Комментарии к Закону Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики»

Мирчук М.А.
Советник-консультант управления конституционного законодательства Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» (далее – принятый Закон) разработан Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь совместно с Министерством образования Республики Беларусь в соответствии с пунктом 10 плана подготовки законопроектов на 2008 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 666.

Государственная молодежная политика в Республике Беларусь  реализуется системно, с опорой на разработанную нормативно-правовую базу, которая является одной из наиболее полных среди аналогичного законодательства стран СНГ.

Различные аспекты жизни молодежи регламентируются отдельными положениями 8 кодексов, 20 законов, 40 указов Главы государства, более 100 постановлений Совета Министров Республики Беларусь. Основополагающим нормативным правовым актом в сфере государственной молодежной политики являлся Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», принятый в 1992 году.

Почему возникла необходимость в разработке нового Закона?

Со времени принятия Закона «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (далее – ранее действующий Закон) прошло уже более 17 лет. Анализ ранее действующего Закона и его правоприменительная практика в целом показали, что:

во-первых, его терминологию необходимо привести в соответствие с действующим законодательством Республики Беларусь;

во-вторых, ранее действующий Закон не в полной мере учитывал современные тенденции развития общественных отношений в сфере государственной молодежной политики, а также не регулировал целый ряд важных вопросов в этой сфере.

Принятый Закон устанавливает следующие новшества.

1. Терминология ранее действующего Закона приведена в соответствие с терминологией действующего законодательства Республики Беларусь.

2. Принятый Закон определяет такие термины как «молодые граждане (молодежь)», «молодая семья», «студенческий отряд», «волонтерское движение», «гражданско-патриотическое воспитание». Ранее действующий Закон не содержал таких определений, а вместе с тем, данные дефиниции широко используются в законодательстве Республики Беларусь.

3. В статье 3 принятого Закона обозначены цели государственной молодежной политики, которые реализуют положения статьи 32 Конституции Республики Беларусь (гарантирующей право молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие, а также создание государством необходимых условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии страны). В принятом Законе получили  свое развитие также положения главы 6.2 Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года, в которой в качестве направления устойчивого развития обозначено повышение роли молодежи в обществе.

4. Определен новый субъект государственной молодежной политики: государственные органы и иные организации, в пределах своей компетенции участвующие в реализации государственной молодежной политики.

В ранее действующем Законе в качестве субъектов государственной молодежной политики были обозначены только молодые граждане, молодые семьи и молодежные общественные объединения.

5. В ранее действующем Законе не был определен также нижний возрастной критерий для лиц, относящихся к категории «молодые граждане», определялась только верхняя возрастная граница, которая сохранилась и в настоящее время — 31 год. Такая ситуация создавала определенные проблемы на практике и не позволяла четко определить круг лиц, на которых распространялись положения ранее действующего Закона. Принятым Законом предусматривается 14-летний нижний возрастной порог для определения понятия «молодые граждане».

Установление нижней возрастной границы способствует созданию единой системы сбора и анализа статистической информации в области государственной молодежной политики, а также определяет категорию граждан, на которых будет распространяться действие принятого Закона.

6. В принятом Законе четко закреплены полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, республиканского органа государственного управления, ответственного за осуществление государственной молодежной политики, исполнительных и распорядительных органов, а также иных государственных органов в сфере государственной молодежной политики.

7. Предусматривается ежегодное представление республиканским органом государственного управления, ответственным за осуществление государственной молодежной политики, доклада о положении молодежи в Республике Беларусь в Совет Министров Республики Беларусь.

8. Новеллой принятого Закона является закрепление основных девяти направлений государственной молодежной политики:

гражданско-патриотическое воспитание молодежи;

содействие формированию здорового образа жизни молодежи;

государственная поддержка молодых семей;

содействие реализации права молодежи на труд;

государственная поддержка молодых граждан в получении образования;

государственная поддержка талантливых и одаренных молодых граждан;

содействие реализации права молодежи на объединение;

содействие развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив;

международное молодежное сотрудничество.

9. В отдельных статьях принятого Закона определены возможные пути реализации основных направлений государственной молодежной политики.

10. Отдельная статья посвящена разработке и утверждению республиканской и региональных программ в сфере государственной молодежной политики.

11. Ранее действующий Закон не устанавливал нормативы финансирования данной сферы, что делало уязвимым финансовые механизмы его реализации.

В принятом Законе как базовом законодательном акте, закрепляющем основы государственной молодежной политики, четко определяются источники финансирования государственной молодежной политики, нормативно закрепляется сложившаяся практика финансирования государством деятельности отдельных молодежных общественных объединений, например, Белорусского республиканского союза молодежи, которая может быть распространена и на другие молодежные и детские общественные организации за особый вклад в работу в данном направлении.

Принятие нового Закона не повлекло сокращения государственных средств, создания или увеличения расходов. Финансирование мероприятий, предусмотренных принятым Законом осуществляется в пределах средств, предусмотренных на содержание соответствующих государственных органов, иных организаций.

12. Предусмотрено создание специальных фондов по поддержке талантливых и одаренных молодых граждан.

Принятие Закона Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» позволило укрепить позитивные тенденции в реализации молодежной политики в нашей стране и стало правовой основой для развития других нормативных правовых актов в этой сфере, направленных на повышение эффективности работы с молодежью.