Комментарии к Закону Республики Беларусь от 13 июня 2006 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности»

Л.А. Полещук
главный советник отделения гражданского и экономического законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, кандидат юридических наук.

Транспортно-экспедиционная деятельность, осуществляемая по договору транспортной экспедиции, занимает особое место в экономической жизни государства. Развитие и совершенствование данного вида деятельности способствует решению многих социальных задач, а также во многом определяет национальную безопасность страны, ее обороноспособность.
Качественное и эффективное осуществление транспортно-экспедиционной деятельности позволяет другим отраслям экономики снизить стоимость товаров и услуг, что стимулирует рост производства и потребления, а также способствует расширению международных связей, интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему.
Гражданско-правовое регулирование этого вида деятельности, до принятия Закона Республики Беларусь от 13 июня 2006 года «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее Закон) [1], осуществлялось прежде всего в соответствии с общими положениями главы 41 Гражданского кодекса (далее – ГК) Республики Беларусь [2] и иными нормативными правовыми актами, отдельные нормы которых устарели или не согласуются с действующим законодательством. В связи с этим некоторые нормы в указанной области отношений остаются недостаточно урегулированными, что в конечном итоге негативно сказывается на создании механизма защиты прав и интересов субъектов транспортно-экспедиционной деятельности, а также свидетельствует о несоответствии создавшегося положения правилам статьи 13 Конституции Республики Беларусь [3], регламентирующим предоставление государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирование равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности.
В связи с тем, что транспортно-экспедиционная деятельность является весьма важным гражданско-правовым институтом в транспортном праве, гражданско-правовое регулирование указанных правоотношений представлено в форме Закона, а не иного нормативного правового акта. В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», закон представляет собой «нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений» [4].
В соответствии со статьей 28 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» структурными элементами нормативного правового акта, в том числе и Закона, являются преамбула, главы, статьи, части и абзацы. Преамбула представляет собой «вступительную часть, содержащую информацию о причинах, условиях и целях его принятия, предмете и методе его правового регулирования» [4]. Поэтому в преамбуле закреплено, что Закон определяет гражданско-правовые, экономические и организационные основы регулирования транспортно-экспедиционной деятельности в целях создания условий для обеспечения потребностей экономики и населения в транспортно-экспедиционных услугах [1].
В главу 1 Закона «Общие положения» включены статьи, устанавливающие основные понятия, используемые в Законе и их определения, сферу действия Закона, законодательство Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь и правила данного вида деятельности.
Правилами подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности», регламентировано, что «определения наиболее важных терминов, используемых в проекте акта и являющихся общими для всех его нормативных предписаний, указываются в одной статье, обычно помещаемой в начале текста проекта акта. Определения терминов должны быть понятными и однозначными, излагаться лаконично» [5, п. 49].
Так, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 755 ГК в Законе применяется термин «клиент» – грузоотправитель или грузополучатель, которые заключают с экспедитором договор транспортной экспедиции и термин «экспедитор» – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие право на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности на основании специального разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством Республики Беларусь [1].
Участниками транспортно-экспедиционной деятельности являются клиенты (грузоотправители, грузополучатели), экспедиторы, перевозчики и иные юридические и физические лица, которые вступают в отношения в связи с оказанием транспортно-экспедиционных услуг.
Немаловажное значение имеет четкое определение всех участников данного вида деятельности. Так, грузоотправителем выступают юридическое или физическое лицо, от имени которого оформляется отправка груза, грузополучателем могут быть юридическое или физическое лицо, уполномоченное на получение груза на основании договора или на иных законных основаниях, а перевозчиком являются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющие перевозку груза на основании договора.
Под понятием «транспортно-экспедиционная деятельность» понимается вид предпринимательской деятельности экспедитора по оказанию транспортно-экспедиционных услуг. В свою очередь, к транспортно-экспедиционным услугам относятся услуги, связанные с организацией и (или) обеспечением перевозки груза одним или несколькими видами транспорта [1].
Вместе с тем, в действующем законодательстве имеются существенные расхождения в определении терминов. Так, в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 1996 г. № 86 (далее ? Правила), данный вид деятельности определяется как «хозяйственная деятельность по организации перевозки грузов, включая их отправку и получение, а также по выполнению или обеспечению выполнения других, связанных с перевозкой операций в соответствии с договором на транспортно-экспедиционное обслуживание» [6].
Кроме того, пунктом 1 Правил регламентировано, что «транспортно-экспедиционная деятельность осуществляется на основании заключенного между заказчиком и экспедитором договора об организации и условиях перевозки грузов и выполнении других, связанных с перевозкой операций» [6]. Следовательно, договор на транспортно-экспедиционное обслуживание предусматривает обязательства экспедитора организовать перевозку грузов, включая их отправку и получение, а также выполнить или обеспечить выполнение других, связанных с перевозкой операций, что не соответствует положениям пункта 1 статьи 755 ГК Республики Беларусь, согласно которым экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза. При этом в указанных правилах не предусмотрены обязательства по выполнению услуг, а указано на выполнение или обеспечение выполнения других, связанных с перевозкой операций, что также не соответствует действующему законодательству.
Таким образом, договор на транспортно-экспедиционное обслуживание является договором транспортной экспедиции, а выполнение услуг – это выполнение операций, что неверно, так как не соответствует положениям ГК Республики Беларусь и Закону.
Правилами определено, что экспедитором является «субъект хозяйствования, организующий за вознаграждение за счет заказчика от своего имени экспедирование грузов, а также выполняющий или обеспечивающий выполнение иных действий, предусмотренных договором на транспортно-экспедиционное обслуживание» [6], что не в полной мере согласуется с положениями статьи 755 ГК Республики Беларусь. Кроме того, следует отметить, что в данных Правилах отсутствует понятие «клиент», не определены его права, обязанности и ответственность и не урегулирован ряд иных вопросов.
Правилами экспедирования грузов при смешанных перевозках, утвержденными Приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 10 марта 1997 г. № 58–Ц (далее Правила экспедирования грузов при смешанных перевозках), представлено аналогичное определение указанного вида деятельности [7].
В связи с изложенным следует, что в нормативных правовых актах, регламентирующих транспортно-экспедиционную деятельность в Республике Беларусь, отсутствует единство терминологии: в одном случае выполнение услуг называется операциями, в другом – услугами.
В соответствии с пунктом 23 Правил экспедирования грузов при смешанных перевозках указано, что экспедирование грузов при смешанных перевозках осуществляется экспедитором смешанной перевозки в соответствии с Правилами [7].
Следовательно, установление порядка заключения договора, определение прав, обязанностей и ответственности заказчика и иные положения, касающиеся выполнения или организации выполнения определенных договором транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза в смешанном сообщении, в полном объеме не урегулированы данными Правилами.
Кроме того, следует отметить, что в Правилах экспедирования грузов при смешанных перевозках также отсутствуют определение термина «клиент», его права, обязанности, ответственность, не урегулированы взаимоотношения экспедитора и клиента, отсутствуют положения о контроле за данным видом деятельности.
В пункте 7 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 июля 2002 г. № 20 (далее ? Правила автомобильных перевозок грузов) определение термина «экспедитор» трактуется через определение термина «заказчик», которым является «грузоотправитель, грузополучатель, оператор автомобильной перевозки (экспедитор)» [8], что не в полной мере согласуется с положениями пункта 1 статьи 755 ГК Республики Беларусь, согласно которым клиентом, а не экспедитором по договору транспортной экспедиции могут выступать грузоотправитель или грузополучатель.
В Инструкции по определению и учету выручки экспедитором, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 августа 2000 г. № 14 содержится иное определение данного термина: «экспедитор – хозяйствующий субъект, который по договору транспортной экспедиции обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) от своего имени или от имени клиента выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза» [9, п. 2], что также не согласуется с положениями статьи 755 ГК Республики Беларусь.
В Законе отсутствует определение понятия «транспортно-экспедиционные операции», которое очевидно будет представлено в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности.
Законом четко определена сфера деятельности, на которую не распространяются указанные правоотношения, возникающие при: транспортировке продукции магистральным трубопроводным транспортом;
осуществлении транспортной деятельности в целях обеспечения обороноспособности, безопасности, правопорядка и охраны здоровья;
осуществлении транспортной деятельности в области почтовой связи;
выполнении погрузочно-разгрузочных работ в рамках договора перевозки груза в соответствии с законодательством Республики Беларусь [1, ч. 2 ст. 2].
В статье 3 Закона «Законодательство Республики Беларусь в области транспортно-экспедиционной деятельности», указано, что законодательство в данной области отношений основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из актов Президента Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «Об основах транспортной деятельности» [10], настоящего Закона, Правил транспортно-экспедиционной деятельности, иных актов законодательства и международных договоров Республики Беларусь.
Законом предусмотрена разработка и принятие Правил транспортно-экспедиционной деятельности, которые утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. Данными Правилами определяются: порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг; права и обязанности клиента и экспедитора; формы и порядок заполнения документов, используемых при оказании транспортно-экспедиционных услуг; порядок предъявления претензий, вытекающих из договора транспортной экспедиции; иные положения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь [1, ст. 5].
В главе 2 Закона регламентированы правовые и организационные основы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности. Согласно статье 6 Закона транспортно-экспедиционная деятельность осуществляется на основании договоров транспортной экспедиции, об организации перевозок грузов, перевозки груза, фрахтования, хранения и иных договоров, заключаемых участниками транспортно-экспедиционной деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом, участники транспортно-экспедиционной деятельности свободны в выборе договора, определении его условий, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.
Президентом Республики Беларусь могут быть установлены особенности осуществления транспортно-экспедиционной деятельности [1]. Так, в соответствии с пунктом 46 Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии) и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17, на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности специальные разрешения (лицензии) выдает Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь [11].
Конкурсный порядок допуска на рынок транспортно-экспедиционных услуг урегулирован Указом Президента Республики Беларусь от 19 октября 1999 г. № 614 «О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг», в котором предусмотрено, что «заключение договоров транспортной экспедиции осуществляется на основании конкурса (тендера), проводимого в установленном порядке» [12, пп. 1.2 п. 1].
Будучи актом прямого действия, указанный Закон содержит основные принципы, являющиеся обязательными для всех граждан и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Основными принципами осуществления транспортно-экспедиционной деятельности являются:
государственное регулирование, управление и контроль;
равенство прав участников транспортно-экспедиционной деятельности;
соблюдение интересов всех участников транспортно-экспедиционной деятельности;
обеспечение безопасности осуществления транспортно-экспедиционной деятельности на основе соблюдения требований законодательства Республики Беларусь, в том числе требований технических нормативных правовых актов [1, ст. 7].
Перечень транспортно-экспедиционных услуг, указанных в статье 8 Закона является открытым. Вместе с тем, согласно пункту 24 Правил экспедирования грузов при смешанных перевозках предусмотрено осуществление экспедитором закрытого перечня транспортно-экспедиционных услуг [7].
В статье 9 Закона указан порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг физическим лицам при перевозках грузов, предназначенных для личного, семейного, домашнего и иного использования, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, определяемый Правилами транспортно-экспедиционной деятельности. При этом, заключение договора транспортной экспедиции с физическим лицом оформляется заказом-поручением. Порядок выдачи заказа-поручения и принятия его к исполнению, а также форма заказа-поручения определяются указанными Правилами. Кроме того, на отношения экспедитора и физического лица, связанные с оказанием транспортно-экспедиционных услуг физическим лицам, распространяются положения Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей».
В целях совершенствования норм, регламентирующих государственное регулирование и управление транспортно-экспедиционной деятельностью, в Закон включена глава 3 «Государственное регулирование, управление и контроль в области транспортно-экспедиционной деятельности». В статьях этой главы определены государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области транспортно-экспедиционной деятельности, изложены основные положения о государственном регулировании и управлении, о контроле в области транспортно-экспедиционной деятельности. Отдельными статьями представлены отсылочные нормы о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг требованиям нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации законодательству Республики Беларусь, а также об обязательном представлении экспедиторами государственной статистической отчетности, установленной актами законодательства Республики Беларусь.
Гражданско-правовой формой осуществления транспортно-экспедиционной деятельности является договор транспортной экспедиции.
Важное место в Законе занимают положения, закрепляющие договорно-правовые аспекты выполнения или организации выполнения, определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. В статьях главы 4 Закона определены понятие договора транспортной экспедиции, поручение экспедитору, правовое положение экспедитора по договору транспортной экспедиции, оформление документов при осуществлении данного вида деятельности, а также одностороннее расторжение данного договора.
В соответствии со статьей 16 Закона, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг, определенных договором. Договор транспортной экспедиции должен содержать конкретный перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые обязуется оказать экспедитор, и может быть заключен в виде поручения экспедитору. При необходимости систематического оказания транспортно-экспедиционных услуг между клиентом и экспедитором могут заключаться долгосрочные договоры транспортной экспедиции [1].
Экспедиторским документом на выполнение или организацию выполнения транспортно-экспедиционных услуг, является поручение экспедитору, которое выдает клиент. Оно может быть выдано в рамках заключенного долгосрочного договора транспортной экспедиции, а также может быть разовым. Поручение экспедитору, выданное клиентом в рамках заключенного между ними долгосрочного договора транспортной экспедиции, принимается экспедитором к исполнению немедленно по его получении, если иное не предусмотрено этим договором или не вытекает из поручения.
В случае выдачи клиентом поручения экспедитору при отсутствии заключенного договора транспортной экспедиции требуется письменное подтверждение экспедитора о даче согласия на принятие к исполнению такого поручения. При получении клиентом указанного подтверждения договор транспортной экспедиции считается заключенным.
Поручение экспедитору должно содержать все данные, необходимые для его надлежащего исполнения.
Форма поручения экспедитору определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности [1, ст. 17].
Экспедитор, в соответствии со статьей 18 Закона, при исполнении договора транспортной экспедиции может вступать в отношения с третьими лицами от своего имени или от имени клиента.
В отношениях с третьими лицами экспедитор действует от своего имени, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции. Права и обязанности по договорам, заключенным экспедитором от своего имени, возникают непосредственно у экспедитора.
Экспедитор, вступающий в отношения с третьими лицами от имени клиента, должен иметь доверенность клиента, согласно которой клиент уполномочивает его действовать в таком статусе. Экспедитор на основании выданной ему доверенности обязан передать клиенту оригиналы договоров, заключенных в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента.
В случае привлечения экспедитором другого экспедитора для выполнения своих обязанностей по договору транспортной экспедиции заключается еще один договор транспортной экспедиции. При этом экспедитор, привлекший другого экспедитора, выступает в качестве клиента [1].
Особенностью оформления документов при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности, является то, что в случаях, предусмотренных Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, при оказании транспортно-экспедиционных услуг могут быть использованы документы международного образца.
При выполнении перевозки груза в рамках исполнения договора транспортной экспедиции на перевозку груза оформляются транспортные документы, применяемые на отдельных видах транспорта в соответствии с требованиями транспортных уставов и кодексов, иных актов законодательства Республики Беларусь [1, ст. 19].
Законом регламентировано одностороннее расторжение договора транспортной экспедиции, при котором, любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, письменно предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора транспортной экспедиции сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, причиненные расторжением договора [1, ст. 20].
Права и обязанности сторон по договору транспортной экспедиции составляют содержание обязательственного правоотношения, основанного на договоре транспортной экспедиции. В главу 5 Закона включены положения, касающиеся основных прав и обязанностей клиента и экспедитора с учетом особенностей, обусловленных спецификой данного вида деятельности. Более подробное определение прав и обязанностей клиента и экспедитора будет регламентировано в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности.
Важной составляющей частью Закона является глава 6, регламентирующая положения ответственности при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности.
В Закон включены статьи, предусматривающие общие положения об ответственности, ответственность экспедитора за несохранность груза, за нарушение срока исполнения обязанностей по договору транспортной экспедиции, а также ответственность клиента за непредставление информации.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор и клиент несут ответственность в порядке и размере, определяемых в соответствии с ГК Республики Беларусь и настоящим Законом.
Соглашения экспедиторов с клиентами об ограничении или неприменении установленной законодательством ответственности недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений предусмотрена законодательными актами Республики Беларусь.
В случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязанности вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки груза, ответственность экспедитора, заключившего договор перевозки груза, перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым соответствующий перевозчик отвечает перед экспедитором [1, ст. 26].
Руководствуясь положениями статьи 27 Закона, экспедитор несет ответственность за несохранность принятого в свое ведение груза (утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза), происшедшую после его принятия и до выдачи его грузополучателю или иному лицу, уполномоченному на получение груза, если не докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Принятие экспедитором в свое ведение груза удостоверяется соответствующей отметкой в товарных (товарно-транспортных) документах на груз, заполняемых в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, или выдачей расписки экспедитора.
Форма и порядок выдачи расписки экспедитора определяются Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.
Ущерб, причиненный несохранностью груза, возмещается экспедитором в следующих размерах:
за утрату или недостачу груза – в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
за повреждение (порчу) груза – в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере его стоимости;
за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, – в размере объявленной ценности груза или части объявленной ценности, пропорциональной утраченной (недостающей) части груза, но не выше его реальной стоимости.
При оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с международными перевозками грузов, ответственность экспедитора за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза определяется в соответствии с ГК Республики Беларусь, настоящей статьей и международными договорами Республики Беларусь[1].
Кроме того, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции, экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязанностей по договору транспортной экспедиции, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента [1, ст. 28].
В законодательстве Республики Беларусь имеются существенные расхождения в определении срока утраты груза, что свидетельствует о несогласованности правовых норм в данной области отношений.
Так, согласно пункту 19 Правил экспедирования грузов при смешанных перевозках груз считается утраченным в случае, «если он не был доставлен в течение 90 календарных дней по истечению срока доставки» [7].
В силу пункта 418 Правил автомобильных перевозок грузов груз считается утраченным, «если он не доставлен на место по истечении согласованного срока или если этот срок не был согласован в течение шестидесяти дней со дня принятия груза перевозчиком» [8].
В Правилах экспедирования грузов при смешанных перевозках установлено, что «в случае, когда экспедитор смешанной перевозки несет ответственность за ущерб, вызванный утратой или повреждением груза, его ответственность определяется стоимостью утраченного или поврежденного груза или суммой объявленной ценности груза, если не будет доказано, что она ниже фактической стоимости груза.
Экспедитор смешанной перевозки обязан возместить грузоотправителю ущерб, вызванный нарушением срока доставки в тех случаях, когда срок доставки груза установлен в договоре» [7, п. 20].
В Законе срок утраты груза не установлен.
Следовательно, Правила транспортно-экспедиционной деятельности должны содержать правовые предписания о сроке утраты груза.
Кроме того, в законодательстве Республики Беларусь положения об уведомлении об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза предусмотрены только для смешанных перевозок грузов «если в момент приема груза грузополучатель не представит экспедитору смешанной перевозки в письменной форме уведомление об утрате или повреждении груза с указанием общего характера этой утраты или повреждения, то прием груза является доказательством действительной его доставки экспедитором, в том виде, в каком он описан в документе смешанной перевозки» [7, п. 28].
В Законе отсутствует определение стоимости груза. В соответствии с Правилами автомобильных перевозок размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его к перевозке. «Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки или, за отсутствием таковой, на основании текущей рыночной цены, или же, при отсутствии и той и другой, на основании обычной стоимости товара такого рода и качества. Однако размер возмещения не может превышать 8,33 расчетной единицы за килограмм недостающей массы брутто. Расчетная единица – золотой франк весом 10/31 золота 0,900 пробы» [8, п. 420].
По нашему мнению, связи с тем, что перевозку груза может осуществлять не только перевозчик, но и экспедитор, имеющий собственные транспортные средства, поэтому понятие стоимости груза, исходя из положений части второй пункта 2 статьи 750 ГК Республики Беларусь, целесообразно законодательно закрепить в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности в следующей редакции: стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Клиент возмещает убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своей обязанности по представлению информации, предусмотренной настоящим Законом [1, ст. 29].
В соответствии со статьей 30 Закона до предъявления к экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции (за исключением договора транспортной экспедиции с физическим лицом, заключенного в соответствии со статьей 9 настоящего Закона), обязательно предъявление экспедитору претензии, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции.
Порядок предъявления претензий, вытекающих из договора транспортной экспедиции, определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.
Иск к экспедитору может быть предъявлен в случае получения полного или частичного отказа удовлетворить предъявленную претензию либо в случае неполучения ответа в тридцатидневный срок [1].
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора транспортной экспедиции, устанавливается в десять месяцев [1, ст. 31].
Заключительные положения представлены в главе 8 Закона статьей, определяющей момент вступления его в силу, и статьей по приведению законодательства Республики Беларусь в соответствие с этим Законом.
В заключении следует отметить, что по структуре и содержанию Закон согласовывается с законодательством Республики Беларусь (прежде всего с нормами ГК Республики Беларусь), действие Закона распространяется на отношения, связанные с выполнением или организацией выполнения определенных договором транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Закон содержит гражданско-правовые, экономические и организационные основы регулирования транспортно-экспедиционной деятельности и принципы ее осуществления, а при более детальном гражданско-правовом регулировании отношений, связанных с подготовкой, погрузкой, выгрузкой груза отсылает к нормам нормативных правовых актов специального и общего характера. В целом Закон соответствует требованиям унификации законодательства, осуществляемой в рамках интеграционных процессов в Республике Беларусь и Российской Федерации.

Литература:

  1. О транспортно-экспедиционной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 13 июня 2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. № 93, 2/1221).
  2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 декаб. 1998 г. (c изм. и дополн.) // Ведамасці Нац. сходу Рэсп. Беларусь. – 1999. — № 7–9. – Ст. 101; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 69, 2/190; 2001. – № 46, 2/750; 2002. – № 7, 2/828; № 62, 2/853; № 75, 862; № 84, 2/877; № 128, 2/897.
  3. Конституция Республики Беларусь: Конституция Респ. Беларусь, 15 марта 1994 г., № 2875–XII (с изм. и дополн.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1, 1/0.
  4. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г. (с изм. и дополн.) // Ведамасці Нац. сходу Рэсп. Беларусь. – 2000. – № 5. – Ст. 40; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 7, 2/136; 2002. – № 7, 2/830.
  5. О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 авг. 2003 г., № 359 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 92, 1/4856.
  6. Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь: Постановление Каб. Министров Респ. Беларусь, 9 февр. 1996 г., № 86 (с изм. и дополн.) // Собр. указов Президента и постановлений Каб. Министров Респ. Беларусь. – 1996. – № 5. – Ст. 115; 1999. – № 6. – Ст. 150; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 97, 5/9154; 2002. – № 46, 5/10295; № 82, 5/10802.
  7. Об утверждении Правил экспедирования грузов при смешанных перевозках: Приказ М-ва транспорта и коммуникаций Респ. Беларусь, 10 марта 1997 г., № 58–Ц // Бюлл. нормативно-правовой информации. – 1997. – № 8.
  8. Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов: Постановление М-ва транспорта и коммуникаций Респ. Беларусь, 1 июля 2002 г., № 20 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 102, 8/8480.
  9. Об утверждении Инструкции по определению и учету выручки экспедитором: Постановление М-ва транспорта и коммуникаций Респ. Беларусь, 4 авг. 2000 г., № 14 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 83, 8/3927; Бюлл. нормативно-правовой информации. – 2000. – № 26.
  10. Об основах транспортной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 5 мая 1998 г. // Ведамасцi Нац. сходу Рэсп. Беларусь. – 1998. № 20. ст. 221.
  11. О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг: Указ Президента Респ. Беларусь, 19 октяб. 1999 г., № 614 (с изм. и дополн.) // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1999. – № 29. – Ст. 835; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 81, 1/725; 2002. – № 125, 1/4137.
  12. О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Респ. Беларусь, 14 июля 2003 г., № 17 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 79, 1/4779.