Г.П. Серов, П.Б. Арушаньянц [10, с. 50; 11, с.74] и ряд других.

В Республике Беларусь необходимость разработки проекта закона об экологическом страховании впервые была предусмотрена Национальной программой рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на 1996–2000 гг. На современном этапе требования по разработке правовых актов, регулирующих отношения страхования ответственности за причинение экологического вреда, определены в Республиканской программе развития страховой деятельности в Республике Беларусь на 2006–2010 годы. В развитие положений модельного закона «Об экологическом страховании», принятого Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ в 2000 г. [12, ст.1], в национальном законодательстве (Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды») под экологическим страхованием понимается «страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по защите имущественных интересов граждан и организаций, а также Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц при причинении экологического вреда» [4, ст. 85]. На этом реализация задачи правового регулирования отношений экологического страхования прерывается. Возможно предположить, что причиной этому является недостаток научных исследований данной сферы общественных отношений, которые должны дать ответ на ряд вопросов не только эколого-правового, но и гражданско-правового характера, что в целом необходимо в силу значимости, многогранности, комплексности отношений экологического страхования.

Особая роль экологического страхования в механизме защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в экологической сфере предъявляет особые требования к выбору организационно-правовой формы его проведения. Форма страхования — это порядок организации страхования на основах добровольности или обязательности. Добровольное страхование осуществляется на основании договора, заключаемого в соответствии с действующим законодательством. Обязательное страхование имеет место, когда законодательством на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать те либо иные имущественные интересы [13, п. 3, 4]. В данной связи возникает вопрос о необходимости для Республики Беларусь обязательного экологического страхования, которое на первый взгляд отрицает свободу выбора субъектов хозяйствования и противоречит основному принципу рыночной экономики.

Анализ теории и зарубежной практики экологического страхования позволил Г.А. Моткину выделить несколько блоков фундаментальных проблем развития данного вида страхования, из которых на первом месте —  необходимость придания экологическому страхованию общеобязательной формы, поскольку сущность, место и роль экологического страхования в хозяйственном процессе придают ему общегосударственное значение как элементу обеспечения экологической безопасности страны [3, с. 45-50]. Опыт работы В.Г. Горского, А.А. Гусева, У.Г. Ибатуллина, В.А. Киселева, Г.А. Моткина, А.С. Тулупова, ряда других ученых, их активная деятельность в Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ позволила принять модельный Закон «Об экологическом страховании», который рекомендовал странам – участницам СНГ единые условия и порядок обязательного экологического страхования, что обусловило введение с марта 2002 года обязательного экологического страхования в Азербайджанской Республике [14],  с января 2006 года – в Республике Казахстан [15].

Для Республики Беларусь перспективу развития именно обязательного экологического страхования в еще в конце прошлого века видели белорусские правоведы, впервые исследовавшие вопросы экологического страхования, В.И. Семенков и Л.Н. Мороз [16, с. 98]. П.Б. Арушаньянц на основе экономического анализа также приходит к выводу, что обязательная форма экологического страхования в плане обеспечения страхового риска более предпочтительна, чем добровольная [17, с. 88]. В то же время, О.С. Шимова предлагает внедрение различных форм экологического страхования на основе ранжирования всех производственных объектов в республике по степени их экологической опасности: особо опасные (группа «А») – должны подлежать обязательному страхованию; опасные (группа «Б») – решение по обязательному страхованию принимают региональные природоохранные органы; малоопасные (группа «В») – страхуют риск экологических аварий на добровольной основе [6, с. 247].

Не менее принципиальным вопросом внедрения механизма экологического страхования является определение круга лиц, гражданская ответственность которых по обязательствам вследствие причинения экологического вреда может быть застрахована в порядке обязательного экологического страхования. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»  регламентирует порядок государственного учета природопользователей, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду [18;19], что целесообразно интегрировать в правовой механизм экологического страхования.  В то же время, природоохранное законодательство классифицирует данных природопользователей на две группы: осуществляющих экологически опасную деятельность и не осуществляющих экологически опасную деятельность [20], в связи с чем, возникает вопрос о необходимости дифференцированного учета природопользователей в механизме экологического страхования в зависимости от степени экологической опасности осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности. На наш взгляд, учет степени экологической опасности необходим не только в целях распределения организационно-правовых форм проведения экологического страхования в отношении различных групп природопользователей, но и в целях дифференцированной тарифной политики, учитывающей степень антропогенной нагрузки  хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Четкая фиксация в законодательстве ключевых понятий, используемых в страховании ответственности за причинение вреда в результате вредного воздействия на окружающую среду, в конечном итоге создаст основу целостного, комплексного финансово-правового механизма экологического страхования.

С учетом вышеизложенного представляется возможным и целесообразным сформулировать новое определение экологического страхования, которое в большей мере раскрывает его социальную, эколого-экономическую сущность и публично-правовой характер. Экологическое страхование – это отношения по защите имущественных интересов граждан, организаций, Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц на случай наступления гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду, по обязательствам вследствие причинения экологического вреда за счет резервов экологического страхования.

Планомерно внедряя концептуальные направления обеспечения экологической безопасности Республики Беларусь необходимо кардинально менять ситуацию, сложившуюся в правовом регулировании отношений экологического страхования. С этой целью представляется необходимым на законодательном уровне определить место экологического страхования в системе страховых отношений Республики Беларусь как самостоятельного обязательного вида страхования ответственности за причинение вреда. Реализовать подобную задачу возможно путем разработки и принятия отдельной главы положения «О страховой деятельности в Республике Беларусь», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530, регулирующей условия и порядок проведения обязательного экологического страхования в Республике Беларусь.

Представляется необходимым приоритетное развитие экологического страхования в Республике Беларусь в обязательной форме, что обеспечит несомненное принципиальное преимущество на пути охраны окружающей среды, рационального природопользования, возмещения экологического вреда, а в итоге – обеспечение конституционного права на благоприятную окружающую среду и экологической безопасности в целом. К лицам, гражданская ответственность которых по обязательствам вследствие причинения экологического вреда может быть застрахована в порядке экологического страхования, следует относить субъектов, включенных в государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду. При этом, обязательному экологическому страхованию должна подлежать ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экологически опасную деятельность. Добровольное экологическое страхование возможно в отношении лиц, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду и не относится к экологически опасной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Куруленко, С.С. Научно-практические основы системы экологического страхования / С.С. Куруленко. Дис. … канд. экон. наук: – СПб, 1993.– 124 с.
  2. Крассов, О.И. Экологическое право: учебник /О. И. Крассов.– М.: Дело, 2001.– 768 с.
  3. Моткин, Г.А. Теоретические и методические основы экологического страхования: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05  / Г.А. Моткин. – М, 1996. ? 369 с.
  4. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 ноя. 1992 г. № 1982–ХII в ред. Закона Респ. Беларусь, 17 июл. 2002 г. № 126–З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 85.
  5. Устав Организации Объединенных Наций, 26 июня 1945 г. //   Действующее междунар. право: В 3 т. / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова.– М.: Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 1997.– Т. 3.– 832 с.
  6. Шимова, О.С., Соколовский, Н.К. Основы экологии и экономика природопользования: учебник //О.С. Шимова, Н.К. Соколовский.– Мн.: БГЭУ, 2002.– 368 с.
  7. Экологическое право России: учебник / под ред. В.Д. Ермакова, А.Я. Сухарева. – М.: Ин–т междунар. права и экономики. Триада, Лтд, 1997. – 480 с.
  8. Экологическое право: курс лекций и практикум / под ред. д.ю.н. проф. Ю.Е. Винокурова. – М.: Экзамен, 2003. – 528 с.
  9. Петров, В.В. Экологическое право России: учебник для вузов /  В.В. Петров. ? М. : БЕК. – 1996. ? 557 с.
  10. Серов, Г.П. Об актуальных вопросах совершенствования законодательства с сфере экологического страхования / Г.П. Серов // Государство и право. – 1997. – № 12. – С. 50?54.
  11. Арушаньянц, П.Б. Формирование эффективной модели страхования экологической ответственности в Республике Беларусь / П.Б. Арушаньянц // Финансы, учет, аудит. – 2002. ? № 6. ? С. 74?77.
  12. Об экологическом страховании (об организации страхового дела в сфере защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от воздействия загрязненной окружающей природной среды): Модельный закон, утв. Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств ? участников Содружества Независимых Государств, 13 июня 2000 г., № 15?6 // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств. ? 2000. ? № 5.
  13. О страховой деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 25 авг. 2006 г. № 530 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 143. – 1/7866.
  14. Обязательное экологическое страхование // Страховая Компания АtaSigorta [Электронный ресурс]. ? Режим доступа:     http://atasigorta.az/html/rus_insurance_compulsory.php. – Дата доступа: 26.04.2007.
  15. Об обязательном экологическом страховании: Закон Респ. Казахстан, 13 дек. 2005 г. № 93?3 // Казахстанская правда. – 2005. – 22 дек.
  16. Семенков, В.И. Проблемы правового регулирования экологического страхования / В.И. Семенков, Л.Н. Мороз // Гуманитарно-экономический вестник. – 1999. – № 1. – С. 86?99.
  17. Арушаньянц, П.Б. Эколого-экономическое регулирование деятельности предприятий водоотведения на основе механизмов страхования: дис. … к-та экон. наук: 08.00.05  / П.Б. Арушаньянц. – Минск, 2004. ? 172 с.
  18. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г. № 1982-ХII: в ред. Закона Респ. Беларусь, 17 июля 2002 г., № 126-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 27 дек. 2007 г // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.
  19. Положение о порядке государственного учета в области охраны окружающей среды: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17.10.2007 № 1353 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.
  20. О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 24 июня 2008 г. № 349 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.