Изменения в законодательстве, регулирующем вопросы назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей (краткая характеристика)

Чаушник В.Н.
заместитель начальника отделения социального законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь

С 1 января 2008 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», которым Закон Республики Беларусь от 30 октября 1992 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» изложен в новой редакции (далее – новая редакция закона). Основной целью новой редакции закона является усиление мер социальной защиты семей, воспитывающих детей.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» как в новой, так и в прежней редакции назначаются следующие виды государственных пособий:

  • по беременности и родам;
  • в связи с рождением ребенка;
  • женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;
  • по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • на детей старше 3 лет (в прежней редакции данный вид пособия назывался на детей в возрасте от 3 до 16 лет (учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, – до их окончания; неработающих учащихся вечерних (сменных) школ, одновременно с учебой получающих профессию, детей-инвалидов, а также учащихся, обучающихся за счет личных средств в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, и на курсах, работающих по режиму учреждений образования в дневное время, и не получающих стипендий, – до 18 лет);
  • по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет;
  • по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;
  • по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
  • при санаторно-курортном лечении ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
  • на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека.

Из перечисленных выше видов государственных пособий новой редакцией закона закреплено право назначения на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении и воспитываемых в опекунских семьях,  пособия по беременности и родам, если опекунство назначено над ребенком в возрасте до 3 месяцев, пособия в связи с рождением ребенка, если опекунство назначено над ребенком в возрасте до 6 месяцев, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни опекуна, по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, при санаторно-курортном лечении ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека. Такие пособия назначаются опекунским семьям на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от получения иных видов государственного обеспечения.
В отличие от ранее действующего законодательства новой редакцией закона закрепляется право на пособие по беременности и родам женщинам, зарегистрированным в органах по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов в качестве безработных, независимо от получения ими пособия по безработице (ранее право на данный вид пособия имели только женщины, получающие пособие по безработице). Поскольку на практике имели место случаи выплаты пособия по беременности и родам частями, новой редакцией закона предусматривается обязанность выплаты данного пособия единовременно за весь период, установленный листком нетрудоспособности.
Статьями 10 и 11 новой редакции закона закреплены размеры единовременных пособий в связи с рождением ребенка и женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь от 8 июня 2007 г. № 268 «Об усилении государственной поддержки семей при рождении детей».
При этом предусматривается единообразный подход в определении очередности рождения ребенка при определении размера пособия в связи с его рождением. Введение с 1 января 2005 года дифференциации размера единовременного пособия в зависимости от очередности рождения детей, вызывало на практике затруднения в определении такой очередности. Некоторые организации, назначающие пособия, учитывали в составе семьи детей, достигших совершеннолетнего возраста либо умерших детей, другие не учитывали. В целях устранения различных подходов в данном вопросе частью третьей статьи 10 новой редакции закона закреплено, что «при определении размера пособия в связи с рождением ребенка не учитываются дети, в отношении которых мать лишена родительских прав». Таким образом, при рождении второго и последующих детей единовременное пособие в связи с рождением ребенка должно выплачиваться в размере семикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Советом Министров Республики Беларусь, за два последних квартала (далее – наибольшая величина бюджета прожиточного минимума) перед датой рождения ребенка, независимо от того какого возраста достиг старший ребенок (дети) в семье. Основное условие, чтобы мать в отношении этих детей не была лишена родительских прав.
Размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в новой редакции закона увеличен до 80 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума (до 1 января 2008 года – размер пособия составлял 60 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума) и составляет в январе 2008 года 148540 рублей.
Кроме того, статьей 13 новой редакции закона предоставлено право на получение пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет лицам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет и работающим на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы) или на дому, либо обучающимся в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования,  вне зависимости от оформления отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Ранее в обоих случаях такое право было предоставлено только лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
Основным условием, определяющим право на пособие на детей старше 3 лет, как в прежней редакции, так и в новой редакции закона является занятость родителей. Вместе с тем, в новой редакции закона данная норма более детализирована. Право на данный вид пособия предоставляется родителям, работающим по трудовому договору, гражданско-правовому договору, предметом которого является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, либо имеющим иной вид занятости, предусмотренный частью первой статьи 15 новой редакции закона. В связи с этим, пособие на детей старше 3 лет не назначается, если на момент обращения за пособием трудоспособный родитель в неполной семье или трудоспособный отец в полной семье не работают и не имеют другого вида занятости, указанного в части первой статьи 15. Пособие также не назначается, если в году, предшествовавшем году обращения за пособием, трудоспособный родитель в неполной семье или трудоспособный отец в полной семье не работали и не имели другого вида занятости более 6 месяцев (получали пособие по безработице менее 26 календарных недель). В то же время, данное условие не распространяется на родителей, которым установлена инвалидность (независимо от группы инвалидности), назначены пенсия по случаю потери кормильца либо пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы, лицом, достигшим 80-летнего возраста.
Сохранены также подходы в определении размера пособия. Пособие на детей старше 3 лет назначается в размере 30 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума при условии, что средний совокупный доход на члена семьи в месяц за предшествующий календарный год не превышает 60 процентов утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября предшествующего года (за 2007 год – 111400 рублей). Право на пособие в размере 50 процентов от установленного размера имеют семьи при среднем совокупном доходе на члена семьи в месяц не более 80 процентов указанного бюджета прожиточного минимума (за 2007 год – 148540 рублей).
При этом, в новой редакции закона закреплено, что семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека, в возрасте до 18 лет, неполным семьям, в которых родителю установлена I или II группа инвалидности, при условии, что он не работает и не имеет другого вида занятости, указанного в части первой статьи 15, а также семьям военнослужащих, проходящих срочную военную службу, пособие на всех детей в семье назначается и выплачивается независимо от совокупного дохода на члена семьи.
Изменены подходы в определении права на пособие по уходу за больным ребенком при его стационарном лечении. Так, при стационарном лечении ребенка в возрасте до 5 лет предусматривается возможность матери, отцу либо другому лицу, фактически осуществляющему уход за ребенком, находиться с ним в организации здравоохранения с выплатой пособия по уходу за больным ребенком за весь период стационарного лечения. По ранее действующему законодательству такое право предоставлялось только на основании заключения врачей о необходимости дополнительного ухода. Такой подход остается по новой редакции закона при стационарном лечении детей в возрасте от 5 до 14 лет и детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.
В новой редакции закона закреплено право на получение пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет лицу, осуществляющему такой уход, независимо от степени утраты здоровья ребенком-инвалидом. До этого пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 10 лет назначалось независимо от установленной ребенку степени утраты здоровья, в возрасте от 10 до 18 лет – со второй, третьей и четвертой степенью утраты здоровья. Кроме того, закреплено право на данный вид пособия матери или отцу, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (ранее право предоставлялось только неработающим родителям, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом).
В отличие от прежней редакции новой редакцией закона увеличен размер надбавки на детей в возрасте до полутора лет, воспитываемых одним родителем, расторгнувшим брак и не вступившим в новый брак, в случаях, когда другой родитель уклоняется от уплаты алиментов, детей, находящихся под опекой или попечительством, в случаях, когда родители уклоняются от уплаты алиментов с 40 до 75 процентов пособия.

Изменены также подходы в назначении и выплате пособий на детей при выбытии их из домов ребенка, домов-интернатов или учреждений образования с круглосуточным режимом пребывания. В случае выбытия детей из таких учреждений в семью на срок свыше 1 месяца, государственные пособия и надбавки к ним назначаются и выплачиваются на общих основаниях.

Поскольку выплата государственных пособий и надбавок к ним, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» производится за счет средств государственного социального страхования и республиканского бюджета, проектом новой редакции закрепляется право Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь осуществлять контроль за целевым использованием средств на выплату государственных пособий и надбавок  к ним.